Дело №2-312/2011
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
22 февраля 2011 года г. Саранск
Ленинский районный суд г. Саранска в составе:
председательствующего – судьи Ганченковой В.А.,
при секретаре судебного заседания – Колчиной Н.В.,
с участием в деле:
истицы – Колотыгина Василия Алексеевича,
ответчика - Администрации городского округа Саранск, ее представителя Стансковой Елены Викторовны, действующей по доверенности от 8 декабря 2010 года № 261-д,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Колотыгина Василия Алексеевича к Администрации городского округа Саранск о признании незаконным отказа в постановке на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий и понуждении постановки на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий,
установил:
Колотыгин В.А. обратился в суд с иском к Администрации городского округа Саранск о признании незаконным отказа в постановке на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий и понуждении постановки на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий.
В обоснование своих требований истец указал, что он является инвалидом I группы Великой Отечественной войны. Состоял на учете граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, с 30 ноября 2001 года. Решением комиссии по жилищным вопросам от 5 сентября 2009 года он был снят с учета, так как в муниципальном образовании городского округа Саранск не проживал и был зарегистрирован за пределами Республики Мордовия - в г. Виннице Винницкой области (Украина). С 1 марта 2010 года он зарегистрирован в квартире своих родственников по адресу: г. Саранск, <адрес>. До этого момента он был зарегистрирован в квартире № общей площадью 54,9 кв.м. по <адрес> в г. Винница, Украина, которая находилась в его собственности. 20 октября 2010 года указанную квартиру он продал и в настоящее время зарегистрированной недвижимости он не имеет. 2 декабря 2010 года он обратился в Жилищное управление Администрации городского округа Саранск с заявлением о принятии его на учет, как нуждающегося в улучшении жилищных условий. Постановлением Главы Администрации городского округа Саранск от 22 декабря 2010 года № 3577 в принятии его на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий было отказано, поскольку не истек пятилетний срок после совершения действий по отчуждению жилья, приведшей к намеренному ухудшению жилищных условий. Считает отказ в постановке на учет как нуждающегося в улучшении жилищных условий незаконным, поскольку намеренно свои жилищные условия он не ухудшал, так как по состоянию здоровья он нуждается в уходе и посторонней помощи своих родственников, которые проживают в г. Саранске.
Просил признать незаконным отказ Администрации городского округа Саранск в постановке его на учет как нуждающегося в улучшении жилищных условий на основании Постановления Главы Администрации городского округа Саранск от 22 декабря 2010 года № 3577 и обязать поставить его на учет.
В судебном заседании истец Колотыгин В.А. исковые требования поддержал по тем же самым основаниям, просил суд их удовлетворить.
Представитель ответчика Администрации городского округа Саранск Станскова Е.В. исковые требования истца не признала, просила суд отказать в их удовлетворении.
Заслушав объяснения участников процесса, исследовав письменные доказательства, суд считает, что исковые требования Колотыгина В.А. подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, Колотыгин В.А. является инвалидом I группы Великой Отечественной войны и имеет право на льготы и преимущества, установленные действующим законодательством для инвалидов Отечественной войны, что подтверждается удостоверением серии ГФ № (л.д.4).
С 30 ноября 2001 года Колотыгин В.А. и его супруга ГР.А., умершая в 2009 году, на основании решения общественной жилищной комиссии администрации Ленинского района г. Саранска от 27 ноября 2001 года состояли на учете граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
На основании Постановления Главы Администрации городского округа Саранск от 14 октября 2009 года № 2359 ГР.А. и Колотыгин В.А. исключены из списков очередности граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, в соответствии с подпунктом в пункта 20 Правил учета граждан, утвержденных постановлением Правительства РМ от 25 августа 2005 года.
2 декабря 2010 года Колотыгин В.А. обратился в Администрацию городского округа Саранск с заявлением о постановке на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий как инвалид Великой Отечественной войны, имеющий право на предоставление мер социальной поддержки в виде обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем.
Постановлением Главы Администрации городского округа Саранск от 22 декабря 2010 года № 3577 Колотыгину В.А. отказано в постановке на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий по тем основаниям, что не истек пятилетний срок после совершения гражданином сделки, приведшей к намеренному ухудшению жилищных условий (пункт3 части 1 статьи 54, статьи 53 Жилищного кодекса Российской Федерации и п.п. 3 п. 10 Правил учета граждан, утвержденных постановлением Правительства РМ от 25 августа 2005 года № 335).
Суд считает указанное постановление Главы Администрации городского округа Саранск от 22 декабря 2010 года № 3577 в части отказа в постановке на учет Колотыгина В.А. незаконным, по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 21 Федерального закона от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» (в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ) члены семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий имеют право на предоставление мер социальной поддержки, в том числе обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Правительством Республики Мордовия от 25 августа 2005 года № 335 утверждены Правила учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, которые в соответствии с действующим законодательством имеют право на государственную поддержку в строительстве или приобретении жилья, пунктом 4 которых установлены основания признания граждан нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Нуждающимися в улучшении жилищных условий признаются граждане:
1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения, не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения;
2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы;
3) проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям;
4) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности, в соответствии с перечнем соответствующих заболеваний, установленным нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно подпункту «б-1» пункта 10 Правил учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, которые в соответствии с действующим законодательством имеют право на государственную поддержку в строительстве или приобретении жилья», утвержденных Постановлением Правительства Республики Мордовия от 25 августа 2005 года № 335 отказа в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий допускается в случае, если не истек пятилетний срок после совершения гражданином сделки, приведшей к намеренному ухудшению жилищных условий, за исключением случаев, если независимо от совершения указанной сделки гражданин может быть признан нуждающимся в улучшении жилищных условий.
Согласно буквальному толкованию приведенных положенной нормативного акта, отказ в постановке на учет допускается только в случае намеренного ухудшения жилищных условий, а также, если независимо от совершенной сделки гражданин может быть признан нуждающимся в улучшении жилищных условий.
Как следует из материалов дела и объяснений истца, ему на праве собственности принадлежала квартира №, общей площадью 54,9 кв.м. по адресу: <адрес>, Украина.
20 октября 2010 года между истцом Колотыгиным В.А. и ГР.Б. заключен договор купли-продажи квартиры №, общей площадью 54,9 кв.м. по адресу: <адрес>, Украина.
Согласно выписке из домовой книги на жилое помещение, расположенное по адресу: Республика Мордовия, г. Саранск, <адрес> по состоянию на 29 ноября 2010 года Колотыгин В.А. проживает и зарегистрирован в данном жилом помещении с 1 марта 2010 года. Кроме него в квартире проживает семья его племенника в составе трех человек.
Из объяснений истца, данных им в судебном заседании, следует, что по состоянию своего здоровья он нуждается в ходе и посторонней помощи со стороны родных и близких, родственников на Украине у него не осталось, и он был вынужден продать свою квартиру и переехать в г. Саранск к своим родственникам.
Данные обстоятельства подтверждаются показаниями допрошенных в судебном заседании свидетелей ГР.Е. и ГР.В., которые также показали суду, что истец с 1 марта 2010 года постоянно проживает по адресу: г. Саранск, <адрес>, общая площадь которой составляет 46,6 кв.м.
Собственниками указанного жилого помещения по ? доли являются ГР.Д. и ГР.Г., что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права № от 21 марта 2009 года и № от 21 марта 2009 года.
Согласно части 4 и 5 Жилищного кодекса Российской Федерации учетной нормой площади жилого помещения является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Учетная норма устанавливается органом местного самоуправления. Размер такой нормы не может превышать размер нормы предоставления, установленной данным органом.
Решением Саранского городского совета депутатов от 12 октября 2005 года № 162 установлена учетная норма площади жилого помещения в размере 12,5 кв. м общей площади жилого помещения на одного члена семьи.
Согласно техническому паспорту на квартиру <адрес> г.Саранска общая площадь данного жилого помещения составляет 46,6., жилая 28,2 кв.м.
Учитывая, что в указанной квартире проживают 3 человека и Колотыгин В.А., обеспеченность общей площадью жилого помещения на одного члена семьи составляет 11,65 кв.м., то есть менее учетной нормы.
В силу пункта 5 Правил учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, которые в соответствии с действующим законодательством имеют право на государственную поддержку в строительстве или приобретении жилья, утвержденных постановлением Правительства Республики Мордовия от 25 августа 2005 года №335, при наличии у нанимателя жилого помещения по договору социального найма и (или) членов его семьи, собственника жилого помещения и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, обеспеченность жилыми помещениями определяется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.
В случае если заявителем и (или) членами его семьи в течение пяти лет, предшествующих обращению с заявлением о признании нуждающимся в улучшении жилищных условий, совершались сделки по отчуждению жилых помещений либо доли в праве собственности на жилые помещения, обеспеченность жилыми помещениями определяется исходя из суммарной площади всех отчужденных жилых помещений (долей в праве собственности), а также жилых помещений, указанных в части первой настоящего пункта.
Из справки Филиала ФГУП «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ» по Республике Мордовия №894 от 21 апреля 2010 года и сообщения Управления Федеральной регистрационной службы по Республике Мордовия №15-10/7266 от 20 апреля 2010 года следует, что Колотыгин В.А. зарегистрированной недвижимости не имеет.
При этом в судебном заседании установлено, что по договору купли-продажи от 20 октября 2010 года Колотыгин В.А. произвел отчуждение принадлежащего ему на праве собственности жилого помещения, расположенного по адресу: Украина, <адрес>.
Поскольку отчуждение данного жилого помещения произведено в течение пяти лет, предшествующих обращению с заявлением о признании нуждающимся в улучшении жилищных условий, площадь указанного жилого помещения должна быть учтена при определении обеспеченности истца жилыми помещениями.
В судебном заседании установлено, что фактически истец с 1 марта 2010 года постоянно проживает в <адрес> с семьей племянника, поскольку не может обходиться без постоянного постороннего ухода, и нуждается в улучшении жилищных условий.
Кроме того, с 2001 года по 2009 год, проживая в жилом помещении, расположенного по адресу: Украина, <адрес>, со своей супругой, истец также являлся нуждающимся в улучшении жилищных условий, как инвалид Великой Отечественной войны и состоял на учете.
Таким образом, очевидно, что истец, в силу своего преклонного возраста и наличия инвалидности нуждается в постороннем уходе и помощи со стороны родных и близких. В силу указанных обстоятельств был вынужден продать свою квартиру в г. Виннице (Украина) и переехать в г. Саранск к своим единственным родственникам.
В связи с этим из материалов дела следует, что таких доказательств, свидетельствующих о том, что истец намеренно ухудшил свои жилищные условия, не имеется.
Согласно Определению Конституционного Суда РФ от 19 апреля 2007 N 258-О-О по смыслу статьи 53 Жилищного кодекса Российской Федерации и соответствующих норм законодательства субъекта РФ ограничения в постановке граждан на учет нуждающихся в жилых помещениях должны считаться допустимыми лишь в том случае, если гражданами совершались умышленные действия с целью создания искусственного ухудшения жилищных условий, могущих привести к состоянию, требующему обеспечения их другим жильем. При этом применение статьи 53 Жилищного кодекса Российской Федерации и развивающих ее подзаконных нормативных актов должно осуществляться в системе действующего правового регулирования во взаимосвязи с пунктом 3 статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которому в случаях, когда закон ставит защиту гражданских прав в зависимость от того, осуществлялись ли эти права разумно и добросовестно, разумность действий и добросовестность участников гражданских правоотношений предполагаются.
Таким образом, в судебном заседании не было представлено доказательств, свидетельствующих о намеренных действиях истца с целью ухудшения своих жилищных условий.
При таких обстоятельствах, суд считает, что истец Колотыгин В.А., как ветеран и инвалид Великой Отечественной войны имеет все законные основания для постановки его на учет в улучшении жилищных условий, поскольку другого жилья в собственности он не имеет.
В связи с этим Постановление Главы Администрации городского округа Саранск №3577 от 22 декабря 2010 года в части отказа в постановке Колотыгина В.А. на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, является незаконным.
В соответствии с Правилами учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, которые в соответствии с действующим законодательством имеют право на государственную поддержку в строительстве или приобретении жилья, утвержденных постановлением Правительства Республики Мордовия от 25 августа 2005 года №335, под признанием гражданина нуждающимся в улучшении жилищных условий понимается издание главой администрации муниципального образования постановления администрации муниципального образования о постановке гражданина на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий.
На основании вышеизложенного, суд приходит к выводу, что требования Колотыгина Василия Алексеевича к Администрации городского округа Саранск о понуждении поставить его на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий также подлежат удовлетворению.
В соответствии со статьей 67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы.
В соответствии со статьей 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи 96 указанного кодекса.
Исходя из изложенного, оценивая достаточность и взаимную связь имеющихся по делу доказательств в их совокупности, разрешая дело по представленным доказательствам, в пределах заявленных требований и по указанным заявителям основаниям, руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
исковые требования Колотыгина Василия Алексеевича к Администрации городского округа Саранск о признании незаконным отказа в постановке на учет как нуждающегося в улучшении жилищных условий и понуждении постановки на учет удовлетворить.
Признать незаконным Приложение №1 к Постановлению Главы Администрации городского округа Саранск № 3577 от 22 декабря 2010 года в части отказа в постановке Колотыгина Василия Алексеевича на учет граждан нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Обязать Администрацию городского округа Саранск поставить Колотыгина Василия Алексеевича на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий с 2 декабря 2010 года.
На решение суда может быть подана кассационная жалоба в Верховный Суд Республики Мордовия через Ленинский районный суд г. Саранска в течение десяти дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Председательствующий
Судья Ленинского районного суда г. Саранска В.А.Ганченкова