Дело № 2-669/2011
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ22 марта 2011 года г. Саранск
Ленинский районный суд г. Саранска Республики Мордовия в составе:
председательствующего судьи Ганченковой В.А.,
с участием секретаря судебного заседания Колчиной Н.В.,
с участием истицы – Данейкиной Лидии Николаевны,
ответчика - ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия, его представителя Шерстобитовой Жанны Викторовны, действующей по доверенности от 16 февраля 2011 года № 192,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Данейкиной Лидии Николаевны к ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в городском округе Саранск Республики Мордовия об отмене решения начальника Управления Пенсионного фонда РФ в городском округе Саранск Республики Мордовия об отказе в назначении ей досрочной трудовой пенсии по старости в связи с лечебной деятельностью, включении в специальный стаж периодов работы и понуждении назначить досрочную пенсию,
установил:
Данейкина Л.Н.. обратилась в суд с иском к ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в городском округе Саранск Республики Мордовия об отмене решения начальника Управления Пенсионного фонда РФ в городском округе Саранск Республики Мордовия об отказе в назначении ей досрочной трудовой пенсии по старости в связи с лечебной деятельностью, включении в специальный стаж периодов работы и понуждении назначить досрочную пенсию.
В обоснование своих требований Данейкина Л.Н. указала, что решением начальника ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в г. Саранске Республики Мордовия № 5203/147 от 11 февраля 2011 года ей отказано в досрочном назначении трудовой пенсии в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения по основанию, предусмотренному подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 ФЗ-173 «О трудовых пенсиях в РФ» от 17 декабря 2001 года из-за отсутствия необходимой продолжительности требуемого специального стажа. В специальный стаж не были включены следующие периоды работы:
- с 15 июня 1987 года по 31 марта 1989 года, с 1 июля 1991 года по 1 октября 1992 года в должности заведующей здравпунктом - медицинской сестры, с 2 октября 1992 года по 19 июля 1993 года в должности уч. медсестры педиатрического участка в Луховской сельской врачебной амбулатории (3 года 10 месяцев 5 дней), поскольку наименование учреждения – «врачебная амбулатория» не поименовано Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года № 781,
в календарном исчислении:
- с 1 апреля 1989 года по 23 августа 1989 года - - больничный лист по временной нетрудоспособности по беременности и родам, с 24 августа 1989 года по 30 июня 1991 года – уход за ребенком до 2-х лет, как периоды получения пособий по временной нетрудоспособности и уходу за ребенком в Луховской сельской амбулатории, так как в это время сохраняются трудовые отношения, но работа в учреждении здравоохранения, находящегося в сельской местности, не осуществляется. Поскольку наименование учреждения - «врачебная амбулатория» не поименовано Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, утвержденных постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 года № 781. Между тем, Луховская врачебная амбулатория в период времени с 1982 года по 1993 год оказывала лечебно-профилактическую медицинскую помощь сельскому поселению. Включение в наименование слова «врачебная» указывает на специфику деятельности амбулатории и не может служить основанием для ее исключения из числа лечебно-профилактических учреждений. Кроме того, считает, что свою лечебную деятельность она осуществляла в рабочем поселке Луховка, поэтому периоды с 15 июня 1987 года по 31 марта 1989 года, с 1 июля 1991 года по 1 октября 1992 года с 2 октября 1992 года по 19 июля 1993 года, а также период временной нетрудоспособности по беременности и родам и уходу за ребенком до 2 лет с 1 апреля 1989 года по 23 августа 1989 года и с 24 августа 1989 года по 30 июня 1991 года должны быть засчитаны в специальный стаж в льготном порядке, как один такой работы за один год и три месяца.
Просит суд отменить решение начальника Управления Пенсионного фонда РФ в городском округе Саранск Республики Мордовия № 5203/147 от 11 февраля 2011 года об отказе в назначении ей досрочной трудовой пенсии по старости в связи с лечебной деятельностью , включить в специальный стаж вышеуказанные периоды работы и обязать ответчика назначить досрочную пенсию с 1 февраля 2011 года.
В судебном заседании истица Данейкина Л.Н. исковые требования поддержала по тем же основаниям, просила суд удовлетворить.
Представитель ответчика Шерстобитова Ж.В. исковые требования не признала, считает решение начальника ГУ – Управление Пенсионного фонда РФ в г. Саранске Республики Мордовия № 5203/147 от 11 февраля 2011 года законным, просила отказать истице в удовлетворении заявленных ею требований.
Исследовав письменные материалы дела, заслушав пояснения истицы, объяснения представителей сторон, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Материалами дела установлено, что 1 февраля 2011 года истица Данейкина Л.Н., Дата рождения, обратилась с заявлением в ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в г. Саранске Республики Мордовия с заявлением о досрочном назначении трудовой пенсии по старости в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 ФЗ-173 «О трудовых пенсиях в РФ».
Решением начальника Управления Пенсионного фонда РФ в городском округе Саранск Республики Мордовия № 5203/147 от 11 февраля 2011 года истице отказано в досрочном назначении трудовой пенсии в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения из-за отсутствия необходимой продолжительности требуемого специального стажа по нормам подпункта 20 пункта 1 статьи 27 ФЗ-173 «О трудовых пенсиях в РФ» от 17 декабря 2001 года. В специальный стаж не были включены следующие периоды работы:
В льготном исчислении как работу в сельской местности (1 год за 1год 3 месяца):
с 15 июня 1987 года по 31 марта 1989 года, с 1 июля 1991 года по 1 октября 1992 года в должности заведующей здравпунктом - медицинской сестры, с 2 октября 1992 года по 19 июля 1993 года в должности уч. медсестры педиатрического участка в Луховской сельской врачебной амбулатории (3 года 10 месяцев 5 дней), поскольку наименование учреждения – «врачебная амбулатория» не поименовано Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года № 781,
в календарном исчислении:
- с 1 апреля 1989 года по 23 августа 1989 года - больничный лист по временной нетрудоспособности по беременности и родам, с 24 августа 1989 года по 30 июня 1991 года – уход за ребенком до 2-х лет, как периоды получения пособий по временной нетрудоспособности и уходу за ребенком в Луховской сельской амбулатории, так как в это время сохраняются трудовые отношения, но работа в учреждении здравоохранения, находящегося в сельской местности, не осуществляется. Поскольку наименование учреждения - «врачебная амбулатория» не поименовано Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, утвержденных постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 года № 781.
Суд считает, что указанное решение начальника Управления Пенсионного фонда РФ в городском округе Саранск Республики Мордовия является незаконным. Данный вывод суд делает исходя из следующего.
Согласно подпункту 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001года №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
В соответствии со статьями 12 – 14 «Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан» медицинские учреждения по своим организационно-правовым формам могут быть государственными, муниципальными, негосударственными (частными). Действие законодательства Российской Федерации в области здравоохранения распространяется на все медицинские учреждения на территории Российской Федерации независимо от их организационно-правовой формы.
Лечебная деятельность по охране здоровья населения Данейкиной Л.Н. в период работы с 15 июня 1987 года по 31 марта 1989 года, с 1 июля 1991 года по 1 октября 1992 года в должности заведующей здравпунктом - медицинской сестры, с 2 октября 1992 года по 19 июля 1993 года – в должности уч. медсестры педиатрического участка в Луховской сельской врачебной амбулатории, за исключением периодов временной нетрудоспособности по беременности и родам и уходу за ребенком до 2 лет с 1 апреля 1989 года по 23 августа 1989 года и с 24 августа 1989 года по 30 июня 1991 года, подтверждается записями в трудовой книжке, копиями лицевых счетов по заработной плате, копией справки МУЗ «Городская поликлиника № 12» от 9 марта 2011 года.
В соответствии с пунктом 5 Правил исчисления периодов работы, утвержденных постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 года № 781, предусматривающим право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 11 пункта 1 статьи 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в списке, засчитывается в стаж работы в календарном исчислении, за исключением следующих случаев применения льготного порядка исчисления стажа указанной работы:
а) лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения в городе, в сельской местности и в поселке городского типа (рабочем поселке), год работы в сельской местности или в поселке городского типа (рабочем поселке) засчитывается в указанный стаж работы как год и 3 месяца.
Аналогичная норма действовала в 1982-1992 годах, в период выполнения истицей обязанностей заведующей здравпунктом – медицинской сестры и участковой медсестры в поселке Луховка, а именно пунктом 2 постановления Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года № 464 один год работы в сельской местности или поселке городского типа (рабочем поселке) засчитывался в стаж работы в льготном порядке (за один год и три месяца) независимо от того, проходила ли работа только в сельской местности или также и в городе, стаж работы в сельской местности до 1 ноября 1999 года может быть исчислен в указанном льготном порядке.
В соответствии с представленной справкой Управления здравоохранения Департамента по социальной политике Администрации г.Саранска № 121 от 23 мая 2005 года Луховская врачебная амбулатория с 1982 по 1993 годы оказывала лечебно-профилактическую медицинскую помощь сельскому населению. Ее функции после реорганизации в МУЗ «Городская поликлиника № 12» не изменились.
С учетом вышеуказанного, а также полагая, что пенсия медицинским работникам назначается в зависимости от вида деятельности, а не от правового статуса учреждений или организаций, с которыми они состоят в трудовых отношениях, суд приходит к выводу о необходимости включения периода работы с15 июня 1987 года по 31 марта 1989 года, с 1 июля 1991 года по 1 октября 1992 года в должности заведующей здравпунктом – медицинской сестры, с 2 октября 1992 года по 19 июля 1993 года - в должности участковой медсестры педиатрического участка в Луховской сельской врачебной амбулатории в специальный стаж для назначения досрочной пенсии в льготном порядке, как один такой работы за один год и три месяца.
Период работы истицы с 1 апреля 1989 года по 30 июня 1991 года, когда истица работала в должности заведующей здравпунктом – медицинской сестры в Луховской сельской врачебной амбулатории и находилась в отпуске по беременности и родам, а в последствии по уходу за ребенком, суд считает необходимым включить в специальный стаж также в льготном исчислении как 1 год работы за 1 год 3 месяца на основании постановления Госкомитета СССР по труду и социальным вопросам и Секретариата ВЦСПС N 156/10-30 от 06 июля 1982 года "Об утверждении разъяснения "О порядке предоставления частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста одного года и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет", постановления Совета Министров СССР и ВЦСПС N 677 от 22 августа 1989 года "Об увеличении продолжительности отпусков женщинам, имеющим малолетних детей", и пункта 7 разъяснения Госкомитета СССР по труду и социальным вопросам и Секретариата ВЦСПС N 23/24-11 от 29 ноября 1989 года "О порядке предоставления женщинам частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет", в соответствии с которыми время частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет засчитывается как в общий, так и в непрерывный стаж работы и в стаж работы по специальности, в том числе при назначении государственных пенсий.
В соответствии с пунктом 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденного постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 года N 781, и аналогичной нормы закрепленной в пункте 2 постановления СМ РСФСР от 06 сентября 1991 года N 464, год работы в сельской местности или в поселке городского типа (рабочем поселке) засчитывается в указанный стаж работы за 1 год 3 месяца.
Учитывая, что в период нахождения в отпуске по беременности и родам и по уходу за ребенком в возрасте до двух лет истица работала в должности заведующей здравпунктом – медицинской сестры в сельской больнице, то есть в должности и учреждении, работа в которых дает право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости и в сельской местности, то указанный период суд включает в медицинский стаж истицы в льготном исчислении и дополнительно включает в специальный стаж 4 месяца 23 дня и 1 год 10 месяцев 7 дней.
Согласно части 1 статьи 19 Конституции РФ все равны перед законом, отказ заявительнице в назначении пенсии по льготным основаниям ставят ее в конституционно неравное положение на получение пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения перед другими категориями граждан, имеющими право на получение данного вида пенсии и исполняющими аналогичные трудовые обязанности.
В соответствии с частью 1 статьи 19 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия (часть трудовой пенсии) назначается со дня обращения за указанной пенсией, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию. На момент обращения Данейкиной Л.Н. с заявлением о назначении пенсии досрочно, истица имела достаточный специальный стаж, то есть у нее возникло право на назначение досрочно трудовой пенсии по нормам подпункта 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2002 года «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
При таких обстоятельствах заявленные истицей требования подлежат удовлетворению в полном объеме.
Согласно статье 88 ГПК Российской Федерации судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела.
Исковое заявление Данейкиной Л.Н. оплачено государственной пошлиной в размере 200 рублей (л.д.1).
Поскольку требования истицы взаимосвязаны и сводятся к оспариванию ее права на досрочную пенсию, истице подлежат возмещению понесенные ею расходы по оплате государственной пошлины в размере 200 рублей.
В соответствии со статьей 67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы.
Руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования Данейкиной Лидии Николаевны к ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в городском округе Саранск Республики Мордовия об отмене решения начальника Управления Пенсионного фонда РФ в городском округе Саранск Республики Мордовия об отказе в назначении ей досрочной трудовой пенсии по старости в связи с лечебной деятельностью, включении в специальный стаж периодов работы и понуждении назначить досрочную пенсию удовлетворить.
Решение начальника Государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия № 5203/147 от 11 февраля 2011 года об отказе в досрочном назначении трудовой пенсии в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения Данейкиной Лидии Николаевне отменить.
Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Саранске Республики Мордовия включить в специальный стаж Данейкиной Лидии Николаевны для назначения досрочной трудовой пенсии в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения периоды работы с 15 июня 1987 года по 31 марта 1989 года, с 1 июля 1991 года по 1 октября 1992 года - в должности заведующей здравпунктом - медицинской сестры, с 2 октября 1992 года по 19 июля 1993 года – в должности участковой медсестры педиатрического участка в Луховской сельской врачебной амбулатории, с 1 апреля 1989 года по 23 августа 1989 года – больничный лист по временной нетрудоспособности по беременности и родам, с 24 августа 1989 года по 30 июня 1991 года - уход за ребенком до двух лет из расчета как один такой работы за один год и три месяца.
Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия назначить Данейкиной Лидии Николаевне с 1 февраля 2011 года досрочную трудовую пенсию в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения по нормам подпункта 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
Взыскать с Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранске Республики Мордовия в пользу Данейкиной Лидии Николаевны 200 (двести) рублей в качестве возмещения расходов, понесенных истицей по оплате государственной пошлины.
На решение суда может быть подана кассационная жалоба в Верховный Суд Республики Мордовия через Ленинский районный суд г. Саранска в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Председательствующий
Судья Ленинского районного суда г. Саранска В.А. Ганченкова