О понуждении обеспечить благоустроенным жилым помещением



Дело №2-613/2011

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

22 марта 2011 года г. Саранск

Ленинский районный суд г. Саранска Республики Мордовия в составе: председательствующего – судьи Пахомова А.В., при секретаре судебного заседания – Жирновой С.Ю., с участием в деле: истицы – Сабуровой О.А., прокурора Ленинского района г.Саранска, обратившегося в суд в защиту интересов Сабуровой О.А., его представителя помощника прокурора Ленинского района г.Саранска – Мещеряковой И.М., ответчика – Администрации городского круга Саранск, его представителя Стансковой Е.В., представившей доверенность №261-д от 8 декабря 2010 года, третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика – Министерства образования Республики Мордовия, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Ленинского района г. Саранска, действующего в защиту интересов Сабуровой Оксаны Александровны, к Администрации городского округа Саранск о понуждении обеспечить Сабурову Оксану Александровну благоустроенным жилым помещением на состав семьи 1 человек не менее нормы предоставления жилого помещения, а именно не менее 33 кв.м. по договору социального найма в черте городского округа Саранск,

установил:

прокурор Ленинского района г.Саранска, действуя в защиту интересов Сабуровой О.А., обратился в суд с иском к Администрации городского округа Саранск о понуждении обеспечить Сабурову Оксану Александровну благоустроенным жилым помещением на состав семьи 1 человек не менее нормы предоставления жилого помещения, а именно не менее 33 кв.м. по договору социального найма в черте городского округа Саранск.

В обоснование своих требований прокурор указал, что Сабурова О.А. относится к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей. Прокуратурой Ленинского района г.Саранска проведена проверка соблюдения жилищных прав детей – сирот и детей оставшихся без попечения родителей.

Родители Сабуровой О.А. – мать ГР.А. в 2004 году лишена родительских прав, отец – ГР.Б. в 1990 году признан судом безвестно отсутствующим.

С 1 февраля 2005 года Сабурова О.А. воспитывалась в государственном воспитательном учреждении.

Постановлением Главы Администрации городского округа Саранск от 25 июля 2007 года №1394 Сабурова О.А. поставлена на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий с составом семьи 1 человек в общем списке 12911, в списке граждан, имеющих право на государственную поддержку на строительство или приобретение жилья – 2604, поскольку не имеет собственного жилья.

В силу статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации вне очере­ди жилые помещения предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

До настоящего времени Сабурова О.А. не обеспечена жилым помещением согласно требованиям действующего законодательства.

Просил суд обязать Администрацию городского округа Саранск обеспечить Сабурову О.А. благоустроенным жилым помещением на состав семьи 1 человек не менее нормы предоставления жилого помещения, а именно не менее 33 кв.м. по договору социального найма в черте городского округа Саранск.

В судебном заседании истица Сабурова О.А. исковые требования поддержала, просила суд удовлетворить в полном объеме и обеспечить ее жильем.

В судебном заседании помощник прокурора Ленинского района г. Саранска Мещерякова И.М. исковые требования поддержала в полном объеме, просила их удовлетворить.

В судебном заседании представитель ответчика Администрации городского округа Саранск Станскова Е.В. иск не признала, просила исковые требования оставить без удовлетворения.

В судебное заседание представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика Министерства образования Республики Мордовия не явился, о времени и месте судебного заседания указанное лицо было извещено своевременно и надлежаще, о причинах неявки своего представителя суд не известило.

Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные доказательства, суд приходит к нижеследующему.

Сабурова О.А. обратилась в органы прокуратуры с заявлением о защите ее нарушенных жилищных прав (л.д.6).

Согласно статье 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина. Заявление может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений; защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защиты, включая социальное обеспечение; обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах; охраны здоровья, включая медицинскую помощь; обеспечения права на благоприятную окружающую среду; образования.

Из материалов дела следует, что Сабурова О.А. относится к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей.

В соответствии с решением Ленинского районного суда г. Саранска от 12 марта 1990 года ГР.Б. – отец Сабуровой О.А. признан безвестно отсутствующим (л.д.16-17).

Решением Ленинского районного суда г. Саранска от 11 ноября 2004 года мать Сабуровой О.А. ГР.Ж. лишена родительских прав в отношении несовершеннолетней дочери – Сабуровой О.А., <данные изъяты> года рождения (л.д.14-15).

Постановлением Главы Администрации Ленинского района г. Саранска от 1 февраля 2005 года №19 несовершеннолетняя Сабурова О.А. направлена в государственное воспитательное учреждение. Этим же постановлением за ней сохранено право проживания и пользования жилым помещением, расположенным по адресу: г. Саранск, <адрес> (л.д.21, оборотная сторона).

19 июня 2007 года Сабурова О.А. обратилась с заявлением к Главе Администрации городского округа Саранск Сушкову В.Ф. о принятии ее на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий с помощью мер государственной поддержки (л.д.16, оборотная сторона).

Как следует из сообщения Жилищного управления Администрации городского округа Саранск от 27 июля 2007 года №ЖУ, постановлением Главы Администрации городского округа Саранск от 25 июля 2007 года №1394 Сабурова О.А. с составом семьи из 7-ми человек поставлена на учет на улучшение жилищных условий под номером в общем списке 12911, в списке граждан, имеющих право на государственную поддержку на строительство или приобретение жилья под номером 2604 (л.д.16).

На день вынесения решения Сабурова О.А. зарегистрирована в жилом помещении, расположенном по адресу: г.Саранск, <адрес>, что подтверждается выпиской из домовой книги (л.д.19).

В соответствии с актом проверки жилищных условий Сабуровой О.А. от 13 июня 2007 года на момент рассмотрения вопроса о постановке на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, она занимала жилое помещение, расположенное по адресу: г. Саранск, <адрес>, состоящее из двух комнат. На данной площади проживали: ГР.Е. – сноха, ГР.Ж. – мать, ГР.В. – брат, ГР.Г. – сестра, ГР.Д. – племянник, ГР.В. – племянница и сама Сабурова О.А.

Согласно выписке из домовой книги, мать Сабуровой О.А. ГР.Ж. является нанимателем жилого помещения, расположенного по адресу: г. Саранск, <адрес>. Совместно с нанимателем в жилое помещение вселены: ГР.Е., ГР.В., ГР.Г., Сабурова О.А., ГР.Д. и ГР.В. (л.д.19).

Как это следует из сообщения Комитета по управлению муниципальным имуществом городского округа Саранск исх. №1472-КУМИ от 18 марта 2011 года жилой дом № по <адрес> г. Саранска находится в муниципальной собственности.

Из пояснений истицы Сабуровой О.А. следует, что она проживает в жилом помещении, расположенном по адресу: г. Саранск, <адрес>.

Согласно сообщению об отказе в предоставлении сведений из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 8 июня 2007 года № и сообщению Саранского отделения филиала ФГУП «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ» по Республике Мордовия от 8 июня 2007 года № Сабурова О.А. зарегистрированной недвижимости не имеет, сделок по отчуждению жилья, зарегистрированных в Саранском отделении ФГУП «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ» не совершала.

Конституция Российской Федерации провозглашает Российскую Федерацию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, для чего, в частности, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (статья 7).

В соответствии со статьей 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище.

Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище.

Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

В соответствии со статьей 52 Жилищного кодекса Российской Федерации гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения предоставляются по договорам социального найма, за исключением установленных настоящим Кодексом случаев.

В силу статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев.

Вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются, в том числе, детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

В соответствии со справкой Государственного образовательного учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Ардатовский детский дом-школа» от 24 июля 2007 года №3011, Сабурова О.А. действительно обучалась в указанном учреждении с 1 сентября 1996 года по 28 декабря 1999 года (л.д.10, оборотная сторона).

Общие принципы, содержание и меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, определены Федеральным законом от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие в связи с предоставлением и обеспечением органами государственной власти дополнительных гарантий по социальной защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (статья 2).

Как это установлено в судебном заседании, Сабурова О.А. имеет право на жилое помещение, расположенное по адресу: г. Саранск, <адрес>.

В соответствии со статьей 8 указанного Федерального закона дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Определением Конституционного Суда РФ от 5 февраля 2009 года № 250-О-П по жалобе муниципального образования городского округа «Город Чита» на нарушение конституционных прав и свобод абзацем вторым пункта 1 статьи 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» разъяснено, что конституционно-правовой смысл указанного законоположения, выявленный Конституционным Судом Российской Федерации в настоящем Определении, является общеобязательным и исключает любое иное его истолкование в правоприменительной практике.

Аналогичные положения закреплены в статье 3 Закона Республики Мордовия от 24 декабря 2010 года № 104-З «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», согласно которой дети-сироты, лица из числа детей-сирот обеспечиваются жилыми помещениями однократно вне очереди по договорам социального найма в соответствии с Федеральным законом «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

Указанные истицей обстоятельства, в частности то, что на жилой площади, на которой она зарегистрирована, проживают ее родители (лишенные родительских прав), которые распивают спиртные напитки и ведут аморальный образ жизни, могут являться основанием для предоставления истице, как лицу, состоящему на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилой площади на общих основаниях, а не во внеочередном порядке по заявленным истицей основаниям.

При этом, стоит обратить внимание и на то обстоятельство, что в соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 57 ЖК РФ, на который ссылается сторона истца, установлено, что детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа по окончании пребывания в образовательных и иных учреждениях жилые помещения по договорам социального найма предоставляются вне очереди.

Вместе с тем, из указанной выше статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» следует, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью, при условии, что они не имеют закрепленного жилого помещения.

Таким образом, на момент возникновения спорных правоотношений имелось и до настоящего времени имеется закрепленное за истицей жилое помещение, в связи с чем, оснований для предоставления жилого помещения вне очереди не имеется.

Дети признаются не имеющими закрепленного жилья, если они не являются собственниками (сособственниками) жилых помещений, и если жилье, в котором они проживали до того, как остались без родителей, было утрачено, признано аварийным, или относилось к специализированному жилищному фонду (общежитие, жилое помещение маневренного фонда), а также - если их местожительство неизвестно, и в иных аналогичных случаях.

Учитывая, что Сабурова О.А. относится к категории лиц из числа детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, окончила обучение в образовательном учреждении, однако как это было установлено в судебном заседании, имеет закрепленное жилье, а именно жилое помещение, расположенное по адресу: г.Саранск, <адрес> в котором она имеет право проживания, следовательно, она не имеет права на обеспечение благоустроенным жилым помещением вне очереди.

Как указано в Определении Конституционного Суда РФ от 28 мая 2009 года № 590-О-О положения пункта 1 статьи 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» направлены на защиту прав и интересов детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, однако различия в правовом регулировании жилищных отношений с участием детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, основаны на учете факта наличия либо отсутствия жилья и должно согласоваться с принципом равенства всех перед законом и судом.

Обеспечение Сабуровой О.А. жилым помещением должно быть поставлено в зависимость от условий, прямо указанных в законе, а именно от условия, что в настоящее время за ней закреплено жилое помещение.

Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, обеспечиваются жилыми помещениями вне очереди лишь в том случае, если они не имеют на момент окончания пребывания в образовательном или ином учреждении закрепленного за ними жилого помещения.

В соответствии со статьей 67 ГПК Российской Федерации суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы.

Исходя из изложенного, оценивая достаточность и взаимную связь представленных сторонами доказательств в их совокупности, разрешая дело по представленным доказательствам, в пределах заявленных истцом требований и по указанным им основаниям, руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

исковые требования прокурора Ленинского района г. Саранска, действующего в защиту интересов Сабуровой Оксаны Александровны, к Администрации городского округа Саранск о понуждении обеспечить Сабурову Оксану Александровну благоустроенным жилым помещением на состав семьи 1 человек не менее нормы предоставления жилого помещения, а именно не менее 33 кв.м. по договору социального найма в черте городского округа Саранск оставить без удовлетворения.

На решение суда могут быть поданы кассационная жалоба и кассационное представление прокурора в Верховный Суд Республики Мордовия через Ленинский районный суд г. Саранска Республики Мордовия в течение десяти дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Председательствующий

Судья Ленинского районного суда г. Саранска А.В. Пахомов