Дело №2-476/2011
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
15 марта 2011 года г. Саранск
Ленинский районный суд г. Саранска Республики Мордовия в составе:
председательствующего – судьи Ремнёвой И.П.,
с участием секретаря судебного заседания – Лещевой Е.П.,
с участием в деле:
истицы – Андреевой Екатерины Захаровны,
истицы – Пестровской Татьяны Александровны,
истца – Пестровского Александра Михайловича,
ответчика – Администрации городского округа Саранск, его представителя Стансковой Елены Викторовны, действующей по доверенности от 8 декабря 2010 года №261-д,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Андреевой Екатерины Захаровны, Пестровской Татьяны Александровны и Пестровского Александра Михайловича к Администрации городского округа Саранск о признании незаконным решения заместителя Главы Администрации городского округа Саранск – Директора Департамента перспективного развития Грака А.П. об отказе в предоставлении им в собственность за плату земельного участка под кадастровым номером № площадью 502 +/- 8 кв.метра, расположенного по адресу: г. Саранск, <адрес>, для эксплуатации индивидуального жилого дома, и возложении на Администрацию городского округа Саранск обязанности подготовить проект договора купли-продажи указанного земельного участка в общую долевую собственность и направить проект договора купли-продажи в адрес истцов для подписания,
установил:
Андреева Е.З., Пестровская Т.А. и Пестровский А.М. обратились в суд с иском к Администрации городского округа Саранск о признании отказа Администрации городского округа Саранск от 2 февраля 2011 года в предоставлении в собственность земельного участка, расположенного по адресу: г.Саранск, <адрес>, незаконным, и понуждении Администрации городского округа Саранск предоставить им указанный земельный участок.
В обоснование исковых требований указали, что Андреева Е.З. является собственником 1/2 доли, Пестровская Т.А. – 1/3 доли, Пестровский А.М. – 1/6 доли в праве общей долевой собственности на жилой дом, расположенный по адресу: г. Саранск, <адрес>.
27 января 2011 года истцы обратились в Администрацию городского округа Саранск с заявлением о предоставлении им в собственность земельного участка, общей площадью 502 кв.м., расположенного по адресу: Республика Мордовия, г. Саранск, <адрес>.
Письмом Администрации городского округа Саранск №Пр-529 от 2 февраля 2011 года в предоставлении в собственность указанного земельного участка им было отказано по тем основаниям, что на данном земельном участке находится самовольная постройка, обозначенная в техническом паспорте под литером А5.
Считают, что данный отказ является незаконным, поскольку они, как собственники жилого дома, расположенного по адресу: Республика Мордовия, г. Саранск, <адрес>, имеют право на предоставление в собственность указанного земельного участка.
Просили суд обязать Администрацию городского округа Саранск признать отказ Администрации городского округа Саранск от 2 февраля 2011 года в предоставлении в собственность земельного участка, расположенного по адресу: г.Саранск, <адрес>, незаконным, и обязать Администрацию городского округа Саранск предоставить им указанный земельный участок.
11 марта 2011 года истцы представили в суд заявление, в котором изменили предмет иска, просили признать незаконным решение заместителя Главы Администрации городского округа Саранск – Директора Департамента перспективного развития А.П. Грака об отказе Андреевой Е.З., Пестровской Т.А. и Пестровскому А.М. в предоставлении в собственность за плату земельного участка под кадастровым номером № площадью 502 +/- 8 кв.метра, расположенного по адресу: г. Саранск, <адрес>, для эксплуатации индивидуального жилого дома, изложенное в письме от 2 февраля 2011 года №Пр-529 и обязать Администрацию городского округа Саранск подготовить проект договора купли-продажи земельного участка под кадастровым номером № площадью 502 +/- 8 кв.метра, расположенного по адресу: г. Саранск, <адрес>, для эксплуатации индивидуального жилого дома, подлежащего передаче за плату Андреевой Е.З., Пестровской Т.А. и Пестровскому А.М. в общую долевую собственность в следующих долях: Андреевой Е.З. – ? доли, Пестровской Т.А. – 1/3 доли, Пестровскому А.М. – 1/6 доли, и направить проект договора купли-продажи указанного земельного участка в адрес Андреевой Е.З., Пестровской Т.А. и Пестровского А.М. для подписания.
В судебном заседании истцы Андреева Е.З., Пестровская Т.А. и Пестровский А.М. исковые требования поддержали по тем же основаниям, просили суд удовлетворить иск в полном объеме.
В судебном заседании представитель ответчика Администрации городского округа Саранск Станскова Е.В. исковые требования не признала, просила суд оставить их без удовлетворения.
Заслушав объяснение лиц, участвующих в деле, исследовав письменные доказательства, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению.
Как следует из материалов дела и объяснений лиц, участвующих в деле, истица Андреева Е.З. является собственницей 1/2 доли в праве общей долевой собственности на жилой дом, расположенный по адресу: г. Саранск, <адрес>, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права, выданным Учреждением юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним на территории Республики Мордовия от 22 марта 2004 года (л.д.25).
Истец Пестровский А.М. является собственником 1/6 доли в праве общей долевой собственности на жилой дом, расположенный по адресу: г. Саранск, <адрес>, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права, выданным Учреждением юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним на территории Республики Мордовия от 22 марта 2004 года (л.д.28).
Истица Пестровская Т.А. является собственницей 1/3 доли в праве общей долевой собственности на жилой дом, расположенный по адресу: г. Саранск, <адрес>, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права, выданным Управлением Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Мордовия (л.д.26).
Земельный участок, расположенный по адресу: г. Саранск, <адрес>, имеет кадастровый номер №, площадь 502 +/- 8 кв.метра, что подтверждается кадастровой выпиской о земельном участке.
Согласно техническому паспорту жилого дома, расположенного по адресу: г.Саранск, <адрес>, постройка под литером А5 построена самовольно.
27 января 2011 года истцы Андреева Е.З., Пестровская Т.А. и Пестровский А.М. обратились в Администрацию городского округа Саранск с заявлением о предоставлении земельного участка в общую долевую собственность для размещения дома индивидуальной жилой застройки, расположенного по адресу: г. Саранск, <адрес>, со следующими распределениями долей в праве общей долевой собственности: Андреева Е.З. 1/2 доли земельного участка в собственность (за плату), Пестровская Т.А. 1/3 доли земельного участка в собственность (за плату), Пестровский А.М. 1/6 доли земельного участка (за плату).
Решением заместителя Главы Администрации городского округа Саранск - директора Департамента перспективного развития Грака А.П., изложенным в письме от 2 февраля 2011 года № Пр-529 истцам отказано в предоставлении земельного участка в общую долевую собственность для размещения дома индивидуальной жилой застройки, расположенного по адресу: г. Саранск, <адрес>, по тем основаниям, что в соответствии с пунктом 3 статьи 28 Федерального закона от 21 декабря 2001 года № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» собственники объектов недвижимости, не являющихся самовольными постройками и расположенных на земельных участках, относящихся к государственной или муниципальной собственности, обязаны либо взять в аренду, либо приобрести у государства или муниципального образования указанные земельные участки и указано, что истцами не предоставлены правоподтверждающие документы на самовольное возведенное строение за литером А5 и предложено обратиться в суд с иском о признании права собственности на самовольные постройки (л.д.4).
Данное решение заместителя Главы Администрации городского округа Саранск – Директора Департамента перспективного развития А.П. Грака, изложенное в письме от 2 февраля 2011 года № Пр-529, является незаконным и подлежит отмене по следующим мотивам.
В соответствии со статьей 35 Конституции Российской Федерации каждый вправе иметь имущество в собственности.
В соответствии со статьей 2 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью.
Согласно статье 18 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.
Согласно пункту 2 статьи 15, статье 28 Земельного кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с настоящим Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.
Земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду, а также предоставляются юридическим лицам в постоянное (бессрочное) пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 20 настоящего Кодекса, и гражданам и юридическим лицам в безвозмездное срочное пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 24 настоящего Кодекса.
Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность граждан и юридических лиц осуществляется за плату. Предоставление земельных участков в собственность граждан и юридических лиц может осуществляться бесплатно в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев:
изъятия земельных участков из оборота;
установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков;
резервирования земель для государственных или муниципальных нужд.
Не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, ограниченных в обороте и находящихся в государственной или муниципальной собственности, если федеральным законом разрешено предоставлять их в собственность граждан и юридических лиц.
Согласно статьям 29 и 36 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.
Граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом.
Исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами.
Для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в настоящей статье, совместно обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением его кадастровой карты (плана).
Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, в двухнедельный срок со дня поступления указанного в пункте 5 настоящей статьи заявления принимает решение о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно в соответствии с пунктом 2 статьи 28 настоящего Кодекса, а в случаях, указанных в пункте 1 статьи 20 настоящего Кодекса, на праве постоянного (бессрочного) пользования либо готовит проект договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.
Таким образом право на приобретение в собственность земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, имеют все собственники объектов недвижимости, которые расположены на таких земельных участках, за исключением случаев, установленных Земельным кодексом Российской Федерации и федеральными законами. При этом право собственника строения на приобретение в собственность земельного участка не может быть ограничено наличием самовольных построек на данном земельном участке.
Согласно пункту 3 статьи 28 Федерального закона от 21 декабря 2001 года № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» собственники объектов недвижимости, не являющихся самовольными постройками и расположенных на земельных участках, относящихся к государственной или муниципальной собственности, обязаны либо взять в аренду, либо приобрести у государства или муниципального образования указанные земельные участки, если иное не предусмотрено федеральным законом.
По желанию собственника объекта недвижимости, расположенного на земельном участке, относящемся к государственной или муниципальной собственности, соответствующий земельный участок может быть предоставлен ему в аренду на срок не более чем сорок девять лет, а если объект недвижимости расположен на земельном участке в границах земель, зарезервированных для государственных или муниципальных нужд, - на срок, не превышающий срока резервирования земель, если иное не установлено соглашением сторон.
Договор аренды земельного участка не является препятствием для выкупа земельного участка.
Отказ в выкупе земельного участка или предоставлении его в аренду не допускается, за исключением случаев, предусмотренных законом.
Статьей 36 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено исключительное право граждан и юридических лиц на приобретение земельных участков в собственность либо в аренду при условии, что вышеуказанные лица имеют в собственности здания, сооружения, строения, расположенные на этих земельных участках.
В соответствии с пунктом 3 статьи 28 Федерального закона от 21 декабря 2001 года № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» отказ в выкупе земельного участка не допускается за исключением случаев, предусмотренных законом.
Нормами пунктов 2, 3 статьи 15, пунктов 2, 4, 5 статьи 27, пункта 4 статьи 28 и пункта 1 статьи 37 ЗК РФ, пункта 8 статьи 28 ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" предусмотрены основания, препятствующие отчуждению земельных участков в частную собственность, а нормами пунктов 2, 3, 5 статьи 36 ЗК РФ установлены дополнительные условия, выполнение которых необходимо для выкупа земельного участка.
Таким образом, право на приобретение в собственность (бесплатно или за плату) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, имеют все собственники объектов недвижимости, которые расположены на таких земельных участках, за исключением случаев, установленных Земельным кодексом Российской Федерации и федеральными законами. При этом право собственника строения на приобретение в собственность бесплатно либо за плату земельного участка не может быть ограничено наличием самовольных построек на данном земельном участке.
В связи с этим отказ городской администрации в предоставлении в общую долевую собственность истцам земельного участка по тому основанию, что на нем находится самовольная постройка, является незаконным.
Исходя из этого, истцы вправе приобрести в собственность находящийся в их правомерном фактическом пользовании земельный участок в соответствии с правилами, установленными статьей 36 Земельного кодекса Российской Федерации, а иное ущемляет их право иметь имущество в собственности, гарантированное статьей 35 Конституции Российской Федерации, что недопустимо.
Таким образом условий, препятствующих Администрации городского округа Саранск подготовить проект договора купли-продажи земельного участка под кадастровым номером № площадью 502 +/- 8 кв.метра, расположенного по адресу: г. Саранск, <адрес>, для эксплуатации индивидуального жилого дома, подлежащего передаче в общую долевую собственность и направить проект договора купли-продажи указанного земельного участка в адрес Андреевой Е.З., Пестровского А.М. и Пестровской Т.А. для подписания, не имеется.
В соответствии со статьей 29 Земельного кодекса Российская Федерация предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 указанного кодекса.
Согласно пунктам 5 и 6 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в настоящей статье, совместно обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением его кадастрового паспорта.
Перечень документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений. Исполнительные органы государственной власти или органы местного самоуправления не вправе требовать от заявителя предоставление дополнительных документов, за исключением документов, предусмотренных указанным перечнем.
В месячный срок со дня поступления указанного в пункте 5 настоящей статьи заявления исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности, в аренду или в случаях, указанных в пункте 1 статьи 20 настоящего Кодекса, на праве постоянного (бессрочного) пользования. В месячный срок с даты принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности или в аренду исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.
Согласно статье 16 Земельного кодекса Российской Федерации разграничение государственной собственности на землю на собственность Российской Федерации (федеральную собственность), собственность субъектов Российской Федерации и собственность муниципальных образований (муниципальную собственность) осуществляется в соответствии с настоящим Кодексом и федеральными законами.
В силу пункта 10 статьи 3 Федерального закона «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов.
Согласно статье 31 Устава городского округа Саранск, утвержденного решением Саранского городского Совета депутатов от 23 декабря 2005 года №177, действующему на день рассмотрения дела судом, исполнительно-распорядительным органом муниципального образования городского округа Саранск является Администрация городского округа Саранск, которая в соответствии со статьей 53 Устава вправе передавать имущество, находящееся в муниципальной собственности, во временное или постоянное пользование физическим и юридическим лицам, органам государственной власти Российской Федерации (органам государственной власти Республики Мордовия) и органам местного самоуправления иных муниципальных образований, отчуждать, перепрофилировать, совершать иные сделки в соответствии с федеральным законодательством и в порядке, определяемом Советом депутатов. Доходы от использования и приватизации имущества, находящегося в муниципальной собственности, поступают в бюджет муниципального образования.
Таким образом обязанность подготовить проект договора купли- земельного участка под кадастровым номером № площадью 502 +/- 8 кв.метра, расположенного по адресу: г. Саранск, <адрес>, для эксплуатации индивидуального жилого дома, подлежащего передаче за плату истцам, и направить проект договора купли-продажи указанного земельного участка в адрес Андреевой Е.З., Пестровского А.М. и Пестровской Т.А. для подписания должна быть возложена на Администрацию городского округа Саранск.
В соответствии со статьей 67 ГПК Российской Федерации суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы.
В соответствии со статьей 98 ГПК Российской Федерации стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи 96 указанного кодекса.
Согласно статье 88 ГПК Российской Федерации судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела.
Исковое заявление оплачено истицей Пестровской Т.А. государственной пошлиной в сумме 400 рублей. При этом уплаченная истицей государственная пошлина в указанном размере соответствует размеру государственной пошлины, предусмотренному подпунктом 1 пункта 1 статьи 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации, согласно которому по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, при подаче искового заявления неимущественного характера, уплачивается государственная пошлина в размере 200 рублей и пункту 10 статьи 91 ГПК Российской Федерации, согласно которому каждое самостоятельное исковое требование оплачивается государственной пошлиной отдельно.
В этой связи истице Пестровской Т.А. подлежат возмещению понесенные ею расходы на оплату государственной пошлины в размере 400 рублей.
Исходя из изложенного, оценивая достаточность и взаимную связь представленных сторонами доказательств в их совокупности, разрешая дело по представленным доказательствам, в пределах заявленных истцами требований и по указанным им основаниям, руководствуясь статьями 194-199 ГПК Российской Федерации, суд
решил:
исковые требования Андреевой Екатерины Захаровны, Пестровской Татьяны Александровны и Пестровского Александра Михайловича к Администрации городского округа Саранск о признании незаконным решения заместителя Главы Администрации городского округа Саранск – Директора Департамента перспективного развития Грака А.П. об отказе в предоставлении им в собственность за плату земельного участка под кадастровым номером № площадью 502 +/- 8 кв.метра, расположенного по адресу: г. Саранск, <адрес>, для эксплуатации индивидуального жилого дома, и возложении на Администрацию городского округа Саранск обязанности подготовить проект договора купли-продажи указанного земельного участка в общую долевую собственность и направить проект договора купли-продажи в адрес истцов для подписания удовлетворить.
Признать незаконным решение заместителя Главы Администрации городского округа Саранск – Директора Департамента перспективного развития А.П. Грака об отказе Андреевой Екатерине Захаровне, Пестровской Татьяне Александровне и Пестровскому Александру Михайловичу в предоставлении в собственность за плату земельного участка под кадастровым номером № площадью 502 +/- 8 кв.метра, расположенного по адресу: г. Саранск, <адрес>, для эксплуатации индивидуального жилого дома, изложенное в письме от 2 февраля 2011 года №Пр-529.
Обязать Администрацию городского округа Саранск подготовить проект договора купли-продажи земельного участка под кадастровым номером № площадью 502 +/- 8 кв.метра, расположенного по адресу: г. Саранск, <адрес>, для эксплуатации индивидуального жилого дома, подлежащего передаче за плату Андреевой Екатерине Захаровне, Пестровской Татьяне Александровне и Пестровскому Александру Михайловичу в общую долевую собственность в следующих долях: Андреевой Екатерине Захаровне – ? доли, Пестровской Татьяне Александровне – 1/3 доли, Пестровскому Александру Михайловичу – 1/6 доли, и направить проект договора купли-продажи указанного земельного участка в адрес Андреевой Екатерины Захаровны, Пестровской Татьяны Александровны и Пестровского Александра Михайловича для подписания.
Взыскать с Администрации городского округа Саранск в пользу Пестровской Татьяны Александровны 400 (четыреста) рублей в возмещение расходов, понесенных истицей на уплату государственной пошлины.
На решение суда может быть подана кассационная жалоба в Верховный суд Республики Мордовия через Ленинский районный суд г. Саранска Республики Мордовия в течение десяти дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Председательствующий
Судья Ленинского районного суда
г. Саранска Республики Мордовия И.П. Ремнёва
.