О понуждении обеспечить благоустроенным жилым помещением



Дело № 2-514/2011

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

15 марта 2011 года г. Саранск

Ленинский районный суд г. Саранска Республики Мордовия в составе:

председательствующего судьи Ериной Н.П.,

при секретаре судебного заседания Дирменжий О.В.,

с участием старшего помощника прокурора Октябрьского района г.Саранска Лапшиной О.Г.,

истицы Сергеевой Т.И.,

представителя ответчика Администрации городского округа Саранск Стансковой Е.В., действующей на основании доверенности № 261-д от 08 декабря 2010 года,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Октябрьского района г. Саранска, действующего в защиту интересов Сергеевой Татьяны Ивановны, к Администрации городского округа Саранск о понуждении обеспечить Сергееву Татьяну Ивановну благоустроенным жилым помещением,

установил:

прокурор Октябрьского района г. Саранска, действующий в защиту интересов Сергеевой Т.И., обратился в суд с иском о понуждении Администрации городского округа Саранск обеспечить Сергееву Т.И. по месту жительства вне очереди жилой пло­щадью не ниже установленных социальных норм, то есть не менее 33 кв.м. общей площади благоустроенного жилого помещения на одиноко проживающего человека по договору социального найма в пределах террито­рии г. Саранска.

В обоснование иска указал, что прокуратурой Октябрьского района г.Саранска проведена проверка соблюдения жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Сергеева Т.И. относится к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей, не имеет какого-либо закрепленного жилья.

Постановлением Главы Администрации городского округа Саранск от 16.09.2010 за №2467 Сергеева Т.И. поставлена на учет граж­дан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.

В соответствии с аттестатом об основном общем образовании СергееваТ.И. в 2007 году окончила Государственное образовательное учреждение «Ардатовский детский дом-школа», после окончания обучения в указанном образовательном учреждении не была обеспечена жильем.

В связи с чем просил суд обязать Администрацию городского округа Саранск обеспечить Сергееву Татьяну Ивановну по месту жительства вне очереди жилой пло­щадью не ниже установленных социальных норм, то есть не менее 33 кв.м. общей площади благоустроенного жилого помещения на одиноко проживающего человека по договору социального найма в пределах террито­рии г. Саранска.

09 марта 2011 года прокурор Октябрьского района г.Саранска заявленные исковые требования уточнил, просил суд обязать Администрацию городского округа Саранск обеспечить Сергееву Татьяну Ивановну благоустроенным жилым помещением по месту жительства не ниже установленных социальных норм, то есть не менее 33 кв.м. общей площади, по договору социального найма в черте городского округа Саранск.

В судебном заседании старший помощник прокурора Октябрьского района г.Саранска Лапшина О.Г. и истица Сергеева Т.И. исковые требования поддержали по основаниям, изложенным в иске, просили суд их удовлетворить.

Представитель ответчика Администрации городского округа Саранск Станскова Е.В. в судебном заседании иск не признала ввиду отсутствия в бюджете средств на обеспечение всех лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей, жилой площадью.

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика Министерства образования Республики Мордовия в судебное заседание не явился, о дне и времени слушания дела был извещен своевременно и надлежаще, о причинах неявки суд не известил.

Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав имеющиеся в деле письменные доказательства, суд считает иск прокурора Октябрьского района г. Саранска подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Из материалов дела следует, что Сергеева Т.И. относится к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей.

Решением Атяшевского районного суда Республики Мордовия от 06 июля 2004 года мать Сергеевой Т.И. - ГР.А. лишена родительских прав. Согласно свидетельству о смерти она умерла Дата. Отец истицы - ГР.Б. умер Дата, что подтверждается свидетельством о смерти II-ЖК №.

Постановлением Главы Администрации городского округа Саранск от 16 сентября 2010 года за № 2467 Сергеева Татьяна Ивановна поставлена на учет граж­дан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.

На день вынесения решения Сергеева Т.И. зарегистрирована по месту пребывания и проживает в специализированном жилом помещении по адресу: <адрес>, принадлежащем ГУ НПО «Профессиональное училище № 31».

Указанное обстоятельство также подтверждается Актом проверки жилищных условий истицы.

Согласно справке Администрации Козловского сельского поселения Атяшевского муниципального района Республики Мордовия от 25 августа 2010 года за № 418 на основании распоряжения Главы Админитсрации Атяшевского района от 23 июля 2004 года № 134 «О направлении оставшихся без попечения родителей Сергеевых Татьяны и Екатерины в детское государственное учреждение» за Сергеевой Т.И. было закреплено право пользования жилым помещением по адресу: Республика Мордовия, Атяшевский район, д. Санеевка, <адрес>. Однако, в настоящее время данное жилое помещение признано непригодным для проживания.

Действительно, 15 июня 2010 года межведомственная комиссия, назначенная решением Совета депутатов Козловского сельского поселения Атяшевского муниципального района Республики Мордовия от 10 февраля 2010 года № 2, приняла заключение о признании жилого помещения, расположенного по адресу: Республика Мордовия, Атяшевский район, д.Санеевка, <адрес>, непригодным для постоянного проживания в связи с тем, что состояние жилого помещения не удовлетворяет требованиям, предъявляемым к жилому помещению в соответствии с Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 28 января 2006 года № 47. Физический износ в процессе эксплуатации здания в целом приводит к снижению до недопустимого уровня надежности здания, прочности и устойчивости строительных конструкций и оснований. Жилое помещение имеет значительную степень биологического повреждения элементов деревянных конструкций. Визуальный осмотр свидетельствует об исчерпании несущей способности, а также о наличии вредных факторов среды обитания человека, которые не позволяют обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан в жилом помещении.

Согласно сообщению Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Мордовия от 16 августа 2010 года за №, справке Саранского отделения филиала ФГУП «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ» по Республике Мордовия от 26 августа 2010 года за №, справке Атяшевского отделения филиала ФГУП «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ» по Республике Мордовия от 20 августа 2010 года за № Сергеева Т.И. зарегистрированной недвижимости не имеет.

Таким образом, в судебном заседании установлено, что Сергеева Т.И. необеспеченна жилой площадью, закрепленного жилья не имеет.

Конституция Российской Федерации провозглашает Российскую Федерацию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, для чего, в частности, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (статья 7).

В соответствии со статьей 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище.

Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище.

Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

В соответствии со статьей 52 Жилищного кодекса Российской Федерации гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения предоставляются по договорам социального найма, за исключением установленных настоящим Кодексом случаев.

В силу статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев.

Вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются, в том числе, детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Общие принципы, содержание и меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, определены Федеральным законом от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие в связи с предоставлением и обеспечением органами государственной власти дополнительных гарантий по социальной защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (статья 2).

В соответствии со статьей 8 указанного Федерального закона дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.

Аналогичные положения закреплены в статье 3 Закона Республики Мордовия от 24 декабря 2010 года № 104-З «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», согласно которой дети-сироты, лица из числа детей-сирот обеспечиваются жилыми помещениями однократно вне очереди по договорам социального найма в соответствии с Федеральным законом «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

Обеспечение жилыми помещениями детей-сирот, лиц из числа детей-сирот осуществляется по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

В соответствии со статьей 6 Закона Республики Мордовия от 24 декабря 2010 года № 104-З государственными полномочиями Республики Мордовия по обеспечению детей-сирот и лиц из числа детей-сирот жилыми помещениями, в том числе полномочиями по учету детей-сирот и лиц из числа детей-сирот в качестве нуждающихся в жилых помещениях, приобретению жилых помещений для последующего их предоставления по договорам социального найма в целях обеспечения детей-сирот и лиц из числа детей-сирот жилыми помещениями и предоставлению жилых помещений детям-сиротам и лицам из числа детей-сирот, в том числе принятие решений о предоставлении жилых помещений и заключение договоров социального найма, наделены администрации муниципальных районов Республики Мордовия и городского округа Саранск.

Министерство образования Республики Мордовия в соответствии с Постановлением Правительства РМ от 01 февраля 2010 года № 32 «Об уполномоченном органе исполнительной власти Республики Мордовия по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), и лиц из их числа, не имеющих закрепленного жилого помещения» определено уполномоченным органом исполнительной власти Республики Мордовия по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), и лиц из их числа, не имеющих закрепленного жилого помещения.

Статьей 50 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что норма предоставления площади жилого помещения по договору социально­го найма устанавливается органом местного самоуправления в зависимости от достигнутого в соответствующем муниципальном образовании уровня обеспеченности жилыми помещениями, предоставляемыми по договорам социального найма, и других факторов.

Согласно статье 5 Закона Республики Мордовия от 24 декабря 2010 года № 104-З норма предоставления общей площади жилого помещения в соответствии с настоящим Законом составляет 33 квадратных метра.

В соответствии с аттестатом об основном общем образовании 13 ББ 0008868 Сергеева Т.И. в 2007 году окончила ГОУ «Ардатовский детский дом-школа».

С 2010 года истица обучалась в ГОУ СПО «Саранский строительный факультет». Однако, согласно приказу ГОУ СПО «Саранский строительный факультет» от 09 марта 2011 года № 137-к Сергеева Т.И. была отчислена со второго курса.

Таким образом, учитывая, что Сергеева Т.И. относится к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей, не имеет какого-либо закрепленного жилья, окончила обучение в образовательном учреждении, суд приходит к выводу, что Сергеева Т.И. имеет право на обеспечение по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм, то есть не менее 33 кв.м. общей площади, по договору социального найма.

При этом обеспечение вне очереди жилым помещением истицы не может быть поставлено в зависимость от каких-либо иных условий, не указанных в законе.

Вместе с тем, как установлено в судебном заседании и не оспаривается ответчиком, Сергеева Т.И. до настоящего времени не обеспечена жилой площадью.

При таких обстоятельствах суд считает необходимым иск прокурора Октябрьского района г.Саранска удовлетворить, обязать Администрацию городского округа Саранск обеспечить Сергееву Татьяну Ивановну благоустроенным жилым помещением по месту жительства не ниже установленных социальных норм, то есть не менее 33 кв.м. общей площади, по договору социального найма в черте городского округа Саранск.

В соответствии со статьей 67 ГПК Российской Федерации суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы.

Исходя из изложенного, оценивая достаточность и взаимную связь представленных сторонами доказательств в их совокупности, разрешая дело по представленным доказательствам, в пределах заявленных истцом требований и по указанным им основаниям, руководствуясь статьями 194-199 ГПК Российской Федерации, суд

решил:

иск прокурора Октябрьского района г. Саранска, действующего в защиту интересов Сергеевой Татьяны Ивановны, удовлетворить.

Обязать Администрацию городского округа Саранск обеспечить Сергееву Татьяну Ивановну благоустроенным жилым помещением по месту жительства не ниже установленных социальных норм, то есть не менее 33 кв.м. общей площади, по договору социального найма в черте городского округа Саранск.

На решение суда может быть подана кассационная жалоба в Верховный Суд Республики Мордовия через Ленинский районный суд г. Саранска Республики Мордовия в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Председательствующий Н.П. Ерина