Дело № 2-433/2011
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ17 марта 2011 года г. Саранск
Ленинский районный суд г. Саранска Республики Мордовия в составе: председательствующего судьи – Пахомова А.В., при секретаре судебного заседания – Жирновой С.Ю., с участием в деле: истца – прокурора Октябрьского района г. Саранска, помощника прокурора Октябрьского района г. Саранска Боксбергер Н.А., истицы – Плодухиной Е.П., ответчика – Администрации городского округа Саранск, его представителя – Березиной Ю.Н., действующей на основании доверенности №8-д от 18 января 2011 года, третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика – Министерства образования Республики Мордовия, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Октябрьского района г. Саранска, действующего в защиту интересов Плодухиной Екатерины Петровны, к Администрации городского округа Саранск о понуждении обеспечить Плодухину Екатерину Петровну благоустроенным жилым помещением по месту жительства не ниже установленных социальных норм, то есть не менее 33 кв.м. общей площади, по договору социального найма в черте городского округа Саранск,
установил:
прокурор Октябрьского района г. Саранска, действующий в защиту интересов Плодухиной Е.П., обратился в суд с иском к Администрации городского округа Саранск о возложении обязанности обеспечить Плодухину Е.П. по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм, то есть не менее 33 кв.м. общей площади благоустроенного жилого помещения на одиноко проживающего человека по договору социального найма в черте городского округа Саранск.
В обоснование иска указал, что прокуратурой Октябрьского района г.Саранска проведена проверка соблюдения жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Плодухина Е.П. относится к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей, не имеет какого-либо закрепленного жилья. В соответствии с решением Лямбирского районного суда Республики Мордовия от 21 июня 1999 года ГР.Н. – отец Плодухиной Е.П. лишен родительских прав, ГР.М. - ее мать решением Октярьского районного суда г. Саранска также лишена родительских прав в отношении дочери.
Постановлением Главы Администрации городского округа Саранск от 24 марта 2010 за №597 Плодухина Е.П. поставлена на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
В соответствии с аттестатом об основном общем образовании Плодухина Е.П. в 2007 году окончила Государственное образовательное учреждение для детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей «Ялгинский детский дом-школа», после окончания обучения в указанном образовательном учреждении не была обеспечена жильем.
В связи с чем просил суд обязать Администрацию городского округа Саранск обеспечить Плодухину Екатерину Петровну по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм, то есть не менее 33 кв.м. общей площади жилого помещения на одиноко проживающего человека.
17 марта 2011 года прокурор Октябрьского района г.Саранска заявленные исковые требования уточнил, просил суд обязать Администрацию городского округа Саранск обеспечить Плодухину Екатерину Петровну благоустроенным жилым помещением по месту жительства не ниже установленных социальных норм, то есть не менее 33 кв.м. общей площади, по договору социального найма в черте городского округа Саранск.
В судебном заседании помощник прокурора Октябрьского района г.Саранска Боксбергер Н.А. и истица Плодухина Е.П. исковые требования поддержали по основаниям, изложенным в иске, просили суд их удовлетворить.
В судебном заседании представитель ответчика Администрации городского округа Саранск Березина Ю.Н. относительно иска возразила.
В судебное заседание представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика Министерства образования Республики Мордовия не явился, о времени и месте судебного заседания указанное лицо было извещено своевременно и надлежаще, о причинах неявки своего представителя суд не известило.
Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав имеющиеся в деле письменные доказательства, суд считает иск прокурора Октябрьского района г. Саранска подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что Плодухина Е.П. относится к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей.
Решением Октябрьского районного суда Республики Мордовия от 13 ноября 1996 года, вступившим в законную силу 25 ноября 1996 года, мать истицы - ГР.М. лишена родительских прав (л.д.11-12).
Согласно решению Лямбирского районного суда Республики Мордовия от 21 июня 1999 года, вступившему в законную силу 2 июля 1999 года, отец Плодухиной Е.П. – ГР.Н. также лишен родительских прав в отношении дочери (л.д. 10).
Постановлением Главы Администрации городского округа Саранск от 24 марта 2010 года за №597 Плодухина Екатерина Петровна поставлена на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий (л.д.17, 18).
На день вынесения решения Плодухина Е.П. зарегистрирована по адресу: п. Ялга, Детский дом-школа (л.д.15).
Согласно справке Саранского отделения филиала ФГУП «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ» по Республике Мордовия от 24 марта 2010 года Плодухина Е.П., ГР.Н. и ГР.М. зарегистрированной недвижимости не имеют (л.д.13).
Из сообщения Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Мордовия от 4 февраля 2009 года следует, что в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним права Плодухиной Е.П. не зарегистрированы (л.д.20).
Таким образом, в судебном заседании установлено, что Плодухина Е.П. не обеспечена жилой площадью, закрепленного жилья не имеет.
Конституция Российской Федерации провозглашает Российскую Федерацию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, для чего, в частности, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (статья 7).
В соответствии со статьей 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище.
Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище.
Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
В соответствии со статьей 52 Жилищного кодекса Российской Федерации гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения предоставляются по договорам социального найма, за исключением установленных настоящим Кодексом случаев.
В силу статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев.
Вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются, в том числе, детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Общие принципы, содержание и меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, определены Федеральным законом от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие в связи с предоставлением и обеспечением органами государственной власти дополнительных гарантий по социальной защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (статья 2).
В соответствии со статьей 8 указанного Федерального закона дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящие-
ся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.
Аналогичные положения закреплены в статье 3 Закона Республики Мордовия от 24 декабря 2010 года № 104-З «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», согласно которой дети-сироты, лица из числа детей-сирот обеспечиваются жилыми помещениями однократно вне очереди по договорам социального найма в соответствии с Федеральным законом «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
Обеспечение жилыми помещениями детей-сирот, лиц из числа детей-сирот осуществляется по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
В соответствии со статьей 6 Закона Республики Мордовия от 24 декабря 2010 года № 104-З государственными полномочиями Республики Мордовия по обеспечению детей-сирот и лиц из числа детей-сирот жилыми помещениями, в том числе полномочиями по учету детей-сирот и лиц из числа детей-сирот в качестве нуждающихся в жилых помещениях, приобретению жилых помещений для последующего их предоставления по договорам социального найма в целях обеспечения детей-сирот и лиц из числа детей-сирот жилыми помещениями и предоставлению жилых помещений детям-сиротам и лицам из числа детей-сирот, в том числе принятие решений о предоставлении жилых помещений и заключение договоров социального найма, наделены администрации муниципальных районов Республики Мордовия и городского округа Саранск.
Министерство образования Республики Мордовия в соответствии с Постановлением Правительства РМ от 01 февраля 2010 года № 32 «Об уполномоченном органе исполнительной власти Республики Мордовия по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), и лиц из их числа, не имеющих закрепленного жилого помещения» определено уполномоченным органом исполнительной власти Республики Мордовия по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), и лиц из их числа, не имеющих закрепленного жилого помещения.
Статьей 50 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма устанавливается органом местного самоуправления в зависимости от достигнутого в соответствующем муниципальном образовании уровня обеспеченности жилыми помещениями, предоставляемыми по договорам социального найма, и других факторов.
Согласно статье 5 Закона Республики Мордовия от 24 декабря 2010 года № 104-З норма предоставления общей площади жилого помещения в соответствии с настоящим Законом составляет 33 квадратных метра.
В соответствии с аттестатом об образовании Плодухина Е.П. в 2007 году окончила Государственное общеобразовательное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» Ялгинский детский дом-школа» городского округа Саранск Республики Мордовия» (л.д.19).
В судебном заседании установлено, что Плодухина Е.П. обучалась в Профессиональном лицее №19, однако приказом директора ГР.Б. от 2 марта 2011 года №4-К была отчислена из состава учащихся в связи с трудоустройством.
Таким образом, учитывая, что Плодухина Е.П. относится к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей, не имеет какого-либо закрепленного жилья, окончила обучение в образовательном учреждении, суд приходит к выводу, что Плодухина Е.П. имеет право на обеспечение по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм, то есть не менее 33 кв.м. общей площади, по договору социального найма.
При этом обеспечение вне очереди жилым помещением истицы не может быть поставлено в зависимость от каких-либо иных условий, не указанных в законе.
Вместе с тем, как установлено в судебном заседании и не оспаривается ответчиком, Плодухина Е.П. до настоящего времени не обеспечена жилой площадью.
При таких обстоятельствах суд считает необходимым удовлетворить иск прокурора Октябрьского района г.Саранска о возложении на Администрацию городского округа Саранск обязанности обеспечить Плодухину Е.П. благоустроенным жилым помещением по месту жительства не ниже установленных социальных норм, то есть не менее 33 кв.м. общей площади, по договору социального найма в черте городского округа Саранск.
В соответствии со статьей 67 ГПК Российской Федерации суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы.
Исходя из изложенного, оценивая достаточность и взаимную связь представленных сторонами доказательств в их совокупности, разрешая дело по представленным доказательствам, в пределах заявленных истцом требований и по указанным им основаниям, руководствуясь статьями 194-199 ГПК Российской Федерации, суд
решил:
иск прокурора Октябрьского района г. Саранска, действующего в защиту интересов Плодухиной Екатерины Петровны, к Администрации городского округа Саранск о понуждении обеспечить Плодухину Екатерину Петровну благоустроенным жилым помещением по месту жительства не ниже установленных социальных норм, то есть не менее 33 кв.м. общей площади, по договору социального найма в черте городского округа Саранск удовлетворить.
Обязать Администрацию городского округа Саранск обеспечить Плодухину Екатерину Петровну благоустроенным жилым помещением по месту жительства не ниже установленных социальных норм, то есть не менее 33 кв.м. общей площади, по договору социального найма в черте городского округа Саранск.
На решение суда может быть подана кассационная жалоба в Верховный Суд Республики Мордовия через Ленинский районный суд г. Саранска в течение десяти дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Председательствующий
Судья Ленинского районного суда г. Саранска А.В. Пахомов