О понуждении обеспечить благоустроенным жилым помещением



Дело № 2-436/2011

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

17 марта 2011 года г. Саранск

Ленинский районный суд г. Саранска Республики Мордовия в составе: председательствующего судьи – Пахомова А.В., при секретаре судебного заседания – Жирновой С.Ю., с участием в деле: истца – прокурора Октябрьского района г. Саранска, помощника прокурора Октябрьского района г. Саранска Боксбергер Н.А., истицы – Мягковой А.В., ответчика – Администрации городского округа Саранск, его представителя – Березиной Ю.Н., действующей на основании доверенности №8-д от 18 января 2011 года, третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика – Министерства образования Республики Мордовия, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Октябрьского района г. Саранска, действующего в защиту интересов Мягковой Анны Витальевны, к Администрации городского округа Саранск о понуждении обеспечить Мягкову Анну Витальевну благоустроенным жилым помещением по месту жительства не ниже установленных социальных норм, то есть не менее 33 кв.м. общей площади, по договору социального найма в черте городского округа Саранск,

установил:

прокурор Октябрьского района г. Саранска, действующий в защиту интересов Мягковой А.В., обратился в суд с иском к Администрации городского округа Саранск о возложении обязанности обеспечить Мягкову А.В. по месту жительства вне очереди жилой пло­щадью не ниже установленных социальных норм, то есть не менее 33 кв.м. общей площади благоустроенного жилого помещения на одиноко проживающего человека по договору социального найма в черте городского округа Саранск.

В обоснование иска указал, что прокуратурой Октябрьского района г.Саранска проведена проверка соблюдения жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Мягкова А.В. относится к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей, не имеет какого-либо закрепленного жилья. В соответствии с решением Октябрьского районного суда г. Саранска от 19 декабря 2007 года мать Мягковой А.В. – ГР.А. лишена родительских прав. Отец – ГР.Д. записан со слов матери.

Постановлением Главы Администрации городского округа Саранск от 29 апреля 2009 года №953 ГР.А. поставлена на учет граж­дан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.

В соответствии с аттестатом об основном общем образовании Мягкова А.В. в 2007 году окончила Государственное оздоровительное образовательное учреждение «Шейн-Майданская санаторная школа-интернат» Атяшевского района Республики Мордовия. После окончания обучения в указанном образовательном учреждении не была обеспечена жильем.

В связи с чем просил суд обязать Администрацию городского округа Саранск обеспечить Мягкову Анну Витальевну по месту жительства вне очереди жилой пло­щадью не ниже установленных социальных норм, то есть не менее 33 кв.м. общей площади жилого помещения на одиноко проживающего человека.

17 марта 2011 года прокурор Октябрьского района г. Саранска заявленные исковые требования уточнил, просил суд обязать Администрацию городского округа Саранск обеспечить Мягкову Анну Витальевну благоустроенным жилым помещением по месту жительства не ниже установленных социальных норм, то есть не менее 33 кв.м. общей площади, по договору социального найма в черте городского округа Саранск.

В судебном заседании помощник прокурора Октябрьского района г.Саранска Боксбергер Н.А. и истица Мягкова А.В. исковые требования поддержали по основаниям, изложенным в иске, просили суд их удовлетворить.

В судебном заседании представитель ответчика Администрации городского округа Саранск Березина Ю.Н. относительно иска возразила.

В судебное заседание представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика Министерства образования Республики Мордовия не явился, о времени и месте судебного заседания указанное лицо было извещено своевременно и надлежаще, о причинах неявки своего представителя суд не известило.

Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав имеющиеся в деле письменные доказательства, суд считает иск прокурора Октябрьского района г. Саранска подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Из материалов дела следует, что Мягкова А.В. относится к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей.

Решением Октябрьского районного суда г. Саранска от 19 декабря 2007 года, вступившим в законную силу, мать истицы – ГР.А. лишена родительских прав в отношении дочери (л.д.10-13). Отец истицы – ГР.Д. был записан со слов матери.

Постановлением Главы Администрации городского округа Саранск от 29 апреля 2009 года №953 Мягкова Анна Витальевна поставлена на учет граж­дан, нуждающихся в улучшении жилищных условий (л.д.31-32).

На день вынесения решения Мягкова А.В. зарегистрирована по адресу: Республика Мордовия, Октябрьский район, п. Николаевка, <адрес> (л.д.23, 24).

Согласно справке Саранского отделения филиала ФГУП «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ» по Республике Мордовия от 29 сентября 2008 года ГР.А. и Мягкова А.В. зарегистрированной недвижимости не имеют (л.д.28).

Из сообщения Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Мордовия от 14 апреля 2009 года следует, что в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним права Мягковой А.В. не зарегистрированы (л.д.27).

Таким образом, в судебном заседании установлено, что Мягкова А.В. не обеспечена жилой площадью, закрепленного жилья не имеет.

Конституция Российской Федерации провозглашает Российскую Федерацию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, для чего, в частности, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (статья 7).

В соответствии со статьей 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище.

Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище.

Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

В соответствии со статьей 52 Жилищного кодекса Российской Федерации гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения предоставляются по договорам социального найма, за исключением установленных настоящим Кодексом случаев.

В силу статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев.

Вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются, в том числе, детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Общие принципы, содержание и меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, определены Федеральным законом от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие в связи с предоставлением и обеспечением органами государственной власти дополнительных гарантий по социальной защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (статья 2).

В соответствии со статьей 8 указанного Федерального закона дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.

Аналогичные положения закреплены в статье 3 Закона Республики Мордовия от 24 декабря 2010 года № 104-З «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», согласно которой дети-сироты, лица из числа детей-сирот обеспечиваются жилыми помещениями однократно вне очереди по договорам социального найма в соответствии с Федеральным законом «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

Обеспечение жилыми помещениями детей-сирот, лиц из числа детей-сирот осуществляется по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

В соответствии со статьей 6 Закона Республики Мордовия от 24 декабря 2010 года № 104-З государственными полномочиями Республики Мордовия по обеспечению детей-сирот и лиц из числа детей-сирот жилыми помещениями, в том числе полномочиями по учету детей-сирот и лиц из числа детей-сирот в качестве нуждающихся в жилых помещениях, приобретению жилых помещений для последующего их предоставления по договорам социального найма в целях обеспечения детей-сирот и лиц из числа детей-сирот жилыми помещениями и предоставлению жилых помещений детям-сиротам и лицам из числа детей-сирот, в том числе принятие решений о предоставлении жилых помещений и заключение договоров социального найма, наделены администрации муниципальных районов Республики Мордовия и городского округа Саранск.

Министерство образования Республики Мордовия в соответствии с Постановлением Правительства РМ от 01 февраля 2010 года № 32 «Об уполномоченном органе исполнительной власти Республики Мордовия по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), и лиц из их числа, не имеющих закрепленного жилого помещения» определено уполномоченным органом исполнительной власти Республики Мордовия по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), и лиц из их числа, не имеющих закрепленного жилого помещения.

Статьей 50 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что норма предоставления площади жилого помещения по договору социально­го найма устанавливается органом местного самоуправления в зависимости от достигнутого в соответствующем муниципальном образовании уровня обеспеченности жилыми помещениями, предоставляемыми по договорам социального найма, и других факторов.

Согласно статье 5 Закона Республики Мордовия от 24 декабря 2010 года № 104-З норма предоставления общей площади жилого помещения в соответствии с настоящим Законом составляет 33 квадратных метра.

В соответствии с аттестатом об образовании Мягкова А.В. в 2007 году окончила Государственное оздоровительное образовательное учреждение «Шейн-Майданская санаторная школа – интернат Атяшевского района Республики Мордовия» (л.д.18).

В судебном заседании установлено, что Мягкова А.В. с 1 сентября 2008 года обучалась в ФГОУ СПО «Саранский электромеханический колледж» на очном отделении (л.д.19).

Согласно сообщению ФГОУ СПО «Саранский электромеханический колледж» №79 от 4 марта 2011 года в колледже имеется студенческое общежитие, расположенное по адресу: г. Саранск, <адрес>. При поступлении в колледж Мягкова А.В. отказалась от представленного места в общежитии. Место в общежитии будет сохранено за Мягковой А.В., имеющей статус сироты, до окончания учебного заведения, то есть до 1 июля 2011 года.

Между тем, приказом ФГОУ СПО «Саранский электромеханический колледж» от 6 марта 2011 года №19-с Мягкова А.В. была переведена в число студентов заочного отделения колледжа в связи с трудоустройством.

Довод ответчика о том, что жилое помещение должно предоставляться после окончания пребывания в учреждении профессионального образования, отклоняется по следующим основаниям.

В силу статьи 1 Федерального закона от 21 декабря 1996 года №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» под полным государственным обеспечением и дополнительными гарантиями по социальной поддержке при получении профессионального образования понимается предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающимся по очной форме обучения в государственных образовательных учреждениях начального и среднего профессионального образования, государственных и муниципальных образовательных учреждениях высшего профессионального образования, бесплатного питания, бесплатного комплекта одежды, обуви и мягкого инвентаря, бесплатного общежития и бесплатного медицинского обслуживания или возмещение их полной стоимости, а также законодательно закрепленных дополнительных мер по социальной защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, до окончания обучения в указанных образовательных учреждениях.

В судебном заседании установлено, что в настоящее время Мягкова А.В. является студенткой заочной формы обучения, поэтому бесплатное общежитие ФГОУ СПО «Саранский электромеханический колледж» ей не должно предоставляться.

Таким образом, учитывая, что Мягкова А.В. относится к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей, не имеет какого-либо закрепленного жилья, окончила обучение в образовательном учреждении, суд приходит к выводу, что Мягкова А.В. имеет право на обеспечение по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм, то есть не менее 33 кв.м. общей площади, по договору социального найма.

При этом обеспечение вне очереди жилым помещением истицы не может быть поставлено в зависимость от каких-либо иных условий, не указанных в законе.

Вместе с тем, как установлено в судебном заседании и не оспаривается ответчиком, Мягкова А.В. до настоящего времени не обеспечена жилой площадью.

При таких обстоятельствах суд считает необходимым удовлетворить иск прокурора Октябрьского района г.Саранска о возложении на Администрацию городского округа Саранск обязанности обеспечить Мягкову А.В. благоустроенным жилым помещением по месту жительства не ниже установленных социальных норм, то есть не менее 33 кв.м. общей площади, по договору социального найма в черте городского округа Саранск.

В соответствии со статьей 67 ГПК Российской Федерации суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы.

Исходя из изложенного, оценивая достаточность и взаимную связь представленных сторонами доказательств в их совокупности, разрешая дело по представленным доказательствам, в пределах заявленных истцом требований и по указанным им основаниям, руководствуясь статьями 194-199 ГПК Российской Федерации, суд

решил:

иск прокурора Октябрьского района г. Саранска, действующего в защиту интересов Мягковой Анны Витальевны, к Администрации городского округа Саранск о понуждении обеспечить Мягкову Анну Витальевну благоустроенным жилым помещением по месту жительства не ниже установленных социальных норм, то есть не менее 33 кв.м. общей площади, по договору социального найма в черте городского округа Саранск удовлетворить.

Обязать Администрацию городского округа Саранск обеспечить Мягкову Анну Витальевну благоустроенным жилым помещением по месту жительства не ниже установленных социальных норм, то есть не менее 33 кв.м. общей площади, по договору социального найма в черте городского округа Саранск.

На решение суда может быть подана кассационная жалоба в Верховный Суд Республики Мордовия через Ленинский районный суд г. Саранска в течение десяти дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Председательствующий

Судья Ленинского районного суда г. Саранска А.В. Пахомов