О понуждении обеспечить вне очереди жилой площадью



Дело №2-388/2011

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

15 марта 2011 года г. Саранск

Ленинский районный суд г. Саранска Республики Мордовия в составе:

председательствующего судьи Надёжиной С.Ю.,

с участием секретаря судебного заседания Жидкиной Н.Н.,

с участием в деле:

истицы Альмяшевой Л.Ю.,

представителя истца старшего помощника прокурора Октябрьского района г.Саранска Лапшиной О.Г.,

представителя ответчика Администрации городского круга Саранск Стансковой Е.В., представившей доверенность № 261-д от 08.12.2010г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Октябрьского района г. Саранска, действующего в интересах Альмяшевой Ларисы Юмировны, к Администрации городского округа Саранск о понуждении обеспечить вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм,

установил:

прокурор Октябрьского района г.Саранска, действуя в интересах Альмяшевой Л.Ю., обратился в суд с иском к Администрации городского округа Саранск о понуждении обеспечить вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

В обоснование своих требований прокурор указал, что Альмяшева Л.Ю. обратилась в органы прокуратуры с заявлением о защите ее нарушенных жилищных прав. Прокуратурой Октябрьского района г.Саранска проведена проверка соблюдения жилищных прав детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Порядок обеспечения жильем детей указанной категории определен статьей 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159 –ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

Постановлением Главы Администрации городского округа Саранск от 27.06.2007г. №1227 Альмяшева Л.Ю. поставлена на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.

В соответствии с аттестатом об основном общем образовании Альмяшева Л.Ю. в 2007 году окончила ГОУ для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Ялгинский детский дом - школа» городского округа Саранск Республики Мордовия.

После окончания обучения в указанном общеобразовательном учреждении Альмяшева Л.Ю. не была обеспечена жильем. Она относится к категории лиц из числа детей-сирот, не имеет какого-либо закрепленного жилья, в связи с чем имеет право на обеспечение по месту жительства вне очереди жильем не ниже установленных социальных норм.

В соответствии с решением Ичалковского районного суда Республики Мордовии от 27.01.1998г. ГР.Н. – мать Альмяшевой Л.Ю. лишена родительских прав в отношении неё. Решением Пролетарского районного суда г. Саранска от 05.06.2000г. ГР.А. – отец Альмяшевой Л.Ю. лишён родительских прав в отношении Альмяшевой Л.Ю.

Считает, что Альмяшева Л.Ю. имеет право на внеочередное получение жилого помещения, поскольку относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Для данной категории детей действующим законодательством не установлен срок предоставления жилья, поэтому они, как указано в законе, должны быть после окончания пребывания в образовательном учреждении обеспечены органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Просил суд обязать Администрацию городского округа Саранск обеспечить Альмяшеву Ларису Юмировну по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм, то есть не менее 33 кв.м. общей площади жилого помещения на одиноко проживающего человека.

В судебном заседании представитель истца прокурора Октябрьского района г. Саранска Лапшина О.Г. исковые требования поддержала и просила их удовлетворить по основаниям, изложенным в исковом заявлении.

В судебном заседании истица Альмяшева Л.Ю. исковые требования поддержала, просила суд удовлетворить их в полном объеме.

Суду пояснила, что хотя в настоящее время она обучается в МГПИ им. М.Е. Евсевьева, но от общежития она отказалась сама, так как проживает в гражданском браке и снимает вместе с гражданским мужем квартиру по адресу: г. Саранск, <адрес>, где и проживает.

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне истца Министерства образования Республики Мордовия, в судебное заседание не явился по неизвестной суду причине, о месте и времени рассмотрения дела извещен своевременно и надлежащим образом.

В судебном заседании представитель ответчика Администрации городского округа Саранск Станскова Е.В. иск не признала, просила исковые требования оставить без удовлетворения. Суду пояснила, что Альмяшева Л.Ю. обучается в образовательном учреждении, находится на полном государственном обеспечении, в связи с чем право на обеспечение жильем у нее возникнет после окончания учебы.

Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные доказательства, суд приходит к нижеследующему.

Материалами дела установлено, что Альмяшева Л.Ю. относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Решением Ичалковского районного суда Республики Мордовия от 27.01.1998г., вступившим в законную силу 09.02.1998г., ГР.Н., Дата рождения была лишена родительских прав в отношении дочери Альмяшевой Ларисы Юмировны, Дата рождения (л.д.13-15, 16).

Решением Пролетарского районного суда г. Саранска от 05.06.2000г., вступившим в законную силу 15.06.2000г., ГР.А., Дата рождения, был лишён родительских прав в отношении дочери Альмяшевой Ларисы Юмировны, Дата рождения (л.д.17-19).

23.05.2007г. Альмяшева Л.Ю. обратилась с заявлением к Главе Администрации городского округа Саранск Сушкову В.Ф. о принятии ее на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий с помощью мер государственной поддержки (л.д.21).

Постановлением Главы Администрации городского округа Саранск от 27.06.2007г. № Альмяшева Л.Ю. поставлена на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий с составом семьи из одного человека (л.д.22, 24-27).

На день вынесения решения Альмяшева Л.Ю. зарегистрирована в Ялгинском детском доме, что подтверждается штампом регистрации в паспорте истицы (л.д.8).

Согласно сообщению Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Мордовия от 3 марта 2011 года № и справке Саранского отделения филиала ФГУП «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ» по Республике Мордовия от 04.03.2011г. №, Альмяшева Л.Ю. зарегистрированной недвижимости не имеет.

В соответствии с аттестатом № о среднем (полном) общем образовании Альмяшева Л.Ю. в 2007 году окончила Государственное общеобразовательное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Ялгинский детский дом - школа» городского округа Саранск Республики Мордовия с золотой медалью «за особые успехи в учении» (л.д.28).

Согласно справке ГОУ ВПО «Мордовский государственный педагогический институт имени М.Е. Евсевьева» Альмяшева Л.Ю. действительно является студенткой 3 курса очной формы обучения филологического факультета ГОУ ВПО «Мордовский государственный педагогический институт имени М.Е. Евсевьева» по специальности «Русский язык и литература» с дополнительной специальностью «История». С 06.03.2010г. она зачислена на полное государственное обеспечение, как оставшаяся без попечения родителей (приказ №251-с от 19.03.2010г.) Предполагаемый срок окончания учёбы - 30 июня 2013 года.

Суд отказывает в удовлетворении исковых требований прокурора Октябрьского района г. Саранска, действующего в интересах Альмяшевой Л.Ю., по следующим основаниям.

Конституция Российской Федерации провозглашает Российскую Федерацию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, для чего, в частности, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (статья 7).

В соответствии со статьей 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище.

Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище.

Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

В соответствии со статьей 52 Жилищного кодекса Российской Федерации гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения предоставляются по договорам социального найма, за исключением установленных настоящим Кодексом случаев.

В силу статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев.

Вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются, в том числе, детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Общие принципы, содержание и меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, определены Федеральным законом от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

Из понятий, указанных в статье 1 Закона № 159-ФЗ следует, что полное государственное обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей - это предоставление им за время пребывания в соответствующем государственном или муниципальном учреждении, в семье опекуна, попечителя, приемных родителей бесплатного питания, бесплатного комплекта одежды, обуви и мягкого инвентаря, бесплатного общежития и бесплатного медицинского обслуживания или возмещение их полной стоимости.

Полное государственное обеспечение и дополнительные гарантии по социальной поддержке при получении профессионального образования – это предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающимся по очной форме обучения в государственных образовательных учреждениях начального и среднего профессионального образования, государственных и муниципальных образовательных учреждениях высшего профессионального образования, бесплатного питания, бесплатного комплекта одежды, обуви и мягкого инвентаря, бесплатного общежития и бесплатного медицинского обслуживания или возмещение их полной стоимости, а также законодательно закрепленных дополнительных мер по социальной защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, до окончания обучения в указанных образовательных учреждениях.

Согласно части 3 статьи 6 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающиеся в государственных образовательных учреждениях начального и среднего профессионального образования, зачисляются на полное государственное обеспечение до окончания ими данного образовательного учреждения.

В соответствии со статьей 8 указанного Федерального закона дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Определением Конституционного Суда РФ от 5 февраля 2009 года № 250-О-П по жалобе муниципального образования городского округа «Город Чита» на нарушение конституционных прав и свобод абзацем вторым пункта 1 статьи 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» разъяснено, что конституционно-правовой смысл указанного законоположения, выявленный Конституционным Судом Российской Федерации в настоящем Определении, является общеобязательным и исключает любое иное его истолкование в правоприменительной практике.

Аналогичные положения закреплены в статье 3 Закона Республики Мордовия от 24 декабря 2010 года № 104-З «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», согласно которой дети-сироты, лица из числа детей-сирот обеспечиваются жилыми помещениями однократно вне очереди по договорам социального найма в соответствии с Федеральным законом «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

Обеспечение жилыми помещениями детей-сирот, лиц из числа детей-сирот осуществляется по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Как это установлено в судебном заседании, в настоящее время Альмяшева Л.Ю. обучается в ГОУ ВПО «Мордовский государственный педагогический институт имени М.Е. Евсевьева» на полном государственном обеспечении.

Суд учитывает, что Альмяшева Л.Ю. добровольно отказалась от предоставляемого образовательным учреждением общежития и проживает на съёмной квартире. То есть, фактически Альмяшева Л.Ю., находясь на полном государственном обеспечении с предоставлением общежития, отказалась от него, следовательно, жильём в настоящее время она обеспечена и в получении другого жилья не нуждается.

В связи с чем суд приходит к выводу, что Альмяшева Л.Ю. в настоящий момент не имеет права на обеспечение благоустроенным жилым помещением по месту жительства не ниже установленных социальных норм, то есть не менее 33 кв.м. общей площади жилого помещения по договору социального найма в черте городского округа Саранск, по заявленным требованиям.

Как указано в Определении Конституционного Суда РФ от 28 мая 2009 года № 590-О-О положения пункта 1 статьи 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» направлены на защиту прав и интересов детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, однако различия в правовом регулировании жилищных отношений с участием детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, основаны на учете факта наличия либо отсутствия жилья и должно согласоваться с принципом равенства всех перед законом и судом.

В случае с Альмяшевой Л.Ю. обеспечение жилым помещением истицы должно быть поставлено в зависимость от условий, прямо указанных в законе, а именно от условия, что в настоящее время она обучается в образовательном учреждении и находится на полном государственном обеспечении.

Исходя из изложенного, руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

исковые требования прокурора Октябрьского района г. Саранска, действующего в интересах Альмяшевой Ларисы Юмировны, к Администрации городского округа Саранск о понуждении обеспечить вне очереди жилой площадью не ниже установленных норм оставить без удовлетворения.

На решение суда могут быть поданы кассационная жалоба и кассационное представление прокурора в Верховный Суд Республики Мордовия через Ленинский районный суд г. Саранска Республики Мордовия в течение десяти дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Председательствующий

Судья Ленинского районного суда

г. Саранска Республики Мордовия С.Ю. Надёжина