О понуждении предоставить вне очереди благоустроенное жилое помещение



Дело №2-414/2011

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

18 марта 2011 года г. Саранск

Ленинский районный суд г. Саранска Республики Мордовия в составе:

председательствующего – судьи Ганченковой В.А.,

с участием секретаря судебного заседания – Колчиной Н.В.,

с участием в деле:

истца – прокурора Октябрьского района г. Саранска, обратившегося с исковым заявлением в защиту прав и законных интересов Прониной Натальи Николаевны, старшего помощника прокурора Разгадовой Татьяны Егоровны,

ответчика – Администрации городского круга Саранск, его представителя Стансковой Елены Викторовны, ведущего специалиста Юридического управления, представившей доверенность № 261-д от 8 декабря 2010 года,

третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика – Министерства образования Республики Мордовия, ее представителя Денисовой Юлии Юрьевны, действующей по доверенности № 692 от 25 февраля 2011 года,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Октябрьского района г. Саранска, действующего в защиту интересов Прониной Натальи Николаевны, к Администрации городского округа Саранск о понуждении Администрации городского округа Саранск предоставить Прониной Наталье Николаевне вне очереди благоустроенное жилое помещение не менее 33 кв.м. общей площади жилого помещения по договору социального найма в пределах территории городского округа Саранск,

установил:

прокурор Октябрьского района г.Саранска, действующий в защиту интересов Прониной Н.Н., обратился в суд с иском к Администрации городского округа Саранск о понуждении Администрации городского округа Саранск обеспечить Пронину Наталью Николаевну вне очереди благоустроенным жилым помещением не менее 33 кв.м. общей площади жилого помещения по договору социального найма в пределах территории городского округа Саранск.

В обоснование своих требований прокурор указал, что прокуратурой Октябрьского района г.Саранска проведена проверка соблюдения законодательства, регулирующего обеспечение жилыми помещениями детей – сирот, детей оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа. Статьей 40 Конституции РФ каждому гражданину гарантируется право на жилище, а на органы государственной власти возложена обязанность создавать условия для реализации этого права. В соответствии со статьей 44 Конституции РФ дети – сироты и дети, лишенные родительского попечения, имеют право на преимущественное социальное обеспечение. В силу статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации вне очере­ди жилые помещения предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. Постановлением Главы Администрации городского округа Саранск от 5 ноября 2011 года №2546 Пронина Н.Н. поставлена на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий. В соответствии с аттестатом об основном общем образовании Пронина Н.Н. в 2009 году окончила Государственное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Ялгинский детский дом-школа». После окончания обучения в указанном образовательном учреждении Пронина Н.Н. не была обеспечена жильем. Мать Прониной Н.Н. – ГР.Н. в соответствии с решением Темниковского районного суда Республики Мордовия от 23 июня 2004 года, лишена родительских прав в отношении дочери. Сведения об отце Прониной Н.Н. отсутствуют. Считает, что Пронина Н.Н. имеет право на внеочередное получение жилого помещения, поскольку относится к категории лиц из числа детей - сирот. Для данной категории детей действующим законодательством не установлен срок предоставления жилья, поэтому они, как указано в законе, должны быть обеспечены жильем после окончания пребывания в образовательном учреждении органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. На основании изложенного, просил суд обязать Администрацию городского округа Саранск обеспечить Пронину Наталью Николаевну вне очереди благоустроенным жилым помещением не ниже установленных социальных норм, то есть не менее 33 кв.м. общей площади благоустроенного жилого помещения на одиноко проживающего человека по договору социального найма в пределах территории г. Саранска.

В судебном заседании истица Пронина Н.Н. исковые требования поддержала, просила суд удовлетворить в полном объеме и обеспечить ее жильем.

В судебном заседании старший помощник прокурора Разгадова Т.Е. исковые требования поддержала, просила суд удовлетворить в полном объеме и обеспечить Пронину Н.Н. жильем.

В судебном заседании представитель ответчика Администрации городского округа Саранск Станскова Е.В. исковые требования не признала, просила исковые требования оставить без удовлетворения, при этом указала, что в бюджете республики нет средств на обеспечение всех лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей, жилой площадью.

В судебном заседании представитель третьего лица Министерства образования Республики Мордовия исковые требования истицы поддержала, просила удовлетворить, суду пояснила, что Пронина Н.Н. имеет право на обеспечение благоустроенным жилым помещением вне очереди, как сирота.

Суд, заслушав объяснение лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, считает, что исковые требования прокурора Октябрьского района г. Саранска подлежат удовлетворению, исходя из следующего.

Пронина Н.Н. обратилась в органы прокуратуры с заявлением о защите нарушенных жилищных прав.

Согласно статье 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений; защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защиты, включая социальное обеспечение; обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах; охраны здоровья, включая медицинскую помощь; обеспечения права на благоприятную окружающую среду; образования.

Из материалов дела следует, что Пронина Н.Н. относится к категории лиц из числа детей-сирот.

Решением Темниковского районного суда Республики Мордовия от 23 июня 2004 года мать Прониной Н.Н. - ГР.Н. лишена родительских прав в отношении дочери.

Сведения об отце Прониной Н.Н. в материалах дела отсутствуют.

23 октября 2009 года Пронина Н.Н. обратилась с заявлением к Главе Администрации городского округа Саранск о принятии ее на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий с помощью мер государственной поддержки (л.д.8).

Постановлением Главы Администрации городского округа Саранск от 5 ноября 2009 года № 2546 Пронина Н.Н. поставлена на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий с составом семьи из одного человека (л.д.27-28).

На день вынесения решения Пронина Н.Н. зарегистрирована в Детском доме-школе п. Ялга и проживает в съемном жилом помещении, расположенном по адресу: <адрес>.

В соответствии с актом проверки жилищных условий Прониной Н.Н. от 20 мая 2009 года она занимает жилое помещение, расположенное по адресу: р.п. Ялга, <адрес>, Ялгинский детский дом – школа, а именно комнату площадью 10 кв.м. в общежитии, на третьем этаже. Дом принадлежит Ялгинскому детскому дому – школе (л.д.9).

Согласно сообщению Управления Федеральной регистрационной службы по Республике Мордовия от 14 июля 2009 года № 15-10/11411 и справке Саранского отделения филиала ФГУП «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ» по Республике Мордовия от 13 мая 2009 года №777, Пронина Н.Н. зарегистрированной недвижимости не имеет, сделок по отчуждению жилья за последние пять лет, зарегистрированных в Саранском отделении ФГУП «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ» не совершала.

Конституция Российской Федерации провозглашает Российскую Федерацию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, для чего, в частности, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (статья 7).

В соответствии со статьей 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище.

Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище.

Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

В соответствии со статьей 52 Жилищного кодекса Российской Федерации гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения предоставляются по договорам социального найма, за исключением установленных настоящим Кодексом случаев.

В силу статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев.

Вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются, в том числе, детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Общие принципы, содержание и меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, определены Федеральным законом от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие в связи с предоставлением и обеспечением органами государственной власти дополнительных гарантий по социальной защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (статья 2).

В соответствии со статьей 8 указанного Федерального закона дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.

Аналогичные положения закреплены в статье 3 Закона Республики Мордовия от 24 декабря 2010 года № 104-З «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», согласно которой дети-сироты, лица из числа детей-сирот обеспечиваются жилыми помещениями однократно вне очереди по договорам социального найма в соответствии с Федеральным законом «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

Обеспечение жилыми помещениями детей-сирот, лиц из числа детей-сирот осуществляется по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

В соответствии со статьей 6 Закона Республики Мордовия от 24 декабря 2010 года № 104-З государственными полномочиями Республики Мордовия по обеспечению детей-сирот и лиц из числа детей-сирот жилыми помещениями, в том числе полномочиями по учету детей-сирот и лиц из числа детей-сирот в качестве нуждающихся в жилых помещениях, приобретению жилых помещений для последующего их предоставления по договорам социального найма в целях обеспечения детей-сирот и лиц из числа детей-сирот жилыми помещениями и предоставлению жилых помещений детям-сиротам и лицам из числа детей-сирот, в том числе принятие решений о предоставлении жилых помещений и заключение договоров социального найма, наделены администрации муниципальных районов Республики Мордовия и городского округа Саранск.

Министерство образования Республики Мордовия в соответствии с Постановлением Правительства РМ от 01 февраля 2010 года № 32 «Об уполномоченном органе исполнительной власти Республики Мордовия по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), и лиц из их числа, не имеющих закрепленного жилого помещения» определено уполномоченным органом исполнительной власти Республики Мордовия по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), и лиц из их числа, не имеющих закрепленного жилого помещения.

Статьей 50 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что норма предоставления площади жилого помещения по договору социально­го найма устанавливается органом местного самоуправления в зависимости от достигнутого в соответствующем муниципальном образовании уровня обеспеченности жилыми помещениями, предоставляемыми по договорам социального найма, и других факторов.

Также, решением Саранского городского Совета депутатов от 12 октября 2005 года № 162 утверждена норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма в размере 33 кв.м. общей площади жилого помещения на одиноко проживающего человека.

Согласно статье 5 Закона Республики Мордовия от 24 декабря 2010 года № 104-З норма предоставления общей площади жилого помещения в соответствии с настоящим Законом составляет 33 квадратных метра.

В соответствии с аттестатом 13 ББ 00018251 об основном общем образовании Пронина Н.Н. в 2009 году окончила государственное общеобразовательное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Ялгинский детский дом-школа» городского округа Саранск Республики Мордовия (л.д.26).

После окончания обучения Пронина Н.Н. не была обеспечена жильем.

Согласно справке ФГОУ СПО «Саранский электромеханический колледж» № 997 от 15 марта 2011 года Пронина Н.Н. обучается на заочном отделении колледжа в группе 3-1340.

Таким образом, в настоящее время Пронина Н.Н. обучается заочно в данном учреждении, что подтверждается также ее пояснениями в ходе судебного заседания и не оспаривается ответчиком, то есть она не находится на государственном учреждении.

В связи с этим, учитывая, что Пронина Н.Н. относится к категории лиц из числа детей-сирот, не имеет какого-либо закрепленного жилья, обучается на очной форме обучения в образовательном учреждении, суд приходит к выводу, что Пронина Н.Н. имеет право на обеспечение по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм, то есть не менее 33 кв.м. общей площади по договору социального найма.

При этом обеспечение вне очереди жилым помещением истца не может быть поставлено в зависимость от каких-либо иных условий, не указанных в законе.

Однако, как установлено в судебном заседании и не оспаривается ответчиком, Пронина Н.Н. до настоящего времени не обеспечена жилой площадью.

В соответствии со статьей 67 ГПК Российской Федерации суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы.

При таких обстоятельствах, суд считает, что исковые требования прокурора Октябрьского района г. Саранска, действующего в защиту интересов Прониной Натальи Николаевны, к Администрации городского округа Саранск о понуждении Администрации городского округа Саранск предоставить Прониной Наталье Николаевне вне очереди благоустроенное жилое помещение не менее 33 кв.м. общей площади жилого помещения по договору социального найма в пределах территории городского округа Саранск подлежат удовлетворению.

Согласно п.п.19 п.1 статьи 333.36 Налогового кодекса РФ от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, в качестве истцов или ответчиков.

Исходя из изложенного, оценивая достаточность и взаимную связь представленных сторонами доказательств в их совокупности, разрешая дело по представленным доказательствам, в пределах заявленных истцом требований и по указанным им основаниям, руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

исковые требования прокурора Октябрьского района г. Саранска, действующего в защиту интересов Прониной Натальи Николаевны, к Администрации городского округа Саранск о понуждении Администрации городского округа Саранск предоставить Прониной Наталье Николаевне вне очереди благоустроенное жилое помещение не менее 33 кв.м. общей площади жилого помещения по договору социального найма в пределах территории городского округа Саранск удовлетворить.

Обязать Администрацию городского округа Саранск предоставить Прониной Наталье Николаевне благоустроенное жилое помещение не менее 33 кв.м. общей площади жилого помещения по договору социального найма в пределах территории г. Саранска.

На решение суда могут быть поданы кассационная жалоба и кассационное представление прокурора в Верховный Суд Республики Мордовия через Ленинский районный суд г. Саранска Республики Мордовия в течение десяти дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Председательствующий

Судья Ленинского районного суда

г. Саранска Республики Мордовия В.А.Ганченкова