О понуждении предоставить земельный участок в общую долевую собственность



Дело №2-916/2011

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

12 апреля 2011 года г. Саранск

Ленинский районный суд г. Саранска Республики Мордовия в составе:

председательствующего судьи Ериной Н.П.,

при секретаре судебного заседания Дирменжий О.В.,

с участием истцов Трушкина Г.Е., Трушкина Е.Г.,

представителя ответчика Администрации городского округа Саранск Стансковой Е.В., действующей по доверенности № 261-д от 08 декабря 2010 года,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Трушкина Геннадия Евгеньевича, Трушкина Евгения Геннадьевича к Администрации городского округа Саранск о признании незаконным отказа в предоставлении земельного участка в общую долевую собственность и понуждении предоставить земельный участок в общую долевую собственность за плату,

установил:

Трушкин Г.Е., Трушкин Е.Г. обратились в суд с иском к Администрации городского округа Саранск о признании незаконным отказа в предоставлении земельного участка в общую долевую собственность и понуждении предоставить земельный участок в общую долевую собственность за плату.

В обоснование заявленных исковых требований истцы указали, что Трушкину Е.Г. принадлежит на праве собственности 1/3 доля, а ТрушкинуГ.Е. – 2/3 доли жилого дома, расположенного по адресу: г.Саранск, <адрес>.

04 марта 2011 года они обратились в Администрацию городского округа Саранск с заявлением о предоставлении им в собственность земельного участка, общей площадью 1456 кв.м., расположенного по адресу: г. Саранск, <адрес>, для размещения дома индивидуальной жилой застройки. Однако, письмом от 18 марта 2011 года № Пр-1387 им было отказано в предоставлении вышеуказанного земельного участка на том основании, что на указанном земельном участке находятся самовольные постройки, обозначенные в техническом паспорте под литером А1, А2, АЗ.

Считают данный отказ незаконным и необоснованным, так как они являются собственниками жилого дома, расположенного на спорном земельном участке, следовательно, на основании статьи 36 Земельного Кодекса РФ, имеют исключительное право на приобретение данного земельного участка в собственность.

В связи с чем просили суд признать отказ Администрации городского округа Саранск, выраженный в письме от 18 марта 2011 года № Пр-1387, в предоставлении земельного участка, расположенного по адресу: г. Саранск, <адрес>, в общую долевую собственность Трушкина Г.Е., Трушкина Е.Г. незаконным и обязать Администрацию городского округа Саранск предоставить в общую долевую собственность Трушкину Г.Е., Трушкину Е.Г. земельный участок, расположенный по адресу: г. Саранск, <адрес>, общей площадью 1456 кв.м., имеющий кадастровый номер №.

В судебном заседании истцы Трушкин Г.Е. и Трушкин Е.Г. исковые требования уточнили, просили суд признать отказ Администрации городского округа Саранск, выраженный в письме от 18 марта 2011 года №Пр-1387, в предоставлении земельного участка, расположенного по адресу: г. Саранск, <адрес>, в общую долевую собственность Трушкина Г.Е., Трушкина Е.Г. незаконным и обязать Администрацию городского округа Саранск предоставить указанный земельный участок в общую долевую собственность за плату Трушкину Г.Е., Трушкину Е.Г., передав в собственность Трушкина Г.Е. 2/3 доли земельного участка, в собственность Трушкина Е.Г. 1/3 долю земельного участка.

Представитель ответчика Администрации городского округа Саранск Станскова Е.В. в судебном заседании исковые требования не признала, просила отказать в их удовлетворении.

Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав имеющиеся в деле письменные доказательства, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению, при этом исходя из следующего.

Материалами дела установлено, что Трушкин Г.Е. и Трушкин Е.Г. являются собственниками жилого дома № по <адрес> г.Саранска.

Трушкину Г.Е. принадлежит 2/3 доли указанного жилого дома на основании договора дарения доли жилого дома от 15 января 2011 года, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права № от 04 февраля 2011 года (л.д.5).

Трушкину Е.Г. принадлежит 1/3 доля указанного жилого дома на основании договора дарения доли жилого дома от 25 декабря 2007 года, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права № от 22 января 2008 года (л.д.6).

Согласно кадастровой выписке общая площадь земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, составляет 1456 +/- 13 кв.м. (л.д.20).

04 марта 2011 года истцы обратились в Администрацию городского округа Саранск с заявлением о предоставлении земельного участка в общую долевую собственность (за плату) для размещения дома индивидуальной жилой застройки по <адрес>.

Письмом за № Пр-1387 от 18 марта 2011 года им было отказано в предоставлении земельного участка по тому основанию, что ими не представлены правоподтверждающие документы на самовольно возведенные строения за литерами А1, А2, А3.

Суд считает данный отказ незаконным по следующим основаниям.

Согласно пункту 2 статьи 15 Земельного кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с настоящим Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.

Статья 28 Земельного кодекса Российской Федерации устанавливает, что участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду, а также предоставляются юридическим лицам в постоянное (бессрочное) пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 20 настоящего Кодекса, и гражданам и юридическим лицам в безвозмездное срочное пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 24 настоящего Кодекса.

Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность граждан и юридических лиц осуществляется за плату. Предоставление земельных участков в собственность граждан и юридических лиц может осуществляться бесплатно в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев:

-изъятия земельных участков из оборота;

-установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков;

-резервирования земель для государственных или муниципальных нужд.

Не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, ограниченных в обороте и находящихся в государственной или муниципальной собственности, если федеральным законом разрешено предоставлять их в собственность граждан и юридических лиц.

Согласно статьям 29 и 36 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.

Граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом.

Исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами.

Для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в настоящей статье, совместно обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением его кадастрового паспорта.

В месячный срок со дня поступления указанного в пункте 5 настоящей статьи заявления исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности, в аренду или в случаях, указанных в пункте 1 статьи 20 настоящего Кодекса, на праве постоянного (бессрочного) пользования. В месячный срок с даты принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности или в аренду исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.

Таким образом, право на приобретение в собственность земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, имеют все собственники зданий, строений, сооружений, которые расположены на таких земельных участках, за исключением случаев, установленных Земельным кодексом Российской Федерации и федеральными законами.

Согласно пункту 3 статьи 28 Федерального закона от 21 декабря 2001 года № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» собственники объектов недвижимости, не являющихся самовольными постройками и расположенных на земельных участках, относящихся к государственной или муниципальной собственности, обязаны либо взять в аренду, либо приобрести у государства или муниципального образования указанные земельные участки, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Довод ответчика о том, что на спорном земельном участке имеются самовольные строения, в связи с чем не представляется возможным предоставление в собственность земельного участка для размещения дома индивидуальной жилой застройки, является несостоятельным, так как само по себе наличие самовольных строений на земельном участке в качестве препятствия для его приватизации не предусмотрено действующим законодательством, поскольку в силу статьи 263 ГК РФ право на строения производны от прав на земельный участок, а не наоборот.

В соответствии с пунктом 3 статьи 28 Федерального закона от 21 декабря 2001 года № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» отказ в выкупе земельного участка не допускается за исключением случаев, предусмотренных законом.

Нормами пунктов 2, 3 статьи 15, пунктов 2, 4, 5 статьи 27, пункта 4 статьи 28 и пункта 1 статьи 37 ЗК РФ, пункта 8 статьи 28 ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» предусмотрены основания, препятствующие отчуждению земельных участков в частную собственность, а нормами пунктов 2, 3, 5 статьи 36 ЗК РФ установлены дополнительные условия, выполнение которых необходимо для выкупа земельного участка.

При таких обстоятельствах, истцы Трушкин Г.Е. и Трушкин Е.Г. вправе приобрести в общую долевую собственность за плату земельный участок, на котором расположен принадлежащий им на праве собственности жилой дом, в соответствии с правилами, установленными статьей 36 Земельного кодекса Российской Федерации.

Согласно статье 2 Федерального закона от 25 октября 2001 года № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного Кодекса Российской Федерации» при продаже в соответствии с правилами статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации земельных участков собственникам расположенных на них зданий, строений, сооружений их стоимость определяется субъектом Российской Федерации, а если она не определена, применяется установленная минимальная ставка земельного налога.

Согласно пункту 2 статьи 1 Закона Республики Мордовия «Об установлении цены земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности, при их продаже собственникам расположенных на них зданий, строений и сооружений» от 20 декабря 2007 года № 102-З установлена цена земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, при их продаже лицам, не указанным в пункте 1 настоящей статьи и являющимся собственниками зданий, строений, сооружений, расположенных на указанных земельных участках, в размере семикратной ставки земельного налога за единицу площади земельного участка.

Согласно статье 3, пункту третьему статьи 9, пункту четвертому статьи 35 и статье 31 Устава городского округа Саранск, утвержденного решением Саранского городского Совета депутатов от 23 декабря 2005 года №177, действующему на день рассмотрения спора судом, к вопросам местного значения муниципального образования относится владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности. Для решения вопросов местного значения Администрация городского округа Саранск управляет муниципальной собственностью в порядке, установленном Советом депутатов.

Исполнительно-распорядительным органом муниципального образования городского округа Саранск является Администрация городского округа Саранск, которая в соответствии со статьей 53 Устава вправе передавать имущество, находящееся в муниципальной собственности, во временное или постоянное пользование физическим и юридическим лицам, органам государственной власти Российской Федерации (органам государственной власти Республики Мордовия) и органам местного самоуправления иных муниципальных образований, отчуждать, перепрофилировать, совершать иные сделки в соответствии с федеральным законодательством и в порядке, определяемом Советом депутатов. Доходы от использования и приватизации имущества, находящегося в муниципальной собственности, поступают в бюджет муниципального образования.

При таких обстоятельствах обязанность предоставить в общую долевую собственность Трушкину Г.Е. и Трушкину Е.Г. земельный участок должна быть возложена на Администрацию городского округа Саранск, которая является надлежащим ответчиком по заявленным исковым требованиям.

В соответствии со статьей 67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы.

Исходя из изложенного, оценивая достаточность и взаимную связь представленных сторонами доказательств в их совокупности, разрешая дело по представленным доказательствам, в пределах заявленных истцами требований и по указанным им основаниям, руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

исковые требования Трушкина Геннадия Евгеньевича, Трушкина Евгения Геннадьевича удовлетворить.

Признать незаконным отказ Администрации городского округа Саранск в предоставлении земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, в общую долевую собственность Трушкина Геннадия Евгеньевича и Трушкина Евгения Геннадьевича.

Обязать Администрацию городского округа Саранск предоставить за плату земельный участок, общей площадью 1456 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, в общую долевую собственность Трушкину Геннадию Евгеньевичу и Трушкину Евгению Геннадьевичу, передав в собственность Трушкина Геннадия Евгеньевича 2/3 доли земельного участка, в собственность Трушкина Евгения Геннадьевича - 1/3 долю земельного участка.

На решение суда может быть подана кассационная жалоба в Верховный Суд Республики Мордовия через Ленинский районный суд г.Саранска в течение десяти дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Председательствующий Н.П. Ерина