Дело № 2-539/2011
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ15 марта 2011 года г. Саранск
Ленинский районный суд г. Саранска Республики Мордовия в составе:
председательствующего судьи – Бурлакова И.И.,
с участием секретаря судебного заседания – Ломшиной Н.А.,
с участием в деле:
истца – Прокурора Кочкуровского района Республики Мордовия Мангутова М.К.,
ответчика – ОАО "Объединение автовокзалов и автостанций", его представителя Чалдушкиной О.А., действующей на основании доверенности от 09.03.2011 года №151,
третьего лица – Межрегиональное управление государственного автодорожного надзора по Пензенской области и Республике Мордовия, его представителя Кельганова Е.А., действующего на основании доверенности № ВР-02/253 от 14.03.2011г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Кочкуровского района Республики Мордовия, действующего в защиту прав и интересов неопределенного круга лиц о понуждении ОАО «Объединение автовокзалов и автостанций» выполнить мероприятия по устранению нарушений законодательства о транспортной безопасности в Кочкуровской автостанции,
у с т а н о в и л:
прокурор Кочкуровского района Республики Мордовия, действующий в защиту прав и интересов неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском о понуждении ОАО «Объединение автовокзалов и автостанций» выполнить мероприятия по устранению нарушений законодательства о транспортной безопасности в Кочкуровской автостанции.
В обоснование своих исковых требований указал, что прокуратурой Кочкуровского района Республики Мордовия 14.02.2011г. совместно с государственным инспектором территориального отдела ГАДН по РМ в присутствии билетного кассира Кочкуровской автостанции, проведена проверка исполнения законодательства о транспортной безопасности в Кочкуровской автостанции, расположенной по адресу: Республика Мордовия, Кочкуровский район, с. Кочкурово, ул. Советская, 115, в ходе которой были выявлены нарушения действующего законодательства. Согласно ст.1 Федерального закона от 9 февраля 2007 г. №16-ФЗ «О транспортной безопасности», обеспечение транспортной безопасности - реализация определяемой государством системы правовых, экономических, организационных и иных мер в сфере транспортного комплекса, соответствующих угрозам совершения актов незаконного вмешательства. Объекты транспортной инфраструктуры -технологический комплекс, включающий в себя железнодорожные, трамвайные и внутренние водные пути, контактные линии, автомобильные дороги, тоннели, эстакады, мосты, вокзалы, железнодорожные и автобусные станции, метрополитены, морские торговые, рыбные, специализированные и речные порты, портовые средства, судоходные гидротехнические сооружения, аэродромы, аэропорты, объекты систем связи, навигации и управления движения транспортных средств, а также иные обеспечивающие функционирование транспортного комплекса здания, сооружения, устройства и оборудование.
В соответствии со статьей 4 данного закона, обеспечение транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств возлагается на субъекты транспортной инфраструктуры, если иное не установлено законодательством Российской Федерации. Объекты транспортной инфраструктуры и транспортные средства, обеспечение транспортной безопасности которых осуществляется исключительно федеральными органами исполнительной власти, определяются федеральными законами, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации. Государственный контроль и надзор в области обеспечения транспортной безопасности осуществляются уполномоченными федеральными органами исполнительной власти в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В ходе проверки установлено, что требования ФЗ от 09.02.2007г. № 16-ФЗ «О транспортной безопасности» и правила организации пассажирских перевозок на автомобильном транспорте, утвержденные Приказом Минтранса РСФСР от 31.12.1981г. № 200 грубо нарушаются, а именно:
-отсутствуют инженерно-технические средства охраны (сигнализация, видеонаблюдение), а также отсутствует ночная охрана здания и территории автостанции (не выполняется п. 4 рекомендации Федерального антитеррористического комитета от 22.12.1999 года).,
-отсутствует система громкой связи и информации (нарушение приложения 23 к Приказу Минавтотранса РСФСР от 31.12.1981г. № 200, нарушен п. 15 Приказа Минтранса РФ от 01.11.2010г. № 234),
-отсутствует освещение в темное время суток мест посадки и высадки пассажиров, стоянки автобусов на автостанции (не выполняются п. 5 рекомендаций Федерального антитеррористического комитета от 22.12.1999г.),
-в зале ожидания отсутствует схема маршрутов регулярных перевозок на автостанции (нарушение приложения 23 к Приказу Минавтотранса РСФСР от 31.12.1981г. № 200, нарушен п. 23 Постановления Правительства РФ от 14.02.2009г. № 112),
-на фасадной стороне здания автостанции отсутствует общее расписание для всех маршрутов регулярных перевозок пассажиров, проходящих через данную автостанцию (нарушен п. 100 Приказа Минавтотранса РСФСР от 31.12.1981г. № 200, нарушен п.22 Постановления Правительства РФ от 14.02.2009г. № 112).,
-на протяжении 2010-2011 годов не проводились занятия с сотрудниками о необходимых действиях по предотвращению актов терроризма и снижению тяжести их последствий, по вопросам эвакуации пассажиров, методах и способах оказания первой помощи пострадавшим, применения наличных средств пожаротушения, не проводились учебные тревоги с целью отработки действий по предотвращению террористических актов и снижению тяжести их последствий (не выполняются рекомендации п. 9-11 Федерального антитеррористического комитета от 22.12.1999г.),
-отсутствует помещение для санитарно-гигиенического обслуживания пассажиров (общественный туалет) (нарушение п. 86,87 Приказа Минавтотранса РСФСР от 31.12.1981г. № 200, нарушен п. 21 Постановления Правительства РФ от 14.02.2009г. № 112, нарушен п.4,п.5. Приказа Минтранса РФ от 01.11.2010г. № 234),
-на автостанциях отсутствует диспетчерская служба, данные функции не включены в обязанности работающих сотрудников (билетных кассиров) ( нарушено приложение 23 к Приказу Минавтотранса РСФСР от 31.12.1981г. № 200),
-в должностные инструкции работников автостанции не внесены дополнения, которые определяют действия при обнаружении признаков, указывающих на возможность совершения террористических актов, действия по предотвращению террористических актов и действия после их совершения (не выполняются рекомендации п.3 Федерального антитеррористического комитета от 22.12.1999г.),
-не разработан план организационных и технических мероприятий по антитеррористической защите автовокзалов и автостанций на 2011г. ( не выполняются рекомендации п.2 Федерального антитеррористического комитета от 22.12.1999г.).
Вышеуказанные нарушения действующего законодательства являются недопустимыми, ставят под угрозу обеспечение безопасности граждан, находящихся в Кочкуровской автостанции, сохранение их жизни, здоровья и имущества, а также повышают террористическую опасность.
Просит понудить ОАО «Объединение автовокзалов и автостанций» выполнить следующие мероприятия по устранению нарушений законодательства о транспортной безопасности в Кочкуровской автостанции:
- установить инженерно-технические средства охраны (сигнализацию, видеонаблюдение), а также обеспечить ночную охрану здания и территории автостанции;
- установить систему громкой связи и информации;
- обеспечить освещение в темное время суток мест посадки и высадки пассажиров, стоянки автобусов на автостанции;
- в зале ожидания установить схему маршрутов регулярных перевозок на автостанции;
- на фасадной стороне здания автостанции установить общее расписание для всех маршрутов регулярных перевозок пассажиров, проходящих через данную автостанцию;
- в 2011 году провести занятия с сотрудниками о необходимых действиях по предотвращению актов терроризма и снижению тяжести их последствий, по вопросам эвакуации пассажиров, методах и способах оказания первой помощи пострадавшим применения наличных средств пожаротушения;
- провести учебные тревоги с целью отработки действий по предотвращению террористических актов и снижению тяжести их последствий;
-помещение оборудовать санитарно-гигиеническим обслуживанием пассажиров (установить общественный туалет);
- автостанцию оборудовать диспетчерской службой, включить данные функции в обязанности работающих сотрудников,
- в должностные инструкции работников автостанции внести дополнения, которые определяют действия при обнаружении признаков, указывающих возможность совершения террористических актов, действия по предотвращению террористических актов и действия после их совершения;
- разработать план организационных и технических мероприятии антитеррористической защите Кочкуровской автостанции на 2011 год.
Взыскать с ОАО "Объединение автовокзалов и автостанций" государственную пошлину в доход бюджета государства.
В судебном заседании Прокурор Кочкуровского района Республики Мордовия Мангутов М.К. уточнил исковые требования в части: обеспечить освещение во время прибытия, стоянки, высадки и посадки пассажиров и отправления автобусов от здания Кочкуровскогой автостанции.
В связи с добровольным исполнением ответчиком части исковых требований отказался от иска в части:
на фасадной стороне здания автостанции установить общее расписание для всех маршрутов регулярных перевозок пассажиров, проходящих через данную автостанцию;
Автостанцию оборудовать диспетчерской службой данные функции в обязанности работающих сотрудников;
В должностные инструкции работников автостанции внести дополнения, которые определяют действия при обнаружении признаков, указывающих на возможность совершения террористических актов, действия по предотвращению террористических актов и действия после их совершения;
Разработать план организационных и технических мероприятий по антитеррористической защите Кочкуровской автостанции на 2011 год.
Определением от 15 марта 2011г. производство по делу в части на фасадной стороне здания автостанции установить общее расписание для всех маршрутов регулярных перевозок пассажиров, проходящих через данную автостанцию; автостанцию оборудовать диспетчерской службой данные функции в обязанности работающих сотрудников; в должностные инструкции работников автостанции внести дополнения, которые определяют действия при обнаружении признаков, указывающих на возможность совершения террористических актов, действия по предотвращению террористических актов и действия после их совершения; разработать план организационных и технических мероприятий по антитеррористической защите Кочкуровской автостанции на 2011 год, прекращено.
Представитель ответчика ОАО «Объединение автовокзалов и автостанций» Чалдушкина О.А. в судебном заседании пояснила, что не признает исковое заявление в части требований:
Мероприятия по установлению инженерно-технических средств охраны (сигнализацию, видеонаблюдение), а также обеспечение ночной охраны здания и территории автостанции определены рекомендациями Федерального антитеррористического комитета от 22.12.1999 г., так как данная норма носит рекомендательный характер и соответственно не обязательна к исполнению.
Обеспечение освещения в темное время суток мест посадки и высадки пассажиров, стоянки автобусов на автостанции также основывается на норме рекомендательного характера указанных рекомендаций Федерального антитеррористического комитета от 22.12.1999г., следовательно, также не обязательны к исполнению.
На фасадной стороне здания Кочкуровской АС имеется общее расписание для всех маршрутов регулярных перевозок пассажиров, проходящих через автовокзал от 15 октября 2010г.
Разработан и утвержден 09.03.2011 года план основных мероприятий открытого акционерного общества «Объединение автовокзалов и автостанций» в области гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности на 2011 год. В соответствии с которым 29 июня и 7 октября 2011 года определено проведение специальных тренировок по действиям персонала Кочкуровской автостанции по предотвращению актов терроризма и снижению тяжести их последствий, по вопросам эвакуации пассажиров, методах и способах оказания первой помощи пострадавшим.
В соответствии с п. 2.17 должностной инструкции кассира (билетного) утвержденной Генеральным директором 01.03.2010 года при отсутствии диспетчеров и контролеров перронных выполняет их функции.
Приказом Генерального директора от 24.01.2011г. № 12 утверждены дополнения к должностным инструкциям работников автовокзалов и автостанций, которые определяют действия при обнаружении признаков, указывающих на возможность совершения террористических актов, действия по предотвращению террористических актов и действия после их совершения.
Разработан и утвержден план мероприятий по предупреждению террористических актов на предприятии на 2011 год от 23.01.2011 г.
Просила исковое заявление в части данных требований оставить без удовлетворения.
Представитель третьего лица Межрегиональное управление государственного автодорожного надзора по Пензенской области и Республике Мордовия Кельганов Е.А. пояснил, что на Кочкуровской автостанции действительно имеются указанные нарушения.
Суд, заслушав объяснение сторон, исследовав материалы дела, считает, что исковые требований подлежащими частичному удовлетворению.
При этом суд исходит из следующего.
Материалами дела установлено, что Прокуратурой Кочкуровского района Республики Мордовия14.02.2011 совместно с государственным инспектором территориального отдела ГАДН по РМ в присутствии билетного кассира Кочкуровской автостанции, проведена проверка исполнения законодательства о транспортной безопасности в Кочкуровской автостанции, расположенной по адресу: РМ, Кочкуровский район, с. Кочкурово, ул. Советская, 115, в ходе которой были выявлены нарушения действующего законодательства, а именно:
-отсутствуют инженерно-технические средства охраны (сигнализация, видеонаблюдение), а также отсутствует ночная охрана здания и территории автостанции (не выполняется п. 4 рекомендации Федерального антитеррористического комитета от 22.12.1999 года).,
-отсутствует система громкой связи и информации (нарушение приложения 23 к Приказу Минавтотранса РСФСР от 31.12.1981г. № 200, нарушен п. 15 Приказа Минтранса РФ от 01.11.2010г. № 234),
-отсутствует освещение в темное время суток мест посадки и высадки пассажиров, стоянки автобусов на автостанции (не выполняются п. 5 рекомендаций Федерального антитеррористического комитета от 22.12.1999г.),
-в зале ожидания отсутствует схема маршрутов регулярных перевозок на автостанции (нарушение приложения 23 к Приказу Минавтотранса РСФСР от 31.12.1981г. № 200, нарушен п. 23 Постановления Правительства РФ от 14.02.2009г. № 112),
-на фасадной стороне здания автостанции отсутствует общее расписание для всех маршрутов регулярных перевозок пассажиров, проходящих через данную автостанцию (нарушен п. 100 Приказа Минавтотранса РСФСР от 31.12.1981г. № 200, нарушен п.22 Постановления Правительства РФ от 14.02.2009г. № 112).,
-на протяжении 2010-2011 годов не проводились занятия с сотрудниками о необходимых действиях по предотвращению актов терроризма и снижению тяжести их последствий, по вопросам эвакуации пассажиров, методах и способах оказания первой помощи пострадавшим, применения наличных средств пожаротушения, не проводились учебные тревоги с целью отработки действий по предотвращению террористических актов и снижению тяжести их последствий (не выполняются рекомендации п. 9-11 Федерального антитеррористического комитета от 22.12.1999г.),
-отсутствует помещение для санитарно-гигиенического обслуживания пассажиров (общественный туалет) (нарушение п. 86,87 Приказа Минавтотранса РСФСР от 31.12.1981г. № 200, нарушен п. 21 Постановления Правительства РФ от 14.02.2009г. № 112, нарушен п.4,п.5. Приказа Минтранса РФ от 01.11.2010г. № 234),
-на автостанциях отсутствует диспетчерская служба, данные функции не включены в обязанности работающих сотрудников (билетных кассиров) ( нарушено приложение 23 к Приказу Минавтотранса РСФСР от 31.12.1981г. № 200),
-в должностные инструкции работников автостанции не внесены дополнения, которые определяют действия при обнаружении признаков, указывающих на возможность совершения террористических актов, действия по предотвращению террористических актов и действия после их совершения (не выполняются рекомендации п.3 Федерального антитеррористического комитета от 22.12.1999г.),
-не разработан план организационных и технических мероприятия по антитеррористической защите автовокзалов и автостанций на 2011г. ( не выполняются рекомендации п.2 Федерального антитеррористического комитета от 22.12.1999г.).
Согласно ст.1 Федерального закона от 9 февраля 2007 г. №16-ФЗ «О транспортной безопасности», обеспечение транспортной безопасности - реализация определяемой государством системы правовых, экономических, организационных и иных мер в сфере транспортного комплекса, соответствующих угрозам совершения актов незаконного вмешательства. Объекты транспортной инфраструктуры -технологический комплекс, включающий в себя железнодорожные, трамвайные и внутренние водные пути, контактные линии, автомобильные дороги, тоннели, эстакады, мосты, вокзалы, железнодорожные и автобусные станции, метрополитены, морские торговые, рыбные, специализированные и речные порты, портовые средства, судоходные гидротехнические сооружения, аэродромы, аэропорты, объекты систем связи, навигации и управления движения транспортных средств, а также иные обеспечивающие функционирование транспортного комплекса здания, сооружения, устройства и оборудование.
В соответствии со статьей 4 данного закона, обеспечение транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств возлагается на субъекты транспортной инфраструктуры, если иное не установлено законодательством Российской Федерации. Объекты транспортной инфраструктуры и транспортные средства, обеспечение транспортной безопасности которых осуществляется исключительно федеральными органами исполнительной власти, определяются федеральными законами, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации. Государственный контроль и надзор в области обеспечения транспортной безопасности осуществляются уполномоченными федеральными органами исполнительной власти в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии со статьей 8 закона, требования по обеспечению транспортной безопасности, учитывающие уровни безопасности, предусмотренные статьей 7 настоящего Федерального закона, для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности Российской Федерации, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере экономического развития. Указанные требования являются обязательными для исполнения всеми субъектами транспортной инфраструктуры.
Правила организации пассажирских перевозок на автомобильном транспорте, утвержденные Приказом Минтранса РСФСР от 31 декабря 1981 г. № 200, устанавливают основные принципы организации пассажирских перевозок, порядок работы эксплуатационной службы республиканских объединений и главных управлений автомобильного транспорта, транспортных управлений, управлений пассажирского автомобильного транспорта, производственных объединений пассажирского автомобильного транспорта и автовокзалов и пассажирских автостанций, автотранспортных предприятий системы Министерства автомобильного транспорта РСФСР, осуществляющих пассажирские перевозки (в дальнейшем именуемых "автотранспортные предприятия и организации"). Правила обязательны для выполнения всеми работниками системы Министерства, имеющими отношение к работе пассажирского автотранспорта. Основными задачами автотранспортных предприятий и организаций, осуществляющих пассажирские перевозки, являются:
- полное удовлетворение потребностей населения в пассажирских автомобильных перевозках;
- обеспечение высокой культуры обслуживания пассажиров и безопасности перевозок;
- выполнение планов пассажирских перевозок;
- эффективное использование транспортных средств, неуклонное повышение производительности труда, максимальное снижение транспортных расходов;
- обобщение и распространение передовых методов работы.
Настоящие Правила должны обеспечить:
- слаженную работу всех подразделений и работников пассажирского автотранспорта, четкую организацию движения;
- доставку пассажиров в кратчайшие сроки;
- необходимые удобства пассажирам и высокую культуру их обслуживания в пути и на остановочных пунктах;
- безопасность движения;
- эффективное использование подвижного состава пассажирского автотранспорта;
- высокую производительность труда работников, занятых пассажирскими перевозками;
- выполнение государственного плана перевозок и основных технико-эксплуатационных, финансово-экономических показателей работы пассажирского автотранспорта.
Организация пассажирских перевозок включает:
- систематическое изучение пассажиропотоков;
- разработку на основе материалов обследований пассажиропотоков: рациональных маршрутных схем, предусматривающих при необходимости открытие новых и изменение направления существующих маршрутов; выбор типа и определение количества подвижного состава на маршрутах;
- нормирование скоростей движения автобусов;
- выбор систем организации движения автобусов с использованием рациональных режимов труда водителей;
- составление расписаний движения автобусов и графиков выпуска легковых таксомоторов на линию;
- координацию работы автомобильного транспорта с другими видами пассажирского транспорта;
- управление движением транспортных средств и оперативный контроль за регулярностью движения;
- обслуживание пассажиров на автовокзалах, автостанциях и в пути;
- разработку текущих и перспективных планов развития пассажирского автотранспорта городского, пригородного и междугородного сообщений.
Требования к оборудованию автовокзалов, утвержденные Приказом Минтранса РФ от 1 ноября 2010 г. N234, разработаны в соответствии с пунктом 20 Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2009 г. N112. Требования к оборудованию автовокзалов обязательны для выполнения юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями, владеющими автовокзалами на правах собственности или ином законном основании. Владельцы автовокзалов выполняют наряду с настоящими Требованиями иные обязательные требования, предусмотренные законодательством Российской Федерации, нормативными актами, техническими требованиями и санитарными нормами и правилами.
Правила перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 14 февраля 2009г. № 112, устанавливают порядок организации различных видов перевозок пассажиров и багажа, предусмотренных Федеральным Законом «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта», в том числе требования к перевозчикам, фрахтовщикам и владельцам объектов транспортной инфраструктуры, условия таких перевозок, а также условия предоставления транспортных средств для таких перевозок.
Согласно пункта 15 Приказа Минтранса РФ от 01.11.2010г. № 234 перроны отправления, перроны прибытия, посадочные площадки и площадки для высадки пассажиров, а также залы ожидания оборудуются системами громкой связи и информации.
В нарушение данной нормы закона на автостанции с. Кочкурово Республики Мордовия не установлена система громкой связи и информации.
В соответствии с пунктом 5 рекомендаций для предприятий пассажирского автомобильного транспорта по профилактическим мерам и действиям работников этих предприятий в ситуациях обнаружения признаков террористических актов, утвержденных решением ФАК от 22.12.1999г. обеспечивается освещение мест стоянки автобусов, мест хранения и заправки горюче- смазочных материалов в темное время суток.
Судом установлено, что на автостанции с. Кочкурово Республики Мордовия не обеспечено освещение во время прибытия, стоянки, отправления автобусов, а также высадки и посадки пассажиров у здания Кочкуровской автостанции.
В соответствии с пунктом 23 Постановления Правительства РФ от 14.02.2009г. № 112 «Об утверждении правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом» в основном здании автовокзала должна быть размещена следующая информация:
а) общее расписание для всех маршрутов регулярных перевозок, в состав которых включен остановочный пункт, расположенный на территории автовокзала;
б) схема расположения и нумерации мест в транспортных средствах тех марок, которые отправляются из этого автовокзала;
в) схема маршрутов регулярных перевозок;
г) правила пользования услугами автовокзала.
В зале ожидания пассажиров на автостанции с. Кочкурово Республики Мордовия не установлена схема маршрутов регулярных перевозок автостанции.
Согласно пунктов 9-11 рекомендаций для предприятий пассажирского автомобильного транспорта по профилактическим мерам и действиям работников этих предприятий в ситуациях обнаружения признаков террористических актов, утвержденных решением ФАК от 22.12.1999г. по согласованию с городскими, районными компетентными органами, либо с их участием, дополняются учебные программы, организуются и проводятся занятия с водительским составом, кондукторами, инженерно-техническими сотрудниками с использованием имеющихся или специально подготовленных кино (видео) материалов о необходимых действиях по предотвращению актов терроризма и снижению тяжести их последствий. Проводятся занятия по вопросам правильной (по отработанной схеме) эвакуации пассажиров, в зависимости от количества дверей в автобусе и местонахождения автобуса, методах и способах оказания первой помощи пострадавшим, применения наличных средств пожаротушения и т.д. По результатам занятий принимаются зачеты. Проводятся систематические не менее раза в квартал, по согласованию либо совместно с органами МВД, службы безопасности, здравоохранения и другими заинтересованными органами учебные тревоги с целью отработки действий по предотвращению террористических актов на различных объектах (на предприятии, в транспортных средствах) и снижению тяжести их последствий.
В соответствии с пунктом 86,87 Правил организации пассажирских перевозок на автомобильном транспорте, утвержденным приказом от 31 декабря 1981 г. N 200 «Об утверждении правил организации пассажирских перевозок на автомобильном транспорте» втовокзалы предназначены для обслуживания пассажиров, осуществляющих поездки в междугородном автобусном сообщении. Они располагаются в городах и крупных населенных пунктах. Автовокзал представляет собой изолированный от городского движения комплекс, состоящий из пассажирского здания, внутренней территории с перронами посадки и высадки пассажиров, площадками для стоянки автобусов между рейсами, пунктами технического осмотра автобусов, привокзальной площадки с подъездами и стоянкой городского транспорта. Автовокзал должен иметь билетные кассы, камеры хранения ручной клади и багажа, зал ожидания и в зависимости от категории комнату матери и ребенка, буфет или ресторан, помещения для культурно-бытового и санитарно-гигиенического обслуживания пассажиров (почту, справочное бюро, пункт медицинской помощи и т.д.), а также комнаты отдыха для водителей и кондукторов, пункт межрейсового медицинского осмотра водителей и другие служебные помещения для работников, непосредственно связанных с обслуживанием пассажиров и организацией движения автобусов и таксомоторов. Организация начальных (конечных) пунктов пригородных маршрутов на автовокзалах не должна ухудшать обслуживание пассажиров, следующих в междугородном сообщении. В случаях, когда начальные (конечные) пункты пригородных маршрутов целесообразно расположить на автовокзале, оборудуются платформы пригородных маршрутов с самостоятельной схемой движения пассажиров и автобусов. Пассажирская автостанция предназначена для обслуживания пассажиров междугородных и пригородных автобусных сообщений на конечных и промежуточных остановочных пунктах маршрутов. Автостанции строятся на автомобильных дорогах, в населенных пунктах и входят в комплекс обустройства автомобильной дороги. Автостанция должна иметь здание в блоке с перроном для посадки и высадки пассажиров, а также площадки для стоянки автобусов. В здании автостанции размещаются билетные кассы и в зависимости от объема перевозок зал ожидания, камера хранения и другие помещения для культурно-бытового, санитарно-гигиенического обслуживания пассажиров и размещения работников, непосредственно связанных с обслуживанием пассажиров и организацией движения автобусов. Пассажирские автостанции подразделяются на два типа обслуживания пассажиров:
- междугородных и пригородных автобусных маршрутов в городах, населенных пунктах и на дорогах вне населенных пунктов, по которым проходят маршруты с относительно небольшой интенсивностью движения;
- только пригородных автобусных сообщений в городах с большой интенсивностью движения при условии, что для обслуживания пассажиров междугородных сообщений имеется автовокзал или другая автостанция.
Также согласно п. 21 Постановления Правительства РФ от 14.02.2009г. № 112 пассажир имеет право на бесплатное пользование залами ожидания и туалетами, размещенными в автовокзале, если у него есть билет, срок действия которого не истек и который обеспечивает право проезда по маршруту регулярных перевозок с этого автовокзала.
В нарушение данных норм закона помещение автостанции с. Кочкурово Республики Мордовия не оборудовано санитарно-гигиеническим обслуживанием пассажиров, а именно в помещении автостанции не установлен общественный туалет.
Вышеуказанные нарушения действующего законодательства являются недопустимыми, ставят под угрозу обеспечение безопасности граждан, находящихся в Кочкуровской автостанции, сохранение их жизни, здоровья и имущества, а также повышают террористическую опасность.
Требование Прокурора Кочкуровского района Республики Мордовия об установлении инженерно- технических средств охраны (сигнализации, видеонаблюдения), а также обеспечении ночной охраны здания и территории автостанции не подлежит удовлетворению, данные требования определены рекомендациями Федерального антитеррористического комитета от 22.12.1999г. Данная норма носит рекомендательный характер и соответственно не обязательна к исполнению.
В соответствии со статьей 67 ГПК Российской Федерации суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы.
На основании изложенного суд считает необходимым обязать ОАО «Объединение автовокзалов и автостанций» на автостанции с.Кочкурово Республики Мордовия установить систему громкой связи и информации, обеспечить освещение во время прибытия, стоянки, отправления автобусов, а также высадки и посадки пассажиров у здания Кочкуровской автостанции, в зале ожидания пассажиров установить схему маршрутов регулярных перевозок автостанции, в 2011 году провести занятие с сотрудниками автостанции о необходимых действиях по предотвращению актов терроризма и снижению тяжести их последствий, по вопросам эвакуации пассажиров, методах и способах оказания первой помощи пострадавшим, применения наличных средств пожаротушения, провести учебные тревоги с целью отработки действий по предотвращению террористических актов и снижению тяжести их последствий, помещение автостанции оборудовать санитарно-гигиеническим обслуживанием пассажиров (установить общественный туалет).
В соответствии со статьей 103 ГПК Российской Федерации издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.
С учетом требований статьи 103 ГПК Российской Федерации и статьи 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации с общества с ОАО «Объединение автовокзалов и автостанций» в бюджет городского округа Саранск подлежит взысканию государственная пошлина в размере 4 000 рублей.
Исходя из изложенного, оценивая достаточность и взаимную связь представленных сторонами доказательств в их совокупности, разрешая дело по представленным доказательствам, в пределах заявленных истцом требований и по указанным ими основаниям, руководствуясь статьями 45, 103, 194-199 ГПК Российской Федерации, суд
р е ш и л:
исковые требований Прокурора Кочкуровского района Республики Мордовия к ОАО «Объединение автовокзалов и автостанций» о понуждении ОАО «Объединение автовокзалов и автостанций» выполнить мероприятия по устранению нарушений законодательства о транспортной безопасности и противодействию терроризма в Кочкуровской автостанции удовлетворить частично.
Обязать ОАО «Объединение автовокзалов и автостанций» на автостанции с.Кочкурово Республики Мордовия:
- установить систему громкой связи и информации,
- обеспечить освещение во время прибытия, стоянки, отправления автобусов, а также высадки и посадки пассажиров у здания Кочкуровской автостанции,
-в зале ожидания пассажиров установить схему маршрутов регулярных перевозок автостанции,
- в 2011 году провести занятие с сотрудниками автостанции о необходимых действиях по предотвращению актов терроризма и снижению тяжести их последствий, по вопросам эвакуации пассажиров, методах и способах оказания первой помощи пострадавшим, применения наличных средств пожаротушения, провести учебные тревоги с целью отработки действий по предотвращению террористических актов и снижению тяжести их последствий,
-помещение автостанции оборудовать санитарно-гигиеническим обслуживанием пассажиров (установить общественный туалет).
В остальной части исковых требований истцу отказать.
Взыскать с ОАО «Объединение автовокзалов и автостанций» в бюджет городского округа Саранск государственную пошлину в размере 4000(четыре тысячи) рублей.
На решение суда может быть подана кассационная жалоба в Верховный Суд Республики Мордовия через Ленинский районный суд г. Саранска Республики Мордовия в течение десяти дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Председательствующий
Судья Ленинского районного суда
г. Саранска Республики Мордовия И.И. Бурлаков