О понуждении предоставить благоустроенное жилое помещение



Дело №2-554/2011

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

11 апреля 2011 года г. Саранск

Ленинский районный суд г. Саранска Республики Мордовия в составе:

председательствующего – судьи Ремнёвой И.П.,

с участием секретаря судебного заседания – Лещевой Е.П.,

с участием в деле:

прокурора – старшего помощника прокурора Ленинского района г. Саранска Мещеряковой Инны Михайловны,

истца – Парамонова Александра Александровича,

ответчика – Администрации городского округа Саранск, ее представителя Зайцевой Ольги Сергеевны, действующей по доверенности от 18 января 2011 года,

третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика – Министерства образования Республики Мордовия,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Ленинского района г. Саранска, действующего в защиту интересов Парамонова Александра Александровича, о возложении на Администрацию городского округа Саранск обязанности обеспечить Парамонова Александра Александровича благоустроенным жилым помещением на состав семьи 1 человек не менее нормы предоставления жилого помещения, а именно не менее 33 кв.метров, по договору социального найма,

установил:

прокурор Ленинского района г. Саранска, действующий в защиту интересов Парамонова А.А., обратился в суд с иском к Администрации городского округа Саранск о возложении на ответчика обязанности обеспечить Парамонова А.А. благоустроенным жилым помещением на состав семьи 1 человек не менее нормы предоставления жилого помещения, а именно не менее 33 кв.метров, по договору социального найма.

В обоснование иска указал, что Парамонов А.А. относится к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку его родители ГР.Е. и ГР.А. умерли Дата .

С 1 ноября 2001 года Парамонов А.А. воспитывался в семье опекуна ГР.Б., после смерти ГР.Б. попечителем Парамонова А.А. являлась ГР.Д.

Постановлением Главы Администрации городского округа Саранск от 2 июня 2008 года №813 Парамонов А.А. принят на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий с составом семьи 1 человек в общем списке 14889, в списке граждан, имеющих право на государственную поддержку на строительство или приобретение жилья – 4579.

До настоящего времени Парамонов А.А. не обеспечен жилым помещением.

Ссылаясь на статьи 50 и 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, статьи 2, 4, 8 Федерального закона от 21.12.1996 №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», статьи 3 и 6 Закона Республики Мордовия «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», прокурор просил суд обязать Администрацию городского округа Саранск обеспечить Парамонова А.А. благоустроенным жилым помещением на состав семьи 1 человек не менее нормы предоставления жилого помещения, а именно не менее 33 кв.метров, по договору социального найма.

В судебном заседании старший помощник прокурора Ленинского района г. Саранска Мещерякова И.М. поддержала иск по изложенным в нем основаниям, просила суд его удовлетворить.

В судебном заседании истец Парамонов А.А. поддержал поданный в его интересах прокурором иск, просил суд его удовлетворить. Суду объяснил, что в 2009 году он окончил ГУ НПО «Профессиональное училище №21» по специальности технология машиностроения. В настоящее время работает в г. Зеленоград Московской области у индивидуального предпринимателя продавцом-консультантом в магазине строительных материалов. Он является собственников 1/6 доли в праве общей долевой собственности на жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>.

В судебном заседании представитель ответчика Зайцева О.С. иск прокурора Ленинского района г. Саранска, действующего в защиту интересов Парамонова А.А. не признала. В обоснование возражений относительно иска указала на то, что в соответствии со статьей 8 Федерального закона от 21.12.1996 №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» и статьями 1 и 3 Закона Республики Мордовия «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» право на обеспечение жильем вне очереди возникает у лиц, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения после окончания пребывания в образовательном учреждении, а также в учреждениях всех видов профессионального образования.

Распоряжением Главы Администрации Ленинского района городского округа Саранск от 1 июня 2007 года №202рл «Об установлении попечительства над несовершеннолетним Парамоновым А.А.» за несовершеннолетним Парамоновым А.А. закреплено жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>.

Парамонов А.А. является собственником 1/6 доли в праве общей долевой собственности на закрепленное за ним жилое помещение, в котором зарегистрирован по месту жительства с 18 ноября 2004 года.

Из чего следует, что истец не имеет право на получение жилого помещения вне очереди в соответствии с Законом Республики Мордовия «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

В судебное заседание представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика Министерства образования Республики Мордовия не явился, о времени и месте судебного заседания указанное лицо было извещено своевременно и надлежаще, о причинах неявки своего представителя суд не известило.

Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные доказательства, суд приходит к выводу о том, что иск прокурора Ленинского района г. Саранска, действующего в защиту интересов Парамонова А.А., о возложении на ответчика обязанности обеспечить Парамонова А.А. благоустроенным жилым помещением на состав семьи 1 человек не менее нормы предоставления жилого помещения, а именно не менее 33 кв.метров, по договору социального найма не подлежит удовлетворению.

Из материалов дела следует, что Парамонов А.А. Дата рождения относится к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку его родители ГР.А. и ГР.Е. умерли Дата (л.д. 10).

Постановлением Главы Старошайговского района Республики Мордовия от 1 ноября 2001 года №317 опекуном Парамонова А.А. назначена ГР.Б.

Распоряжением Главы Ленинского района г. Саранска от 26 декабря 2001 года №1567/рг за несовершеннолетним Парамоновым А.А. закреплено жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, где по месту жительства были зарегистрированы его родители ГР.А. и ГР.Е.

ГР.Б. умерла Дата .

Распоряжением Главы Администрации Ленинского района городского округа Саранск от 1 июня 2007 года №202рл над несовершеннолетним Парамоновым А.А. установлено попечительство ГР.Д. МП «Дирекция единого заказчика жилищно-коммунального хозяйства Ленинского района г. Саранска» поручено сохранить за несовершеннолетним Парамоновым А.А. право пользования жилым помещением, расположенным по адресу: <адрес>, до достижения совершеннолетия.

19 марта 2008 года произведена государственная регистрация права собственности Парамонова А.А. на 1/6 доли в праве общей долевой собственности на закрепленное за ним жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, общей площадью 45,2 кв. метра.

Согласно выписке из домовой книги от 9 апреля 2008 года в указанном жилом помещении зарегистрированы по месту жительства три человека - ГР.Г., ее дочь ГР.Д. (попечитель истца) и Парамонов А.А.

17 апреля 2008 года Парамонов А.А. обратился в Администрацию городского округа Саранск с заявлением о принятии его на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в составе семьи из одного человека в связи с отсутствием социальной нормы жилья.

Согласно направленному Парамонову А.А. извещению заведующего отделом Ленинского района жилищного управления Администрации городского округа Саранск ГР.В. от 5 июня 2008 года №ЖУ-682 постановлением Главы Администрации городского округа Саранск от 2 июня 2008 года №813 Парамонов А.А. с составом семьи из 3-х человек поставлен на учет на улучшение жилищных условий. Его номер в общем списке 14889, в списке граждан, имеющих право на государственную поддержку на строительство или приобретение жилья 4579.

В судебном заседании представитель ответчика Зайцева О.С. не смогла пояснить суду, по какому предусмотренному Жилищным кодексом Российской Федерации, Правилами учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, которые в соответствии с действующим законодательством имеют право на государственную поддержку в строительстве или приобретении жилья, утвержденных постановлением Правительства Республики Мордовия от 25 августа 2005 года №335, основанию Парамонов А.А. был принят на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Согласно пункту 4 Правил учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, которые в соответствии с действующим законодательством имеют право на государственную поддержку в строительстве или приобретении жилья, утвержденных постановлением Правительства Республики Мордовия от 25 августа 2005 года №335 (в редакции от 16 января 2008 года, действовавшей на момент принятия решения городской администрации о постановке истца с составом семьи из трех человек на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий) нуждающимися в улучшении жилищных условий признаются граждане:

а) имеющие обеспеченность общей площадью на одного члена семьи менее 12,5 кв. метров;

б) проживающие в жилом помещении (доме), не отвечающем установленным санитарным и техническим требованиям;

в) проживающие в квартирах, занятых несколькими семьями, если в составе семьи имеются больные, страдающие тяжелыми формами некоторых хронических заболеваний, при которых совместное проживание с ними (по заключению учреждений здравоохранения) в одной квартире невозможно;

г) проживающие в смежных неизолированных комнатах по две и более семьи при отсутствии родственных отношений;

д) проживающие на условиях поднайма либо коммерческого найма (аренды жилой площади) в домах государственного, муниципального и частного жилищного фонда и не имеющие другой жилой площади;

е) имеющие право на дополнительную жилую площадь и не обеспеченные таковой;

ж) проживающие в общежитиях, за исключением сезонных и временных работников, лиц, работающих по срочному трудовому договору, а также граждан, поселившихся в связи с обучением;

з) граждане разного пола старше 9 лет (кроме супругов), проживающие в одной комнате (однокомнатной квартире).

При наличии у нанимателя жилого помещения по договору социального найма и (или) членов его семьи, собственника жилого помещения и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, обеспеченность жилыми помещениями определяется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.

Согласно подпунктам 1 и 2 пункта 4, пункту 5 Правил учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, которые в соответствии с действующим законодательством имеют право на государственную поддержку в строительстве или приобретении жилья, утвержденных постановлением Правительства Республики Мордовия от 25 августа 2005 года №335 (в редакции от 12 апреля 2010 года, действующей в настоящее время), нуждающимися в улучшении жилищных условий признаются граждане, не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения;

являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.

При наличии у нанимателя жилого помещения по договору социального найма и (или) членов его семьи, собственника жилого помещения и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, обеспеченность жилыми помещениями определяется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.

Решением Саранского городского Совета депутатов от 12 октября 2005 года №162 «Об утверждении учетной нормы и нормы предоставления жилого помещения по договору социального найма в г. Саранске» утверждена учетная норма жилого помещения – 12,5 кв.метра.

При подаче в Администрацию городского округа Саранск заявления о принятии его на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий Парамонов А.А. имел в собственности 1/6 доли в праве общей долевой собственности на жилое помещение расположенное по адресу: <адрес>, общей площадью 45,2 кв. метра.

Согласно выписке из домовой книги от 9 апреля 2008 года в указанном жилом помещении зарегистрированы по месту жительства три человека - ГР.Г., ее дочь ГР.Д. (попечитель истца) и Парамонов А.А.

Постановлением Главы Администрации городского округа Саранск от 2 июня 2008 года №813 Парамонов А.А. с составом семьи из 3-х человек поставлен на учет на улучшение жилищных условий. При этом обеспеченность жилой площадью на каждого из проживающих в указанной двухкомнатной квартире, состоящей из двух изолированных жилых комнат, составляет 15, 06 кв.метра (45, 2 кв.метра : 3), что превышает учетную норму 12, 5 кв.метра.

Указанные обстоятельства подтверждаются объяснениями истца Парамонова А.А., имеющимися в деле письменными доказательствами, прокурором и сторонами по делу не оспариваются, и сомнений в их достоверности у суда не вызывают.

Согласно статье 57 Жилищного кодекса Российской Федерации вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

В силу статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), имевшие закрепленное жилое помещение, сохраняют на него право на весь период пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания населения, а также в учреждениях всех видов профессионального образования независимо от форм собственности, на период службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, на период нахождения в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

В силу статей 1, 3, 5 и 6 и 7 Закона Республики Мордовия от 24.12.2010 №104-З «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» настоящий Закон регулирует отношения, связанные с обеспечением жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее - дети-сироты, лица из числа детей-сирот), не имеющих закрепленного жилого помещения, а также наделяет органы местного самоуправления государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и лиц из числа детей-сирот.

Дети-сироты, лица из числа детей-сирот обеспечиваются жилыми помещениями однократно вне очереди по договорам социального найма в соответствии с Федеральным законом «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

Обеспечение жилыми помещениями детей-сирот, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей осуществляется по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. Норма предоставления общей площади жилого помещения в соответствии с настоящим Законом составляет 33 квадратных метра.

Администрации муниципальных районов Республики Мордовия и городского округа Саранск наделены на неограниченный срок следующими государственными полномочиями Республики Мордовия по обеспечению детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот, жилыми помещениями:

1) учет детей-сирот и лиц, из числа детей-сирот в качестве нуждающихся в жилых помещениях;

2) приобретение жилых помещений для последующего их предоставления по договорам социального найма в целях обеспечения детей-сирот, и лиц, из числа детей-сирот, жилыми помещениями;

3) предоставление жилых помещений детям-сиротам и лицам, из числа детей-сирот, в том числе принятие решений о предоставлении жилых помещений и заключение договоров социального найма.

Анализ вышеуказанных норм права, позволяет суду сделать вывод о том, что право на обеспечение вне очереди жилым помещением по договору социального найма по нормам специальных законов - Федерального закона от 21.12.1996 №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» и Закона Республики Мордовия от 24.12.2010 №104-З «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» имеют дети-сироты, лица, из числа детей-сирот, не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Поскольку Парамонов А.А. на момент принятия его городской администрацией на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, имел закрепленное жилое помещение, расположенное по адресу: Саранск, <адрес>, общей площадью 45,2 кв. метра. Имеет право собственности на 1/6 доли в праве общей долевой собственности на указанное жилое помещение, у него не возникло право на обеспечение его вне очереди жилым помещением по договору социального найма по нормам специальных законов - Федерального закона от 21.12.1996 №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» и Закона Республики Мордовия от 24.12.2010 №104-З «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

При таких обстоятельствах иск прокурора Ленинского района г. Саранска, действующего в защиту интересов Парамонова А.А., о возложении на Администрацию городского округа Саранск обязанности обеспечить Парамонова А.А. благоустроенным жилым помещением на состав семьи 1 человек не менее нормы предоставления жилого помещения, а именно не менее 33 кв.метров, по договору социального найма является необоснованным и не подлежит удовлетворению.

В соответствии со статьей 67 ГПК Российской Федерации суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы.

Исходя из изложенного, руководствуясь статьями 194-199 ГПК Российской Федерации, суд

решил:

отказать в удовлетворении иска прокурора Ленинского района г. Саранска, действующего в защиту интересов Парамонова Александра Александровича, о возложении на Администрацию городского округа Саранск обязанности обеспечить Парамонова Александра Александровича благоустроенным жилым помещением на состав семьи 1 человек не менее нормы предоставления жилого помещения, а именно не менее 33 кв.метров, по договору социального найма.

На решение суда могут быть поданы кассационная жалоба и кассационное представление прокурора в Верховный суд Республики Мордовия через Ленинский районный суд г. Саранска Республики Мордовия в течение десяти дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Председательствующий

Судья Ленинского районного суда

г. Саранска Республики Мордовия И.П. Ремнёва

.