Дело № 2-792/2011
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ12 апреля 2011 года г. Саранск
Ленинский районный суд г. Саранска Республики Мордовия в составе:
председательствующего судьи – Ремнёвой И.П.,
с участием секретаря судебного заседания – Лещевой Е.П.,
с участием в деле:
прокурора – старшего помощника прокурора Ленинского района г. Саранска Республики Мордовия Мещеряковой Инны Михайловны,
ответчика – ООО «Электрощит»,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Ленинского района г. Саранска Республики Мордовия, действующего в защиту неопределенного круга лиц, к ООО «Электрощит» о возложении на ООО «Электрощит» обязанности прекратить деятельность по организации и проведению азартных игр в помещении, расположенном по адресу: Республика Мордовия, <адрес>,
установил:
прокурор Ленинского района г. Саранска, действующий в защиту интересов неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к ООО «Электрощит» о возложении на ООО «Электрощит» обязанности прекратить деятельность по организации и проведению азартных игр в помещении, расположенном по адресу: Республика Мордовия, <адрес>.
В обоснование своих требований указал, что прокуратурой Ленинского района г.Саранска проведена проверка исполнения ООО «Электрощит» требований федерального законодательства об азартных играх, в ходе которой установлено, что ООО «Электрощит» с 1 января 2011 года на основании договора субаренды от 1 января 2011 года осуществляется эксплуатация нежилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>.
В ходе оперативно-розыскного мероприятия, проведенного с 22 часов 50 минут по 23 часа 50 минут 24 января 2011 года сотрудниками ОРЧ БЭП Министерства внутренних дел по Республике Мордовия по распоряжению заместителя министра внутренних дел по Республике Мордовия, установлено, что ООО «Электрощит» в нежилом помещении, расположенном по адресу: <адрес>, под видом проведения стимулирующей лотереи «Твой шанс» фактически осуществляется деятельность по организации и проведению азартных игр.
Таким образом в нарушении Федерального закона от 29.12.2006 № 244-ФЗ «О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» ООО «Электрощит» незаконно осуществляет запрещенную на территории Республики Мордовия предпринимательскую деятельность по организации и проведению азартных игр.
По данным основаниям прокурор Ленинского района г. Саранска Республики Мордовия, действующий в защиту неопределенного круга лиц, просил суд обязать ООО «Электрощит» прекратить деятельность по организации и проведению азартных игр на территории Республики Мордовия, в том числе в помещении, расположенном по адресу: Республика Мордовия, <адрес>.
В судебном заседании старший помощник прокурора Ленинского района г. Саранска Мещерякова И.М. исковые требования поддержала по тем же основаниям, просила суд иск удовлетворить. Суду объяснила, что прокурор просит прекратить деятельность по организации и проведению азартных игр конкретно в помещении, расположенном по адресу: Республика Мордовия, <адрес>, поскольку на территории Республики Мордовия иные помещения, где ведется ООО «Электрощит» деятельность по организации и проведению азартных игр, на настоящий момент не установлены.
В судебное заседание представитель ответчика ООО «Электрощит» не явился, о времени и месте судебного заседания указанное лицо было извещено своевременно и надлежаще, о причинах неявки своего представителя суд не известило.
Судебные извещения о судебном заседании, назначенном на 10 часов 00 минут 12 апреля 2011 года, направленные по месту нахождения юридического лица ООО «Электрощит», согласно информации, представленной в суд почтовой организацией, указанному юридическому лицу не доставлены, поскольку при доставке адресат отсутствовал, по извещению за судебным извещением не явился.
Согласно части первой статьи 115 ГПК Российской Федерации судебные повестки и иные судебные извещения доставляются по почте или лицом, которому судья поручает их доставить. Время их вручения адресату фиксируется установленным в организациях почтовой связи способом или на документе, подлежащем возврату в суд.
Согласно статье 117 ГПК Российской Федерации при отказе адресата принять судебную повестку или иное судебное извещение лицо, доставляющее или вручающее их, делает соответствующую отметку на судебной повестке или ином судебном извещении, которые возвращаются в суд.
Адресат, отказавшийся принять судебную повестку или иное судебное извещение, считается извещенным о времени и месте судебного разбирательства или совершения отдельного процессуального действия.
ГПК Российской Федерации не предусматривает последствия пассивного отказа лица, участвующего в деле, от получения судебного извещения, то есть, когда данное лицо активно не отказывается от получения судебного извещения, но не открывает дверь почтальону и не является в почтовую организацию за получением судебного извещения.
Для решения этого вопроса следует на основании части четвертой статьи 1 ГПК Российской Федерации применять норму, регулирующую сходные отношения.
В качестве такой нормы может выступать пункт 2 части второй статьи 123 АПК Российской Федерации, согласно которой лица, участвующие в деле, и иные участники арбитражного процесса также считаются извещенными надлежащим образом арбитражным судом, если, несмотря на почтовое извещение, адресат не явился за получением копии судебного акта, направленной арбитражным судом в установленном порядке, о чем орган связи проинформировал арбитражный суд.
При таких обстоятельствах ответчик ООО «Электрощит» считается надлежаще уведомленным о времени и месте судебного заседания.
Заслушав объяснения старшего помощника прокурора, исследовав письменные доказательства, суд приходит к выводу о том, что исковые требования прокурора Ленинского района г. Саранска, действующего в защиту интересов неопределенного круга лиц, подлежат удовлетворению.
Общество с ограниченной ответственности «Электрощит» зарегистрировано в качестве юридического лица и включено в Единый государственный реестр юридических лиц. Место нахождение юридического лица ООО «Электрощит»: Республика Мордовия, <адрес>, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра юридических лиц от 4 марта 2011 года.
27 сентября 2007 года утвержден Устав ООО «Электрощит»
1 января 2011 года между ООО «Успех» (субарендодатель) и ООО «Электрощит» (субарендатор) заключен договор субаренды, в соответствии с которым, субарендодатель предоставляет, а субарендатор принимает во временное владение и пользование помещения, расположенные в здании, находящемся по адресу: Республика Мордовия, <адрес>.
ООО «Электрощит» является оператором по проведению стимулирующей лотереи на основании агентского договора, заключенного с ООО «Колизей» (г.Тула).
В ходе оперативно-розыскного мероприятия, проведенного с 22 часов 50 минут по 23 часа 50 минут 24 января 2011 года сотрудниками ОРЧ БЭП Министерства внутренних дел по Республике Мордовия по распоряжению заместителя министра внутренних дел по Республике Мордовия № 43 от 24 января 2011 года, установлено, что ООО «Электрощит» в нежилом помещении, расположенном по адресу: <адрес>, под видом проведения стимулирующей лотереи «Твой шанс» фактически осуществляется деятельность по организации и проведению азартных игр.
Указанные обстоятельства подтверждаются протоколом обследования помещения, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств от 24 января 2011 года, объяснениями ГР.В. от 24 января 2011 года, объяснениями ГР.А. от 24 января 2011 года, справкой о результатах проверки исполнения ООО «Электрощит» требований законодательства о лицензировании помощника прокурора Ленинского района г.Саранска, объяснениями ГР.Б. от 10 февраля 2011 года, объяснениями ГР.Д. от 10 февраля 2011 года.
Правовые основы государственного регулирования деятельности по организации и проведению азартных игр на территории Российской Федерации и установления ограничения осуществления данной деятельности в целях защиты нравственности, прав и законных интересов граждан устанавливаются Федеральным законом от 29.12.2006 N 244-ФЗ "О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации".
В соответствии с частью 1 статьи 3, статьи 5, части 1 и 2 статьи 9 Федерального закона от 29.12.2006 N 244-ФЗ "О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" государственное регулирование деятельности по организации и проведению азартных игр осуществляется путем:
1) установления порядка осуществления деятельности по организации и проведению азартных игр и соответствующих ограничений, обязательных требований к организаторам азартных игр, игорным заведениям, посетителям игорных заведений, игорных зон;
2) выделения территорий, предназначенных для осуществления деятельности по организации и проведению азартных игр, - игорных зон;
3) выдачи разрешений на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в игорных зонах;
4) выдачи лицензий на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах;
5) выявления, запрещения и пресечения деятельности лиц, осуществляющих деятельность по организации и проведению азартных игр с нарушением законодательства о государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр.
Деятельность по организации и проведению азартных игр может осуществляться исключительно организаторами азартных игр при соблюдении требований, предусмотренных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами.
Деятельность по организации и проведению азартных игр может осуществляться исключительно в игорных заведениях, соответствующих требованиям, предусмотренным настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Деятельность по организации и проведению азартных игр с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети "Интернет", а также средств связи, в том числе подвижной связи, запрещена.
Игорные заведения (за исключением букмекерских контор и тотализаторов) могут быть открыты исключительно в игорных зонах в порядке, установленном настоящим Федеральным законом.
Игорные зоны не могут быть созданы на землях поселений.
На территории Российской Федерации создаются четыре игорные зоны. На территории одного субъекта Российской Федерации может быть создано не более одной игорной зоны. В случае, если игорная зона включает в себя части территорий нескольких субъектов Российской Федерации, на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации не могут быть созданы другие игорные зоны.
Игорные зоны создаются на территориях следующих субъектов Российской Федерации: Алтайский край; Приморский край; Калининградская область; Краснодарский край.
Разрешение на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в игорной зоне - выдаваемый в соответствии с настоящим Федеральным законом документ, предоставляющий организатору азартных игр право осуществлять деятельность по организации и проведению азартных игр в одной игорной зоне без ограничения количества и вида игорных заведений (пункт 8 статьи 4 ФЗ от 29.12.2006 N 244-ФЗ "О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации").
В соответствии с частью 2 статьи 13 Федерального закона от 29.12.2006 N 244-ФЗ "О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" разрешение на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в игорной зоне выдается органом управления игорной зоной в соответствии с законодательством субъекта Российской Федерации (соглашением между органами государственной власти соответствующих субъектов Российской Федерации), в том числе путем проведения аукциона или конкурса.
Таким образом исходя из системного толкования норм данного закона, которым определяются правовые основы государственного регулирования деятельности по организации и проведению азартных игр на территории Российской Федерации и устанавливаются ограничения осуществления данной деятельности в целях защиты нравственности, прав и законных интересов граждан, следует, что существует запрет на деятельность по организации и проведению азартных игр вне игорных зон.
В силу подпункта 5 пункта 1 статьи 3 Федерального закона "О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" от 29 декабря 2006 года N 244-ФЗ государственное регулирование деятельности по организации и проведению азартных игр осуществляется путем выявления, запрещения и пресечения деятельности лиц, осуществляющих деятельность по организации и проведению азартных игр с нарушением законодательства о государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр.
ООО «Электрощит» является оператором по проведению стимулирующей лотереи на основании агентского договора, заключенного с ООО «Колизей» (г.Тула).
Порядок организации и проведения лотерей на территории Российской Федерации, осуществления контроля за их организацией и проведением, а также ответственность лиц, участвующих в организации и проведении лотерей определены Федеральным законом "О лотереях" от 11 ноября 2003 года N 138-ФЗ.
Проведение азартных игр под видом лотереи нарушает права и законные интересы граждан, посягает на нравственность и может создавать угрозу причинения гражданам вреда.
Как следует из письменных доказательств по делу, а именно постановления об отказе в возбуждении уголовного дела от 25 февраля 2011 года, протокола обследования помещения, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств от 24 января 2011 года, объяснений ГР.В. от 24 января 2011 года, объяснений ГР.А. от 24 января 2011 года, основной алгоритм проведения ООО «Электрощит» лотереи «Твой шанс» выглядит следующим образом.
Посетитель обращается к администратору с просьбой поиграть на развлекательном терминале и для этого передает ему денежную сумму. Данную денежную сумму администратор вводит при помощи специального ключа в виде электронных баллов на данный аппарат. После этого посетитель участвует в игре на развлекательном оборудовании. В случае проигрыша посетитель может пополнить счет и продолжить игру либо игра на развлекательном терминале прекращается. В случае выигрыша посетитель может продолжить игру дальше либо получить выигрыш от администратора в размере 1 балл эквивалентный 1 рублю. Непосредственно в развлекательный терминал деньги не вносятся, данную процедуру производит администратор. Каких либо лотерейных билетов не выдается.
Таким образом возможность стать участником стимулирующей лотереи «Твой шанс» обусловлена внесением наличных денежных средств при помощи специального ключа в виде электронных баллов на развлекательный терминал, то есть без какого-либо лотерейного билета, посетитель заключает соглашение о возможности выигрыша, основанное на риске утраты внесенной денежной суммы, что является признаком азартной игры.
Как следует из пункта 2 части 3 статьи 3 Федерального закона от 11.11.2003 N 138-ФЗ "О лотереях" стимулирующей является лотерея, право на участие в которой не связано с внесением платы и призовой фонд которой формируется за счет средств организатора лотереи.
Частью 8 статьи 3 Федерального закона от 11.11.2003 N 138-ФЗ "О лотереях", введенной в действие с 10.08.2010 Федеральным законом от 27.07.2010 N 214-ФЗ, установлено, что проведение стимулирующих лотерей с помощью механических, электрических, электронных или иных технических устройств, используемых для определения выигрышей, призов и (или) подарков, в том числе в денежных и натуральных показателях, запрещено.
Суть стимулирующей лотереи, исходя из положений статьи 7 Закона, состоит в повышении активности потребителей с целью увеличения количества продаваемого товара или оказания определенных услуг. При этом именно проданный товар должен не только подтверждать право лица на участие в лотерее, но и в случае выигрыша его обладателя в стимулирующей лотерее выступать "идентификатором" обладателя приза.
Розыгрыш призового фонда стимулирующей лотереи "Твой шанс" проводится по средствам находящегося в занимаемом Обществом помещении оборудования, информация о приобретенном товаре в который не заносится, в связи с чем определить взаимосвязь товара и проводимой стимулирующей лотереи не представляется возможным.
Согласно условиям стимулирующей лотереи «Твой шанс» лотерея по способу ее проведения является бестиражной стимулирующей лотереей. Призовой фонд формируется за счет средств организатора стимулирующей лотереи, не предусматривает выручки и целевых отчислений.
Анализируя все представленные по делу доказательства, суд приходит к выводу, что деятельность ООО «Электорщит» не может быть отнесена к деятельности по проведению стимулирующих лотерей, ООО «Электрощит» осуществляется скрытая форма игровой ставки, предоставляющей доступ к игровому оборудованию, и является деятельностью по проведению азартных игр, осуществление которой без соответствующего разрешения и вне игорных зон запрещено.
Пунктом 4 статьи 27, пунктом 3 статьи 35 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" от 17 января 1992 года N 2202-1 закреплено право прокурора на обращение в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан, либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.
В соответствии с частью 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
При таких обстоятельствах исковые требования прокурора Ленинского района г. Саранска, действующего в защиту интересов неопределенного круга лиц, о возложении на ООО «Электрощит» обязанности прекратить деятельность по организации и проведению азартных игр в помещении, расположенном по адресу: Республика Мордовия, <адрес>, являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
В соответствии со статьей 67 ГПК Российской Федерации суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы.
Исходя из изложенного, оценивая достаточность и взаимную связь представленных сторонами доказательств в их совокупности, разрешая дело по представленным доказательствам, в пределах заявленных прокурором требований и по указанным им основаниям, руководствуясь статьями 194-199 ГПК Российской Федерации, суд
решил:
иск прокурора Ленинского района г. Саранска Республики Мордовия, действующего в защиту неопределенного круга лиц, о возложении на ООО «Электрощит» обязанности прекратить деятельность по организации и проведению азартных игр в помещении, расположенном по адресу: Республика Мордовия, <адрес>, удовлетворить.
Обязать ООО «Электрощит» прекратить деятельность по организации и проведению азартных игр в помещении, расположенном по адресу: Республика Мордовия, <адрес>.
На решение суда могут быть поданы кассационная жалоба и кассационное представление в Верховный суд Республики Мордовия через Ленинский районный суд г. Саранска Республики Мордовия в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Председательствующий
Судья Ленинского районного суда
г. Саранска Республики Мордовия И.П. Ремнёва
.