Дело №2-769/2011
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
30 марта 2011 года г. Саранск
Ленинский районный суд г. Саранска Республики Мордовия в составе:
председательствующего – судьи Кечкиной Н.В.,
с участием секретаря судебного заседания – Бакаевой О.В.,
с участием в деле:
истца - прокурора Ленинского района г.Саранска, обратившегося с исковым заявлением в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, его представителя Мещеряковой И.М., старшего помощника прокурора Ленинского района г. Саранска, представившей удостоверение ТО №080730 от 5 марта 2009 года,
ответчика – ГУЗ «Республиканский госпиталь для ветеранов войн», его представителя Пронькина Э.В., представившего доверенность б/н от 30 марта 2011 года,
третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика – Территориального Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Мордовия,
третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика – Главного управления Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Республике Мордовия, его представителя, инспектора Ризаевой Т.В., представившей доверенность №617 от 8 февраля 2011 года,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Ленинского района г. Саранска, поданного в защиту неопределенного круга лиц, к ГУЗ «Республиканский госпиталь для ветеранов войн» о понуждении выполнить требования законодательства о санитарно – эпидемиологическом благополучии населения и требования пожарной безопасности,
установил:
прокурор Ленинского района г. Саранска обратился в суд с иском, поданным в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, к ГУЗ «Республиканский госпиталь для ветеранов войн» о понуждении выполнить требования законодательства о санитарно – эпидемиологическом благополучии населения и требования пожарной безопасности.
В обоснование своих требований прокурор указал, что прокуратурой Ленинского района г. Саранска установлено, что в ГУЗ «Республиканский госпиталь для ветеранов войн» не обеспечивается соблюдение законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения и пожарной безопасности. Проверкой, проведенной 16 февраля 2011года по поручению прокуратуры района Управлением Роспотребнадзора по РМ, установлено, что требования указанного законодательства в Учреждении не выполняются. Согласно части 1 статьи 2 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается посредством выполнения санитарно-эпидемиологических (профилактических) мероприятий и обязательного соблюдения гражданами, юридическими лицами санитарных правил, как составной части осуществляемой ими деятельности, а также посредством мер по привлечению к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно - эпидемиологического благополучия населения и т.п. Органы государственной власти и органы местного самоуправления, организации всех форм собственности, индивидуальные предприниматели, граждане обеспечивают соблюдение требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения за счет собственных средств. Проверкой установлено, что в Учреждении имеются нарушения пп. 4.2, п. 4, пп. 11.1, 11.4 п. 11, пп. 7.8 п. 7 раздела 1 САНПИН 2.1.3.2630-20 «Санитарно-эпидемиологическими требованиями к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность» (л.д.8), а именно:
- требуется проведение ремонта в смотровом кабинете приемного отделения, где имеются дефекты напольных покрытий (напольная плитка местами разбита), светильники общего пользования, размещенные на потолке санпропускника не имеют сплошных закрытых рассеивателей;
- напольные покрытия в коридорах кардиологического, хирургического отделений, в лечебных кабинетах физиотерапевтического отделения имеются многочисленные дефекты напольных покрытий (линолеум рваный, на полу имеются выбоины);
- в коридоре хирургического отделения и на лестничной площадке 3-го этажа на потолке и стенах имеются следы протечек;
- в платах №№ 8, 9 и 10 не функционируют душевые кабины;
- в обеденном зале пищеблока госпиталя не устранены текущие дефекты отделки стен (облицовочная плитка местами разбита).
Вышеописанные нарушения не позволяют проводить влажную уборку с применением моющих и дезинфицирующих средств. Их наличие является нарушением санитарно-эпидемиологических требований.
Согласно статье 37 Федерального закона «О пожарной безопасности» руководители организаций обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные требования должностных лиц пожарной охраны. Данные требования Закона распространяются и на руководителей учреждений. Порядок организации пожарной безопасности осуществляется в соответствии с требованиями Правил пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03), Норм пожарной безопасности «Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией» (НПБ 110-03), Норм пожарной безопасности "Системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожарах в зданиях и сооружениях" (НПБ 160-97) и другими нормативными правовыми актами, регулирующими вопросы пожарной безопасности. В ходе проверки, проведенной 15 февраля 2011 года по поручению прокуратуры Ленинского района г. Саранска Отделением отдела надзорной деятельности городского округа Саранск управления надзорной деятельности Главного управления МЧС России по Республике Мордовия в здании и помещениях Учреждения, выявлено 18 нарушений норм и правил пожарной безопасности. Выявленные недостатки создают реальную угрозу безопасности пациентов и персонала Учреждения, тем самым создаются опасные условия для жизни и здоровья граждан. В силу статьи 1065 ГК РФ опасность причинения вреда в будущем является основанием для устранения данной опасности. В силу части 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации. Согласно пункту 4 статьи 27, пункту 3 статьи 35 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации", прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан, либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение. В соответствии со статьей 12 Гражданского кодекса Российской Федерации защита гражданских прав осуществляется, в том числе, путем пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения. Подача прокурором заявления в суд в данном случае является способом защиты прав граждан (неопределенного круга лиц), нарушаемых в результате неисполнения обязанности и осуществляемых путем присуждения к исполнению обязанности в натуре. Данное требование соответствует такому способу защиты гражданских прав, как пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу их нарушения (статья 12 ГК РФ). Требование прокурора направлено на устранение всех недостатков для обеспечения безопасного нахождения и пользования услугами питания в Учреждении всех лиц, способ защиты этих прав одинаков для всех. На основании изложенного прокурор просил суд обязать ГУЗ «Республиканский госпиталь для ветеранов войн» (ул. Р. Люксембург, 11б, г. Саранск) выполнить требования законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, в частности в трехмесячный срок с момента вступления решения суда в законную силу:
- провести ремонт в смотровом кабинете приемного отделения, устранив дефекты напольных покрытий, установив на светильники общего пользования, размещенные на потолке санпропускника сплошные закрытые рассеиватели;
- провести ремонт напольных покрытий в коридорах кардиологического, хирургического отделений, в лечебных кабинетах физиотерапевтического отделения;
- провести ремонт в коридоре хирургического отделения и на лестничной площадке 3-го этажа, устранив следы протечек на потолке и стенах;
- в платах №№ 8, 9 и 10 отремонтировать душевые кабины;
- в обеденном зале пищеблока госпиталя устранить текущие дефекты отделки стен (облицовочной плитки).
Обязать ГУЗ «Республиканский госпиталь ветеранов войн» (ул. Р. Люксембург, 11б, г. Саранск) устранить выявленные нарушения норм и правил пожарной безопасности в здании Учреждения в частности в трехмесячный срок с момента вступления решения суда в законную силу:
1. подвергнуть эксплуатационным испытаниям ограждение на крыше здания (представить протокол испытаний) (п. 41 ППБ 01-03);
2. в помещении дежурного персонала, ведущего круглосуточное дежурство, установить аварийное освещение, которое должно включаться автоматически при отключении основного освещения (п. 3 ППБ 01-30; п. 12.56 НПБ 88-2001);
3. выполнить установку пожарного крана на стояке внутреннего пожарного водопровода чердачного помещения здания, с расходом воды на внутреннее пожаротушение не менее 2,5 л/с с количеством струй не меньше 2-х (п. 3 ППБ 01-03; пп. 6.1, 6.8, 6.12 СНиП 2.04.01-85*);
4. выполнить подпор воздуха в тамбур-шлюзах лифтовых холлов подвального помещения (п. 3 ППБ 01-03; п. 7.18 СНиП 21-01-97*);
5. выполнить в поэтажных коридорах противопожарные перегородки с противопожарными дверями, имеющимися устройствами для самозакрывания и уплотнения в притворах, с расстояниями между ними не более 42 м. (пп. 34, п 3 ППБ 01-03; п. 1.132 СНиП 2.08.02-89*);
6. выполнить холлы с противопожарными перегородками 1-го типа или экранами, автоматически закрывающимся дверным проемом лифтовых шахт при пожаре. Такие экраны должны быть выполнены из негорючих материалов, и предел их огнестойкости не менее EI 45. Представить сертификаты пожарной безопасности на установленные двери лифтовых шахт (п. 3 ППБ 01-03; п. 7.22 СНиП 21-01-97*);
7. повысить предел огнестойкости транзитных воздуховодов не менее EI 3 (п. 3 ППБ 01-03; п. 7.1.18 таб. 2 СНиП 41-01-03);
8. выполнить размещение оборудования, выступающего из плоскости стен, на высоте до 2,2 м. от поверхности проступей и площадок лестниц (п. 3 ППБ 01-03, п. 5.1 СНиП 23-05-95);
9. установить естественное освещение в коридоре 2-го этажа здания (п. 3 ППБ 01-03; п. 5.1 СНиП 23-05-95);
10. выполнить зазор между маршев лестниц и между поручнями ограждения лестничных маршей шириной плане в свете не менее 75 мм. (п. 3 ППБ 01-03; п. 8.9 СНиП 21-01-97*);
11. установить систему дымоудаления в коридоре подвального помещения (п. 3 ППБ 01-03; п. 8.2 СНиП 41-01-2001);
12. провести измерение сопротивления изоляции токоведущих частей силового и осветительного оборудования (п. 57 ППБ 01-03; п. 2.12.17 ПТЭЭП);
13. проверить пожарные краны внутреннего противопожарного водопровода на водоотдачу (п. 89 ППБ 01-03);
14. привести в исправное состояние систему включения насосов – повысителей от кнопок, установленных в пожарных шкафах (п. 34 ППБ 01-03);
15. обеспечить людям, находящимся внутри здания, возможность свободного открывания запоров изнутри без ключа для двери эвакуационных выходов (п. 52 ППБ 01-03);
16. устранить на окнах подвального этажа глухие металлические решетки (п. 36 ППБ 01-03);
17. проверить состояние огнезащитной обработки деревянных конструкций чердачного помещения (представить акт) (п. 36 ППБ 01-03);
18. закольцевать наружные водопроводные линии, выполнить тупиковую линию водопровода длиной не более 200 м., соблюдая условия размещения пожарного гидранта на расстоянии не более 200 м. от здания госпиталя (п. 3 ППБ 01-03; п. 8.5, 9.30 СНиП 2.04.02-84*).
В судебном заседании старший помощник прокурора Ленинского района г. Саранска Мещерякова И.М. требования, изложенные в исковом заявлении, поддержала в полном объеме, просила суд их удовлетворить.
В судебном заседании представитель ответчика ГУЗ «Республиканский госпиталь для ветеранов войн» Пронькин Э.В. просил вынести решение на усмотрение суда, при этом указал, что указанные в иске нарушения санитарно-эпидемиологических требований и требования пожарной безопасности в Учреждении имеют место быть, на данный момент они не устранены.
В судебное заседание представитель третьего лица Территориального Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Мордовия не явился, о времени и месте судебного заседания указанное лицо извещено своевременно и надлежащим образом, при этом, заместитель руководителя Управления Конакова В.М. представила суду заявление о рассмотрении дела в отсутствие представителя Управления.
В судебном заседании представитель третьего лица Главного управления МЧС России по Республике Мордовия Ризаева Т.В. исковые требования прокурора поддержала, просила суд их удовлетворить.
Суд, заслушав объяснение лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, считает, что исковые требования прокурора подлежат удовлетворению, исходя из следующего.
Как это следует из свидетельства о государственной регистрации права от 25 декабря 2009 года № здание Республиканского госпиталя для ветеранов войн, расположенное по адресу: Республика Мордовия, г. Саранск, ул. Р. Люксембург, 11б, находится в оперативном управлении ГУЗ «Республиканский госпиталь для ветеранов войн» (л.д.11).
Санитарно-эпидемиологическое благополучие населения - состояние здоровья населения, среды обитания человека, при котором отсутствует вредное воздействие факторов среды обитания на человека и обеспечиваются благоприятные условия его жизнедеятельности.
Согласно части 1 статьи 2 Федерального закона «О санитарно - эпидемиологическом благополучии населения» санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается посредством выполнения санитарно-эпидемиологических (профилактических) мероприятий и обязательного соблюдения гражданами, юридическими лицами санитарных правил, как составной части осуществляемой ими деятельности, а также посредством мер по привлечению к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и т.п. Органы государственной власти и органы местного самоуправления, организации всех форм собственности, индивидуальные предприниматели, граждане обеспечивают соблюдение требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения за счет собственных средств.
Настоящий Федеральный закон направлен на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.
Как это следует из материалов дела, 16 февраля 2011 года по поручению прокуратуры района Управлением Роспотребнадзора по РМ, проведена проверка, которой установлено, что требования законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения в ГУЗ «Республиканский госпиталь для ветеранов войн» не выполняются.
Указанной проверкой установлено, что в ГУЗ «Республиканский госпиталь для ветеранов войн» имеются нарушения пп. 4.2, п. 4, пп. 11.1, 11.4 п. 11, пп. 7.8 п. 7 раздела 1 САНПИН 2.1.3.2630-20 «Санитарно - эпидемиологическими требованиями к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность», а именно:
- требуется проведение ремонта в смотровом кабинете приемного отделения, где имеются дефекты напольных покрытий (напольная плитка местами разбита), светильники общего пользования, размещенные на потолке санпропускника не имеют сплошных закрытых рассеивателей;
- напольные покрытия в коридорах кардиологического, хирургического отделений, в лечебных кабинетах физиотерапевтического отделения имеются многочисленные дефекты напольных покрытий (линолеум рваный, на полу имеются выбоины);
- в коридоре хирургического отделения и на лестничной площадке 3-го этажа на потолке и стенах имеются следы протечек;
- в платах №№ 8, 9 и 10 не функционируют душевые кабины;
- в обеденном зале пищеблока госпиталя не устранены текущие дефекты отделки стен (облицовочная плитка местами разбита).
Вышеописанные нарушения не позволяет проводить влажную уборку с применением моющих и дезинфицирующих средств. Их наличие является нарушением санитарно-эпидемиологических требований.
Статья 11 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» предусматривает, что индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны: выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний и санитарно-эпидемиологических заключений осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия; обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов и товаров для личных и бытовых нужд при их производстве, транспортировке, хранении, реализации населению; осуществлять производственный контроль, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарных правил и проведением санитарно - противоэпидемических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг, а также при производстве, транспортировке, хранении и реализации продукции; проводить работы по обоснованию безопасности для человека новых видов продукции и технологии ее производства, критериев безопасности и (или) безвредности факторов среды обитания и разрабатывать методы контроля за факторами среды обитания; своевременно информировать население, органы местного самоуправления, органы, осуществляющие государственный санитарно-эпидемиологический надзор, об аварийных ситуациях, остановках производства, о нарушениях технологических процессов, создающих угрозу санитарно-эпидемиологическому благополучию населения; иметь в наличии официально изданные санитарные правила, методы и методики контроля факторов среды обитания; осуществлять гигиеническое обучение работников.
Государственные санитарно-эпидемиологические правила и нормативы устанавливают санитарно-эпидемиологические требования (в том числе критерии безопасности и(или) безвредности факторов среды обитания для человека, гигиенические и иные нормативы), несоблюдение которых создает угрозу жизни или здоровью человека, а также угрозу возникновения и распространения заболеваний (статья 1 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения").
В результате проведенной проверки было установлено, что в Учреждении нарушаются права граждан на условия, гарантирующие охрану их здоровья, а именно: не соблюдаются санитарно-эпидемиологические правила, что опасно для жизни людей.
Кроме того, согласно статье 37 Федерального закона «О пожарной безопасности» руководители организаций обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные требования должностных лиц пожарной охраны. Данные требования Закона распространяются и на руководителей учреждений.
Порядок организации пожарной безопасности осуществляется в соответствии с требованиями Правил пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03), Норм пожарной безопасности «Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией» (НПБ 110-03), Норм пожарной безопасности "Системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожарах в зданиях и сооружениях" (НПБ 160-97) и другими нормативными правовыми актами, регулирующими вопросы пожарной безопасности.
Правила пожарной безопасности, утвержденные приказом МЧС России от 18 июня 2003года № 313 (ППБ 01-03), устанавливают требования пожарной безопасности в целях защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, охраны окружающей среды (пункт 1).
Согласно Правил пожарной безопасности в РФ (ППБ 01-03), утвержденных приказом от 18 июня 20003 года № 313 Министерства Российской Федерации по делам гражданскому обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, настоящие Правила пожарной безопасности в Российской Федерации устанавливают требования пожарной безопасности, обязательные для применения и исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, их должностными лицами, предпринимателями без образования юридического лица, гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами, лицами без гражданства, в целях защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, охраны окружающей среды.
Требования пожарной безопасности - специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом.
В ходе проверки, проведенной 15 февраля 2011 года по поручению прокуратуры Ленинского района г. Саранска Отделением отдела надзорной деятельности городского округа Саранск управления надзорной деятельности Главного управления МЧС России по Республике Мордовия в здании и помещениях Учреждения, выявлено 18 нарушений норм и правил пожарной безопасности, а именно:
1. не подвергнуто эксплуатационным испытаниям ограждение на крыше здания (не представлен протокол испытаний) (п. 41 ППБ 01-03);
2. в помещении дежурного персонала, ведущего круглосуточное дежурство, отсутствует аварийное освещение, которое должно включаться автоматически при отключении основного освещения (п. 3 ППБ 01-03; п. 12.56 НПБ 88-2001);
3. не выполнена установка пожарного крана на стояке внутреннего пожарного водопровода чердачного помещения здания, с расходом воды на внутреннее пожаротушение не менее 2,5 л/с с количеством струй не меньше 2-х (п. 3 ППБ 01-03; пп. 6.1, 6.8, 6.12 СНиП 2.04.01-85*);
4. не выполнен подпор воздуха в тамбур-шлюзах лифтовых холлов подвального помещения (п. 3 ППБ 01-03; п. 7.18 СНиП 21-01-97*);
5. не выполнены в поэтажных коридорах противопожарные перегородки с противопожарными дверями, имеющимися устройствами для самозакрывания и уплотнения в притворах, с расстояниями между ними не более 42 м. (пп. 34, п 3 ППБ 01-03; п. 1.132 СНиП 2.08.02-89*);
6. не выполнены холлы с противопожарными перегородками 1-го типа или экранами, автоматически закрывающие дверные проемы лифтовых шахт при пожаре. Такие экраны должны быть выполнены из негорючих материалов, и предел их огнестойкости не менее EI 45. Не представлены сертификаты пожарной безопасности на установленные двери лифтовых шахт (п. 3 ППБ 01-03; п. 7.22 СНиП 21-01-97*);
7. не повешен предел огнестойкости транзитных воздуховодов не менее EI 3 (п. 3 ППБ 01-03; п. 7.1.18 таб. 2 СНиП 41-01-03);
8. не выполнено размещение оборудование, выступающее из плоскости стен, на высоте до 2,2 м. от поверхности проступей и площадок лестниц (п. 3 ППБ 01-03, п. 5.1 СНиП 23-05-95);
9. отсутствует естественное освещение в коридоре 2-го этажа здания (п. 3 ППБ 01-03; п. 5.1 СНиП 23-05-95);
10. не выполнен зазор между маршев лестниц и между поручнями ограждения лестничных маршей шириной плане в свете не менее 75 мм. (п. 3 ППБ 01-03; п. 8.9 СНиП 21-01-97*);
11. отсутствует система дымоудаления в коридоре подвального помещения (п. 3 ППБ 01-03; п. 8.2 СНиП 41-01-2001);
12. не проведено измерение сопротивления изоляции токоведущих частей силового и осветительного оборудования (п. 57 ППБ 01-03; п. 2.12.17 ПТЭЭП);
13. пожарные краны внутреннего противопожарного водопровода не проверены на водоотдачу (п. 89 ППБ 01-03);
14. не приведена в исправное состояние система включения насосов – повысителей от кнопок, установленных в пожарных шкафах (п. 34 ППБ 01-03);
15. двери эвакуационных выходов закрыты на замок, тем самым не обеспечивается людям, находящимся внутри здания, возможность свободного открывания запоров изнутри без ключа (п. 52 ППБ 01-03);
16. на окнах подвального этажа установлены глухие металлические решетки (п. 36 ППБ 01-03);
17. не проверено состояние огнезащитной обработки деревянных конструкций чердачного помещения (не представлен акт) (п. 36 ППБ 01-03);
18. не закольцованы наружные водопроводные линии, не выполнена тупиковая линия водопровода длиной не более 200 м., соблюдая условия размещения пожарного гидранта на расстоянии не более 200 м. от здания госпиталя (п. 3 ППБ 01-03; п. 8.5, 9.30 СНиП 2.04.02-84*).
Данный факт подтверждается представленной справкой старшего инспектора отдела надзорной деятельности городского округа Саранск управления надзорной деятельности Главного управления МЧС России по Республике Мордовия Ризаевой Т.В. (л.д.9), которая в судебном заседании подтвердила факт нарушений ответчиком норм и правил пожарной безопасности.
Учитывая, что ГУЗ «Республиканский госпиталь для ветеранов войн» представляет собой объект с массовым пребыванием людей, неисполнение требований пожарной безопасности и требований о санитарно – эпидемиологическом благополучии населения создает реальную угрозу безопасности пациентов и персонала Учреждения, тем самым создаются опасные условия для жизни и здоровья граждан, поскольку характер использования объекта массовый (массовое пребывание людей, в число которых входят не только пациенты, но и лица, временно находящиеся в помещениях здания, персонал и т.п.).
Такое положение является недопустимым и требует принятия срочных мер по устранению нарушений требований пожарной безопасности и требований о санитарно – эпидемиологическом благополучии населения.
В силу статьи 1065 ГК РФ опасность причинения вреда в будущем является основанием для устранения данной опасности.
Согласно статье 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Способы устранения как обстоятельств, послуживших основанием возникновения опасности причинения вреда, так и самой опасности в целом могут заключаться как в запрещении деятельности, создающей такаю опасность (статья 1065 ГК РФ), так и в возложении обязанности совершить действия, направленные на устранение обстоятельств, создающих опасность (статья 12 ГК РФ). Подача прокурором заявления в суд является способом защиты гражданских прав в виде присуждение к исполнению обязанности в натуре (статья 12 ГК РФ).
В этой связи, суд приходит к выводу, что исковые требования прокурора Ленинского района г. Саранска, поданного в защиту неопределенного круга лиц, к ГУЗ «Республиканский госпиталь для ветеранов войн» о понуждении выполнить требования законодательства о санитарно – эпидемиологическом благополучии населения и требования пожарной безопасности, подлежат удовлетворению.
В соответствии со статьей 67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы.
Исходя из изложенного, оценивая достаточность и взаимную связь представленных сторонами доказательств в их совокупности, разрешая дело по представленным доказательствам, в пределах заявленных истцом требований и по указанным им основаниям, руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
исковые требования прокурора Ленинского района г. Саранска, поданного в защиту неопределенного круга лиц, к ГУЗ «Республиканский госпиталь для ветеранов войн» о понуждении выполнить требования законодательства о санитарно – эпидемиологическом благополучии населения и требования пожарной безопасности удовлетворить.
Обязать ГУЗ «Республиканский госпиталь для ветеранов войн» выполнить требования законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, а именно в трехмесячный срок с момента вступления решения суда в законную силу:
1. провести ремонт в смотровом кабинете приемного отделения, устранив дефекты напольных покрытий, установив на светильники общего пользования, размещенные на потолке санпропускника сплошные закрытые рассеиватели;
2. провести ремонт напольных покрытий в коридорах кардиологического, хирургического отделений, в лечебных кабинетах физиотерапевтического отделения;
3. провести ремонт в коридоре хирургического отделения и на лестничной площадке 3-го этажа, устранив следы протечек на потолке и стенах;
4. в палатах №8, №9 и №10 отремонтировать душевые кабины;
5. в обеденном зале пищеблока госпиталя устранить текущие дефекты отделки стен (облицовочной плитки).
Обязать ГУЗ «Республиканский госпиталь ветеранов войн» устранить выявленные нарушения норм и правил пожарной безопасности в здании Учреждения, а именно в трехмесячный срок с момента вступления решения суда в законную силу:
1. подвергнуть эксплуатационным испытаниям ограждение на крыше здания (представить протокол испытаний) (п. 41 ППБ 01-03);
2. в помещении дежурного персонала, ведущего круглосуточное дежурство, установить аварийное освещение, которое должно включаться автоматически при отключении основного освещения (п. 3 ППБ 01-03; п. 12.56 НПБ 88-2001);
3. выполнить установку пожарного крана на стояке внутреннего пожарного водопровода чердачного помещения здания, с расходом воды на внутреннее пожаротушение не менее 2,5 л/с с количеством струй не меньше 2-х (п. 3 ППБ 01-03; пп. 6.1, 6.8, 6.12 СНиП 2.04.01-85*);
4. выполнить подпор воздуха в тамбур-шлюзах лифтовых холлов подвального помещения (п. 3 ППБ 01-03; п. 7.18 СНиП 21-01-97*);
5. выполнить в поэтажных коридорах противопожарные перегородки с противопожарными дверями, имеющимися устройствами для самозакрывания и уплотнения в притворах, с расстояниями между ними не более 42 м. (пп. 34, п 3 ППБ 01-03; п. 1.132 СНиП 2.08.02-89*);
6. выполнить холлы с противопожарными перегородками 1-го типа или экранами, автоматически закрывающимся дверным проемом лифтовых шахт при пожаре. Такие экраны должны быть выполнены из негорючих материалов, и предел их огнестойкости не менее EI 45. Представить сертификаты пожарной безопасности на установленные двери лифтовых шахт (п. 3 ППБ 01-03; п. 7.22 СНиП 21-01-97*);
7. повысить предел огнестойкости транзитных воздуховодов не менее EI 3 (п. 3 ППБ 01-03; п. 7.1.18 таб. 2 СНиП 41-01-03);
8. выполнить размещение оборудование, выступающего из плоскости стен, на высоте до 2,2 м. от поверхности проступей и площадок лестниц (п. 3 ППБ 01-03, п. 5.1 СНиП 23-05-95);
9. установить естественное освещение в коридоре 2-го этажа здания (п. 3 ППБ 01-03; п. 5.1 СНиП 23-05-95);
10. выполнить зазор между маршев лестниц и между поручнями ограждения лестничных маршей шириной плане в свете не менее 75 мм. (п. 3 ППБ 01-03; п. 8.9 СНиП 21-01-97*);
11. установить систему дымоудаления в коридоре подвального помещения (п. 3 ППБ 01-03; п. 8.2 СНиП 41-01-2001);
12. провести измерение сопротивления изоляции токоведущих частей силового и осветительного оборудования (п. 57 ППБ 01-03; п. 2.12.17 ПТЭЭП);
13. проверить пожарные краны внутреннего противопожарного водопровода на водоотдачу (п. 89 ППБ 01-03);
14. привести в исправное состояние систему включения насосов – повысителей от кнопок, установленных в пожарных шкафах (п. 34 ППБ 01-03);
15. обеспечить людям, находящимся внутри здания, возможность свободного открывания запоров изнутри без ключа для двери эвакуационных выходов (п. 52 ППБ 01-03);
16. устранить на окнах подвального этажа глухие металлические решетки (п. 36 ППБ 01-03);
17. проверить состояние огнезащитной обработки деревянных конструкций чердачного помещения (представить акт) (п. 36 ППБ 01-03);
18. закольцевать наружные водопроводные линии, выполнить тупиковую линию водопровода длиной не более 200 м., соблюдая условия размещения пожарного гидранта на расстоянии не более 200 м. от здания госпиталя (п. 3 ППБ 01-03; п. 8.5, 9.30 СНиП 2.04.02-84*).
На решение суда могут быть поданы кассационная жалоба и кассационное представление прокурора в Верховный Суд Республики Мордовия через Ленинский районный суд г. Саранска Республики Мордовия в течение десяти дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Председательствующий
Судья Ленинского районного суда
г. Саранска Республики Мордовия Н.В. Кечкина