Дело №2-709/2011
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
6 апреля 2011 года г. Саранск
Ленинский районный суд г. Саранска Республики Мордовия в составе: председательствующего судьи Пахомова А.В., при секретаре судебного заседания Жирновой С.Ю., с участием в деле: истицы – Кузнецовой А.П., ее законного представителя – Доронькиной Е.С., опекуна, назначенной приказом Министерства социальной защиты населения Республики Мордовия №208-оп от 16 июля 2010 года, прокурора Ленинского района г. Саранска, обратившегося в суд в защиту интересов Кузнецовой А.П., его представителя помощника прокурора Ленинского района г. Саранска – Мещеряковой И.М., ответчика – Администрации городского круга Саранск, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Ленинского района г. Саранска, поданного в интересах Кузнецовой Александры Петровны, к Администрации городского округа Саранск о признании незаконным заключения межведомственной комиссии при Администрации городского округа Саранск от 30 декабря 2010 года №113 о необходимости и возможности проведения капитального ремонта, реконструкции жилого дома, расположенного по адресу: г. Саранск, <адрес>, с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилого помещения в соответствие с установленными требованиями, признании указанного жилого дома непригодным для постоянного проживания и возложении на Администрацию городского округа Саранск обязанности поставить Кузнецову Александру Петровну на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий,
установил:
прокурор Ленинского района г. Саранска обратился в суд с иском в интересах Кузнецовой А.П., к Администрации городского округа Саранск о признании незаконным заключения межведомственной комиссии при Администрации городского округа Саранск от 30 декабря 2010 года №113 о необходимости и возможности проведения капитального ремонта, реконструкции жилого дома, расположенного по адресу: г. Саранск, <адрес>, с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилого помещения в соответствие с установленными требованиями, признании указанного жилого дома непригодным для постоянного проживания и возложении на Администрацию городского округа Саранск обязанности поставить Кузнецову А.П. на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
В обоснование исковых требований прокурор указал, что прокуратурой Ленинского района г. Саранска проведена проверка по заявлению Доронькиной Е.С. в интересах Кузнецовой А.П. об отказе Администрации городского округа Саранск в принятии на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и несогласии с заключением межведомственной комиссии о признании жилого помещения пригодным (непригодным) для постоянного проживания от 30 декабря 2010 года №113.
Проверкой установлено, что в Администрацию городского округа Саранск 30 сентября 2010 года поступило заявление от Кузнецовой А.П. о принятии ее на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий. Постановлением Главы Администрации городского округа Саранск от 19 октября 2010 года №2742 ей было отказано в постановке на учет на основании подпункта 2 пункта 10, подпункта 2 пункта 4 Правил учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, которые в соответствии с действующим законодательством имеют право на государственную поддержку в строительстве или приобретении жилья, утвержденных постановлением Правительства Республики Мордовия от 25 августа 2005 года №335 на том основании, что Кузнецова А.П. обеспечена общей площадью жилого помещения на одного члена семьи более учетной нормы (12,5 кв.м.), поскольку проживает одна в жилом доме общей площадью 34,5 кв.м.
В Администрацию городского округа Саранск 8 октября 2010 года от опекуна Кузнецовой А.П. – Доронькиной Е.С. поступило заявление о признании жилого помещения, расположенного по адресу: г. Саранск, <адрес> непригодным для проживания.
Решением межведомственной комиссии при Администрации городского округа Саранск принято решение о необходимости и возможности проведения капитального ремонта, реконструкции жилого дома по адресу: г. Саранск, <адрес>, с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилого помещения в соответствие с установленными требованиями и после их завершения – о продолжении, по инициативе собственника, процедуры оценки.
Считает решение межведомственной комиссии незаконным, поскольку имеющиеся дефекты в техническом состоянии жилого дома не позволяют признать его пригодным для проживания.
Согласно экспертному заключению от 28 сентября 2010 года №01/04/1101 физический износ цоколя фундамента (ленточного каменного) составил 65%, бревен с наружной стороны (стены рубленные из бревен) – 62 %, конструкций, стропил, кровли, переплетов, дверей, изоляции (электроснабжения) – 60 %, отделочных покрытий – 70 %, отопления – 80 %, а в целом фактический износ дома составил 62 %.
Как следует из Методики определения физического износа гражданских зданий, утвержденной Приказом Минкоммунхоза РСФСР от 27 октября 1970 года №404 и Правил оценки физического износа жилых зданий (ВСН 53-86 (р), утвержденных Приказом Госгражданстроя при Госстрое СССР от 24 декабря 1986 года №446, при физическом износе фундамента ленточного в 65 % необходима полная смена фундамента и ремонт при этом нецелесообразен; при физическом износе стен рубленых в 62 % необходима полная замена стен и капитальный ремонт также нецелесообразен.
Просил суд признать незаконным заключение межведомственной комиссии при Администрации городского округа Саранск от 30 декабря 2010 года №113 о необходимости и возможности проведения капитального ремонта, реконструкции жилого дома, расположенного по адресу: г. Саранск, <адрес>, с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилого помещения в соответствие с установленными требованиями, признать указанный жилой дом непригодным для постоянного проживания и обязать Администрацию городского округа Саранск поставить Кузнецову А.П. на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
В судебном заседании законный представитель Кузнецовой А.П. Доронькина Е.С. исковые требования поддержала по основаниям, изложенным в иске, просила их удовлетворить.
В судебном заседании помощник прокурора Ленинского района г. Саранска Мещерякова И.М. исковые требования поддержала, просила суд их удовлетворить.
В судебное заседание представитель ответчика Администрации городского округа Саранск не явился, о времени и месте судебного заседания указанное лицо было извещено своевременно и надлежаще, о причинах неявки своего представителя суд не известило.
Заслушав пояснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные доказательства, суд считает исковые требования подлежащими удовлетворению, при этом исходя из следующего.
Из материалов дела следует, что 30 сентября 2010 года Доронькина Е.С., действующая за Кузнецову А.П., обратилась в Администрацию городского округа Саранск с заявлением о постановке Кузнецовой А.П. на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий с помощью мер государственной поддержки (л.д.20).
Постановлением Главы Администрации городского округа Саранск №2742 от 19 октября 2010 года Кузнецовой А.П. было отказано в постановке на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий по тому основанию, что она нуждающейся в улучшении жилищных условий не является, обеспечена общей площадью жилого помещения на одного члена семьи более учетной нормы – 12,5 кв.м. (подпункт 2 пункта 4 Правил учета граждан, утвержденных постановлением Правительства Республики Мордовия от 25 августа 2005 года № 335) (л.д.18, 19).
Данное постановление Главы Администрации городского округа Саранск является незаконным и необоснованным по следующим основаниям.
Согласно выписке из похозяйственной книги №4, выданной Представительством Администрации городского округа Саранск в р.п. Луховка, <адрес>, Кузнецова А.П. является собственницей жилого дома, расположенного по адресу: г. Саранск, <адрес>, 1962 года постройки, общей площадью 34,5 кв.м.
Из Акта проверки жилищных условий от 30 сентября 2010 года следует, что Кузнецова А.П. проживает одна в указанном жилом доме, жилой площадью 21,3 кв.м. Дом деревянный, комнаты сырые, темные, АОГВ в нерабочем состоянии.
30 декабря 2010 года Межведомственной комиссией, назначенной распоряжением Главы Администрации города Саранска от 29 августа 2005 года № 2031р, было принято решение о необходимости и возможности проведения капитального ремонта, реконструкции жилого помещения по адресу: <адрес> целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилого помещения в соответствие с установленными требованиями и после их завершения – о продолжении, по инициативе собственника, процедуры оценки.
В соответствии с пунктом 4 Правил учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, которые в соответствии с действующим законодательством имеют право на государственную поддержку в строительстве или приобретении жилья, утвержденных постановлением Правительства Республики Мордовия от 25 августа 2005 года № 335, нуждающимися в улучшении жилищных условий признаются граждане:
1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения;
2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы;
3) проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям;
4) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности, в соответствии с перечнем соответствующих заболеваний, установленным нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно пунктам 2 и 3 статьи 15 Жилищного кодекса РФ жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства (далее - требования)).
Порядок признания помещения жилым помещением и требования, которым должно отвечать жилое помещение, устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
В соответствии с пунктами 33 и 34 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28 января 2006 года № 47, основанием для признания жилого помещения непригодным для проживания является наличие выявленных вредных факторов среды обитания человека, которые не позволяют обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан вследствие, в том числе, ухудшения в связи с физическим износом в процессе эксплуатации здания в целом или отдельными его частями эксплуатационных характеристик, приводящего к снижению до недопустимого уровня надежности здания, прочности и устойчивости строительных конструкций и оснований.
Жилые помещения, расположенные в полносборных, кирпичных и каменных домах, а также в деревянных домах и домах из местных материалов, имеющих деформации фундаментов, стен, несущих конструкций и значительную степень биологического повреждения элементов деревянных конструкций, которые свидетельствуют об исчерпании несущей способности и опасности обрушения, являются непригодными для проживания вследствие признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.
Согласно экспертному заключению от 28 сентября 2010 года №01/04/1101 о техническом состоянии дома по адресу: г. Саранск, <адрес>, выполненного индивидуальным предпринимателем ГР.А., в ходе проведенного осмотра 23 сентября 2010 года, выявлены следующие дефекты:
- выпучивание и заметное искривление цоколя фундамента, сквозные трещины в цоколе;
- забирки и столбов на всей площади фундаментов, искривление горизонтальных линий и осадка отдельных участков здания;
- деревянные наружные рубленные стены имеют перекос, имеется поражение гнилью бревен;
- с наружной стороны бревна имеют дефекты в виде радиального растрескивания древесины на глубину до половины диаметра бревен, на внутренней поверхности стен штукатурка по дранке имеет дефект в виде трещин;
- деревянные перегородки и внутренние бревенчатые стены имеют в зонах сопряжения с полом и перекрытием зазоры до 10 мм;
- чердачная крыша имеет неудовлетворительное состояние, древесина обрешетки поражены гнилью;
- стальная кровля имеет повреждения и протечки;
- полы деревянные – дощатые – находятся в неудовлетворительном состоянии; наблюдается истирание досок настила;
- окна и двери находятся в неудовлетворительном состоянии; оконные переплеты покоробились; в отдельных окнах нарушилось сопряжение цементом; переплеты расшатаны; дверные коробки перекосились; дверные полотна осели и имеют неплотный притвор по периметру коробок;
- электрооборудование находится в неудовлетворительном состоянии; наблюдается повреждение изоляции сетей в отдельных местах;
- водоснабжение, канализация отсутствуют.
Согласно экспертному заключению физический износ цоколя фундамента (ленточного каменного) составил 65 %; бревен с наружной стороны (стены рубленные из бревен) – 62 %; конструкций, стропил, кровли, переплетов, дверей, изоляции (электроснабжения) – 60 %; отделочных покрытий – 70 %; отопления – 80 %, а в целом дома составил 62 %.
Под физическим износом конструкции, элемента, системы инженерного оборудования и здания в целом следует понимать утрату ими первоначальных технико-эксплуатационных качеств (прочности, устойчивости, надежности и технико-эксплуатационных качеств (прочности, устойчивости, надежности и др.) в результате воздействия природно-климатических факторов и жизнедеятельности человека. Физический износ на момент его оценки выражается соотношением стоимости объективно необходимых ремонтных мероприятий, устраняющих повреждения конструкции, элемента, системы или здания в целом, и их восстановительной стоимости.
Как следует из Методики определения физического износа гражданских зданий, утвержденной Приказом Минкоммунхоза РСФСР от 27 октября 1970 года №404 и Правил оценки физического износа жилых зданий (ВСН 53-86 (р), утвержденных Приказом Госгражданстроя при Госстрое СССР от 24 декабря 1986 года №446, при физическом износе фундамента ленточного в 65 % необходима полная смена фундамента и ремонт при этом нецелесообразен; при физическом износе стен рубленых в 62 % необходима полная замена стен и капитальный ремонт также нецелесообразен.
Таким образом физический износ основных конструкций жилого дома составил 65% и 62%, в связи с чем, дом является ветхим, капитальный ремонт которого нецелесообразен.
Согласно техническому паспорту дома по состоянию на 30 августа 2010 года процент износа дома составил 67%. При этом специалистами Саранского отделения филиала ФГУП «Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ» по Республике Мордовия при проведении технической инвентаризации дома физический износ фундамента и крыши определен в 70 % перегородок, оконных и дверных проемов, отделки – в 65 %.
В этой связи суд приходит к выводу о том, что в существующем техническом состоянии указанное строение эксплуатироваться не может.
При этом правильность выводов экспертизы, проведенной экспертом ГР.А., у суда не вызывает сомнений, поскольку они сделаны в результате визуального обследования конструкций и с применением контрольно-измерительной аппаратуры.
В свою очередь, заключение Межведомственной комиссии № 113 от 30 декабря 2010 года составлено только на основании технического паспорта жилого дома, расположенного по адресу: г. Саранск, <адрес>, в связи с чем не может являться доказательством фактического технического состояния указанного жилого дома.
На основании вышеизложенного суд приходит к выводу, что принадлежащее истице строение - жилой дом, расположенного по адресу: г. Саранск, <адрес> является непригодным для проживания ввиду физического износа более 62% (ветхости).
Таким образом, в судебном заседании установлено, что истица проживает в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям, а довод Администрации городского округа Саранск об обеспеченности истицы общей площадью жилого помещения на одного члена семьи более учетной нормы является ошибочным.
В связи с чем оснований для отказа в принятии истицы Кузнецовой А.П. на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, предусмотренных пунктом 10 Правил учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, которые в соответствии с действующим законодательством имеют право на государственную поддержку в строительстве или приобретении жилья, утвержденных постановлением Правительства Республики Мордовия от 25 августа 2005 года № 335, не имеется.
В соответствии с указанными Правилами под признанием гражданина нуждающимся в улучшении жилищных условий понимается издание главой администрации муниципального образования постановления администрации муниципального образования о постановке гражданина на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий.
При таких обстоятельствах, суд считает необходимым исковые требования Кузнецовой А.П. удовлетворить, признать незаконным заключение межведомственной комиссии при Администрации городского округа Саранск от 30 декабря 2010 года №113 о необходимости и возможности проведения капитального ремонта, реконструкции жилого дома, расположенного по адресу: г. Саранск, <адрес>, с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилого помещения в соответствие с установленными требованиями, признать указанный жилой дом непригодным для постоянного проживания и обязать Администрацию городского округа Саранск поставить Кузнецову А.П. на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
В соответствии со статьей 67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы.
Исходя из изложенного, оценивая достаточность и взаимную связь представленных сторонами доказательств в их совокупности, разрешая дело по представленным доказательствам, в пределах заявленных требований и по указанным основаниям, руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
исковые требования прокурора Ленинского района г. Саранска, поданного в интересах Кузнецовой Александры Петровны, к Администрации городского округа Саранск о признании незаконным заключения межведомственной комиссии при Администрации городского округа Саранск от 30 декабря 2010 года №113 о необходимости и возможности проведения капитального ремонта, реконструкции жилого дома, расположенного по адресу: г. Саранск, <адрес>, с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилого помещения в соответствие с установленными требованиями, признании указанного жилого дома непригодным для постоянного проживания и возложении на Администрацию городского округа Саранск обязанности поставить Кузнецову Александру Петровну на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, удовлетворить.
Признать незаконным заключение межведомственной комиссии №113 от 30 декабря 2010 года о необходимости и возможности проведения капитального ремонта, реконструкции жилого дома, расположенного по адресу: г. Саранск, <адрес>, с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилого помещения в соответствие с установленными требованиями.
Признать жилой дом, расположенный по адресу: г. Саранск, <адрес> непригодным для постоянного проживания.
Обязать Администрацию городского округа Саранск поставить Кузнецову Александру Петровну на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
На решение суда может быть подана кассационная жалоба в Верховный Суд Республики Мордовия через Ленинский районный суд г. Саранска в течение десяти дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Председательствующий
Судья Ленинского районного суда г. Саранска А.В. Пахомов