О понуждении обеспечить благоустроенным жилым помещением



Дело № 2-549/2011

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

16 марта 2011 года г. Саранск

Ленинский районный суд г. Саранска Республики Мордовия в составе:

председательствующего судьи Ериной Н.П.,

при секретаре судебного заседания Дирменжий О.В.,

с участием старшего помощника прокурора Ленинского района г.Саранска Мещеряковой И.М.,

истца Дудоладова П.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Ленинского района г. Саранска, действующего в защиту интересов Дудоладова Павла Владимировича, к Администрации городского округа Саранск о понуждении обеспечить Дудоладова Павла Владимировича благоустроенным жилым помещением,

установил:

прокурор Ленинского района г. Саранска, действующий в защиту интересов Дудоладова П.В., обратился в суд с иском о понуждении Администрации городского округа Саранск обеспечить Дудоладова П.В. благоустроенным жилым помещением на состав семьи 1 человек не менее нормы предоставления жилого помещения, а именно не менее 33 кв.м., по договору социального найма.

В обоснование иска указал, что прокуратурой Ленинского района г.Саранск проведена проверка соблюдения законодательства, регулирующего обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа.

В силу статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации вне очере­ди жилые помещения предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Дудоладов П.В. относится к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей, принят на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, однако до настоящего времени не обеспечен жилым помещением согласно требованиям действующего законодательства

В связи с чем просит суд обязать Администрацию городского округа Саранск обеспечить Дудоладова П.В. благоустроенным жилым помещением на состав семьи 1 человек не менее нормы предоставления жилого помещения, а именно не менее 33 кв.м., по договору социального найма.

В судебном заседании старший помощник прокурора Ленинского района г.Саранска Мещерякова И.М. и истец Дудоладов П.В. исковые требования поддержали по основаниям, изложенным в иске, просили суд их удовлетворить.

Представитель ответчика Администрации городского округа Саранск, представители третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика Министерства образования Республики Мордовия в судебное заседание не явились, о дне и времени слушания дела были извещены своевременно и надлежаще, о причинах неявки суд не известили.

Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав имеющиеся в деле письменные доказательства, суд считает иск прокурора Ленинского района г. Саранска подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Из материалов дела следует, что Дудоладов П.В. относится к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей.

Решением Ленинского районного суда г.Саранска от 05 декабря 2002 года родители Дудоладова П.В. – ГР.Н. и ГР.Д. лишены родительских прав в отношении сына. Дата ГР.Д. умер, что подтверждается свидетельством о смерти II-ЖК №.

Постановлением Администрации Октябрьского района г.Саранска от 18 декабря 2002 года за № 591 опекуном Дудоладова П.В. назначена его бабушка ГР.Е.

Согласно сообщению Жилищного управления Администрации городского округа Саранск от 31 марта 2008 года постановлением Главы Администрации городского округа Саранск от 28 марта 2008 года за № 413 Дудоладов П.В. поставлен на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий с составом семьи из трех человек.

С рождения по день вынесения решения Дудоладов П.В. зарегистрирован по месту жительства в квартире общей площадью 31,23 кв.м., жилой площадью 17,30 кв.м., расположенной по адресу: <адрес>, находящейся в муниципальной собственности. Данное жилое помещение было предоставлено отцу истца – ГР.Д. на основании обменного ордера № серии 22 от 05 августа 1988 года на состав семьи из трех человек: ГР.Д., ГР.Н. и ГР.Б. В настоящее время нанимателем указанного жилого помещения является брат истца ГР.Б.

Данные обстоятельства подтверждаются ордером, выпиской из домовой книги, справкой о составе семьи и Актом проверки жилищных условий истца.

В судебном заседании установлено, что фактически Дудоладов П.В. проживал по месту жительства опекуна ГР.Е. по адресу: <адрес>. Какого-либо жилого помещения за ним в установленном законом порядке не закреплено.

Согласно сообщению Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Мордовия от 14 марта 2011 года за №, справке Саранского отделения филиала ФГУП «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ» по Республике Мордовия от 12 декабря 2007 года за №, Дудоладов П.В. зарегистрированной недвижимости не имеет.

Конституция Российской Федерации провозглашает Российскую Федерацию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, для чего, в частности, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (статья 7).

В соответствии со статьей 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище.

Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище.

Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

В соответствии со статьей 52 Жилищного кодекса Российской Федерации гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения предоставляются по договорам социального найма, за исключением установленных настоящим Кодексом случаев.

В силу статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев.

Вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются, в том числе, детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Общие принципы, содержание и меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, определены Федеральным законом от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие в связи с предоставлением и обеспечением органами государственной власти дополнительных гарантий по социальной защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (статья 2).

В соответствии со статьей 8 указанного Федерального закона дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.

Аналогичные положения закреплены в статье 3 Закона Республики Мордовия от 24 декабря 2010 года № 104-З «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», согласно которой дети-сироты, лица из числа детей-сирот обеспечиваются жилыми помещениями однократно вне очереди по договорам социального найма в соответствии с Федеральным законом «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

Обеспечение жилыми помещениями детей-сирот, лиц из числа детей-сирот осуществляется по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

В соответствии со статьей 6 Закона Республики Мордовия от 24 декабря 2010 года № 104-З государственными полномочиями Республики Мордовия по обеспечению детей-сирот и лиц из числа детей-сирот жилыми помещениями, в том числе полномочиями по учету детей-сирот и лиц из числа детей-сирот в качестве нуждающихся в жилых помещениях, приобретению жилых помещений для последующего их предоставления по договорам социального найма в целях обеспечения детей-сирот и лиц из числа детей-сирот жилыми помещениями и предоставлению жилых помещений детям-сиротам и лицам из числа детей-сирот, в том числе принятие решений о предоставлении жилых помещений и заключение договоров социального найма, наделены администрации муниципальных районов Республики Мордовия и городского округа Саранск.

Министерство образования Республики Мордовия в соответствии с Постановлением Правительства РМ от 01 февраля 2010 года № 32 «Об уполномоченном органе исполнительной власти Республики Мордовия по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), и лиц из их числа, не имеющих закрепленного жилого помещения» определено уполномоченным органом исполнительной власти Республики Мордовия по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), и лиц из их числа, не имеющих закрепленного жилого помещения.

Статьей 50 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что норма предоставления площади жилого помещения по договору социально­го найма устанавливается органом местного самоуправления в зависимости от достигнутого в соответствующем муниципальном образовании уровня обеспеченности жилыми помещениями, предоставляемыми по договорам социального найма, и других факторов.

Согласно статье 5 Закона Республики Мордовия от 24 декабря 2010 года № 104-З норма предоставления общей площади жилого помещения в соответствии с настоящим Законом составляет 33 квадратных метра.

Как следует из пояснений истца, в 2007 году он окончил 11 классов МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 17», с 1 сентября 2007 года был зачислен на 1 курс филологического факультета МГУ им. Н.П. Огарева, в настоящее время нигде не учится.

В соответствии со справкой ГОУВПО «МГУ им. Н.П. Огарева» Дудоладов П.В. не является студентом филологического факультета ГОУВГУ им. Н.П. Огарева», приказ об отчислении Дудоладова П.В. № 9121-с от 18 сентября 2009 года.

Таким образом, учитывая, что Дудоладов П.В. относится к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей, не имеет какого-либо закрепленного жилья, окончил обучение в образовательном учреждении, суд приходит к выводу, что Дудоладов П.В. имеет право на обеспечение по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм, то есть не менее 33 кв.м. общей площади, по договору социального найма.

При этом обеспечение вне очереди жилым помещением истца не может быть поставлено в зависимость от каких-либо иных условий, не указанных в законе.

Однако, как установлено в судебном заседании и не оспаривается ответчиком, Дудоладов П.В. до настоящего времени не обеспечен жилой площадью.

При таких обстоятельствах суд считает необходимым иск прокурора Ленинского района г.Саранска удовлетворить, обязать Администрацию городского округа Саранск обеспечить Дудоладова П.В. благоустроенным жилым помещением на состав семьи 1 человек не менее нормы предоставления жилого помещения, а именно не менее 33 кв.м., по договору социального найма.

В соответствии со статьей 67 ГПК Российской Федерации суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы.

Исходя из изложенного, оценивая достаточность и взаимную связь представленных сторонами доказательств в их совокупности, разрешая дело по представленным доказательствам, в пределах заявленных истцом требований и по указанным им основаниям, руководствуясь статьями 194-199 ГПК Российской Федерации, суд

решил:

иск прокурора Ленинского района г. Саранска, действующего в защиту интересов Дудоладова Павла Владимировича, удовлетворить.

Обязать Администрацию городского округа Саранск обеспечить Дудоладова Павла Владимировича Дата рождения благоустроенным жилым помещением на состав семьи 1 человек не менее нормы предоставления жилого помещения, а именно не менее 33 кв.м., по договору социального найма.

На решение суда может быть подана кассационная жалоба в Верховный Суд Республики Мордовия через Ленинский районный суд г. Саранска Республики Мордовия в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Председательствующий Н.П. Ерина