Дело №2-396/2011
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
15 апреля 2011 года г. Саранск
Ленинский районный суд г. Саранска Республики Мордовия в составе:
председательствующего – судьи Ремнёвой И.П.,
с участием секретаря судебного заседания – Лещевой Е.П.,
с участием в деле:
истицы – Пискуновой Анастасии Николаевны, ее представителя Соломатина Андрея Анатольевича, действующего по доверенности от 14 января 2011 года,
ответчика – Администрации городского округа Саранск, ее представителя Стансковой Елены Викторовны, действующей по доверенности от 8 декабря 2010 года,
третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика – Министерства социальной защиты населения Республики Мордовия,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Пискуновой Анастасии Николаевны к Администрации городского округа Саранск о признании недействительным постановления Главы Администрации городского округа Саранск от 19 апреля 2010 года №929 в части утверждения решения комиссии по жилищным вопросам Администрации городского округа Саранск от 16 апреля 2010 года об отказе в постановке Пискуновой Анастасии Николаевны на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий и возложении обязанности на Администрацию городского округа Саранск принять ее на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий,
установил:
Пискунова А.Н. обратилась в суд с иском к Администрации городского округа Саранск о признании за ней права на улучшение жилищных условий, признании решения комиссии по жилищным вопросам Администрации городского округа Саранск от 16 апреля 2010 года и постановления Главы Администрации городского округа Саранск от 19 апреля 2010 года №929 в части отказа Пискуновой А.Н. в постановке на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий недействительными и возложении на городскую администрацию обязанности принять ее на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий.
В обоснование иска указала, что она является ветераном Великой Отечественной войны и вдовой участника Великой Отечественной войны. Решением комиссии по жилищным вопросам администрации городского округа Саранск от 16 апреля 2010 года и постановлением Главы Администрации городского округа Саранск от 19 апреля 2010 года №929 ей отказано в постановке на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, так как не истек пятилетний срок после совершения сделки, приведшей к намеренному ухудшению жилищных условий: до 22 июля 2008 года Пискунова А.Н. являлась собственницей жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, общей площадью 65,1 кв.метра.
По договору дарения от 21 апреля 2008 года Пискунова А.Н. подарила своей дочери ГР.А. ? доли в праве общей долевой собственности на указанный жилой дом, и ? доли в праве общей долевой собственности на земельный участок, на котором этот жилой дом расположен.
По договору дарения от 22 июля 2008 года Пискунова А.Н. подарила другую ? доли в праве общей долевой собственности на указанный жилой дом, и ? доли в праве общей долевой собственности на земельный участок, на котором этот жилой дом расположен своей внучке ГР.О.
Между тем согласно акту проверки жилищных условий истицы от 25 марта 2010 года жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, является ветхим.
При таких обстоятельствах отчуждение указанного жилого дома не свидетельствует о намеренном ухудшении Пискуновой А.Н. жилищных условий, поскольку в настоящее время истица проживает в жилом помещении, которое для проживания непригодно.
Решение комиссии по жилищным вопросам администрации городского округа Саранск от 16 апреля 2010 года и постановление Главы Администрации городского округа Саранск от 19 апреля 2010 года №929, которыми ей отказано в постановке на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, препятствуют реализовать гарантированное ей государством как вдове участника Великой Отечественной войны право на обеспечение жильем.
По данным основаниям Пискунова А.Н. просила суд признать за ней, ветераном Великой Отечественной войны и вдовой ветерана Великой Отечественной войны, право на улучшение жилищных условий; признать решение комиссии по жилищным вопросам Администрации городского округа Саранск от 16 апреля 2010 года и постановление Главы Администрации городского округа Саранск от 19 апреля 2010 года №929 в части отказа ей в постановке на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий недействительными и обязать Администрацию городского округа Саранск принять ее на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий (л.д.1-2).
15 апреля 2011 года Пискунова А.Н. обратилась в суд с заявлением, в котором изменила и уточнила предмет исковых требований. Вместо ранее заявленных исковых требований просила суд признать постановление Главы Администрации городского округа Саранск от 19 апреля 2010 года №929 в части утверждения решения комиссии по жилищным вопросам Администрации городского округа Саранск от 16 апреля 2010 года об отказе в постановке ее на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий недействительным и обязать Администрацию городского округа Саранск принять ее на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий.
В судебное заседание истица Пискунова А.Н. не явилась, о времени и месте судебного заседания была извещена своевременно и надлежаще, просила суд о рассмотрении дела в ее отсутствие с участием представителя Соломатина А.А.
В судебном заседании представитель истицы Соломатин А.А. исковые требования Пискуновой А.Н. поддержал, просил суд их удовлетворить. Суду объяснил, что заключая договоры дарения 21 апреля 2008 года ? доли в праве общей долевой собственности на жилой дом по адресу: <адрес>, и ? доли в праве общей долевой собственности на земельный участок, на котором этот жилой дом расположен, и 22 июля 2008 года ? доли в праве общей долевой собственности на указанный жилой дом, и ? доли в праве общей долевой собственности на земельный участок, на котором этот жилой дом расположен, истица Пискунова А.Н. не желала ухудшить свои жилищные условия. В силу своего возраста истица не имела возможности поддерживать жилой дом в надлежащем техническом состоянии и обрабатывать земельный участок. Уже на момент заключения договоров дарения жилой дом фактически не был пригоден для проживания.
Подарив жилой дом и земельный участок в равных долях дочери ГР.А. и внучке ГР.О. Пискунова А.Н. рассчитывала на помощь и уход с их стороны.
То обстоятельство, что Пискунова А.Н. не имела намерения ухудшить свои жилищные условия, заключив в 2008 году договоры дарения долей в праве обей долевой собственности на указанный жилой дом, подтверждается тем, что Пискунова А.Н. предъявила в Октябрьский районный суд г. Саранска Республики Мордовия иск к ГР.А. и ГР.О. о признании недействительными договора от 21 апреля 2008 года дарения ГР.А. ? доли в праве общей долевой собственности на жилой дом по адресу: <адрес>, и ? доли в праве общей долевой собственности на земельный участок, на котором этот жилой дом расположен, и договора от 22 июля 2008 года дарения ГР.О. ? доли в праве общей долевой собственности на указанный жилой дом, и ? доли в праве общей долевой собственности на земельный участок, на котором этот жилой дом расположен, применении последствий недействительности указанных сделок. То есть истица пыталась вернуть принадлежавший ранее ей жилой дом и земельный участок. Однако решением Октябрьского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 4 февраля 2011 года в удовлетворении исковых требований Пискуновой А.Н. было отказано. Определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Мордовия указанное решение оставлено без изменения, кассационная жалоба Пискуновой А.Н. – без удовлетворения.
Кроме этого Пискунова А.Н. продолжает проживать в жилом доме, расположенном по адресу: <адрес>, который не соответствует предъявляемым к жилым помещениям требованиям. При этом истица лишена возможности представить в городскую администрацию с целью принятия ее на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий заключение межведомственной комиссии о признании данного жилого помещения непригодным для проживания, поскольку она не является собственницей этого помещения, вследствие чего не обладает правом подачи в городскую администрацию заявления об обследовании жилого дома с целью составления межведомственной комиссией заключения о признании его непригодным для проживания. А собственницы жилого дома ГР.А. и ГР.О. не заинтересованы в подаче такого заявления.
В судебном заседании представитель ответчика Администрации городского округа Саранск Станскова Е.В. исковые требования Пискуновой А.Н. не признала, просила суд отказать в их удовлетворении, ссылаясь на то, что принятое Администрацией городского округа Саранск постановление Главы Администрации городского округа Саранск от 19 апреля 2010 года №929 в части утверждения решения комиссии по жилищным вопросам Администрации городского округа Саранск от 16 апреля 2010 года об отказе в постановке Пискуновой А.Н. на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий является законным и обоснованным.
В судебное заседание представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика Министерства социальной защиты населения Республики Мордовия не явился, о времени и месте судебного заседания указанное лицо было извещено своевременно и надлежаще, о причинах неявки своего представителя суд не известило.
Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав заключение судебной строительно-технической экспертизы, имеющиеся в деле письменные доказательства, суд приходит к выводу о том, что исковые требования Пискуновой А.Н. являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
Как следует из материалов дела, Пискунова А.Н. ДД.ММ.ГГГГ рождения является ветераном Великой Отечественной войны и супругой умершего участника Великой Отечественной войны ГР.Б., проходившего военную службу в составе действующей армии в период с 8 сентября 1941 года по 27 сентября 1942 года в составе действующей армии, что подтверждается удостоверением ветерана Великой Отечественной войны, справкой ГУ «Социальная защита населения по г.о. Саранск» №65 от 18 марта 2010 года и справкой отдела Военного комиссариата Республики Мордовия по городу Саранск от 19 марта 2010 года.
Истица проживает в жилом доме общей площадью 65,10 кв.метра, расположенном по адресу: Республика Мордовия, <адрес>, в котором помимо нее по месту жительства зарегистрированы ГР.Н., ГР.В., ГР.Д. и ГР.О., что подтверждается выпиской из домовой книги от 22 марта 2011 года. ГР.О. согласно выписке из домовой книги признана по решению суда безвестно отсутствующей, а ГР.Д., согласно объяснениям представителя истицы Соломатина А.А. и копии страницы из домовой книги, умер ДД.ММ.ГГГГ.
Собственницами указанного жилого дома в равных долях являются ГР.А. и ГР.О., что подтверждается свидетельствами и государственной регистрации права (л.д. 55, 134).
По договору дарения от 21 апреля 2008 года Пискунова А.Н. подарила ГР.А. ? доли в праве общей долевой собственности на указанный жилой дом, и ? доли в праве общей долевой собственности на земельный участок, на котором этот жилой дом расположен (л.д. 71-72).
По договору дарения от 22 июля 2008 года Пискунова А.Н. подарила другую ? доли в праве общей долевой собственности на указанный жилой дом, и ? доли в праве общей долевой собственности на земельный участок, на котором этот жилой дом расположен своей внучке ГР.О. (л.д. 56-57).
30 марта 2010 года Пискунова А.Н. обратилась в Администрацию городского округа Саранск с заявлением о принятии ее на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в составе семьи из 1 человека, ссылаясь на необеспеченность общей площадью по социальным нормам.
Постановлением Главы Администрации городского округа Саранск №929 от 19 апреля 2010 года утвержден протокол комиссии по жилищным вопросам при Администрации городского округа Саранск от 16 апреля 2010 года №5, согласно которому Пискуновой А.Н. отказано в постановке на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий со ссылкой на подпункт 3 пункта 10 Правил учета граждан, утвержденных постановлением Правительства Республики Мордовия от 25 августа 2005 года №335, в связи с тем, что не истек пятилетний срок после совершения гражданином сделки, приведшей к намеренному уменьшению размера занимаемых жилых помещений или к их отчуждению.
Данное решение городской администрации является незаконным и подлежит признанию недействительным по следующим мотивам.
Согласно подпунктам 2,3 пункта 4, подпункту 3 пункта 10 Правил учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, которые в соответствии с действующим законодательством имеют право на государственную поддержку в строительстве или приобретении жилья, утвержденных постановлением Правительства Республики Мордовия от 25 августа 2005 года №335 нуждающимися в улучшении жилищных условий признаются граждане:
являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы;
проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям.
Отказ в принятии граждан на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий допускается в случае, если не истек пятилетний срок после совершения гражданином сделки, приведшей к намеренному ухудшению жилищных условий, за исключением случаев, если независимо от совершения указанной сделки гражданин может быть признан нуждающимся в улучшении жилищных условий.
Согласно статье 53 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.
Как разъяснил Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 19.04.2007 N 258-О-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Кузнецова Александра Владимировича на нарушение его конституционных прав статьей 53 Жилищного кодекса Российской Федерации» по смыслу статьи 53 Жилищного кодекса Российской Федерации и по смыслу соответствующих норм законодательства субъекта Российской Федерации, ограничения в постановке граждан на учет нуждающихся в жилых помещениях должны считаться допустимыми лишь в том случае, если гражданами совершались умышленные действия с целью создания искусственного ухудшения жилищных условий, могущих привести к состоянию, требующему участия со стороны органов государственной власти и местного самоуправления в обеспечении их другим жильем.
При этом применение статьи 53 Жилищного кодекса Российской Федерации и развивающих ее подзаконных нормативных актов должно осуществляться в системе действующего правового регулирования во взаимосвязи с пунктом 3 статьи 10 ГК Российской Федерации, согласно которому в случаях, когда закон ставит защиту гражданских прав в зависимость от того, осуществлялись ли эти права разумно и добросовестно, разумность действий и добросовестность участников гражданских правоотношений предполагаются.
Как следует из объяснений представителя истицы Соломатина А.А. Пискунова А.Н. не имела намерения ухудшить свои жилищные условия, заключив в 2008 году договоры дарения долей в праве общей долевой собственности на указанный жилой дом, подтверждается тем, что Пискунова А.Н. предъявила в Октябрьский районный суд г. Саранска Республики Мордовия иск к ГР.А. и ГР.О. о признании недействительными договора от 21 апреля 2008 года дарения ГР.А. ? доли в праве общей долевой собственности на жилой дом по адресу: <адрес>, и ? доли в праве общей долевой собственности на земельный участок, на котором этот жилой дом расположен, и договора от 22 июля 2008 года дарения ГР.О. ? доли в праве общей долевой собственности на указанный жилой дом, и ? доли в праве общей долевой собственности на земельный участок, на котором этот жилой дом расположен, применении последствий недействительности указанных сделок. То есть истица пыталась вернуть принадлежавший ранее ей жилой дом и земельный участок. Однако решением Октябрьского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 4 февраля 2011 года в удовлетворении исковых требований Пискуновой А.Н. было отказано. Определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Мордовия указанное решение оставлено без изменения, кассационная жалоба Пискуновой А.Н. – без удовлетворения.
Кроме этого Пискунова А.Н. продолжает проживать в жилом доме, расположенном по адресу: <адрес>, который не соответствует, предъявляемым к жилым помещениям требованиям. При этом истица лишена возможности представить в городскую администрацию с целью принятия ее на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий заключение межведомственной комиссии о признании данного жилого помещения непригодным для проживания, поскольку она не является собственницей этого помещения, вследствие чего не обладает правом подачи в городскую администрацию заявления об обследовании жилого дома с целью составления межведомственной комиссией заключения о признании его непригодным для проживания. А собственницы жилого дома ГР.А. и ГР.О. не заинтересованы в подаче такого заявления.
Согласно пункту 42 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года №47 комиссия на основании заявления собственника помещения или заявления гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов, уполномоченных на проведение государственного контроля и надзора, по вопросам, отнесенным к их компетенции, проводит оценку соответствия помещения установленным в настоящем Положении требованиям и признает жилое помещение пригодным (непригодным) для проживания, а также признает многоквартирный дом аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.
По смыслу вышеприведенной нормы, поскольку истица Пискунова А.Н. не является собственницей жилого помещения, расположенного по адресу: Республика Мордовия, <адрес>, она не обладает правом подачи в городскую администрацию заявления об обследовании жилого дома с целью составления межведомственной комиссией заключения о признании его непригодным для проживания.
Согласно выводам заключения судебной строительно-технической экспертизы №11с-2011 от 1 апреля 2011 года, проведенной экспертом ООО «Экспертно-оценочное бюро», общий физический износ строения под литерой А жилого дома, расположенного по адресу: Республика Мордовия, <адрес>, составляет 60%, пристроя под литерой А1 – 60%. Конструкции фундаментов не отвечают требованиям СНиП 2.02.01- 83 «основания зданий и сооружений». Конструкции стен и перегородок не отвечают требованиям СНиП 3.03.01-87 «Несущие и ограждающие конструкции». Конструкции перекрытий не отвечают требованиям СНиП 3.03.01-87 «Несущие и ограждающие конструкции». Конструкции деревянных оконных блоков не соответствуют требованиям СНиП II -3-79* «Строительная теплотехника». Конструкции полов не соответствуют требованиям СНиП 2.03.13-88 «Полы» и СНиП 3.04.01-87 «Изоляционные и отделочные покрытия». Конструкции кровли не отвечают требованиям СНиП II – 26 – 76 «Кровли».
Неравномерная осадка стен, свидетельствующая о разрушении фундаментов, трещины в местах сопряжения стен с перекрытиями, снижают несущую способность и ухудшают эксплуатационные свойства конструкций и жилого дома в целом, в конечном итоге приводя к разрушению строения.
В исследуемом жилом доме из коммуникаций имеются только электроосвещение и газификация. Электропроводка не отвечает требованиям СНиП 3.05.06-85 «Электротехнические устройства».
Наружные ограждающие конструкции не отвечают требованиям СНиП 3.03.01-87 «Несущие и ограждающие конструкции», СНиП II -3-79* «Строительная теплотехника», СНиП II – 26 – 76 «Кровли».
Заключение судебной строительно-технической экспертизы №11с-2011 от 1 апреля 2011 года ООО «Экспертно-оценочное бюро» мотивировано, содержит ответы на все поставленные судом вопросы, сомнений в его правильности и обоснованности не вызывает, в связи с чем принимается судом в качестве достоверного доказательства по делу.
Согласно пунктам 10, 12, 15, 16, 33 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года №47, устанавливающего требования, которым должно отвечать жилое помещение:
несущие и ограждающие конструкции жилого помещения, в том числе входящие в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, должны находиться в работоспособном состоянии, при котором возникшие в ходе эксплуатации нарушения в части деформативности (а в железобетонных конструкциях - в части трещиностойкости) не приводят к нарушению работоспособности и несущей способности конструкций, надежности жилого дома и обеспечивают безопасное пребывание граждан и сохранность инженерного оборудования;
основания и несущие конструкции жилого дома, а также основания и несущие конструкции, входящие в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, не должны иметь разрушения и повреждения, приводящие к их деформации или образованию трещин, снижающие их несущую способность и ухудшающие эксплуатационные свойства конструкций или жилого дома в целом; жилое помещение должно быть обеспечено инженерными системами (электроосвещение, хозяйственно-питьевое и горячее водоснабжение, водоотведение, отопление и вентиляция, а в газифицированных районах также и газоснабжение);
в поселениях без централизованных инженерных сетей в одно- и двухэтажных зданиях допускается отсутствие водопровода и канализированных уборных;
наружные ограждающие конструкции жилого помещения, входящие в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, должны иметь теплоизоляцию, обеспечивающую в холодный период года относительную влажность в межквартирном коридоре и жилых комнатах не более 60 процентов, температуру отапливаемых помещений не менее +18 градусов по Цельсию, а также изоляцию от проникновения наружного холодного воздуха, пароизоляцию от диффузии водяного пара из помещения, обеспечивающие отсутствие конденсации влаги на внутренних поверхностях несветопрозрачных ограждающих конструкций и препятствующие накоплению излишней влаги в конструкциях жилого дома;
жилые помещения, а также помещения, входящие в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, должны быть защищены от проникновения дождевой, талой и грунтовой воды и возможных бытовых утечек воды из инженерных систем при помощи конструктивных средств и технических устройств.
Основанием для признания жилого помещения непригодным для проживания является наличие выявленных вредных факторов среды обитания человека, которые не позволяют обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан вследствие:
ухудшения в связи с физическим износом в процессе эксплуатации здания в целом или отдельными его частями эксплуатационных характеристик, приводящего к снижению до недопустимого уровня надежности здания, прочности и устойчивости строительных конструкций и оснований;
изменения окружающей среды и параметров микроклимата жилого помещения, не позволяющих обеспечить соблюдение необходимых санитарно-эпидемиологических требований и гигиенических нормативов в части содержания потенциально опасных для человека химических и биологических веществ, качества атмосферного воздуха, уровня радиационного фона и физических факторов наличия источников шума, вибрации, электромагнитных полей.
Таким образом на основании заключения судебной строительно-технической экспертизы №11с-2011 от 1 апреля 2011 года ООО «Экспертно-оценочное бюро» суд приходит к выводу о том, что жилое помещение, расположенное по адресу: Республика Мордовия <адрес>, не отвечает требованиям для жилых помещений, установленным пунктами 10, 12, 15, 16 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года №47, и согласно пункту 33 Положения подлежит признанию непригодным для проживания из-за наличия выявленных вредных факторов среды обитания человека, которые не позволяют обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан вследствие ухудшения в связи с физическим износом в процессе эксплуатации жилого дома в целом или отдельными его частями эксплуатационных характеристик, приводящего к снижению до недопустимого уровня надежности жилого дома, прочности и устойчивости строительных конструкций и оснований.
Вследствие чего, в силу подпункта 3 пункта 4, подпункта 3 пункта 10 Правил учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, которые в соответствии с действующим законодательством имеют право на государственную поддержку в строительстве или приобретении жилья, утвержденных постановлением Правительства Республики Мордовия от 25 августа 2005 года №335, Пискунова А.Н. должна быть признана нуждающейся в улучшении жилищных условий как проживающая в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям, несмотря на то, что на момент подачи ею заявления о принятии на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий не истек пятилетний срок после совершения истицей сделок по отчуждению жилого помещения, в котором она проживает.
Поскольку независимо от совершения ею указанных сделок Пискунова А.Н. может быть признана нуждающейся в улучшении жилищных условий.
Кроме этого у суда нет оснований полагать, что дарение истицей долей в праве общей долевой собственности на жилое помещение, расположенное по адресу: Республика Мордовия, <адрес>, своей дочери ГР.А. и ГР.О. является умышленным и недобросовестным действием, совершенным Пискуновой А.Н. с целью ухудшения жилищных условий, поскольку с заявлением о принятии на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в городскую администрацию истица обратилась по истечении 1 года и 8 месяцев после совершения последней сделки, при этом в последующем в судебном порядке оспаривала указанные сделки, пытаясь вернуть в свою собственность отчужденное жилое помещение.
Разумность действий и добросовестность Пискуновой А.Н. в силу статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации предполагаются, доказательства в подтверждение того, что истица совершила сделки по отчуждению жилого помещения умышленно с целью намеренного ухудшения жилищных условий, ответчиком Администрацией городского округа Саранск суду не представлены.
Согласно статье 13 Гражданского кодекса Российской Федерации ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица могут быть признаны судом недействительными.
В соответствии с пунктом 3 статьи 15 Федерального закона от 12 января 1995 года №5-ФЗ «О ветеранах» участникам Великой Отечественной войны из числа лиц, указанных в подпунктах "а" - "ж" и "и" подпункта 1 пункта 1 статьи 2 настоящего Федерального закона, помимо прочих предоставляется такая мера социальной поддержки, как обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Участники Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз, при этом обеспечение жильем осуществляется независимо от их имущественного положения.
Согласно подпункту 4 пункта 1 статьи 21 Федерального закона от 12 января 1995 года №5-ФЗ «О ветеранах» меры социальной поддержки, установленные для семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий (далее также - погибшие (умершие)), предоставляются нетрудоспособным членам семьи погибшего (умершего), состоявшим на его иждивении и получающим пенсию по случаю потери кормильца (имеющим право на ее получение) в соответствии с пенсионным законодательством Российской Федерации. Указанным лицам предоставляются такая мера социальной поддержки, как обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем членов семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, членов семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз. Члены семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны обеспечиваются жильем независимо от их имущественного положения.
Согласно пункту 1 постановления Правительства Республики Мордовия от 24 апреля 2006 года №155 «О порядке предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий» формой обеспечения жильем граждан, имеющих право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета в соответствии со статьей 23.2 Федерального закона «О ветеранах» является предоставление им социальных выплат на строительство или приобретение жилья.
Согласно пунктам 3-11 Порядка предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, утвержденного постановления Правительства Республики Мордовия от 24 апреля 2006 года №155, размер социальной выплаты участникам Великой Отечественной войны определяется исходя из общей площади жилья 36 кв.метров строящегося или приобретаемого жилья и средней рыночной стоимости 1 кв.метра общей площади жилья по Республике Мордовия, утверждаемой Министерством регионального развития Российской Федерации, на дату выдачи свидетельства.
Для рассмотрения вопроса о получении социальной выплаты граждане представляют в Министерство помимо прочих документов сведения из органов местного самоуправления, подтверждающие факт постановки на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Исследовав собранные по делу доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу о том, что постановление Главы Администрации городского округа Саранск от 19 апреля 2010 года №929 об утверждении решения комиссии по жилищным вопросам Администрации городского округа Саранск от 16 апреля 2010 года в той его части, в которой Пискуновой А.Н. отказано в постановке на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, препятствует реализации гарантированного истице государством как вдове участника Великой Отечественной войны права на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета.
Поскольку судом установлено, что истица проживает в жилом помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям, она подлежит принятию городской администрацией на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий с помощью мер государственной поддержки.
При таких обстоятельствах исковые требования Пискуновой А.Н. к Администрации городского округа Саранск о признании недействительным постановления Главы Администрации городского округа Саранск от 19 апреля 2010 года №929 в части утверждения решения комиссии по жилищным вопросам Администрации городского округа Саранск от 16 апреля 2010 года об отказе в постановке Пискуновой Анастасии Николаевны на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий и возложении обязанности на Администрацию городского округа Саранск принять ее на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
В соответствии со статьей 67 ГПК Российской Федерации суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы.
Исходя из изложенного, оценивая достаточность и взаимную связь представленных сторонами доказательств в их совокупности, разрешая дело по представленным доказательствам, в пределах заявленных истицей требований и по указанным ею основаниям, руководствуясь статьями 194-199 ГПК Российской Федерации, суд
решил:
исковые требования Пискуновой Анастасии Николаевны к Администрации городского округа Саранск о признании недействительным постановления Главы Администрации городского округа Саранск от 19 апреля 2010 года №929 в части утверждения решения комиссии по жилищным вопросам Администрации городского округа Саранск от 16 апреля 2010 года об отказе в постановке Пискуновой Анастасии Николаевны на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий и возложении обязанности на Администрацию городского округа Саранск принять ее на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий удовлетворить.
Признать недействительным постановление Главы Администрации городского округа Саранск от 19 апреля 2010 года №929 об утверждении решения комиссии по жилищным вопросам Администрации городского округа Саранск от 16 апреля 2010 года в той его части, в которой Пискуновой Анастасии Николаевне отказано в постановке на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Обязать Администрацию городского округа Саранск принять Пискунову Анастасию Николаевну на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий.
На решение суда может быть подана кассационная жалоба в Верховный суд Республики Мордовия через Ленинский районный суд г. Саранска Республики Мордовия в течение десяти дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Председательствующий
Судья Ленинского районного суда
г. Саранска Республики Мордовия И.П. Ремнёва
.