Дело №2-763/2011
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
13 апреля 2011 года г. Саранск
Ленинский районный суд г. Саранска Республики Мордовия в составе:
председательствующего судьи – Крысиной З.В.,
при секретаре судебного заседания – Колузаковой Н.В.,
с участием истца – Кижваткина А.В., его представителя – адвоката Салькаева Н.Ф.,
представителя ответчика – Министерства финансов Российской Федерации Ершовой Е.Г., действующей по доверенности №14-28/204 от 21 января 2010 г.,
представителя третьего лица Прокуратуры Республики Мордовия – Каштановой Е.В., действующей по доверенности №8-2д от 14 января 2011 г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Кижваткина Алексея Васильевича к Министерству финансов Российской Федерации о взыскании в его пользу за счет средств казны Российской Федерации компенсации морального вреда, причиненного незаконным привлечением к уголовной ответственности и содержанием под стражей, в сумме 5 000000 рублей,
установил:
Кижваткин А.В. обратился в суд с иском к Министерству финансов Российской Федерации о взыскании в его пользу за счет средств казны Российской Федерации компенсации морального вреда, причиненного незаконным привлечением к уголовной ответственности и содержанием под стражей, в сумме 5 000000 рублей.
В обоснование иска указал, что он обвинялся органами предварительного следствия в совершении преступлений, предусмотренных частью второй статьи 210, частью второй статьи 209, частью третьей статьи 222, пунктом «а» части третьей статьи 111, частью первой статьи 174-1 Уголовного кодекса Российской Федерации. В связи с чем 26 апреля 2006 г. он был задержан в качестве подозреваемого в порядке статьи 91 Уголовного кодекса Российской Федерации. 27 апреля 2006 г. в отношении него избрана мера пресечения в виде заключения под стражу. В последствии срок содержания его под стражей неоднократно продлевался постановлениями Октябрьского и Ленинского районных судов г. Саранска Республики Мордовия и постановлениями Верховного Суда Республики Мордовия. 9 сентября 2009 г. вердиктом коллегии присяжных заседателей во всех вмененных ему органами предварительного следствия деяниях он признан невиновным. 19 октября 2010 г. приговором Верховного Суда Республики Мордовия был оправдан по предъявленному ему обвинению. Судебной коллегией по уголовным делам Верховного Суда Российской Федерации указанный приговор оставлен без изменения.
В общей сложности находился под стражей 3 года 4 месяца 13.
Вследствие чего он претерпевал физические и нравственные страдания. Он был вынужден доказывать свою невиновность, его неоднократные жалобы на незаконное привлечение его к уголовной ответственности, оставлены без удовлетворения, в связи с чем он испытывал в отношении себя несправедливость и бездушие со стороны правоохранительных органов.
Длительное заключение и содержание под стражей полностью изменили его отношение к жизни и справедливости, изменилось и отношение его родных и близких, друзей и знакомых в отношении него.
Совместно с ним в одной камере в ФБУ ИЗ-13/1 УФСИН России по Республике Мордовия содержалось лицо, которое болело <данные изъяты>. По этому поводу он сильно переживал, боялся заболеть.
В средствах массовой информации неоднократно публиковались статьи относительно данного уголовного дела с фамилиями обвиняемых, в том числе и с его фамилией. В частности, в номерах газеты «Столица С» от 25 ноября 2008 г. и 30 сентября 2008 г. были размещены статьи с заголовками «Держат ответ перед правосудием 12 жителей Саранска, которых обвиняют в бандитизме и «участии в преступном сообществе», и «жители Саранска обвиняются в бандитизме и других преступлениях в составе одной из самых известных группировок региона-13 - «Светотехстрой». В данных статьях упоминались и фамилии участников так называемой группировки «Светотехстрой», в том числе - Алексей Кижваткин.
Кроме того, в то время пока он находился под стражей, 30 мая 2008 г. его супруга развелась с ним, что для него было семейной трагедией, он окончательно потерял надежду на справедливость и одновременно был озлоблен на органы правосудия. У него были мысли покончить жизнь самоубийством от отчаяния и беззакония в отношении него со стороны работников правоохранительных органов.
До заключения под стражу у него не было никаких заболеваний. После освобождения, врачи обнаружили заболевание <данные изъяты>. Военно-врачебная комиссия признала его ограниченно годным к военной службе. По мнению врачей, у него заболевание <данные изъяты> образовалась от некачественной еды и нервного перенапряжения, которое он вынужден был пережить, находясь в изоляции от родных и близких в течение 3 лет 4 месяцев 13 дней.
Учитывая степень причиненных физических и нравственных страданий, размер компенсации морального вреда он оценивает в 5000000 рублей.
По данным основаниям просил суд взыскать в его пользу с Министерства финансов Российской Федерации за счет средств казны Российской Федерации компенсацию морального вреда в размере 5000000 рублей.
В судебном заседании истец Кижваткин А.В. и его представитель - адвокат Салькаев Н.Ф. поддержали иск по тем же основаниям, просили суд его удовлетворить.
В судебном заседании представитель ответчика Министерства финансов Российской Федерации Ершова Е.Г., признавая факт незаконного привлечения истца к уголовной ответственности по обвинению в совершении особо тяжких преступлений, исковые требования не признала, просила суд отказать в их удовлетворении, пояснив, что истцом не представлено доказательств достоверно подтверждающих причинение ему тем самым нравственных страданий.
В судебном заседании представитель третьего лица Прокуратуры Республики Мордовия Каштанова Е.В., не оспаривая факта причинения Кижваткину А.В. нравственных и физических страданий незаконным привлечением его к уголовной ответственности и длительным содержанием в связи с этим под стражей, полагала, что сумма компенсации морального вреда, заявленная истцом, чрезмерно завышена.
Заслушав объяснения истца и его представителя, представителя ответчика, представителя третьего лица, свидетелей, суд находит исковые требования Кижваткина А.В. подлежащими частичному удовлетворению по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что 12 ноября 2005 г. прокуратурой Октябрьского района г. Саранска возбуждено уголовное дело №30041 по признакам преступления, предусмотренного пунктом «а» части третьей статьи 111 Уголовного кодекса Российской Федерации.
26 апреля 2006 г. в качестве подозреваемого по указанному уголовному делу задержан Кижваткин Алексей Васильевич.
27 апреля 2006 г. в отношении Кижваткина А.В. Октябрьским районным судом г. Саранска избрана мера пресечения в виде заключения под стражу.
27 апреля 2006 г. Кижваткину А.В. предъявлено обвинение в совершении преступления, предусмотренного пунктом «а» части третьей статьи 111 Уголовного кодекса Российской Федерации.
Сроки предварительного расследования по делу и содержания Кижваткина А.В. под стражей неоднократно продлевались постановлениями Октябрьского и Ленинского районных судов г. Саранска, постановлениями Верховного Суда Республики Мордовия.
28 февраля 2007 г. Кижваткину А.В. предъявлено окончательное обвинение по уголовному делу №30041 в совершении преступлений, предусмотренных частью второй статьи 210, частью второй статьи 209, частью третьей статьи 222, пунктом «а» части третьей статьи 111, частью первой статьи 174-1 Уголовного кодекса Российской Федерации.
29 сентября 2008 г. уголовное дело поступило в Верховный Суд Республики Мордовия для рассмотрения по существу.
10 октября 2008 г. постановлением Верховного Суда Республики Мордовия назначено предварительное слушание на 24 октября 2008 г., и мера пресечения в виде заключения под стражей Кижваткина А.В. продлена до 29 марта 2009 г.
24 марта 2009 г. срок содержания под стражей Кижваткина А.В. продлен до 24 июня 2009 г.
28 мая 2009 г. срок содержания под стражей Кижваткина А.В. продлен до 28 августа 2009 г.
9 сентября 2009 г. вердиктом коллегии присяжных заседателей Кижваткин А.В. признан невиновным во всех вмененных органами предварительного следствия деяниях и тем же днем освобожден из под стражи.
19 октября 2009 г. Кижваткин А.В. приговором Верховного Суда Республики Мордовия оправдан по предъявленному ему обвинению, мера пресечения в виде заключения под стражу отменена.
11 мая 2010 г. Кассационным определением Судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда Российской Федерации указанный приговор суда в отношении Кижваткина А.В. оставлен без изменения.
Таким образом, истец незаконно обвинялся в совершении особо тяжких преступлений, предусмотренных частью второй статьи 210, частью второй статьи 209, частью третьей статьи 222, пунктом «а» части третьей статьи 111, частью первой статьи 174-1 Уголовного кодекса Российской Федерации, в связи с чем содержался под стражей с 26 апреля 2006 г. по 9 сентября 2009 г. в общей сложности 3 года 4 месяца 13 дней.
Указанные обстоятельства не оспариваются сторонами, и подтверждаются имеющимися в материалах дела письменными доказательствами.
Согласно статье 1070 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный гражданину в результате незаконного осуждения, незаконного привлечения его к уголовной ответственности, незаконного применения в качестве меры пресечения заключения под стражу или подписки о невыезде возмещается за счет казны Российской Федерации, а в случаях, предусмотренных законом, за счет казны субъекта РФ, независимо от вины должностных лиц органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда в порядке, установленном законом.
В соответствии со статьей 1100 Гражданского кодекса Российской Федерации компенсация морального вреда взыскивается независимо от вины причинителя вреда в случае, когда вред причинен гражданину в результате его незаконного осуждения, незаконного привлечения к уголовной ответственности, незаконного применения в качестве меры пресечения заключения под стражу или подписки о невыезде.
Согласно статье 1101 Гражданского кодекса Российской Федерации компенсация морального вреда осуществляется в денежной форме.
Размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости.
Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего.
Исходя из положений указанных норм закона, суд считает, что поскольку Кижваткин А.В. незаконно привлекался к уголовной ответственности и незаконно содержался под стражей, в результате действий и решений, принятых федеральными органами государственной власти (органами прокуратуры и судом), компенсация истцу морального вреда, причиненного в результате незаконного привлечения к уголовной ответственности, должна выплачиваться за счет средств казны Российской Федерации.
При определении размера компенсации морального вреда суд учитывает следующее.
В соответствии со статьей 22 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на свободу и личную неприкосновенность. Арест, заключение под стражу и содержание под стражей допускаются только по судебному решению. До судебного решения лицо не может быть подвергнуто задержанию на срок более 48 часов.
Свобода и личная неприкосновенность являются наиболее значительными правами человека, которые он приобретает от рождения. Это означает, что любое лицо, независимо от пола, национальности, вероисповедания и т.д., вправе совершать любые действия, не противоречащие закону, не подвергаясь какому-либо принуждению или ограничению в правах со стороны кого бы то ни было.
Право на свободу и личную неприкосновенность - одна из существенных гарантий прав личности.
В силу статьи 27 Конституции Российской Федерации каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства. Каждый может свободно выезжать за пределы Российской Федерации. Гражданин Российской Федерации имеет право беспрепятственно возвращаться в Российскую Федерацию.
В данных конституционных правах истец длительное время был ограничен.
Истец 3 года 4 месяца 13 дней содержался под стражей. На протяжении указанного времени несомненно испытывал чувства глубокого огорчения, разочарования, несправедливости, вызванные незаконным его обвинением в совершении особо тяжких преступлений, в результате чего в отношении него была избрана мера пресечения в виде содержания под стражей.
Истец под стражей длительное время находился в условиях ограниченного пространства, не имея возможности беспрепятственно и без ограничения видеться и общаться с родными и близкими людьми. Привычный образ жизни Кижваткина А.В. был нарушен вследствие того, что он был изолирован от общества, своих друзей и знакомых, родственников. Очевидно, что в период содержания под стражей, а также за весь период производства по уголовному делу испытывал постоянную тревогу, находился в стрессовом состоянии, был ограничен в свободе передвижения.
Между тем, доводы истца о том, что в связи с тем, что он находился под стражей распалась его семья, не нашли своего подтверждения в ходе рассмотрения дела.
Так, допрошенная в судебном заседании супруга Кижваткина А.В. – ГР.О. показала, что <данные изъяты>. Развод с истцом оформила формально.
<данные изъяты>
Других доказательств в подтверждение своих доводов истцом не представлено.
Факт того, что незаконное обвинение истца в совершении указанных преступлений, имело общественную огласку, что помешало ему впоследствии нормально общаться с людьми, что причинило ему дополнительные нравственные и физические страдания, не нашел свое подтверждение в ходе судебного разбирательства.
Действительно, 25 ноября 2008 г. и 30 сентября 2008 г. в номерах газеты «Столица С» были размещены статьи с заголовками «Держат ответ перед правосудием 12 жителей Саранска, которых обвиняют в бандитизме и «участии в преступном сообществе» и «12 жителей Саранска обвиняются в бандитизме и других преступлениях в составе одной из самых известных группировок региона – 13 – «Светотехстрой», а также в газете «Московский комсомолец» за 8-15 октября 2008 года помещена статья «Суд над «Светотехстроем». В данных статьях упоминались и фамилии участников так называемой группировки «Светотехстрой», в том числе и Александра Коновалова.
Между тем, истец Кижваткин А.В. не представил суду доказательств в подтверждение того, что вследствие уголовного преследования и общественной огласки данного обстоятельства, мнение окружающих его людей, чье мнение ему небезразлично и важно, в отношении него изменилось.
Доводы о том, что в результате длительного содержания под стражей у Кижваткина А.В. образовалась язва желудка, являются голословными, поскольку сообщение Военного комиссариата Республики Мордовия Отдела по г. Саранску от 28 декабря 2010 г. о том, что Кижваткин А.В. признан «В»-ограниченно годным к военной службу по гр. 1 ст. 58 «в» приказ МО РФ №200 от 2003 года (болезни органов пищеварения: в) с незначительным нарушением функций и редкими обострениями), на которое ссылается истец, как на обоснование своих доводов, не устанавливает причинно-следственную связь между имеющимся у него заболеванием и содержанием под стражей.
Довод же истца о том, что дополнительные нравственные страдания ему причинил тот факт, что в период содержания под стражей он содержался в одной камере с <данные изъяты> лицом, признается судом обоснованным.
Так, свидетель ГР.Н., допрошенный в судебном заседании, подтвердил указанные обстоятельства и пояснил, что содержался с истцом в одной камере летом 2006 г. примерно 2-3 месяца.
Данные обстоятельства также подтверждаются справкой ФБУ ИЗ-13/1 УФСИН России по Республике Мордовия №14/4-7657 от 23 декабря 2010 г. и справкой ГУЗ <данные изъяты> №210 от 18 февраля 2011 г.
Очевидно, что указанные обстоятельства причиняли истцу дополнительные страдания и переживания за свое здоровье.
Согласно статье 56 ГПК Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
С учетом всех указанных обстоятельств, степени перенесенных истцом нравственных и физических страданий, индивидуальных особенностей истца, а также требований разумности и справедливости суд определяет размер компенсации морального вреда, подлежащей взысканию с ответчика за счет казны Российской Федерации в пользу истца в сумме 900 000 рублей.
В соответствии со статьей 98 ГПК Российской Федерации стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи 96 указанного кодекса. В случае, если иск удовлетворен частично, судебные расходы присуждаются истцу пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований.
Согласно статье 88 ГПК Российской Федерации судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела.
В соответствии с требованиями статьи 103 ГПК Российской Федерации, подпункта 1 пункта 1 статьи 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации и статьи 61.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации с Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации в бюджет городского округа Саранск подлежит взысканию государственная пошлина в размере 200 рублей.
Исходя из изложенного, оценивая достаточность и взаимную связь представленных сторонами доказательств в их совокупности, разрешая дело по представленным доказательствам, в пределах заявленных истцом требований и по указанным им основаниям, руководствуясь статьями 194-199 ГПК Российской Федерации, суд
решил:
иск Кижваткина Алексея Васильевича удовлетворить частично.
Взыскать с Министерства финансов Российской Федерации за счет средств казны Российской Федерации в пользу Кижваткина Алексея Васильевича компенсацию морального вреда в сумме 900 000 (девятьсот тысяч) рублей.
Взыскать с Министерства финансов Российской Федерации за счет средств казны Российской Федерации в бюджет городского округа Саранск государственную пошлину в сумме 200(двести) рублей.
На решение суда может быть подана кассационная жалоба в Верховный Суд Республики Мордовия через Ленинский районный суд г. Саранска Республики Мордовия в течение десяти дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Председательствующий З.В. Крысина