Дело №2-1118/2010
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
3 мая 2011 года г. Саранск
Ленинский районный суд г. Саранска в составе:
председательствующего – судьи Ганченковой В.А.,
при секретаре судебного заседания – Колчиной Н.В.,
с участием в деле:
истицы – Четверговой Марии Арсентьевны, ее представителя Мочаловой Лидии Магомедовны, действующей по доверенности от 17 марта 2011 года,
ответчика – Администрации городского округа Саранск,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Четверговой Марии Арсентьевны к Администрации городского округа Саранск о признании недействительным постановления Главы Администрации городского округа Саранск от 31 марта 2010 года № 651 в части утверждения решения комиссии по жилищным вопросам администрации городского округа Саранск от 29 марта 2010 года об отказе ей в постановке на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий и понуждении постановки на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий,
установил:
Четвергова М.А. обратилась в суд с иском к Администрации городского округа Саранск о признании недействительным постановления Главы Администрации городского округа Саранск от 31 марта 2010 года № 651 в части утверждения решения комиссии по жилищным вопросам Администрации городского округа Саранск от 29 марта 2010 года об отказе ей в постановке на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий и понуждении постановки на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
В обоснование своих требований истица указала, что она является ветераном Великой Отечественной войны, ветераном труда и вдовой участника Великой Отечественной войны и имеет право на льготы, установленные Федеральным Законом «О ветеранах». С целью признания нуждающейся в улучшении жилищных условий, она обратилась в Администрацию городского округа Саранск с заявлением о постановке на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий. Письмом от 1 апреля 2010 года Администрация городского округа Саранск отказала ей в постановке на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий по тем основаниям, что представленные ею документы не подтверждают право состоять на учете в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, поскольку обеспеченность общей площадью жилого помещения на одного члена семьи приходится более учетной нормы (более 12,5 кв.м.). Считает данный отказ незаконным, поскольку ее жилищные условия не пригодны для проживания из-за неприязненного к ней отношения со стороны сына <данные изъяты>
Просила суд признать недействительным постановление Главы Администрации городского округа Саранск от 31 марта 2010 года № 651 в части утверждения решения комиссии по жилищным вопросам администрации городского округа Саранск от 29 марта 2010 года об отказе ей в постановке на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий и обязать Администрацию городского округа Саранск поставить ее на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
В судебное заседание истица Четвергова М.А. не явилась, о времени и месте судебного заседания извещена своевременно и надлежаще, о причинах неявки суд не известила.
Представитель истицы Мочалова Л.М. исковые требования поддержала по тем же самым основаниям, просила суд их удовлетворить.
Представитель ответчика Администрации городского округа Саранск в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен своевременно и надлежаще, о причинах неявки суд не известил, при этом Станскова Е.В. от имени Администрации городского округа Саранск представила заявление о рассмотрении дела в отсутствие представителя.
Заслушав объяснения участников процесса, исследовав письменные доказательства, суд считает, что исковые требования Четверговой М.А. подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Как это следует из материалов дела, Четвергова М.А. является ветераном Великой Отечественной войны, ветераном труда и имеет право на льготы и преимущества, установленные действующим законодательством для ветеранов Великой Отечественной войны, что подтверждается удостоверением серии ВВ № 1057187 от 2 июля 2002 года и удостоверением № 500417 от 25 января 1996 года (л.д.8,9).
20 марта 2010 года Четвергова М.А. обратилась в Администрацию городского округа Саранск с заявлением о принятии ее на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий с помощью мер государственной поддержки.
Письмом за №Пр-2145 от 1 апреля 2010 года Администрация городского округа Саранск отказала ей в постановке на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, поскольку представлены документы, которые не подтверждают право состоять на учете в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий: Четвергова М.А. обеспечена общей площадью жилого помещения на одного члена семьи более учетной нормы – 12,5 кв.м. В трехкомнатной квартире общей площадью 64,10 кв.м. зарегистрированы 5 человек (п.п.2.п.10, п.п.2 п.4 Правил учета граждан, утвержденных постановлением Правительства РМ от 25 августа 2005 года № 335).
Постановлением Главы Администрации городского округа Саранск от 31 марта 2010 года № 651 Четверговой М.А. отказано в постановке на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий согласно пункту 1.1 приложения № 3 к Протоколу № 4 от 29 марта 2010 года заседания комиссии по жилищным вопросам.
Суд считает, что Администрацией городского округа Саранск было неправомерно отказано Четверговой М.А. в постановке на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий исходя из следующего.
В соответствии со статьей 21 Федерального закона от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» (в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ) члены семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий имеют право на предоставление мер социальной поддержки, в том числе обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Правительством Республики Мордовия от 25 августа 2005 года № 335 утверждены Правила учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, которые в соответствии с действующим законодательством имеют право на государственную поддержку в строительстве или приобретении жилья, пунктом 4 которых установлены основания признания граждан нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Нуждающимися в улучшении жилищных условий признаются граждане:
1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения, не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения;
2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы;
3) проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям;
4) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности, в соответствии с перечнем соответствующих заболеваний, установленным нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно подпункту 1 пункта 4 Постановления Правительства Республики Мордовия от 21 декабря 2009 г. N 56 "О внесении изменений в Правила учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, которые в соответствии с действующим законодательством имеют право на государственную поддержку в строительстве или приобретении жилья" нуждающимися в улучшении жилищных условий признаются граждане не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения.
В соответствии с пунктом 2 пункта 10 Правил учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, которые в соответствии с действующим законодательством имеют право на государственную поддержку в строительстве или приобретении жилья», утвержденных Постановлением Правительства Республики Мордовия от 25 августа 2005 года № 335 отказа в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий допускается в случае, если представлены документы, которые не подтверждают право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Как следует из материалов дела, истица Четвергова М.А. на момент обращения с заявлением в Администрацию городского округа Саранск о постановке на учет в качестве нуждающейся проживала и зарегистрирована с 19 декабря 1973 года в жилом помещении, расположенном по адресу: г. Саранск, <адрес>, что подтверждается выпиской из домовой книги. По данному адресу вместе с истицей зарегистрированы сын ГР.О., сноха ГР.Н., внучка ГР.Е. и внучка ГР.Б. Данное жилое помещение имеет общую площадь – 64,10 кв.м., жилую площадь – 45,40 кв.м.
Данное жилое помещение было предоставлено истице на основании ордера, выданного Исполнительным комитетом Саранского городского совета депутатов трудящихся 27 ноября 1979 года, на состав семьи из четырех человек.
29 августа 2006 года между МУ «Дирекция единого заказчика ЖКХ Пролетарского района г. Саранска» и Четверговой М.А. заключен типовой договор социального найма жилого помещения № 1983. В качестве членов семьи нанимателя указаны: сын ГР.О., сноха ГР.Н., внучка ГР.Б. и внучка ГР.Е.
Согласно подпункту 2 пункта 4 Правил учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, которые в соответствии с действующим законодательством имеют право на государственную поддержку в строительстве или приобретении жилья, нуждающимися в улучшении жилищных условий признаются граждане являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.
Учетная норма площади жилого помещения утверждена решением Саранского городского Совета депутатов от 12 октября 2005 года № 162 «Об утверждении учетной нормы и нормы представления жилого помещения по договору социального найма в г. Саранске» и составляет в размере 12,5 кв.м. общей площади жилого помещения на одного члена семьи.
Отказывая Четверговой М.А. в постановке на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, Администрация городского округа Саранск указала, что Четвергова М.А. не является нуждающейся в улучшении жилищных условий, поскольку на нее приходится более 12,5 кв.м., а именно в трехкомнатной квартире общей площадью 64,10 кв.м. по адресу: г. Саранск, <адрес> зарегистрированы 5 человек.
Однако из объяснений представителя истицы, данных в судебном заседании следует, что в настоящее время, то есть на момент рассмотрения дела в суде, истица Четвергова М.А. вынуждена проживать у своей дочери Мочаловой Л.М. по адресу: г. Саранск, <адрес> из-за неприязненного отношения к ней со стороны своего сына <данные изъяты>.
Указанные обстоятельства подтверждаются также <данные изъяты>
Из указанного постановления следует, что <данные изъяты>
<данные изъяты>
В судебном заседании установлено, что жилое помещение, расположенное по адресу: г. Саранск, <адрес>, в котором вынуждена проживать Четвергова М.А. у своей дочери, является общежитием и не приспособлено для проживания пожилого человека.
В настоящее время истица нуждается в улучшении жилищных условий.
Таким образом, очевидно, что истица в силу своего преклонного возраста нуждается в отдельном благоустроенном жилом помещении. В силу неприязненных отношений со своим сыном она вынуждена была переехать в квартиру своей дочери.
При таких обстоятельствах суд считает, что истица Четвергова М.А., как ветеран Великой Отечественной войны, имеет все законные основания для постановки ее на учет в улучшении жилищных условий, поскольку в квартире совместно со своим сыном проживать не может.
В связи с этим отказ Администрации городского округа Саранск в постановке Четверговой М.А. на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, является незаконным.
В соответствии с Правилами учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, которые в соответствии с действующим законодательством имеют право на государственную поддержку в строительстве или приобретении жилья, утвержденных постановлением Правительства Республики Мордовия от 25 августа 2005 года №335, под признанием гражданина нуждающимся в улучшении жилищных условий понимается издание главой администрации муниципального образования постановления администрации муниципального образования о постановке гражданина на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий.
На основании вышеизложенного, суд приходит к выводу, что требования Четверговой Марии Арсентьевны к Администрации городского округа Саранск о признании недействительным постановления Главы Администрации городского округа Саранск от 31 марта 2010 года № 651 в части утверждения решения комиссии по жилищным вопросам администрации городского округа Саранск от 29 марта 2010 года об отказе ей в постановке на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий и понуждении постановки на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, подлежат удовлетворению.
В соответствии со статьей 67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы.
Исходя из изложенного, оценивая достаточность и взаимную связь имеющихся по делу доказательств в их совокупности, разрешая дело по представленным доказательствам, в пределах заявленных требований и по указанным заявителям основаниям, руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
исковые требования Четверговой Марии Арсентьевны к Администрации городского округа Саранск о признании недействительным постановления Главы Администрации городского округа Саранск от 31 марта 2010 года № 651 в части утверждения решения комиссии по жилищным вопросам Администрации городского округа Саранск от 29 марта 2010 года об отказе ей в постановке на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий и понуждении постановки на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий удовлетворить.
Признать недействительным постановление Главы Администрации городского округа Саранск от 31 марта 2010 года № 651 в части утверждения решения комиссии по жилищным вопросам администрации городского округа Саранск от 29 марта 2010 года об отказе ей в постановке на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Обязать Администрацию городского округа Саранск признать Четвергову Марию Арсентьевну нуждающейся в улучшении жилищных условий и поставить ее на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий с 20 марта 2010 года.
На решение суда может быть подана кассационная жалоба в Верховный Суд Республики Мордовия через Ленинский районный суд г. Саранска в течение десяти дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Председательствующий
Судья Ленинского районного суда г. Саранска В.А.Ганченкова