Дело № 2-938/2011
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ27 апреля 2011 года г. Саранск
Ленинский районный суд г. Саранска Республики Мордовия в составе:
председательствующего судьи – Бурлакова И.И.,
с участием секретаря судебного заседания – Ломшиной Н.А.,
с участием в деле:
истца – помощника Рузаевского межрайонного прокурора, Ионкина Олега Евгеньевича,
ответчика ОАО «Объединение автовокзалов и автостанций», его представителя Чалдушкиной Ольги Александровны, действующей на основании доверенности от 09.03.2011 года №151,
третьего лица ОГПН МО Рузаевка УГПН ГУ МЧС России по Республике Мордовия,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Прокурора Рузаевской межрайонной прокуратуры, действующего в интересах неопределенного круга лиц о понуждении ОАО «Объединение автовокзалов и автостанций» выполнить мероприятия по устранению нарушений требований пожарной безопасности,
у с т а н о в и л:
прокурор Рузаевской межрайонной прокуратуры, действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском о понуждении ОАО «Объединение автовокзалов и автостанций» выполнить мероприятия по устранению нарушений требований пожарной безопасности.
В обоснование своих исковых требований указал, что в феврале-марте 2011 года Рузаевской межрайонной прокуратурой в рамках выполнения задания Прокуратуры Республики Мордовия от 02.02.2011 г. № 7-31-1-11/382 совместно с начальником отделения ОНД Рузаевского муниципального района УНД ГУ МЧС России по РМ ГР.Н. в присутствии начальника Рузаевского автовокзала ОАО «Объединение автовокзалов и автостанций» ГР.Е. проведена выездная проверка исполнения законодательства о пожарной безопасности в отношении ОАО «Объединение автовокзалов и автостанций». Проведенной проверкой установлено следующее.
В силу пункта 3.1. Устава Общества главной целью деятельности Общества, является обеспечение потребности государства, юридических и физических лиц в перевозках пассажиров автомобильным транспортом по пригородным, междугородным и международным автобусным маршрутам. Пунктом 4.2 Устава Общества, Общество является собственником имущества, переданного ему в качестве вкладов в уставный капитал его учредителем, а также имущества, полученного в результате своей деятельности и из иных источников, не запрещенных законодательством РФ, и отраженного на самостоятельном балансе Общества. В соответствии с передаточным актом подлежащего приватизации имущественного комплекса ГУП Республики Мордовия «Объединение автовокзалов и автостанций» от 01.11.2010г., Общество является собственником здания Рузаевского автовокзала (нежилое, двухэтажное, кирпичное, общей площадью 761,8 кв.м.) расположенного по адресу: РМ, г. Рузаевка, Привокзальная площадь, д. 1
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 21.12.1994г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», законодательство РФ о пожарной безопасности основывается на Конституции РФ и включает в себя настоящий Федеральный закон, принимаемые в соответствии с ним федеральные законы и иные нормативные правовые акты, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ, муниципальные правовые акты, регулирующие вопросы пожарной безопасности. В силу статьи 1 Закона, к нормативным документам по пожарной безопасности относятся национальные стандарты, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности (нормы и правила), правила пожарной безопасности, а также действовавшие до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов нормы пожарной безопасности, стандарты, инструкции и иные документы, содержащие требования пожарной безопасности.
В ходе проверки проведенной с выездом на место 14.02.2011г. проведено обследование здания Рузаевского автовокзала, расположенного по адресу: Республика Мордовия, г. Рузаевка, Привокзальная площадь, д. 1.
В ходе проведения обследования установлены следующие нарушения требований пожарной безопасности:
1. в нарушение пунктов 3,4 НПБ 110-03, пункта 9 табл. 1 прил. НПБ 110-03; п. 17 табл. 2 НПБ 104-03, здание Рузаевского автовокзала не оборудовано автоматической установкой пожарной сигнализации и системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожарах в зданиях и сооружениях;
2. в нарушение пункта 57 ППБ 01-03, пункта 2.12.17 ПТЭ, отсутствуют контрольные акты (протоколы) замера сопротивления изоляции внутренней осветительной и силовой электрической проводки;
3. в нарушение пункта 53 ППБ 01-03 стены путей эвакуации и потолок из кабинета директора Рузаевского автовокзала облицованы сгораемым материалом (пластиковыми панелями);
4. в нарушение пункта 52 ППБ 01-03, двери эвакуационных выходов из здания вокзала завалены снегом;
5. в нарушение пунктов 40,53 ППБ 01-03, в помещении для отдыха водителей в здании Рузаевского автовокзала смонтировано помещение мастерской по ремонту часов, стены которого выполнены из сгораемого материла (ДСП), вследствие чего произведено изменения объемно - планировочных решений, в результате которых ухудшаются условия безопасной эвакуации людей;
6. в нарушение пунктов 40,53 ППБ 01-03, на пути эвакуации к западному эвакуационному выходу смонтировано подсобное помещение для хранения хозяйственного инвентаря, стены которого выполнены из сгораемого материала (ДСП), вследствие чего произведено изменения объемно - планировочных решений, в результате которых ухудшаются условия безопасной эвакуации людей;
7. в нарушение пункта 41 ППБ 01-03, в здании Рузаевского автовокзала отсутствуют акты эксплуатационных испытаний наружной металлической пожарной лестницы, расположенной с западной стороны здания автовокзала.
8. в нарушение пункта 16 ППБ 01-03, в здании Рузаевского автовокзала отсутствует план (схема) эвакуации людей в случае пожара разработанная в соответствии с ГОСТ 12.2.143 - 2002, в дополнение к которому должна быть разработана инструкция, определяющая действие персонала по обеспечению безопасной и быстрой эвакуации людей, по которой не реже одного раза в полугодие должны проводится практические тренировки всех задействованных для эвакуации работников;
9. в нарушение пункта 60 ППБ 01-03, в помещении электрощитовой Рузаевского автовокзала осуществляется складирование горючих материалов;
10. в нарушение пункта 3 ППБ 01-03, пункта 1.82 СНиП 2.08.02 -89*, в помещении электрощитовой Рузаевского автовокзала отсутствует противопожарная (с пределом огнестойкости не менее 0,6 часа) дверь сертифицированная в области пожарной безопасности;
11. в нарушение пункта 51 ППБ 01-03, пункта 1.1-1.3 НПБ 160-97, здание Рузаевского автовокзала не доукомплектовано знаками пожарной безопасности;
12. в нарушение пункта 13 ППБ 01-03, в помещениях Рузаевского автовокзала не вывешены на видных местах таблички с указанием номера телефона вызова пожарной охраны;
13. в нарушение пункта 15 ППБ 01-03, в здании Рузаевского автовокзала распорядительным документом не установлен соответствующий их пожарной опасности противопожарной режим, в том числе: не определены и не оборудованы места для курения; не установлен порядок уборки горючих отходов; не определен порядок обесточивания электрооборудования в случае пожара и по окончании рабочего дня; не регламентированы порядок осмотра и закрытия помещения после окончания рабочего дня; не регламентированы действия работников при обнаружении пожара; не определен порядок и сроки прохождения противопожарного инструктажа и занятий по пожарно-техническому минимуму, а так же не назначен ответственный за их проведение);
14. в нарушение пунктов 38,40,51 ППБ 01-03, путь эвакуации к запасному эвакуационному выходу, расположенному с южной стороны Рузаевского автовокзала проходит через помещение мастерской по ремонту обуви, режим работы которой не соответствует режиму работы Рузаевского автовокзала, в результате чего ухудшается условия безопасной эвакуации людей;
15. в нарушение пункта 15 прил. № 3 ППБ 01-03, на объекте не определено лицо ответственное за приобретение, сохранность и готовность к действию первичных средств пожаротушения;
16. в нарушение пункта 19 прил. № 3 ППБ 01-03, огнетушители в помещении автовокзала размещены не на видных местах, вдали от выходов из помещения;
17. в нарушение пункта 108 ППБ 01-03; пункта 4 прил. № 3 ППБ 01-03 в помещение электрощитовой Рузаевского автовокзала отсутствует огнетушитель;
18. в нарушение пункта 90 ППБ 01-03 на здании Рузаевского автовокзала отсутствует указатель до ближайшего водоисточника — пожарного гидранта.
В силу пункта 10 ППБ 01-03 ОАО «Объединение АВ и АС» являясь собственником здания Рузаевского автовокзала, должно обеспечивать своевременное выполнение требований пожарной безопасности.
Согласно пункту 1 ст. 38 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут также собственники имущества.
Невыполнение вышеуказанных нарушений создает опасность возможного причинения вреда жизни и здоровью граждан в будущем (возгорание здания и отсутствие возможности беспрепятственно покинуть помещение, могут повлечь массовую гибель людей), что в силу ч. 1 ст. 1065 ГК РФ является основанием для предъявления иска об устранении обязательств, создающих такую опасность.
Просит обязать ОАО «Объединение автовокзалов и автостанций» выполнить следующие мероприятия:
1. оборудовать здание Рузаевского автовокзала автоматической установкой пожарной сигнализации и системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожарах в зданиях и сооружениях;
2. в соответствии с п. 57 ППБ 01-03, п. 2.12.17 ПТЭ провести замер сопротивления изоляции внутренней осветительной и силовой электрической проводки;
3. демонтировать сгораемые материалы со стен путей эвакуации и потолка из кабинета директора Рузаевского автовокзала;
4. в соответствии с п. 52 ППБ 01-03 обеспечить свободное открывание дверей эвакуационных выходов из здания вокзала;
5. демонтировать помещение мастерской по ремонту часов, стены которого выполнены из сгораемого материла (ДСП);
6. демонтировать на пути эвакуации к западному эвакуационному выходу подсобное помещение для хранения хозяйственного инвентаря, стены которого выполнены из сгораемого материала (ДСП);
7. провести эксплуатационные испытания наружной металлической пожарной лестницы, расположенной с западной стороны здания автовокзала;
8. разработать план (схема) эвакуации людей в случае пожара разработанная в соответствии с ГОСТ 12.2.143 - 2002, в дополнение к которому разработать инструкцию, определяющую действие персонала по обеспечению безопасной и быстрой эвакуации людей, по которой не реже одного раза в полугодие должны проводится практические тренировки всех задействованных для эвакуации работников;
9. очистить помещение электрощитовой Рузаевского автовокзала от складируемых там горючих материалов;
10. установить в помещении электрощитовой Рузаевского автовокзала противопожарную (с пределом огнестойкости не менее 0,6 часа) дверь, сертифицированную в области пожарной безопасности;
11. доукомплектовать здание Рузаевского автовокзала знаками пожарной безопасности;
12. в помещениях Рузаевского автовокзала вывесить на видных местах таблички с указанием номера телефона вызова пожарной охраны;
13. установить в здании Рузаевского автовокзала распорядительным документом соответствующий пожарной опасности противопожарной режим, в том числе: определить и оборудовать места для курения; установить порядок уборки горючих отходов; определить порядок обесточивания электрооборудования в случае пожара и по окончании рабочего дня; регламентировать порядок осмотра и закрытия помещения после окончания рабочего дня; регламентировать действия работников при обнаружении пожара; определить порядок и сроки прохождения противопожарного инструктажа и занятий по пожарно-техническому минимуму, назначить ответственного за их проведение;
14. обеспечить свободный доступ людей к запасному эвакуационному выходу, расположенному с южной стороны Рузаевского автовокзала, в период режима работы Рузаевского автовокзала;
15. определить лицо, ответственное за приобретение, сохранность и готовность к действию первичных средств пожаротушения;
16. разместить огнетушители в помещении автовокзала на видных местах, вблизи к выходам из помещения;
17. установить в помещении электрощитовой Рузаевского автовокзала огнетушитель;
18. установить на здании Рузаевского автовокзала указатель до ближайшего водоисточника - пожарного гидранта.
Взыскать с ОАО «Объединение автовокзалов и автостанций» в доход федерального бюджета государственную пошлину.
В судебном заседании помощник Рузаевского межрайонного прокурора Ионкин О.Е. просил обязать ОАО «Объединение автовокзалов и автостанций» оборудовать здание Рузаевского автовокзала автоматической установкой пожарной сигнализации и системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожарах в зданиях и сооружениях. Отказался от части исковых требований к ОАО «Объединение автовокзалов и автостанций», а именно о понуждении ОАО «Объединение автовокзалов и автостанций»:
1.в соответствии с п. 57 ППБ 01-03, п. 2.12.17 ПТЭ провести замер сопротивления изоляции внутренней осветительной и силовой электрической проводки;
2. демонтировать сгораемые материалы со стен путей эвакуации и потолка из кабинета директора Рузаевского автовокзала;
3. в соответствии с п. 52 ППБ 01-03 обеспечить свободное открывание дверей эвакуационных выходов из здания вокзала;
4. демонтировать помещение мастерской по ремонту часов, стены которого выполнены из сгораемого материла (ДСП);
5.демонтировать на пути эвакуации к западному эвакуационному выходу подсобное помещение для хранения хозяйственного инвентаря, стены которого выполнены из сгораемого материала (ДСП);
6. провести эксплуатационные испытания наружной металлической пожарной лестницы, расположенной с западной стороны здания автовокзала;
7. разработать план (схема) эвакуации людей в случае пожара разработанная в соответствии с ГОСТ 12.2.143 - 2002, в дополнение к которому разработать инструкцию, определяющую действие персонала по обеспечению безопасной и быстрой эвакуации людей, по которой не реже одного раза в полугодие должны проводится практические тренировки всех задействованных для эвакуации работников;
8. очистить помещение электрощитовой Рузаевского автовокзала от складируемых там горючих материалов;
9. установить в помещении электрощитовой Рузаевского автовокзала противопожарную (с пределом огнестойкости не менее 0,6 часа) дверь, сертифицированную в области пожарной безопасности;
10. доукомплектовать здание Рузаевского автовокзала знаками пожарной безопасности;
11. в помещениях Рузаевского автовокзала вывесить на видных местах таблички с указанием номера телефона вызова пожарной охраны;
12. установить в здании Рузаевского автовокзала распорядительным документом соответствующий пожарной опасности противопожарной режим, в том числе: определить и оборудовать места для курения; установить порядок уборки горючих отходов; определить порядок обесточивания электрооборудования в случае пожара и по окончании рабочего дня; регламентировать порядок осмотра и закрытия помещения после окончания рабочего дня; регламентировать действия работников при обнаружении пожара; определить порядок и сроки прохождения противопожарного инструктажа и занятий по пожарно-техническому минимуму, назначить ответственного за их проведение;
13. обеспечить свободный доступ людей к запасному эвакуационному выходу, расположенному с южной стороны Рузаевского автовокзала, в период режима работы Рузаевского автовокзала;
14. определить лицо, ответственное за приобретение, сохранность и готовность к действию первичных средств пожаротушения;
15. разместить огнетушители в помещении автовокзала на видных местах, вблизи к выходам из помещения;
16. установить в помещении электрощитовой Рузаевского автовокзала огнетушитель;
17. установить на здании Рузаевского автовокзала указатель до ближайшего водоисточника - пожарного гидранта.
Определением от 27 апреля 2011г. прекращено производство по делу в части требований о понуждении ОАО «Объединение автовокзалов и автостанций» совершить следующие действия:
1. в соответствии с п. 57 ППБ 01-03, п. 2.12.17 ПТЭ провести замер сопротивления изоляции внутренней осветительной и силовой электрической проводки;
2. демонтировать сгораемые материалы со стен путей эвакуации и потолка из кабинета директора Рузаевского автовокзала;
3. в соответствии с п. 52 ППБ 01-03 обеспечить свободное открывание дверей эвакуационных выходов из здания вокзала;
4.демонтировать помещение мастерской по ремонту часов, стены которого выполнены из сгораемого материла (ДСП);
5.демонтировать на пути эвакуации к западному эвакуационному выходу подсобное помещение для хранения хозяйственного инвентаря, стены которого выполнены из сгораемого материала (ДСП);
6. провести эксплуатационные испытания наружной металлической пожарной лестницы, расположенной с западной стороны здания автовокзала;
7. разработать план (схема) эвакуации людей в случае пожара разработанная в соответствии с ГОСТ 12.2.143 - 2002, в дополнение к которому разработать инструкцию, определяющую действие персонала по обеспечению безопасной и быстрой эвакуации людей, по которой не реже одного раза в полугодие должны проводится практические тренировки всех задействованных для эвакуации работников;
8. очистить помещение электрощитовой Рузаевского автовокзала от складируемых там горючих материалов;
9. установить в помещении электрощитовой Рузаевского автовокзала противопожарную (с пределом огнестойкости не менее 0,6 часа) дверь, сертифицированную в области пожарной безопасности;
10. доукомплектовать здание Рузаевского автовокзала знаками пожарной безопасности;
11. в помещениях Рузаевского автовокзала вывесить на видных местах таблички с указанием номера телефона вызова пожарной охраны;
12. установить в здании Рузаевского автовокзала распорядительным документом соответствующий пожарной опасности противопожарной режим, в том числе: определить и оборудовать места для курения; установить порядок уборки горючих отходов; определить порядок обесточивания электрооборудования в случае пожара и по окончании рабочего дня; регламентировать порядок осмотра и закрытия помещения после окончания рабочего дня; регламентировать действия работников при обнаружении пожара; определить порядок и сроки прохождения противопожарного инструктажа и занятий по пожарно-техническому минимуму, назначить ответственного за их проведение;
13. обеспечить свободный доступ людей к запасному эвакуационному выходу, расположенному с южной стороны Рузаевского автовокзала, в период режима работы Рузаевского автовокзала;
14. определить лицо, ответственное за приобретение, сохранность и готовность к действию первичных средств пожаротушения;
15. разместить огнетушители в помещении автовокзала на видных местах, вблизи к выходам из помещения;
16. установить в помещении электрощитовой Рузаевского автовокзала огнетушитель;
17. установить на здании Рузаевского автовокзала указатель до ближайшего водоисточника - пожарного гидранта.
Представитель ответчика ОАО «Объединение автовокзалов и автостанций» Чалдушкина О.А. в судебном заседании иск не признала.
Суд, заслушав объяснение сторон, исследовав материалы дела, считает, что исковые требования подлежат удовлетворению. При этом суд исходит из следующего.
Материалами дела установлено, что в феврале-марте 2011 года Рузаевской межрайонной прокуратурой в рамках выполнения задания Прокуратуры Республики Мордовия от 02.02.2011 г. № 7-31-1-11/382 совместно с начальником отделения ОНД Рузаевского муниципального района УНД ГУ МЧС России по РМ ГР.Н. в присутствии начальника Рузаевского автовокзала ОАО «Объединение автовокзалов и автостанций» ГР.Е. проведена выездная проверка исполнения законодательства о пожарной безопасности в отношении ОАО «Объединение автовокзалов и автостанций» в ходе которой были выявлены нарушения действующего законодательства, а именно: в нарушение пунктов 3,4 НПБ 110-03, пункта 9 табл. 1 прил. НПБ 110-03; п. 17 табл. 2 НПБ 104-03, здание Рузаевского автовокзала не оборудовано автоматической установкой пожарной сигнализации и системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожарах в зданиях и сооружениях;
в нарушение пункта 57 ППБ 01-03, пункта 2.12.17 ПТЭ, отсутствуют контрольные акты (протоколы) замера сопротивления изоляции внутренней осветительной и силовой электрической проводки;
в нарушение пункта 53 ППБ 01-03 стены путей эвакуации и потолок из кабинета директора Рузаевского автовокзала облицованы сгораемым материалом (пластиковыми панелями);
в нарушение пункта 52 ППБ 01-03, двери эвакуационных выходов из здания вокзала завалены снегом;
в нарушение пунктов 40,53 ППБ 01-03, в помещении для отдыха водителей в здании Рузаевского автовокзала смонтировано помещение мастерской по ремонту часов, стены которого выполнены из сгораемого материла (ДСП), вследствие чего произведено изменения объемно - планировочных решений, в результате которых ухудшаются условия безопасной эвакуации людей;
в нарушение пунктов 40,53 ППБ 01-03, на пути эвакуации к западному эвакуационному выходу смонтировано подсобное помещение для хранения хозяйственного инвентаря, стены которого выполнены из сгораемого материала (ДСП), вследствие чего произведено изменения объемно - планировочных решений, в результате которых ухудшаются условия безопасной эвакуации людей;
в нарушение пункта 41 ППБ 01-03, в здании Рузаевского автовокзала отсутствуют акты эксплуатационных испытаний наружной металлической пожарной лестницы, расположенной с западной стороны здания автовокзала;
в нарушение пункта 16 ППБ 01-03, в здании Рузаевского автовокзала отсутствует план (схема) эвакуации людей в случае пожара разработанная в соответствии с ГОСТ 12.2.143 - 2002, в дополнение к которому должна быть разработана инструкция, определяющая действие персонала по обеспечению безопасной и быстрой эвакуации людей, по которой не реже одного раза в полугодие должны проводится практические тренировки всех задействованных для эвакуации работников;
в нарушение пункта 60 ППБ 01-03, в помещении электрощитовой Рузаевского автовокзала осуществляется складирование горючих материалов;
в нарушение пункта 3 ППБ 01-03, пункта 1.82 СНиП 2.08.02 -89*, в помещении электрощитовой Рузаевского автовокзала отсутствует противопожарная (с пределом огнестойкости не менее 0,6 часа) дверь сертифицированная в области пожарной безопасности;
в нарушение пункта 51 ППБ 01-03, пункта 1.1-1.3 НПБ 160-97, здание
Рузаевского автовокзала не доукомплектовано знаками пожарной безопасности;
в нарушение пункта 13 ППБ 01-03, в помещениях Рузаевского автовокзала не вывешены на видных местах таблички с указанием номера телефона вызова пожарной охраны;
в нарушение пункта 15 ППБ 01-03, в здании Рузаевского автовокзала
распорядительным документом не установлен соответствующий их пожарной опасности противопожарной режим, в том числе: не определены и не оборудованы места для курения; не установлен порядок уборки горючих отходов; не определен порядок обесточивания электрооборудования в случае пожара и по окончании рабочего дня; не регламентированы порядок осмотра и закрытия помещения после окончания рабочего дня; не регламентированы действия работников при обнаружении пожара; не определен порядок и сроки прохождения противопожарного инструктажа и занятий по пожарно-техническому минимуму, а так же не назначен ответственный за их проведение);
в нарушение пунктов 38,40,51 ППБ 01-03, путь эвакуации к запасному
эвакуационному выходу, расположенному с южной стороны Рузаевского автовокзала проходит через помещение мастерской по ремонту обуви, режим работы которой не соответствует режиму работы Рузаевского автовокзала, в результате чего ухудшается условия безопасной эвакуации людей;
в нарушение пункта 15 прил. № 3 ППБ 01-03, на объекте не определено
лицо ответственное за приобретение, сохранность и готовность к действию первичных средств пожаротушения;
в нарушение пункта 19 прил. № 3 ППБ 01-03, огнетушители в помещении автовокзала размещены не на видных местах, вдали от выходов из помещения;
в нарушение пункта 108 ППБ 01-03; пункта 4 прил. № 3 ППБ 01-03 в
помещение электрощитовой Рузаевского автовокзала отсутствует огнетушитель;
в нарушение пункта 90 ППБ 01-03 на здании Рузаевского автовокзала
отсутствует указатель до ближайшего водоисточника — пожарного гидранта.
Согласно ст.1 Федерального закона от 9 февраля 2007 г. №16-ФЗ «О транспортной безопасности», обеспечение транспортной безопасности - реализация определяемой государством системы правовых, экономических, организационных и иных мер в сфере транспортного комплекса, соответствующих угрозам совершения актов незаконного вмешательства. Объекты транспортной инфраструктуры -технологический комплекс, включающий в себя железнодорожные, трамвайные и внутренние водные пути, контактные линии, автомобильные дороги, тоннели, эстакады, мосты, вокзалы, железнодорожные и автобусные станции, метрополитены, морские торговые, рыбные, специализированные и речные порты, портовые средства, судоходные гидротехнические сооружения, аэродромы, аэропорты, объекты систем связи, навигации и управления движения транспортных средств, а также иные обеспечивающие функционирование транспортного комплекса здания, сооружения, устройства и оборудование.
В соответствии со статьей 4 данного закона, обеспечение транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств возлагается на субъекты транспортной инфраструктуры, если иное не установлено законодательством Российской Федерации. Объекты транспортной инфраструктуры и транспортные средства, обеспечение транспортной безопасности которых осуществляется исключительно федеральными органами исполнительной власти, определяются федеральными законами, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации. Государственный контроль и надзор в области обеспечения транспортной безопасности осуществляются уполномоченными федеральными органами исполнительной власти в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии со статьей 8 закона, требования по обеспечению транспортной безопасности, учитывающие уровни безопасности, предусмотренные статьей 7 настоящего Федерального закона, для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности Российской Федерации, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере экономического развития. Указанные требования являются обязательными для исполнения всеми субъектами транспортной инфраструктуры.
Правила организации пассажирских перевозок на автомобильном транспорте, утвержденные Приказом Минтранса РСФСР от 31 декабря 1981 г. № 200, устанавливают основные принципы организации пассажирских перевозок, порядок работы эксплуатационной службы республиканских объединений и главных управлений автомобильного транспорта, транспортных управлений, управлений пассажирского автомобильного транспорта, производственных объединений пассажирского автомобильного транспорта и автовокзалов и пассажирских автостанций, автотранспортных предприятий системы Министерства автомобильного транспорта РСФСР, осуществляющих пассажирские перевозки (в дальнейшем именуемых "автотранспортные предприятия и организации"). Правила обязательны для выполнения всеми работниками системы Министерства, имеющими отношение к работе пассажирского автотранспорта. Основными задачами автотранспортных предприятий и организаций, осуществляющих пассажирские перевозки, являются:
- полное удовлетворение потребностей населения в пассажирских автомобильных перевозках;
- обеспечение высокой культуры обслуживания пассажиров и безопасности перевозок;
- выполнение планов пассажирских перевозок;
- эффективное использование транспортных средств, неуклонное повышение производительности труда, максимальное снижение транспортных расходов;
- обобщение и распространение передовых методов работы.
Настоящие Правила должны обеспечить:
- слаженную работу всех подразделений и работников пассажирского автотранспорта, четкую организацию движения;
- доставку пассажиров в кратчайшие сроки;
- необходимые удобства пассажирам и высокую культуру их обслуживания в пути и на остановочных пунктах;
- безопасность движения;
- эффективное использование подвижного состава пассажирского автотранспорта;
- высокую производительность труда работников, занятых пассажирскими перевозками;
- выполнение государственного плана перевозок и основных технико-эксплуатационных, финансово-экономических показателей работы пассажирского автотранспорта.
Организация пассажирских перевозок включает:
- систематическое изучение пассажиропотоков;
- разработку на основе материалов обследований пассажиропотоков: рациональных маршрутных схем, предусматривающих при необходимости открытие новых и изменение направления существующих маршрутов; выбор типа и определение количества подвижного состава на маршрутах;
- нормирование скоростей движения автобусов;
- выбор систем организации движения автобусов с использованием рациональных режимов труда водителей;
- составление расписаний движения автобусов и графиков выпуска легковых таксомоторов на линию;
- координацию работы автомобильного транспорта с другими видами пассажирского транспорта;
- управление движением транспортных средств и оперативный контроль за регулярностью движения;
- обслуживание пассажиров на автовокзалах, автостанциях и в пути;
- разработку текущих и перспективных планов развития пассажирского автотранспорта городского, пригородного и междугородного сообщений.
Требования к оборудованию автовокзалов, утвержденные Приказом Минтранса РФ от 1 ноября 2010 г. N234, разработаны в соответствии с пунктом 20 Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2009 г. N112. Требования к оборудованию автовокзалов обязательны для выполнения юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями, владеющими автовокзалами на правах собственности или ином законном основании. Владельцы автовокзалов выполняют наряду с настоящими Требованиями иные обязательные требования, предусмотренные законодательством Российской Федерации, нормативными актами, техническими требованиями и санитарными нормами и правилами.
Правила перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 14 февраля 2009г. № 112, устанавливают порядок организации различных видов перевозок пассажиров и багажа, предусмотренных Федеральным Законом «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта», в том числе требования к перевозчикам, фрахтовщикам и владельцам объектов транспортной инфраструктуры, условия таких перевозок, а также условия предоставления транспортных средств для таких перевозок.
Судом установлено, что в нарушение пунктов 3,4 НПБ 110-03, пункта 9 табл. 1 прил. НПБ 110-03; п. 17 табл. 2 НПБ 104-03, здание Рузаевского автовокзала не оборудовано автоматической установкой пожарной сигнализации и системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожарах в зданиях и сооружениях.
Вышеуказанное нарушение действующего законодательства является недопустимым, ставит под угрозу обеспечение безопасности граждан, находящихся в Рузаевском автовокзале, сохранение их жизни, здоровья и имущества.
В соответствии со статьей 67 ГПК Российской Федерации суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы.
На основании изложенного суд считает, необходимым обязать ОАО «Объединение автовокзалов и автостанций» оборудовать здание Рузаевского автовокзала автоматической установкой пожарной сигнализации и системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожарах в зданиях и сооружениях.
В соответствии со статьей 103 ГПК Российской Федерации издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.
С учетом требований статьи 103 ГПК Российской Федерации и статьи 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации с общества с ОАО «Объединение автовокзалов и автостанций» в бюджет городского округа Саранск подлежит взысканию государственная пошлина в размере 4 000 рублей.
Исходя из изложенного, оценивая достаточность и взаимную связь представленных сторонами доказательств в их совокупности, разрешая дело по представленным доказательствам, в пределах заявленных истцом требований и по указанным ими основаниям, руководствуясь статьями 45, 103, 194-199 ГПК Российской Федерации, суд
р е ш и л:
исковые требования Прокурора Рузаевской межрайонной прокуратуры, действующего в интересах неопределенного круга лиц, о понуждении ОАО «Объединение автовокзалов и автостанций» выполнить мероприятия по устранению нарушений требований пожарной безопасности удовлетворить.
Обязать ОАО «Объединение автовокзалов и автостанций» оборудовать здание Рузаевского автовокзала автоматической установкой пожарной сигнализации и системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожарах в зданиях и сооружениях.
Взыскать с ОАО «Объединение автовокзалов и автостанций» в бюджет городского округа Саранск государственную пошлину в размере 4000 рублей.
На решение суда может быть подана кассационная жалоба в Верховный Суд Республики Мордовия через Ленинский районный суд г. Саранска Республики Мордовия в течение десяти дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Председательствующий
Судья Ленинского районного суда
г. Саранска Республики Мордовия И.И. Бурлаков