О понуждении выполнить мероприятия по устранению нарушений требований пожарной безопасности



Дело № 2-938/2011

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

27 апреля 2011 года г. Саранск

Ленинский районный суд г. Саранска Республики Мордовия в составе:

председательствующего судьи – Бурлакова И.И.,

с участием секретаря судебного заседания – Ломшиной Н.А.,

с участием в деле:

истца – помощника Рузаевского межрайонного прокурора, Ионкина Олега Евгеньевича,

ответчика ОАО «Объединение автовокзалов и автостанций», его представителя Чалдушкиной Ольги Александровны, действующей на основании доверенности от 09.03.2011 года №151,

третьего лица ОГПН МО Рузаевка УГПН ГУ МЧС России по Республике Мордовия,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Прокурора Рузаевской межрайонной прокуратуры, действующего в интересах неопределенного круга лиц о понуждении ОАО «Объединение автовокзалов и автостанций» выполнить мероприятия по устранению нарушений требований пожарной безопасности,

у с т а н о в и л:

прокурор Рузаевской межрайонной прокуратуры, действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском о понуждении ОАО «Объединение автовокзалов и автостанций» выполнить мероприятия по устранению нарушений требований пожарной безопасности.

В обоснование своих исковых требований ука­зал, что в феврале-марте 2011 года Рузаевской межрайонной прокуратурой в рам­ках выполнения задания Прокуратуры Республики Мордовия от 02.02.2011 г. № 7-31-1-11/382 совместно с начальником отделения ОНД Рузаевского муниципаль­ного района УНД ГУ МЧС России по РМ ГР.Н. в присутствии на­чальника Рузаевского автовокзала ОАО «Объединение автовокзалов и автостан­ций» ГР.Е. проведена выездная проверка исполнения законодательства о пожарной безопасности в отношении ОАО «Объединение автовокзалов и авто­станций». Проведенной проверкой установлено следующее.

В силу пункта 3.1. Устава Общества главной целью деятельности Общест­ва, является обеспечение потребности государства, юридических и физических лиц в перевозках пассажиров автомобильным транспортом по пригородным, междугородным и международным автобусным маршрутам. Пунктом 4.2 Устава Общества, Общество является собственником имуще­ства, переданного ему в качестве вкладов в уставный капитал его учредителем, а также имущества, полученного в результате своей деятельности и из иных ис­точников, не запрещенных законодательством РФ, и отраженного на самостоя­тельном балансе Общества. В соответствии с передаточным актом подлежащего приватизации имуще­ственного комплекса ГУП Республики Мордовия «Объединение автовокзалов и автостанций» от 01.11.2010г., Общество является собственником здания Рузаевского автовокзала (нежилое, двухэтажное, кирпичное, общей площадью 761,8 кв.м.) расположенного по адресу: РМ, г. Рузаевка, Привокзальная площадь, д. 1

В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 21.12.1994г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», законодательство РФ о по­жарной безопасности основывается на Конституции РФ и включает в себя на­стоящий Федеральный закон, принимаемые в соответствии с ним федеральные законы и иные нормативные правовые акты, а также законы и иные норматив­ные правовые акты субъектов РФ, муниципальные правовые акты, регулирую­щие вопросы пожарной безопасности. В силу статьи 1 Закона, к нормативным документам по пожарной безопас­ности относятся национальные стандарты, своды правил, содержащие требова­ния пожарной безопасности (нормы и правила), правила пожарной безопасно­сти, а также действовавшие до дня вступления в силу соответствующих техни­ческих регламентов нормы пожарной безопасности, стандарты, инструкции и иные документы, содержащие требования пожарной безопасности.

В ходе проверки проведенной с выездом на место 14.02.2011г. проведено обследование здания Рузаевского автовокзала, расположенного по ад­ресу: Республика Мордовия, г. Рузаевка, Привокзальная площадь, д. 1.

В ходе проведения обследования установлены следующие нарушения тре­бований пожарной безопасности:

1. в нарушение пунктов 3,4 НПБ 110-03, пункта 9 табл. 1 прил. НПБ 110-03; п. 17 табл. 2 НПБ 104-03, здание Рузаевского автовокзала не оборудовано ав­томатической установкой пожарной сигнализации и системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожарах в зданиях и сооружениях;

2. в нарушение пункта 57 ППБ 01-03, пункта 2.12.17 ПТЭ, отсутствуют контрольные акты (протоколы) замера сопротивления изоляции внутренней ос­ветительной и силовой электрической проводки;

3. в нарушение пункта 53 ППБ 01-03 стены путей эвакуации и потолок из кабинета директора Рузаевского автовокзала облицованы сгораемым материа­лом (пластиковыми панелями);

4. в нарушение пункта 52 ППБ 01-03, двери эвакуационных выходов из здания вокзала завалены снегом;

5. в нарушение пунктов 40,53 ППБ 01-03, в помещении для отдыха води­телей в здании Рузаевского автовокзала смонтировано помещение мастерской по ремонту часов, стены которого выполнены из сгораемого материла (ДСП), вследствие чего произведено изменения объемно - планировочных решений, в результате которых ухудшаются условия безопасной эвакуации людей;

6. в нарушение пунктов 40,53 ППБ 01-03, на пути эвакуации к западному эвакуационному выходу смонтировано подсобное помещение для хранения хо­зяйственного инвентаря, стены которого выполнены из сгораемого материала (ДСП), вследствие чего произведено изменения объемно - планировочных реше­ний, в результате которых ухудшаются условия безопасной эвакуации людей;

7. в нарушение пункта 41 ППБ 01-03, в здании Рузаевского автовокзала от­сутствуют акты эксплуатационных испытаний наружной металлической пожар­ной лестницы, расположенной с западной стороны здания автовокзала.

8. в нарушение пункта 16 ППБ 01-03, в здании Рузаевского автовокзала от­сутствует план (схема) эвакуации людей в случае пожара разработанная в соот­ветствии с ГОСТ 12.2.143 - 2002, в дополнение к которому должна быть разра­ботана инструкция, определяющая действие персонала по обеспечению безопас­ной и быстрой эвакуации людей, по которой не реже одного раза в полугодие должны проводится практические тренировки всех задействованных для эвакуа­ции работников;

9. в нарушение пункта 60 ППБ 01-03, в помещении электрощитовой Руза­евского автовокзала осуществляется складирование горючих материалов;

10. в нарушение пункта 3 ППБ 01-03, пункта 1.82 СНиП 2.08.02 -89*, в по­мещении электрощитовой Рузаевского автовокзала отсутствует противопожар­ная (с пределом огнестойкости не менее 0,6 часа) дверь сертифицированная в области пожарной безопасности;

11. в нарушение пункта 51 ППБ 01-03, пункта 1.1-1.3 НПБ 160-97, здание Рузаевского автовокзала не доукомплектовано знаками пожарной безопасности;

12. в нарушение пункта 13 ППБ 01-03, в помещениях Рузаевского автово­кзала не вывешены на видных местах таблички с указанием номера телефона вызова пожарной охраны;

13. в нарушение пункта 15 ППБ 01-03, в здании Рузаевского автовокзала распорядительным документом не установлен соответствующий их пожарной опасности противопожарной режим, в том числе: не определены и не оборудо­ваны места для курения; не установлен порядок уборки горючих отходов; не оп­ределен порядок обесточивания электрооборудования в случае пожара и по окончании рабочего дня; не регламентированы порядок осмотра и закрытия помещения после окончания рабочего дня; не регламентированы действия ра­ботников при обнаружении пожара; не определен порядок и сроки прохождения противопожарного инструктажа и занятий по пожарно-техническому минимуму, а так же не назначен ответственный за их проведение);

14. в нарушение пунктов 38,40,51 ППБ 01-03, путь эвакуации к запасному эвакуационному выходу, расположенному с южной стороны Рузаевского авто­вокзала проходит через помещение мастерской по ремонту обуви, режим работы которой не соответствует режиму работы Рузаевского автовокзала, в результате чего ухудшается условия безопасной эвакуации людей;

15. в нарушение пункта 15 прил. № 3 ППБ 01-03, на объекте не определено лицо ответственное за приобретение, сохранность и готовность к действию пер­вичных средств пожаротушения;

16. в нарушение пункта 19 прил. № 3 ППБ 01-03, огнетушители в помеще­нии автовокзала размещены не на видных местах, вдали от выходов из помеще­ния;

17. в нарушение пункта 108 ППБ 01-03; пункта 4 прил. № 3 ППБ 01-03 в помещение электрощитовой Рузаевского автовокзала отсутствует огнетушитель;

18. в нарушение пункта 90 ППБ 01-03 на здании Рузаевского автовокзала отсутствует указатель до ближайшего водоисточника — пожарного гидранта.

В силу пункта 10 ППБ 01-03 ОАО «Объединение АВ и АС» являясь собст­венником здания Рузаевского автовокзала, должно обеспечивать своевременное выполнение требований пожарной безопасности.

Согласно пункту 1 ст. 38 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут также собственники имущества.

Невыполнение вышеуказанных нарушений создает опасность возможного причинения вреда жизни и здоровью граждан в будущем (возгорание здания и отсутствие возможности беспрепятственно покинуть помещение, могут повлечь массовую гибель людей), что в силу ч. 1 ст. 1065 ГК РФ является основанием для предъявления иска об устранении обязательств, создающих такую опас­ность.

Просит обязать ОАО «Объединение автовокзалов и автостанций» выполнить сле­дующие мероприятия:

1. оборудовать здание Рузаевского автовокзала автоматической установ­кой пожарной сигнализации и системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожарах в зданиях и сооружениях;

2. в соответствии с п. 57 ППБ 01-03, п. 2.12.17 ПТЭ провести замер сопро­тивления изоляции внутренней осветительной и силовой электрической провод­ки;

3. демонтировать сгораемые материалы со стен путей эвакуации и потол­ка из кабинета директора Рузаевского автовокзала;

4. в соответствии с п. 52 ППБ 01-03 обеспечить свободное открывание дверей эвакуационных выходов из здания вокзала;

5. демонтировать помещение мастерской по ремонту часов, стены которо­го выполнены из сгораемого материла (ДСП);

6. демонтировать на пути эвакуации к западному эвакуационному выходу подсобное помещение для хранения хозяйственного инвентаря, стены которого выполнены из сгораемого материала (ДСП);

7. провести эксплуатационные испытания наружной металлической по­жарной лестницы, расположенной с западной стороны здания автовокзала;

8. разработать план (схема) эвакуации людей в случае пожара разработан­ная в соответствии с ГОСТ 12.2.143 - 2002, в дополнение к которому разработать инструкцию, определяющую действие персонала по обеспечению безопасной и быстрой эвакуации людей, по которой не реже одного раза в полугодие должны проводится практические тренировки всех задействованных для эвакуации ра­ботников;

9. очистить помещение электрощитовой Рузаевского автовокзала от скла­дируемых там горючих материалов;

10. установить в помещении электрощитовой Рузаевского автовокзала противопожарную (с пределом огнестойкости не менее 0,6 часа) дверь, серти­фицированную в области пожарной безопасности;

11. доукомплектовать здание Рузаевского автовокзала знаками пожарной безопасности;

12. в помещениях Рузаевского автовокзала вывесить на видных местах таблички с указанием номера телефона вызова пожарной охраны;

13. установить в здании Рузаевского автовокзала распорядительным доку­ментом соответствующий пожарной опасности противопожарной режим, в том числе: определить и оборудовать места для курения; установить порядок уборки горючих отходов; определить порядок обесточивания электрооборудования в случае пожара и по окончании рабочего дня; регламентировать порядок осмотра и закрытия помещения после окончания рабочего дня; регламентировать дей­ствия работников при обнаружении пожара; определить порядок и сроки про­хождения противопожарного инструктажа и занятий по пожарно-техническому минимуму, назначить ответственного за их проведение;

14. обеспечить свободный доступ людей к запасному эвакуационному выходу, расположенному с южной стороны Рузаевского автовокзала, в период ре­жима работы Рузаевского автовокзала;

15. определить лицо, ответственное за приобретение, сохранность и готов­ность к действию первичных средств пожаротушения;

16. разместить огнетушители в помещении автовокзала на видных местах, вблизи к выходам из помещения;

17. установить в помещении электрощитовой Рузаевского автовокзала ог­нетушитель;

18. установить на здании Рузаевского автовокзала указатель до ближайше­го водоисточника - пожарного гидранта.

Взыскать с ОАО «Объединение автовокзалов и автостанций» в доход федерального бюджета государственную пошлину.

В судебном заседании помощник Рузаевского межрайонного прокурора Ионкин О.Е. просил обязать ОАО «Объединение автовокзалов и автостанций» оборудовать здание Рузаевского автовокзала автоматической установ­кой пожарной сигнализации и системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожарах в зданиях и сооружениях. Отказался от части исковых требований к ОАО «Объединение автовокзалов и автостанций», а именно о понуждении ОАО «Объединение автовокзалов и автостанций»:

1.в соответствии с п. 57 ППБ 01-03, п. 2.12.17 ПТЭ провести замер сопро­тивления изоляции внутренней осветительной и силовой электрической провод­ки;

2. демонтировать сгораемые материалы со стен путей эвакуации и потол­ка из кабинета директора Рузаевского автовокзала;

3. в соответствии с п. 52 ППБ 01-03 обеспечить свободное открывание дверей эвакуационных выходов из здания вокзала;

4. демонтировать помещение мастерской по ремонту часов, стены которо­го выполнены из сгораемого материла (ДСП);

5.демонтировать на пути эвакуации к западному эвакуационному выходу подсобное помещение для хранения хозяйственного инвентаря, стены которого выполнены из сгораемого материала (ДСП);

6. провести эксплуатационные испытания наружной металлической по­жарной лестницы, расположенной с западной стороны здания автовокзала;

7. разработать план (схема) эвакуации людей в случае пожара разработан­ная в соответствии с ГОСТ 12.2.143 - 2002, в дополнение к которому разработать инструкцию, определяющую действие персонала по обеспечению безопасной и быстрой эвакуации людей, по которой не реже одного раза в полугодие должны проводится практические тренировки всех задействованных для эвакуации ра­ботников;

8. очистить помещение электрощитовой Рузаевского автовокзала от скла­дируемых там горючих материалов;

9. установить в помещении электрощитовой Рузаевского автовокзала противопожарную (с пределом огнестойкости не менее 0,6 часа) дверь, серти­фицированную в области пожарной безопасности;

10. доукомплектовать здание Рузаевского автовокзала знаками пожарной безопасности;

11. в помещениях Рузаевского автовокзала вывесить на видных местах таблички с указанием номера телефона вызова пожарной охраны;

12. установить в здании Рузаевского автовокзала распорядительным доку­ментом соответствующий пожарной опасности противопожарной режим, в том числе: определить и оборудовать места для курения; установить порядок уборки горючих отходов; определить порядок обесточивания электрооборудования в случае пожара и по окончании рабочего дня; регламентировать порядок осмотра и закрытия помещения после окончания рабочего дня; регламентировать дей­ствия работников при обнаружении пожара; определить порядок и сроки про­хождения противопожарного инструктажа и занятий по пожарно-техническому минимуму, назначить ответственного за их проведение;

13. обеспечить свободный доступ людей к запасному эвакуационному выходу, расположенному с южной стороны Рузаевского автовокзала, в период ре­жима работы Рузаевского автовокзала;

14. определить лицо, ответственное за приобретение, сохранность и готов­ность к действию первичных средств пожаротушения;

15. разместить огнетушители в помещении автовокзала на видных местах, вблизи к выходам из помещения;

16. установить в помещении электрощитовой Рузаевского автовокзала ог­нетушитель;

17. установить на здании Рузаевского автовокзала указатель до ближайше­го водоисточника - пожарного гидранта.

Определением от 27 апреля 2011г. прекращено производство по делу в части требований о понуждении ОАО «Объединение автовокзалов и автостанций» совершить следующие действия:

1. в соответствии с п. 57 ППБ 01-03, п. 2.12.17 ПТЭ провести замер сопро­тивления изоляции внутренней осветительной и силовой электрической провод­ки;

2. демонтировать сгораемые материалы со стен путей эвакуации и потол­ка из кабинета директора Рузаевского автовокзала;

3. в соответствии с п. 52 ППБ 01-03 обеспечить свободное открывание дверей эвакуационных выходов из здания вокзала;

4.демонтировать помещение мастерской по ремонту часов, стены которо­го выполнены из сгораемого материла (ДСП);

5.демонтировать на пути эвакуации к западному эвакуационному выходу подсобное помещение для хранения хозяйственного инвентаря, стены которого выполнены из сгораемого материала (ДСП);

6. провести эксплуатационные испытания наружной металлической по­жарной лестницы, расположенной с западной стороны здания автовокзала;

7. разработать план (схема) эвакуации людей в случае пожара разработан­ная в соответствии с ГОСТ 12.2.143 - 2002, в дополнение к которому разработать инструкцию, определяющую действие персонала по обеспечению безопасной и быстрой эвакуации людей, по которой не реже одного раза в полугодие должны проводится практические тренировки всех задействованных для эвакуации ра­ботников;

8. очистить помещение электрощитовой Рузаевского автовокзала от скла­дируемых там горючих материалов;

9. установить в помещении электрощитовой Рузаевского автовокзала противопожарную (с пределом огнестойкости не менее 0,6 часа) дверь, серти­фицированную в области пожарной безопасности;

10. доукомплектовать здание Рузаевского автовокзала знаками пожарной безопасности;

11. в помещениях Рузаевского автовокзала вывесить на видных местах таблички с указанием номера телефона вызова пожарной охраны;

12. установить в здании Рузаевского автовокзала распорядительным доку­ментом соответствующий пожарной опасности противопожарной режим, в том числе: определить и оборудовать места для курения; установить порядок уборки горючих отходов; определить порядок обесточивания электрооборудования в случае пожара и по окончании рабочего дня; регламентировать порядок осмотра и закрытия помещения после окончания рабочего дня; регламентировать дей­ствия работников при обнаружении пожара; определить порядок и сроки про­хождения противопожарного инструктажа и занятий по пожарно-техническому минимуму, назначить ответственного за их проведение;

13. обеспечить свободный доступ людей к запасному эвакуационному выходу, расположенному с южной стороны Рузаевского автовокзала, в период ре­жима работы Рузаевского автовокзала;

14. определить лицо, ответственное за приобретение, сохранность и готов­ность к действию первичных средств пожаротушения;

15. разместить огнетушители в помещении автовокзала на видных местах, вблизи к выходам из помещения;

16. установить в помещении электрощитовой Рузаевского автовокзала ог­нетушитель;

17. установить на здании Рузаевского автовокзала указатель до ближайше­го водоисточника - пожарного гидранта.

Представитель ответчика ОАО «Объединение автовокзалов и автостанций» Чалдушкина О.А. в судебном заседании иск не признала.

Суд, заслушав объяснение сторон, исследовав материалы дела, считает, что исковые требования подлежат удовлетворению. При этом суд исходит из следующего.

Материалами дела установлено, что в феврале-марте 2011 года Рузаевской межрайонной прокуратурой в рам­ках выполнения задания Прокуратуры Республики Мордовия от 02.02.2011 г. № 7-31-1-11/382 совместно с начальником отделения ОНД Рузаевского муниципаль­ного района УНД ГУ МЧС России по РМ ГР.Н. в присутствии на­чальника Рузаевского автовокзала ОАО «Объединение автовокзалов и автостан­ций» ГР.Е. проведена выездная проверка исполнения законодательства о пожарной безопасности в отношении ОАО «Объединение автовокзалов и авто­станций» в ходе которой были выявлены нарушения действующего законодательства, а именно: в нарушение пунктов 3,4 НПБ 110-03, пункта 9 табл. 1 прил. НПБ 110-03; п. 17 табл. 2 НПБ 104-03, здание Рузаевского автовокзала не оборудовано ав­томатической установкой пожарной сигнализации и системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожарах в зданиях и сооружениях;

в нарушение пункта 57 ППБ 01-03, пункта 2.12.17 ПТЭ, отсутствуют контрольные акты (протоколы) замера сопротивления изоляции внутренней ос­ветительной и силовой электрической проводки;

в нарушение пункта 53 ППБ 01-03 стены путей эвакуации и потолок из кабинета директора Рузаевского автовокзала облицованы сгораемым материа­лом (пластиковыми панелями);

в нарушение пункта 52 ППБ 01-03, двери эвакуационных выходов из здания вокзала завалены снегом;

в нарушение пунктов 40,53 ППБ 01-03, в помещении для отдыха води­телей в здании Рузаевского автовокзала смонтировано помещение мастерской по ремонту часов, стены которого выполнены из сгораемого материла (ДСП), вследствие чего произведено изменения объемно - планировочных решений, в результате которых ухудшаются условия безопасной эвакуации людей;

в нарушение пунктов 40,53 ППБ 01-03, на пути эвакуации к западному эвакуационному выходу смонтировано подсобное помещение для хранения хо­зяйственного инвентаря, стены которого выполнены из сгораемого материала (ДСП), вследствие чего произведено изменения объемно - планировочных реше­ний, в результате которых ухудшаются условия безопасной эвакуации людей;

в нарушение пункта 41 ППБ 01-03, в здании Рузаевского автовокзала от­сутствуют акты эксплуатационных испытаний наружной металлической пожар­ной лестницы, расположенной с западной стороны здания автовокзала;

в нарушение пункта 16 ППБ 01-03, в здании Рузаевского автовокзала от­сутствует план (схема) эвакуации людей в случае пожара разработанная в соот­ветствии с ГОСТ 12.2.143 - 2002, в дополнение к которому должна быть разра­ботана инструкция, определяющая действие персонала по обеспечению безопас­ной и быстрой эвакуации людей, по которой не реже одного раза в полугодие должны проводится практические тренировки всех задействованных для эвакуа­ции работников;

в нарушение пункта 60 ППБ 01-03, в помещении электрощитовой Руза­евского автовокзала осуществляется складирование горючих материалов;

в нарушение пункта 3 ППБ 01-03, пункта 1.82 СНиП 2.08.02 -89*, в по­мещении электрощитовой Рузаевского автовокзала отсутствует противопожар­ная (с пределом огнестойкости не менее 0,6 часа) дверь сертифицированная в области пожарной безопасности;

в нарушение пункта 51 ППБ 01-03, пункта 1.1-1.3 НПБ 160-97, здание
Рузаевского автовокзала не доукомплектовано знаками пожарной безопасности;

в нарушение пункта 13 ППБ 01-03, в помещениях Рузаевского автово­кзала не вывешены на видных местах таблички с указанием номера телефона вызова пожарной охраны;

в нарушение пункта 15 ППБ 01-03, в здании Рузаевского автовокзала
распорядительным документом не установлен соответствующий их пожарной опасности противопожарной режим, в том числе: не определены и не оборудо­ваны места для курения; не установлен порядок уборки горючих отходов; не оп­ределен порядок обесточивания электрооборудования в случае пожара и по окончании рабочего дня; не регламентированы порядок осмотра и закрытия помещения после окончания рабочего дня; не регламентированы действия ра­ботников при обнаружении пожара; не определен порядок и сроки прохождения противопожарного инструктажа и занятий по пожарно-техническому минимуму, а так же не назначен ответственный за их проведение);

в нарушение пунктов 38,40,51 ППБ 01-03, путь эвакуации к запасному
эвакуационному выходу, расположенному с южной стороны Рузаевского авто­вокзала проходит через помещение мастерской по ремонту обуви, режим работы которой не соответствует режиму работы Рузаевского автовокзала, в результате чего ухудшается условия безопасной эвакуации людей;

в нарушение пункта 15 прил. № 3 ППБ 01-03, на объекте не определено
лицо ответственное за приобретение, сохранность и готовность к действию пер­вичных средств пожаротушения;

в нарушение пункта 19 прил. № 3 ППБ 01-03, огнетушители в помеще­нии автовокзала размещены не на видных местах, вдали от выходов из помеще­ния;

в нарушение пункта 108 ППБ 01-03; пункта 4 прил. № 3 ППБ 01-03 в
помещение электрощитовой Рузаевского автовокзала отсутствует огнетушитель;

в нарушение пункта 90 ППБ 01-03 на здании Рузаевского автовокзала
отсутствует указатель до ближайшего водоисточника — пожарного гидранта.

Согласно ст.1 Федерального закона от 9 февраля 2007 г. №16-ФЗ «О транспортной безопасности», обеспечение транспортной безопасности - реализация определяемой государством системы правовых, экономических, организационных и иных мер в сфере транспортного комплекса, соответствующих угрозам совершения актов незаконного вмешательства. Объекты транспортной инфраструктуры -технологический комплекс, включающий в себя железнодорожные, трамвайные и внутренние водные пути, контактные линии, автомобильные дороги, тоннели, эстакады, мосты, вокзалы, железнодорожные и автобусные станции, метрополитены, морские торговые, рыбные, специализированные и речные порты, портовые средства, судоходные гидротехнические сооружения, аэродромы, аэропорты, объекты систем связи, навигации и управления движения транспортных средств, а также иные обеспечивающие функционирование транспортного комплекса здания, сооружения, устройства и оборудование.

В соответствии со статьей 4 данного закона, обеспечение транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств возлагается на субъекты транспортной инфраструктуры, если иное не установлено законодательством Российской Федерации. Объекты транспортной инфраструктуры и транспортные средства, обеспечение транспортной безопасности которых осуществляется исключительно федеральными органами исполнительной власти, определяются федеральными законами, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации. Государственный контроль и надзор в области обеспечения транспортной безопасности осуществляются уполномоченными федеральными органами исполнительной власти в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии со статьей 8 закона, требования по обеспечению транспортной безопасности, учитывающие уровни безопасности, предусмотренные статьей 7 настоящего Федерального закона, для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности Российской Федерации, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере экономического развития. Указанные требования являются обязательными для исполнения всеми субъектами транспортной инфраструктуры.

Правила организации пассажирских перевозок на автомобильном транспорте, утвержденные Приказом Минтранса РСФСР от 31 декабря 1981 г. № 200, устанавливают основные принципы организации пассажирских перевозок, порядок работы эксплуатационной службы республиканских объединений и главных управлений автомобильного транспорта, транспортных управлений, управлений пассажирского автомобильного транспорта, производственных объединений пассажирского автомобильного транспорта и автовокзалов и пассажирских автостанций, автотранспортных предприятий системы Министерства автомобильного транспорта РСФСР, осуществляющих пассажирские перевозки (в дальнейшем именуемых "автотранспортные предприятия и организации"). Правила обязательны для выполнения всеми работниками системы Министерства, имеющими отношение к работе пассажирского автотранспорта. Основными задачами автотранспортных предприятий и организаций, осуществляющих пассажирские перевозки, являются:

- полное удовлетворение потребностей населения в пассажирских автомобильных перевозках;

- обеспечение высокой культуры обслуживания пассажиров и безопасности перевозок;

- выполнение планов пассажирских перевозок;

- эффективное использование транспортных средств, неуклонное повышение производительности труда, максимальное снижение транспортных расходов;

- обобщение и распространение передовых методов работы.

Настоящие Правила должны обеспечить:

- слаженную работу всех подразделений и работников пассажирского автотранспорта, четкую организацию движения;

- доставку пассажиров в кратчайшие сроки;

- необходимые удобства пассажирам и высокую культуру их обслуживания в пути и на остановочных пунктах;

- безопасность движения;

- эффективное использование подвижного состава пассажирского автотранспорта;

- высокую производительность труда работников, занятых пассажирскими перевозками;

- выполнение государственного плана перевозок и основных технико-эксплуатационных, финансово-экономических показателей работы пассажирского автотранспорта.

Организация пассажирских перевозок включает:

- систематическое изучение пассажиропотоков;

- разработку на основе материалов обследований пассажиропотоков: рациональных маршрутных схем, предусматривающих при необходимости открытие новых и изменение направления существующих маршрутов; выбор типа и определение количества подвижного состава на маршрутах;

- нормирование скоростей движения автобусов;

- выбор систем организации движения автобусов с использованием рациональных режимов труда водителей;

- составление расписаний движения автобусов и графиков выпуска легковых таксомоторов на линию;

- координацию работы автомобильного транспорта с другими видами пассажирского транспорта;

- управление движением транспортных средств и оперативный контроль за регулярностью движения;

- обслуживание пассажиров на автовокзалах, автостанциях и в пути;

- разработку текущих и перспективных планов развития пассажирского автотранспорта городского, пригородного и междугородного сообщений.

Требования к оборудованию автовокзалов, утвержденные Приказом Минтранса РФ от 1 ноября 2010 г. N234, разработаны в соответствии с пунктом 20 Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2009 г. N112. Требования к оборудованию автовокзалов обязательны для выполнения юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями, владеющими автовокзалами на правах собственности или ином законном основании. Владельцы автовокзалов выполняют наряду с настоящими Требованиями иные обязательные требования, предусмотренные законодательством Российской Федерации, нормативными актами, техническими требованиями и санитарными нормами и правилами.

Правила перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 14 февраля 2009г. № 112, устанавливают порядок организации различных видов перевозок пассажиров и багажа, предусмотренных Федеральным Законом «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта», в том числе требования к перевозчикам, фрахтовщикам и владельцам объектов транспортной инфраструктуры, условия таких перевозок, а также условия предоставления транспортных средств для таких перевозок.

Судом установлено, что в нарушение пунктов 3,4 НПБ 110-03, пункта 9 табл. 1 прил. НПБ 110-03; п. 17 табл. 2 НПБ 104-03, здание Рузаевского автовокзала не оборудовано ав­томатической установкой пожарной сигнализации и системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожарах в зданиях и сооружениях.

Вышеуказанное нарушение действующего законодательства является недопустимым, ставит под угрозу обеспечение безопасности граждан, находящихся в Рузаевском автовокзале, сохранение их жизни, здоровья и имущества.

В соответствии со статьей 67 ГПК Российской Федерации суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы.

На основании изложенного суд считает, необходимым обязать ОАО «Объединение автовокзалов и автостанций» оборудовать здание Рузаевского автовокзала автоматической установкой пожарной сигнализации и системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожарах в зданиях и сооружениях.

В соответствии со статьей 103 ГПК Российской Федерации издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.

С учетом требований статьи 103 ГПК Российской Федерации и статьи 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации с общества с ОАО «Объединение автовокзалов и автостанций» в бюджет городского округа Саранск подлежит взысканию государственная пошлина в размере 4 000 рублей.

Исходя из изложенного, оценивая достаточность и взаимную связь представленных сторонами доказательств в их совокупности, разрешая дело по представленным доказательствам, в пределах заявленных истцом требований и по указанным ими основаниям, руководствуясь статьями 45, 103, 194-199 ГПК Российской Федерации, суд

р е ш и л:

исковые требования Прокурора Рузаевской межрайонной прокуратуры, действующего в интересах неопределенного круга лиц, о понуждении ОАО «Объединение автовокзалов и автостанций» выполнить мероприятия по устранению нарушений требований пожарной безопасности удовлетворить.

Обязать ОАО «Объединение автовокзалов и автостанций» оборудовать здание Рузаевского автовокзала автоматической установкой пожарной сигнализации и системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожарах в зданиях и сооружениях.

Взыскать с ОАО «Объединение автовокзалов и автостанций» в бюджет городского округа Саранск государственную пошлину в размере 4000 рублей.

На решение суда может быть подана кассационная жалоба в Верховный Суд Республики Мордовия через Ленинский районный суд г. Саранска Республики Мордовия в течение десяти дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Председательствующий

Судья Ленинского районного суда

г. Саранска Республики Мордовия И.И. Бурлаков