О понуждении предоставить для копирования материалы служебной проверки



Дело № 2-886/2011

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

25 апреля 2011 года г. Саранск

Ленинский районный суд г. Саранска Республики Мордовия в составе:

председательствующего судьи Ериной Н.П.,

при секретаре судебного заседания Дирменжий О.В.,

с участием истца Акимова Н.П., его представителя – адвоката ВолковаД.И., действующего на основании ордера № 18 от 06 апреля 2011 года,

представителей ответчика Прокуратуры Республики Мордовия Каштановой Е.В., действующей по доверенности № 8-2д от 14 января 2011 года, Девятаевой А.В., действующей по доверенности № 11-6д от 04 апреля 2011 года,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Акимова Николая Павловича к Прокуратуре Республики Мордовия о признании незаконными действий, выразившихся в отказе в предоставлении возможности копирования материалов служебной проверки, констатации выводов о совершении действий, порочащих честь и достоинство прокурорского работника, а также постановке вопроса о пребывании в должности прокурора Инсарского района Республики Мордовия, понуждении предоставить для копирования материалы служебной проверки,

установил:

Акимов Н.П. обратился в суд с иском к Прокуратуре Республики Мордовия о признании незаконными действий, выразившихся в отказе в предоставлении возможности копирования материалов служебной проверки, констатации выводов о совершении действий, порочащих честь и достоинство прокурорского работника, а также постановке вопроса о пребывании в должности прокурора Инсарского района Республики Мордовия, понуждении предоставить для копирования материалы служебной проверки.

В обоснование исковых требований указал, что на основании рапорта старшего помощника прокурора республики от 11 января 2011 года, согласованного с прокурором республики, в отношении него была проведена служебная проверка. Поводом к проведению проверки послужило направление министром по природным ресурсам РМ докладной записки ведущего специалиста Минприроды РМ ГР.Н.

Проверка проводилась с 11 января 2011 года по 01 марта 2011 года. 01 марта 2011 года прокурором республики было утверждено заключение по результатам служебной проверки, в котором констатируется подтверждение сведений о совершении им проступка и действий, порочащих честь и достоинство прокурорского работника, а также ставится вопрос о ходатайстве перед Генеральным прокурором РФ о рассмотрении вопроса о его пребывании в должности прокурора Инсарского района.

10 марта 2011 года истец обратился к ответчику с заявлением о представлении копий или возможности копировать само заключение, а также материалы служебной проверки, которое оставлено без удовлетворения.

Считает, что данное заключение, а также отказ в предоставлении ему копий или возможности копирования материалов служебной проверки, в том числе самого заключения, являются незаконными.

Ничего из описанного в Заключении, что могло бы рассматриваться как порочащее звание прокурорского работника, он не совершал. Выводы ответчика о совершении им проступка и действий, порочащих честь и достоинство прокурорского работника, а также о постановке вопроса о ходатайстве перед Генеральным прокурором РФ о рассмотрении вопроса о его пребывании в должности прокурора Инсарского района, умаляют его достоинство и создают у Генерального прокурора России мнение о нем как о лице, не соблюдающем нормы законодательства о прохождении службы прокурорскими работниками, установленные ограничения в связи с занимаемой должностью.

В связи с чем просит суд признать действия прокуратуры Республики Мордовия в части отказа в предоставлении возможности копирования материалов служебной проверки незаконными, как нарушающими его права на отстаивание своих интересов, признать действия прокуратуры Республики Мордовия в части констатации выводов о совершении им действий, порочащих честь и достоинство прокурорского работника, а также постановке вопроса перед Генеральным прокурором РФ о рассмотрении вопроса о его пребывании в должности прокурора Инсарского района, незаконными и обязать ответчика предоставить в полном объеме для копирования материалы служебной проверки в отношении него.

В судебном заседании истец Акимов Н.П. и его представитель – адвокат ВолковД.И. исковые требования поддержали, просили их удовлетворить.

Представители ответчика Прокуратуры Республики Мордовия Каштанова Е.В. и Девятаева А.В. в судебном заседании исковые требования не признали, суду пояснили, что Акимову Н.П. была предоставлена возможность ознакомления с материалами служебной проверки, которой он воспользовался. Приказом Генерального прокурора РФ от 18 апреля 2008 года № 70 не предусмотрена обязанность по выдаче копий материалов служебной проверки. Какого-либо решения на основании оспариваемого заключения служебной проверки не принималось, в связи с чем на данный момент его нельзя рассматривать как документ, повлекший для истца какие-либо правовые последствия, нарушившие его трудовые права.

Выслушав пояснения сторон, исследовав письменные материалы дела, суд считает необходимым прекратить производство по делу в части исковых требований Акимова Н.П. о признании незаконными действий прокуратуры Республики Мордовия, выразившихся в констатации выводов о совершении им действий, порочащих честь и достоинство прокурорского работника, а также постановке вопроса перед Генеральным прокурором РФ о рассмотрении вопроса о его пребывании в должности прокурора Инсарского района, исходя из следующего.

Материалами дела установлено, что 11 января 2011 года на основании рапорта старшего помощника прокурора Республики Мордовия ГР.Д. прокурором республики поручено проведение служебной проверки в отношении прокурора Инсарского района Акимова Н.П.

Поводом к проведению проверки послужило обращение Министра лесного, охотничьего хозяйства и природопользования Республики Мордовия Шумкина В.Т.

На основании рапорта старшего помощника прокурора Республики Мордовия ГР.Д. от 28 января 2011 года срок проведения проверки продлен до принятия решения в порядке ст.ст. 144, 145 УПК РФ.

28 февраля 2011 года по результатам служебной проверки составлено заключение, которое утверждено прокурором республики 01 марта 2011 года.

Согласно данному заключению в ходе проверки установлено, что в действиях Акимова Н.П. имеет место нарушение приказа Генерального прокурора РФ от 17.03.2010 № 114 «Об утверждении и введении в действие Ко­декса этики прокурорского работника Российской Федерации и Концепции воспитательной работы в системе прокуратуры Российской Федерации», прися­ги прокурора, этических норм и правил поведения государственного служаще­го.

Акимов Н.П., являясь прокурором и будучи призванным непримиримо бо­роться с любыми нарушениями закона, от кого бы эти нарушения не исходили, неуклонно стоять на страже прав и свобод граждан, способствовать построе­нию и укреплению правового государства, дорожить честью прокурорского ра­ботника, своими действиями допустил нарушение прокурорской этики, совер­шил проступки, дискредитирующие систему органов прокуратуры, нарушил присягу и опорочил честь прокурорского работника, за что подлежит увольне­нию из органов прокуратуры.

По результатам служебной проверки старший помощник прокурора Республики Мордовия ГР.Д. полагает целесообразным ходатайствовать перед Генеральной прокуратурой РФ о рассмотрении вопроса о пребывании прокурора Инсарского района Республики Мордовия старшего советника юстиции Акимова Н.П. в занимаемой должности.

01 марта 2011 года в адрес истца было направлено уведомление об окончании служебной проверки и разъяснено право на ознакомление с заключением служебной проверки в прокуратуре Республики Мордовия.

16 марта 2011 года представление об освобождении от должности и увольнении из органов прокуратуры истца и материалы служебной проверки были направлены Генеральному прокурору Российской Федерации для согласования.

В соответствии со статьей 129 Конституции Российской Федерации прокуратура Российской Федерации составляет единую централизованную систему с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору Российской Федерации.

Полномочия, организация и порядок деятельности прокуратуры Российской Федерации определяются федеральным законом.

В силу статьи 17 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» Генеральный прокурор Российской Федерации руководит системой прокуратуры Российской Федерации, издает обязательные для исполнения всеми работниками органов и учреждений прокуратуры приказы, указания, распоряжения, положения и инструкции, регулирующие вопросы организации деятельности системы прокуратуры Российской Федерации и порядок реализации мер материального и социального обеспечения указанных работников.

Согласно статье 41.7. Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» за неисполнение или ненадлежащее исполнение работниками своих служебных обязанностей и совершение проступков, порочащих честь прокурорского работника, руководители органов и учреждений прокуратуры имеют право налагать на них следующие дисциплинарные взыскания: замечание; выговор; строгий выговор; понижение в классном чине; лишение нагрудного знака «За безупречную службу в прокуратуре Российской Федерации»; лишение нагрудного знака «Почетный работник прокуратуры Российской Федерации»; предупреждение о неполном служебном соответствии; увольнение из органов прокуратуры.

Генеральный прокурор Российской Федерации имеет право налагать на прокурорских работников дисциплинарные взыскания в полном объеме.

Генеральный прокурор Российской Федерации определяет полномочия соответствующих руководителей по привлечению к дисциплинарной ответственности работников, назначаемых на должность Генеральным прокурором Российской Федерации.

В целях единообразного применения ст. 41.7 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» при решении вопросов о привлечении работников органов и учреждений прокуратуры к дисциплинарной ответственности, а также других вопросов работы с кадрами, был издан Приказ Генпрокуратуры РФ от 06 августа 2002 № 48 «О полномочиях руководителей органов и учреждений прокуратуры Российской Федерации в дисциплинарной и некоторых других сферах», в соответствии с которым на прокуроров субъектов Российской Федерации возложены обязанности по наложению дисциплинарных взысканий на работников, назначенных на должность Генеральным прокурором Российской Федерации (кроме своих заместителей), за исключением понижения их в классном чине, лишения нагрудных знаков «Почетный работник прокуратуры Российской Федерации», «За безупречную службу в прокуратуре Российской Федерации», а также увольнения из органов прокуратуры.

В соответствии с пунктом 2 статьи 13 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» прокуроры городов и районов, прокуроры специализированных прокуратур назначаются на должность и освобождаются от должности Генеральным прокурором Российской Федерации, подчинены и подотчетны вышестоящим прокурорам и Генеральному прокурору Российской Федерации.

Из чего следует, что дисциплинарное взыскание в виде увольнения на истца может быть наложено только Генеральным прокурором Российской Федерации.

Приказом Генпрокуратуры РФ от 18.04.2008 № 70 «О проведении проверок (служебных расследований) в отношении прокурорских работников органов и учреждений прокуратуры Российской Федерации» установлено, что проверке подлежат обращения граждан, органов государственной власти и органов местного самоуправления, информация, поступившая из органов МВД России, ФСБ России, других правоохранительных органов и специальных служб, общественных организаций, сообщения средств массовой информации и иных источников о совершении прокурорскими работниками органов и учреждений прокуратуры и Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации административных правонарушений, проступков, порочащих честь прокурорского работника, а также нарушении ими требований Присяги прокурора (следователя).

Решение о проведении проверки (служебного расследования) в прокуратурах субъектов Российской Федерации, приравненных к ним военных и иных специализированных прокуратурах принимать руководителю прокуратуры, к компетенции которого относится назначение на занимаемую должность прокурорского работника, а в отношении прокуроров городов и районов, приравненных к ним прокуроров - прокурору субъекта Российской Федерации, приравненному к нему военному прокурору и прокурору иной специализированной прокуратуры.

Срок проведения проверки составляет 30 дней, если законодательством не установлен иной срок. В случае необходимости и при наличии оснований срок проверки продлевать лицу, давшему указание о ее проведении.

Не позднее суток с момента завершения проверки (служебного расследования) письменно уведомлять прокурорского работника, в отношении которого она проводилась, о результатах, а при наличии письменного ходатайства - знакомить его с материалами проверки (служебного расследования).

При этом заключение по результатам проверки содержит лишь выводы проводившего ее сотрудника о наличии или отсутствии фактов совершения прокурорским работником проступков, порочащих его честь и достоинство.

Окончательное решение о том, имеется ли в действиях конкретного лица проступок, порочащий честь и достоинство прокурорского работника, за совершение которого он подлежит увольнению со службы, принимает прокурор, уполномоченный налагать дисциплинарное взыскание в виде увольнения.

В силу пункта 7 Приложения № 2 к Инструкции по учету кадров прокурорских работников в органах и учреждениях прокуратуры Российской Федерации, утвержденной Приказом Генпрокуратуры РФ от 09.11.2009 №983-к, материал проверки прилагается к представлению об освобождении от должности и увольнении за ненадлежащее исполнение служебных обязанностей или нарушение Присяги прокурора (следователя), а также совершение проступка, порочащего честь прокурорского работника.

Как установлено в судебном заседании и не оспаривается сторонами, какого-либо решения на основании представления прокурора Республики Мордовия Сергиенко А.А. об освобождении истца от занимаемой должности и увольнении, а также на основании материалов служебной проверки, на момент рассмотрения дела не принято. Письмом от 07 апреля 2011 года за №32-61-2011 указанное представление и материалы служебной проверки возвращены в адрес прокурора республики.

Таким образом, на данный момент времени заключение служебной проверки, в том числе содержащиеся в нем выводы о совершении истцом действий, порочащих честь и достоинство прокурорского работника, и постановка вопроса о его пребывании в занимаемой должности, не повлекли для истца каких-либо правовых последствий, в частности, нарушающих его трудовые права.

Как документ, послуживший основанием для привлечения к дисциплинарной ответственности, указанное заключение может быть оспорено после наложения дисциплинарного взыскания.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что оспариваемыми действиями ответчика не затрагиваются права, свободы и законные интересы истца, не создаются препятствия к осуществлению им своих прав и свобод, на него не возлагается какая-либо обязанность, и он не привлекается к какой-либо ответственности.

В соответствии со статьей 220 ГПК Российской Федерации суд прекращает производство по делу в случае, если дело не подлежит рассмотрению и разрешению в суде в порядке гражданского судопроизводства по основаниям, предусмотренным пунктом 1 части 1 статьи 134 настоящего Кодекса.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 134 ГПК Российской Федерации судья отказывает в принятии искового заявления в случае, если заявление не подлежит рассмотрению и разрешению в порядке гражданского судопроизводства, поскольку заявление предъявлено в защиту прав, свобод или законных интересов другого лица гражданином, которым настоящим Кодексом или другими федеральными законами не предоставлено такое право; в заявлении, поданном от своего имени, оспариваются акты, которые не затрагивают права, свободы или законные интересы заявителя.

В связи с этим производство по делу в части исковых требований Акимова Н.П. о признании незаконными действий прокуратуры Республики Мордовия, выразившихся в констатации выводов о совершении им действий, порочащих честь и достоинство прокурорского работника, а также постановке вопроса перед Генеральным прокурором РФ о рассмотрении вопроса о его пребывании в должности прокурора Инсарского района, подлежит прекращению.

Руководствуясь статьями 220, 221, 224, 225 ГПК РФ, суд

определил:

производство по делу по иску Акимова Николая Павловича к Прокуратуре Республики Мордовия о признании незаконными действий, выразившихся в отказе в предоставлении возможности копирования материалов служебной проверки, констатации выводов о совершении действий, порочащих честь и достоинство прокурорского работника, а также постановке вопроса о пребывании в должности прокурора Инсарского района Республики Мордовия, и понуждении предоставить для копирования материалы служебной проверки в части исковых требований Акимова Николая Павловича о признании незаконными действий прокуратуры Республики Мордовия, выразившихся в констатации выводов о совершении им действий, порочащих честь и достоинство прокурорского работника, а также постановке вопроса перед Генеральным прокурором РФ о рассмотрении вопроса о его пребывании в должности прокурора Инсарского района, прекратить.

Определение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Мордовия через Ленинский районный суд г.Саранска в течении 10 дней.

Председательствующий Н.П. Ерина