Дело № 2-997/2011
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
29 апреля 2011 года г. Саранск
Ленинский районный суд г. Саранска Республики Мордовия в составе:
председательствующего судьи Ериной Н.П.,
при секретаре судебного заседания Дирменжий О.В.,
с участием истицы Пискуновой С.В., ее представителя Дермичева С.В., действующего по доверенности от 18 апреля 2011 года,
третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне истицы Фениной И.В., ДермичевойЕ.А.,
представителя ответчика Администрации городского округа Саранск Стансковой Е.В., действующей на основании доверенности №261-д от 08 декабря 2010 года,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Пискуновой Софьи Васильевны к Администрации городского округа Саранск о признании незаконным заключения межведомственной комиссии, Постановления Главы Администрации городского округа Саранск об отказе в постановке на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и понуждении поставить на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий,
установил:
Пискунова С.В. обратилась в суд с иском к Администрации городского округа Саранск о признании незаконными действий и постановления Главы Администрации городского округа Саранск от 31 декабря 2010 года об отказе в постановке на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, признании ее нуждающейся в улучшении жилищных условий и постановке на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
В обоснование исковых требований указала, что она является ветераном ВОВ, ветераном труда, тружеником тыла, вдовой ветерана -участника Великой Отечественной войны и проживает в жилом помещении по адресу: <адрес>, которое принадлежит ей на праве собственности.
Она обратилась в Жилищное управление Администрации городского округа Саранск с заявлением о постановке ее на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, приложив все необходимые документы.
Постановлением Главы Администрации городского округа Саранск от 31 декабря 2010 года № 3698 ей было отказано в постановке на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий по тому основанию, что представлены документы, не подтверждающие ее право состоять на учете в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, она обеспечена общей площадью на одного человека более учетной нормы - 12,5 кв.метра.
Считает данный отказ незаконным, так как ею были представлены документы, подтверждающие, что ее семья состоит из 7 человек, проживающих в жилом доме, общей площадью 59,1 кв.м. На одного человека приходится - 8,44 кв.м.
В связи с чем просила суд признать незаконными действия Администрации городского округа Саранск и постановление Главы Администрации городского округа Саранск от 31 декабря 2010 года №3698 об отказе в постановке ее на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, признать ее нуждающейся в улучшении жилищных условий и поставить на учет с 31 декабря 2010 года.
29 апреля 2011 года Пискунова С.В. заявленные исковые требования уточнила, просила суд признать незаконным заключение межведомственной комиссии № 14/11 от 27 января 2011 года, признать незаконным Постановление Главы Администрации городского округа Саранск от 31 декабря 2010 года № 3698 об отказе в постановке ее на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, обязать Администрацию городского округа Саранск признать ее нуждающейся в улучшении жилищных условий и поставить на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных. Дополнительно указала, что принадлежащее ей жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, является непригодным для проживания. Оно находится в зоне подтопления, не соответствует требованиям СНиП, имеет износ 63 % и угрожает жизни и здоровью граждан.
В судебном заседании истица Пискунова С.В. и ее представитель Дермичев С.В. исковые требования поддержали и просили удовлетворить по основаниям, изложенным в иске.
Третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне истицы Фенина И.В., ДермичеваЕ.А. в судебном заседании исковые требования Пискуновой С.В. поддержали.
Третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне истицы Пискунов М.П., ДермичевЕ.В., Дермичева О.В. в судебное заседание не явились, просили рассмотреть дело в их отсутствие, о чем предоставили в суд заявления.
Представитель ответчика Администрации городского округа Саранск Станскова Е.В. в судебном заседании исковые требования не признала, просила отказать в их удовлетворении.
Заслушав пояснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные доказательства, суд считает исковые требования подлежащими удовлетворению, при этом исходя из следующего.
Из материалов дела следует, что Пискунова С.В. является участницей Великой Отечественной войны, супругой умершего участника Великой Отечественной войны, что подтверждается удостоверением серии ВВ №6416283 от 24 декабря 2004 года и справкой ГУ «Социальная защита населения по городскому округа Саранск» № 106 от 13 апреля 2010 года.
21 декабря 2010 года Пискунова С.В. обратилась в Администрацию городского округа Саранск с заявлением о постановке ее на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий с помощью мер государственной поддержки.
Постановлением Главы Администрации городского округа Саранск №3698 от 31 декабря 2010 года истице было отказано в постановке на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий по тому основанию, что ею представлены документы, которые не подтверждают право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий; обеспечена общей площадью жилого помещения на одного члена семьи более учетной нормы – 12,5 кв.м. (подпункт 2 пункта 10, подпункт 2 пункта 4 Правил учета граждан, утвержденных постановлением Правительства Республики Мордовия от 25 августа 2005 года № 335).
Данное постановление Главы Администрации городского округа Саранск является незаконным по следующим основаниям.
Согласно справке Саранского отделения филиала ФГУП «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ» по Республике Мордовия от 14 декабря 2010 года за № 6025 Пискунова С.В. является собственницей жилого дома, 1957 года постройки, расположенного по адресу: <адрес>, общей площадью 59,1 кв.м., жилой площадью 49,5 кв.м.
Из Акта проверки жилищных условий от 20 декабря 2010 года следует, что Пискунова С.В. проживает в <адрес> с составом семьи из 7 человек. Дом деревянный, комнаты сырые, темные, плохо отапливаемые. В доме холодная вода, газовое отопление (котел), телефон. Уборная на улице. Согласно заключению комиссии, проводившей проверку жилищных условий истицы, она нуждается в улучшении жилищных условий, так как дом находится в плохом состоянии, стоит на затопленной территории.
Согласно заключению № 14/11 от 27 января 2011 года Межведомственной комиссией, назначенной распоряжением Главы Администрации города Саранска от 29 августа 2005 года № 2031р, было принято решение о необходимости и возможности проведения капитального ремонта, реконструкции жилого помещения по адресу: <адрес>, с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилого помещения в соответствие с установленными требованиями и после их завершения – о продолжении, по инициативе собственника, процедуры оценки.
В соответствии с пунктами 4, 10 Правил учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, которые в соответствии с действующим законодательством имеют право на государственную поддержку в строительстве или приобретении жилья, утвержденных постановлением Правительства Республики Мордовия от 25 августа 2005 года № 335, нуждающимися в улучшении жилищных условий признаются граждане:
1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения;
2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы;
3) проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям;
4) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности, в соответствии с перечнем соответствующих заболеваний, установленным нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий допускается в случае, если:
1) не представлены предусмотренные пунктом 7 настоящих Правил документы;
2) представлены документы, которые не подтверждают право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий;
3) не истек пятилетний срок после совершения гражданином сделки, приведшей к намеренному ухудшению жилищных условий, за исключением случаев, если независимо от совершения указанной сделки гражданин может быть признан нуждающимся в улучшении жилищных условий;
4) право на улучшение жилищных условий с использованием различных форм государственной поддержки ранее реализовано.
Согласно пунктам 2 и 3 статьи 15 Жилищного кодекса РФ жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства (далее - требования)).
Порядок признания помещения жилым помещением и требования, которым должно отвечать жилое помещение, устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
В соответствии с пунктами 33 и 34 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28 января 2006 года №47, основанием для признания жилого помещения непригодным для проживания является наличие выявленных вредных факторов среды обитания человека, которые не позволяют обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан вследствие:
ухудшения в связи с физическим износом в процессе эксплуатации здания в целом или отдельными его частями эксплуатационных характеристик, приводящего к снижению до недопустимого уровня надежности здания, прочности и устойчивости строительных конструкций и оснований;
изменения окружающей среды и параметров микроклимата жилого помещения, не позволяющих обеспечить соблюдение необходимых санитарно-эпидемиологических требований и гигиенических нормативов в части содержания потенциально опасных для человека химических и биологических веществ, качества атмосферного воздуха, уровня радиационного фона и физических факторов наличия источников шума, вибрации, электромагнитных полей.
Жилые помещения, расположенные в полносборных, кирпичных и каменных домах, а также в деревянных домах и домах из местных материалов, имеющих деформации фундаментов, стен, несущих конструкций и значительную степень биологического повреждения элементов деревянных конструкций, которые свидетельствуют об исчерпании несущей способности и опасности обрушения, являются непригодными для проживания вследствие признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.
Согласно Акту обследования технического состояния одноэтажного жилого дома <адрес> г.Саранска, составленному экспертами Мордовского центра технической диагностики, экспертизы и реконструкции опасных производственных объектов ГОУВПО «Мордовский государственный университет имени Н.П. Огарева», на основании проведенного обследования экспертная комиссия пришла к следующему заключению. Конструктивные особенности и техническое состояние некоторых участков несущих и ограждающих конструкций дома <адрес> г. Саранска: фундаментов, стен, перекрытий и крыши не удовлетворяют многим требованиям строительных, теплотехнических, санитарно-гигиенических норм вследствие нарушения функциональных и эксплуатационных характеристик. Многие конструкции из-за длительной эксплуатации имеют значительный физический износ и неудовлетворительное состояние. Хотя наружная и внутренняя отделка дома поддерживается хозяевами в удовлетворительном состоянии, производится покраска, косметический ремонт.
Жилые и подсобные строения расположены на территории затапливаемой паводковыми водами.
Техническое состояние бутовых фундаментов дома и пристроя - ограниченно-работоспособное из-за неравномерных деформаций, снижения прочности связки и жесткости.
Фундаменты (деревянные стулья) холодной пристройки в неудовлетворительном состоянии из-за поражения гнилью.
Техническое состояние бревенчатых стен дома (лит. А) - ограниченно-работоспособное из-за деформаций, перекосов и поражения многих венцов гнилью, трещинами, нарушения герметичности.
Конструкция и техническое состояние чердачного перекрытия дома и пристроев ограниченно-работоспособное вследствие снижения несущей способности, повышенной зыбкости и деформативности.
Конструкция и техническое состояние стропильной системы крыши дома и пристроев ограниченно-работоспособное вследствие деформаций, ослабления соединений и узлов, поражение гнилью древесины деталей крыши и узлов, наличия дополнительных усилений и накладок стропил, подпорок для укрепления ослабленных элементов и узлов.
В доме отсутствуют санузлы, горячее водоснабжение, канализация. Большинство коммуникаций, ненесущих элементов (окна, двери, полы, электропроводка, отопление) имеют значительный физический и моральный износ и находятся в неудовлетворительном состоянии.
Физический износ основных несущих и ограждающих конструкций и других элементов бревенчатого дома за лит. А составляет 63 %, каркасно-засыпного пристроя за лит.А1. - 62 %.
На основании чего комиссия пришла к выводу, что указанный жилой дом для проживания пригоден ограниченно вследствие значительного поражения гнилью, наличия деформаций, дефектов, дополнительных усилений и нарушения многих функциональных и эксплуатационных характеристик несущих и ограждающих конструкций, а также неудовлетворительного состояния большинства ненесущих элементов и инженерных коммуникаций. Жилые и подсобные строения расположены на территории затапливаемой паводковыми водами. И на этой территории невозможно при помощи инженерных и проектных решений предотвратить подтопление участка.
При этом правильность выводов, содержащихся в вышеуказанном Акте обследования, у суда не вызывает сомнений, поскольку они сделаны в результате натурного обследования технического состояния жилого дома, изучения технической документации по состоянию на 29 декабря 2010 года и работы с нормативной документацией.
На основании вышеизложенного суд приходит к выводу о том, что принадлежащий истице жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, в результате значительного физического износа (ветхости) имеет недопустимый уровень надежности здания, прочности и устойчивости строительных конструкций и оснований, не отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, вследствие чего является непригодным для проживания.
Таким образом, заключение межведомственной комиссии № 14/11 от 27 января 2011 года о необходимости и возможности проведения капитального ремонта, реконструкции жилого помещения по адресу: <адрес>, является незаконным и необоснованным.
Поскольку, как установлено в судебном заседании, истица проживает в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям, довод Администрации городского округа Саранск об обеспеченности истицы общей площадью жилого помещения на одного члена семьи более учетной нормы является несостоятельным.
В связи с чем оснований для отказа в принятии истицы ПискуновойС.В. на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, предусмотренных пунктом 10 Правил учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, которые в соответствии с действующим законодательством имеют право на государственную поддержку в строительстве или приобретении жилья, утвержденных постановлением Правительства Республики Мордовия от 25 августа 2005 года № 335, не имеется.
В соответствии с указанными Правилами под признанием гражданина нуждающимся в улучшении жилищных условий понимается издание главой администрации муниципального образования постановления администрации муниципального образования о постановке гражданина на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий.
При таких обстоятельствах, суд считает необходимым исковые требования Пискуновой С.В. удовлетворить, признать незаконным заключение межведомственной комиссии № 14/11 от 27 января 2011 года, признать незаконным Постановление Главы Администрации городского округа Саранск от 31 декабря 2010 года № 3698 об отказе в постановке ее на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, обязать Администрацию городского округа Саранск признать ее нуждающейся в улучшении жилищных условий и поставить на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных.
В соответствии со статьей 67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы.
Исходя из изложенного, оценивая достаточность и взаимную связь представленных сторонами доказательств в их совокупности, разрешая дело по представленным доказательствам, в пределах заявленных истицей требований и по указанным ею основаниям, руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
исковые требования Пискуновой Софьи Васильевны удовлетворить.
Признать незаконным заключение межведомственной комиссии №14/11 от 27 января 2011 года о необходимости и возможности проведения капитального ремонта жилого дома по адресу: <адрес>.
Признать незаконным Постановление Главы Администрации городского округа Саранск от 31 декабря 2010 года № 3698 об отказе Пискуновой Софье Васильевне в постановке на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Обязать Администрацию городского округа Саранск признать Пискунову Софью Васильевну нуждающейся в улучшении жилищных условий и поставить на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
На решение суда может быть подана кассационная жалоба в Верховный Суд Республики Мордовия через Ленинский районный суд г. Саранска в течение десяти дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Председательствующий Н.П. Ерина