Дело №2-1015/2011
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
26 апреля 2011 года г.Саранск
Ленинский районный суд г.Саранска Республики Мордовия в составе:
председательствующего судьи Ериной Н.П.,
при секретаре судебного заседания Дирменжий О.В.,
с участием истицы Милешиной Е.В., ее представителя – адвоката Галаева В.К., действующего по ордеру № 102 от 19 апреля 2011 года,
представителя ответчика Администрации городского округа Саранск Стансковой Е.В., действующей по доверенности № 261-д от 08 декабря 2010 года,
третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика председателя ликвидационной комиссии МП городского округа Саранск «Парикмахерские услуги «Юнона» Безруковой М.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Милешиной Елены Владимировны к Администрации городского округа Саранск о взыскании заработной платы, компенсации за неиспользованный отпуск, выходного пособия и компенсации морального вреда,
установил:
Милешина Е.В. обратилась в суд с иском к Администрации городского округа Саранск о взыскании заработной платы, компенсации за неиспользованный отпуск, выходного пособия и компенсации морального вреда.
В обоснование заявленных исковых требований указала, что с 10 мая 1995 года по 13 января 2011 года она работала парикмахером в Муниципальном предприятии г.о. Саранск «Парикмахерские услуги «Юнона», откуда была уволена 13 января 2011 года в связи с ликвидацией указанного предприятия.
Ответчик в лице руководства указанного МП г.о. Саранск «Парикмахерские услуги «Юнона» сведения о ее увольнении с работы в связи с ликвидацией предприятия в Государственное казенное учреждение РМ «Центр занятости населения г. Саранск» не сообщил. Такое сообщение для представления в указанный Центр занятости населения г. Саранска ей было выдано 01 марта 2011 года, в связи с чем в указанном центре она поставлена на учет как безработная 02 марта 2011 года с оплатой пособия с 14 марта 2011 года.
Заработная плата, компенсация за неиспользованный отпуск и выходное пособие при увольнении с работы в связи с ликвидацией предприятия в размере, рассчитанном ликвидационной комиссией МП г.о. Саранск «Парикмахерские услуги «Юнона», до настоящего времени ей не выплачены.
Она проживает одна с ребенком и кроме зарплаты и детского пособия в размере <данные изъяты> никаких средств к существованию не имеет. Ей приходится занимать денежные средства в долг. В связи с чем считает, что ей причинен моральный вред, выразившийся в унижении, страданиях и переживаниях, который она оценивает в 25 000 рублей.
По указанным основаниям просит суд взыскать с Администрации городского округа Саранск в ее пользу причиненный ей материальный ущерб в размере 21 103 руб. 89 коп. (задолженность по заработной плате, компенсация за неиспользованный отпуск и выходные пособия) в связи с увольнением с работы из МП г.о. Саранск «Парикмахерские услуги «Юнона», а также причиненный ей моральный вред в размере 25 000 рублей, а всего 46 103 руб. 89 коп.
В судебном заседании истица Милешина Е.В. и ее представитель – адвокат Галаев В.К. заявленные исковые требования поддержали по основаниям, изложенным в иске, и просили их удовлетворить.
Представитель ответчика Администрации городского округа Саранск Станскова Е.В. в судебном заседании исковые требования не признала, просила отказать в их удовлетворении. Суду пояснила, что Администрация городского округа Саранск является ненадлежащим ответчиком по настоящему спору, поскольку в силу статьи 7 Федерального закона «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» муниципальное образование не несет ответственность по обязательствам муниципального предприятия. От имени ликвидируемого предприятия выступает ликвидационная комиссия.
Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика - председатель ликвидационной комиссии МП городского округа Саранск «Парикмахерские услуги «Юнона» Безрукова М.В. в судебном заседании против удовлетворения исковых требований не возражала, суду пояснила, что в настоящее время денежных средств для погашения задолженности перед работниками нет. Заработная плата, компенсация за неиспользованный отпуск и выходные пособия будут выплачены после продажи имущества предприятия.
Суд, выслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, считает необходимым исковые требования Милешиной Е.В. оставить без удовлетворения, при этом исходя из следующего.
Из материалов дела следует, что приказом № 16 от 18 мая 1995 года Милешина Е.В. была принята на работу в Муниципальное производственно-коммерческое предприятие парикмахерских услуг «Юнона» женским парикмахером.
29 декабря 1995 года Муниципальное производственно-коммерческое предприятие парикмахерских услуг «Юнона» переименовано в муниципальное унитарное предприятие г.Саранска Парикмахерские услуги «Юнона», 23 июня 2003 года – в муниципальное предприятие г.Саранска «Парикмахерские услуги «Юнона», а 30 марта 2007 года – в муниципальное предприятие городского округа Саранск «Парикмахерские услуги «Юнона».
В соответствии с пунктом 1.4 Устава МП городского округа Саранск «Парикмахерские услуги «Юнона» собственником имущества и Учредителем предприятия от имени муниципального образования городского округа Саранск выступает Администрация городского округа Саранск.
13 ноября 2010 года Главой Администрации городского округа Саранск издано постановление за № 3114, которым постановлено: ликвидировать Муниципальное предприятие городского округа Саранск «Парикмахерские услуги «Юнона» в связи с достижением цели, ради которой оно было создано, назначить ликвидационную комиссию и утвердить прилагаемый состав.
В этот же день, а именно 13 ноября 2010 года, истица была уведомлена о том, что 13 января 2011 года в связи с ликвидацией предприятия с ней будет расторгнут трудовой договор по пункту 1 части 1 статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации.
Приказом председателя ликвидационной комиссии МП городского округа Саранск «Парикмахерские услуги «Юнона» Безруковой М.В. от 11 января 2011 года № 1-к Милешина Е.В. уволена с занимаемой должности женского парикмахера с 13 января 2011 года по пункту 1 части 1 статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации.
В силу статьи 21 Трудового кодекса Российской Федерации работник имеет право на своевременную и в полном объеме выплату заработной платы в соответствии со своей квалификацией, сложностью труда, количеством и качеством выполненной работы.
В соответствии с абзацем четвертым статьи 80 Трудового кодекса Российской Федерации в последний день работы работодатель обязан выдать работнику трудовую книжку, другие документы, связанные с работой, по письменному заявлению работника и произвести с ним окончательный расчет.
В судебном заседании установлено и не оспаривается сторонами, что при увольнении окончательный расчет с Милешиной Е.В. произведен не был.
По правилам, установленным статьей 178 Трудового кодекса Российской Федерации, при расторжении трудового договора в связи с ликвидацией организации (пункт 1 части первой статьи 81 настоящего Кодекса) либо сокращением численности или штата работников организации (пункт 2 части первой статьи 81 настоящего Кодекса) увольняемому работнику выплачивается выходное пособие в размере среднего месячного заработка, а также за ним сохраняется средний месячный заработок на период трудоустройства, но не свыше двух месяцев со дня увольнения (с зачетом выходного пособия).
Вместе с тем, настоящий иск предъявлен Милешиной Е.В. к ненадлежащему ответчику.
Так, согласно статье 61 Гражданского кодекса Российской Федерации ликвидация юридического лица влечет его прекращение без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом.
Юридическое лицо может быть ликвидировано, в том числе, по решению его учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами, в том числе в связи с истечением срока, на который создано юридическое лицо, с достижением цели, ради которой оно создано.
В соответствии со статьей 62 Гражданского кодекса Российской Федерации учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, обязаны незамедлительно письменно сообщить об этом в уполномоченный государственный орган для внесения в единый государственный реестр юридических лиц сведения о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации.
Учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, назначают ликвидационную комиссию (ликвидатора) и устанавливают порядок и сроки ликвидации в соответствии с настоящим Кодексом, другими законами.
С момента назначения ликвидационной комиссии к ней переходят полномочия по управлению делами юридического лица. Ликвидационная комиссия от имени ликвидируемого юридического лица выступает в суде.
По правилам, установленным статьей 63 Гражданского кодекса РФ, ликвидационная комиссия помещает в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридического лица, публикацию о его ликвидации и о порядке и сроке заявления требований его кредиторами. Этот срок не может быть менее двух месяцев с момента публикации о ликвидации.
Ликвидационная комиссия принимает меры к выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности, а также письменно уведомляет кредиторов о ликвидации юридического лица.
После окончания срока для предъявления требований кредиторами ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс, который содержит сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица, перечне предъявленных кредиторами требований, а также о результатах их рассмотрения.
Промежуточный ликвидационный баланс утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшими решение о ликвидации юридического лица. В случаях, установленных законом, промежуточный ликвидационный баланс утверждается по согласованию с уполномоченным государственным органом.
Если имеющиеся у ликвидируемого юридического лица (кроме учреждений) денежные средства недостаточны для удовлетворения требований кредиторов, ликвидационная комиссия осуществляет продажу имущества юридического лица с публичных торгов в порядке, установленном для исполнения судебных решений.
Выплата денежных сумм кредиторам ликвидируемого юридического лица производится ликвидационной комиссией в порядке очередности, установленной статьей 64 настоящего Кодекса, в соответствии с промежуточным ликвидационным балансом, начиная со дня его утверждения, за исключением кредиторов третьей и четвертой очереди, выплаты которым производятся по истечении месяца со дня утверждения промежуточного ликвидационного баланса.
После завершения расчетов с кредиторами ликвидационная комиссия составляет ликвидационный баланс, который утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшими решение о ликвидации юридического лица. В случаях, установленных законом, ликвидационный баланс утверждается по согласованию с уполномоченным государственным органом.
Оставшееся после удовлетворения требований кредиторов имущество юридического лица передается его учредителям (участникам), имеющим вещные права на это имущество или обязательственные права в отношении этого юридического лица, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или учредительными документами юридического лица.
Ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо - прекратившим существование после внесения об этом записи в единый государственный реестр юридических лиц.
В силу статьи 64 Гражданского кодекса РФ при ликвидации юридического лица расчеты по выплате выходных пособий и оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору производятся во вторую очередь.
Как следует из статьи 7 Федерального закона от 14 ноября 2002 года №161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» унитарное предприятие несет ответственность по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом. Унитарное предприятие не несет ответственность по обязательствам собственника его имущества (Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования).Российская Федерация, субъект Российской Федерации, муниципальное образование не несут ответственность по обязательствам государственного или муниципального предприятия, за исключением случаев, если несостоятельность (банкротство) такого предприятия вызвана собственником его имущества.Согласно статье 35 указанного Федерального закона унитарное предприятие может быть ликвидировано по решению собственника его имущества.
Ликвидация унитарного предприятия влечет за собой его прекращение без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам.
В случае принятия решения о ликвидации унитарного предприятия собственник его имущества назначает ликвидационную комиссию.
С момента назначения ликвидационной комиссии к ней переходят полномочия по управлению делами унитарного предприятия. Ликвидационная комиссия от имени ликвидируемого унитарного предприятия выступает в суде.
Аналогичные положения содержатся в Уставе Муниципального предприятия городского округа Саранск «Парикмахерские услуги «Юнона». Так, согласно пункту 1.7 Устава предприятие отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом. Собственник не несет ответственности по обязательствам предприятия, за исключением случаев, предусмотренных законодательством.
Таким образом, Администрация городского округа Саранск, как собственник имущества и учредитель Муниципального предприятия городского округа Саранск «Парикмахерские услуги «Юнона», не несет ответственность по обязательствам данного муниципального предприятия.
При таких обстоятельствах исковые требования Милешиной Е.В. к Администрации городского округа Саранск о взыскании заработной платы, компенсации за неиспользованный отпуск, выходного пособия и компенсации морального вреда удовлетворению не подлежат.
В соответствии со статьей 67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы.
Исходя из изложенного, оценивая достаточность и взаимную связь представленных сторонами доказательств в их совокупности, разрешая дело по представленным доказательствам, в пределах заявленных истицей требований и по указанным ею основаниям, руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
в иске Милешиной Елене Владимировне к Администрации городского округа Саранск о взыскании заработной платы, компенсации за неиспользованный отпуск, выходного пособия и компенсации морального вреда отказать.
На решение суда может быть подана кассационная жалоба в Верховный Суд Республики Мордовия через Ленинский районный суд г. Саранска Республики Мордовия в течение десяти дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Председательствующий Н.П. Ерина