Дело №2-924/2011
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
19 апреля 2011 года г. Саранск
Ленинский районный суд г. Саранска Республики Мордовия в составе:
председательствующего – судьи Кечкиной Н.В.,
с участием секретаря судебного заседания – Бакаевой О.В.,
с участием в деле:
истицы – Оськиной М.А., ее представителя Кониной В.А., адвоката НП «МРКА», представившей ордер №5 от 19 апреля 2011 года и удостоверение №239 от 27 декабря 2002 года,
ответчика – Министерства социальной защиты населения Республики Мордовия, его представителя Китаева А.А., представившего доверенность от 25 февраля 2010 года №07-1450,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Оськиной Марии Аксентьевны о признании незаконным отказа Министерства социальной защиты населения Республики Мордовия от 28 января 2011 года №10/825 в праве на обеспечение жильем и понуждении предоставить социальную выплату на строительство или приобретение жилья,
установил:
Оськина М.А. обратилась в суд с иском о признании незаконным отказа Министерства социальной защиты населения Республики Мордовия от 28 января 2011 года №10/825 в праве на обеспечение жильем и понуждении предоставить социальную выплату на строительство или приобретение жилья.
В обоснование своих требований Оськина М.А. указала, что она является женой участника Великой Отечественной войны и имеет право на получение льгот, предусмотренных статьей 21 Федерального закона «О ветеранах». В марте 2010 года она подала заявление о постановке ее на учет, как вдовы участника ВОВ, на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, предоставив соответствующие документы. Решением Администрации Ковылкинского района РМ от 24 марта 2010 года она была признана нуждающейся в улучшении жилищных условий. Однако Министерством социальной защиты населения РМ ей было отказано в выплате субсидии как нуждающейся в улучшении жилищных условий, поскольку по мнению ответчика она не имеет на это право. Указанный отказ считает незаконным и необоснованным. Ее муж в соответствии со статьей 2 ФЗ «О ветеранах» считается участником Великой Отечественной войны. В период с 18 февраля 1949 года по 23 июня 1950 года в составе 98 погранотряда, входившего в состав действующей армии, он принимал участие в боевых действиях с вооруженным националистическим подпольем на территории Волынской области Украинской ССР. В соответствии со статьей 2 ФЗ «О ветеранах» к ветеранам Великой Отечественной войны относятся: е) военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку), лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел и органов государственной безопасности, бойцы и командный состав истребительных батальонов, взводов и отрядов защиты народа, принимавшие участие в боевых операциях по борьбе с десантами противника и боевых действиях совместно с воинскими частями, входившими в состав действующей армии, в период Великой Отечественной войны, а также принимавшие участие в боевых операциях по ликвидации националистического подполья на территориях Украины, Белоруссии, Литвы, Латвии и Эстонии в период с 1 января 1944 года по 31 декабря 1951 года. На основании изложенного просила суд признать отказ Министерства социальной защиты населения РМ от 28 января 2011 года №10/825 в праве на обеспечение жильем, путем получения социальной выплаты на строительство или приобретение жилья незаконным и обязать ответчика предоставить ей социальную выплату на строительство или приобретение жилья.
В судебное заседание истица Оськина М.А. не явилась, о времени и месте судебного заседания была извещена своевременно и надлежаще, просила суд о рассмотрении дела в ее отсутствие.
В судебном заседании представитель истицы Конина В.А. исковые требования Оськиной М.А. поддержала по тем же основаниям, просила суд их удовлетворить.
В судебном заседании представитель ответчика Министерства социальной защиты населения Республики Мордовия Китаев А.А. исковые требования Оськиной М.А. не признал, просил исковые требования оставить без удовлетворения.
Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав имеющиеся в деле письменные доказательства, суд приходит к выводу о том, что исковые требования Оськиной М.А. являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
Как следует из материалов дела и объяснений представителей истицы, Оськина М.А. является супругой ГР.Б., умершего Дата , что подтверждается свидетельством о заключении брака и свидетельством о смерти (л.д.10,11).
Согласно справке Военного комиссариата Ковылкинского района Республики Мордовия от 16 марта 2010 года №30, ГР.Б., Дата рождения, действительно является ветераном-участником ВОВ 1941-1945 г.г. согласно ФЗ «О ветеранах» и принимал участие в период с 18 февраля 1949 года по 23 июня 1950 года в составе 98 погранотряда, входившего в состав действующей армии (л.д.3).
Из справки, выданной Управлением службы безопасности Украины по Волынской области от 30 ноября 1993 года, следует, по документальным данным Центрального архива погранвойск подтверждается, что ГР.Б., действительно с 18 февраля 1949 года по 23 июня 1950 года проходил военную службу в 98-м погранотряде. В 1947-1950 годах личный состав погранотряда выполнял задачи по охране государственной границы СССР и одновременно активными оперативно-войсковыми мероприятиями продолжал вести борьбу с вооруженным националистическим подпольем на территории Волынской области Украинской ССР. ГР.Б. относится к участникам Великой Отечественной войны 1941-1945 годов и имеет право на получение удостоверения участника войны через военный комиссариат (л.д.4).
Справкой №301 УСЗН МО Ковылкино от 20 августа 2004 года, выданной Оськиной М.А., подтверждается, что она является женой умершего участника Отечественной войны ГР.Б. и имеет право на получение льгот согласно статье 21 ФЗ «О ветеранах» (л.д.5).
Постановлением и.о. главы администрации Ковылкинского муниципального района РМ от 24 июня 2010 года №324 Оськина М.А. принята на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий с помощью мер государственной поддержки.
20 апреля 2010 года Оськина М.А. обратилась в Комиссию по рассмотрению вопросов, связанных с предоставлением социальной выплаты на строительство или приобретение жилья отдельным категориям граждан, нуждающимся в улучшении жилищных условий, с заявлением на получение безвозмездной субсидии на приобретение или строительство жилья.
Ответом заместителя Министра социальной защиты населения РМ ГР.Н. было доведено до сведения Оськиной М.А., что в рамках реализации Указа Президента РФ от 7 мая 2008 года №714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов», право на обеспечение жильем имеют инвалиды и участники Великой Отечественной войны, находившиеся в период ведения боевых операций по защите Отечества в составе действующей армии в период с 22 июня 1941 года по 3 сентября 1945 года. Действие Указа Президента РФ от 7 мая 2008 года №714 на категорию вдов участников Великой Отечественной войны, к которой она относится, не распространяется.
Суд считает отказ незаконным по следующим основаниям.
Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2008 года №714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов» постановлено считать необходимым завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12 января 1995 года №5-ФЗ «О ветеранах».
В силу пункта 1 и подпункта 2 пункта 3 статьи 23.2 Федерального закона от 12 января 1995 года №5-ФЗ «О ветеранах» Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг, установленных статьями 14 - 19 и 21 настоящего Федерального закона, полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 16 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, и полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 15, 17 - 19 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Объем средств, предусмотренный в Федеральном фонде компенсаций бюджетам субъектов Российской Федерации, определяется по обеспечению жильем исходя из числа лиц, имеющих право на указанные меры социальной поддержки; общей площади жилья 36 квадратных метров и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъекту Российской Федерации, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации, следующих категорий граждан:
участников Великой Отечественной войны, в том числе военнослужащих, проходивших военную службу в воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, не входивших в состав действующей армии, в период с 22 июня 1941 года по 3 сентября 1945 года не менее шести месяцев, военнослужащих, награжденных орденами или медалями СССР за службу в указанный период.
ГР.Б. в силу подпункта «е» подпункта 1 пункта 1 статьи 2 Федерального закона от 12 января 1995 года №5-ФЗ «О ветеранах» является участником Великой Отечественной войны, согласно которому к ветеранам Великой Отечественной войны относятся военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку), лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел и органов государственной безопасности, бойцы и командный состав истребительных батальонов, взводов и отрядов защиты народа, принимавшие участие в боевых операциях по борьбе с десантами противника и боевых действиях совместно с воинскими частями, входившими в состав действующей армии, в период Великой Отечественной войны, а также принимавшие участие в боевых операциях по ликвидации националистического подполья на территориях Украины, Белоруссии, Литвы, Латвии и Эстонии в период с 1 января 1944 года по 31 декабря 1951 года.
В соответствии с пунктом 6 статьи 23.2 Федерального закона от 12 января 1995 года №5-ФЗ «О ветеранах» форма предоставления мер социальной поддержки определяется нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.
Постановлением Правительства Республики Мордовия от 24 апреля 2006 года №155 «О порядке предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий» установлено, что формой обеспечения жильем граждан, имеющих право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета в соответствии со статьей 23.2 Федерального закона «О ветеранах» и статьей 28.2 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» является предоставление им социальных выплат на строительство или приобретение жилья.
В соответствии с пунктами 3, 4 и 5 Порядка предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, утвержденного Постановлением Правительства Республики Мордовия от 24 апреля 2006 года №155, функции, связанные с проведением мероприятий по предоставлению социальных выплат, осуществляются Министерством социальной защиты населения Республики Мордовия. Правом на получение социальной выплаты обладают участники Великой Отечественной войны, признанные нуждающимися в улучшении жилищных условий. Социальная выплата предоставляется гражданину за счет средств, поступивших в республиканский бюджет Республики Мордовия в виде субвенции из федерального бюджета, путем выдачи свидетельства на получение социальных выплат.
Анализируя все представленные по делу доказательства, суд приходит к выводу, что ГР.Б. относится к военнослужащим, проходившим военную службу, входивших в составе действующей армии в период боевых операций по защите Отечества, следовательно, в силу подпункта «е» подпункта 1 пункта 1 статьи 2 Федерального закона от 12 января 1995 года №5-ФЗ «О ветеранах» является ветераном Великой Отечественной войны.
В связи с этим довод ответчика о том, что Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2008 года № 714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов» на ГР.Б. не распространяется, является несостоятельным.
Согласно статье 21 Федерального закона «О ветеранах» меры социальной поддержки, установленные для семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий (далее - погибшие (умершие)), предоставляются нетрудоспособным членам семьи погибшего (умершего), состоявшим на его иждивении и получающим пенсию по случаю потери кормильца (имеющим право на ее получение) в соответствии с пенсионным законодательством Российской Федерации. Указанным лицам предоставляется и такая мера социальной поддержки как обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем членов семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона.
Независимо от нахождения на иждивении и получения любого вида пенсии и заработка меры социальной поддержки предоставляются супруге (супругу) умершего участника Великой Отечественной войны или ветерана боевых действий, не вступившей (не вступившему) в повторный брак и проживающей (проживающему) одиноко.
Таким образом, меры социальной поддержки предоставляются супруге умершего участника Великой Отечественной войны, состоящей на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что истица является членом семьи ГР.Б. - участника Великой Отечественной войны, умершего Дата , и как член его семьи, имеет право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета в соответствии со статьями 21 и 23. 2 Федерального закона от 12 января 1995 года №5-ФЗ «О ветеранах», и в рамках Указа Президента Российской Федерации №714 от 7 мая 2008 года «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 – 1945 г.г.», в связи с чем ее исковые требования являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
В соответствии со статьей 67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы.
Исходя из изложенного, оценивая достаточность и взаимную связь представленных сторонами доказательств в их совокупности, разрешая дело по представленным доказательствам, в пределах заявленных истицей требований и по указанным ею основаниям, руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
исковые требования Оськиной Марии Аксентьевны о признании незаконным отказа Министерства социальной защиты населения Республики Мордовия от 28 января 2011 года №10/825 в праве на обеспечение жильем и понуждении предоставить социальную выплату на строительство или приобретение жилья удовлетворить.
Признать незаконным отказ Министерства социальной защиты населения Республики Мордовия от 28 января 2011 года №10/825 Оськиной Марии Аксентьевне в предоставлении социальной выплаты на строительство или приобретение жилья.
Обязать Министерство социальной защиты населения Республики Мордовия выдать Оськиной Марии Аксентьевне свидетельство на получение социальной выплаты на строительство или приобретение жилья.
На решение суда может быть подана кассационная жалоба в Верховный Суд Республики Мордовия через Ленинский районный суд г. Саранска Республики Мордовия в течение десяти дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Председательствующий
Судья Ленинского районного суда
г. Саранска Республики Мордовия Н.В. Кечкина