Дело №2-1060/2011
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
10 мая 2011 года г. Саранск
Ленинский районный суд г. Саранска в составе:
председательствующего – судьи Ганченковой В.А.,
при секретаре судебного заседания – Колчиной Н.В.,
с участием в деле:
истца – Чуваткина Сергея Юрьевича, его представителя Чуваткина Юрия Петровича, действующего по статье 53 ГПК Российской Федерации,
ответчика - Администрации городского округа Саранск, ее представителя Стансковой Елены Викторовны, действующей по доверенности от 8 декабря 2010 года № 261-д,
третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика – ООО «Саранский информационный центр», ее представителя Волковой Ольги Викторовны,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Чуваткина Сергею Юрьевича к Администрации городского округа Саранск о признании незаконным Постановления Главы Администрации городского округа Саранск от 31 декабря № 3698 в части отказа в постановке на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий и понуждении поставить на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий,
установил:
Чуваткин С.Ю. обратился в суд с иском к Администрации городского округа Саранск о признании незаконным Постановления Главы Администрации городского округа Саранск от 31 декабря № 3698 в части отказа в постановке на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий и понуждении поставить на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий.
В обоснование своих требований истец указал, что он обратился в Администрацию городского округа Саранск с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий в целях получения мер государственной поддержки в строительстве или приобретении жилья как молодая семья с приложением документов, подтверждающих отсутствие в собственности жилого помещения. Постановлением Главы Администрации городского округа Саранск от 31 декабря 2010 года № 3698 ему отказано в постановке на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, поскольку не представлены документы, предусмотренные пунктом 7 Правил учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий. Считает данный отказ незаконным и необоснованным, так как необходимый пакет документов, подтверждающих отсутствие в собственности жилого помещения, им представлен в полном объеме.
Просил признать незаконным Постановление Главы Администрации городского округа Саранск от 31 декабря № 3698 в части отказа ему в постановке на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, и обязать Администрацию городского округа Саранск поставить его на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий.
В судебном заседании истец Чуваткин С.Ю. и его представитель Чуваткин Ю.П. исковые требования поддержали по тем же самым основаниям, просили суд их удовлетворить.
Представитель ответчика Администрации городского округа Саранск Станскова Е.В. исковые требования истца не признала, просила суд отказать в их удовлетворении.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика – ООО «Саранский информационный центр» Волкова О.В.разрешение исковых требований оставила на усмотрение суда.
Заслушав объяснения участников процесса, исследовав письменные доказательства, суд считает, что исковые требования Чуваткина С.Ю. подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, 23 декабря 2010 года Чуваткин С.Ю. обратился в Администрацию городского округа Саранск с заявлением о постановке его на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий как молодая семья, в целях получения мер государственной поддержки в строительстве или приобретении жилья.
Постановлением Главы Администрации городского округа Саранск от 31 декабря 2010 года № 3698 Чуваткину С.Ю. отказано в постановке на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий по тем основаниям, что не представлены документы, предусмотренные пунктом 7 Правил учета граждан, утвержденных постановлением Правительства РМ от 25 августа 2005 года № 335, документы для принятия на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий (подпункт 1 пункта 10, пункта 6 Правил учета граждан, утвержденных постановлением Правительства РМ от 25 августа 2005 года № 335).
Суд считает отказ Администрации городского округа Саранск в постановке на учет Чуваткина С.Ю. незаконным, по следующим основаниям.
Правительством Республики Мордовия от 25 августа 2005 года № 335 утверждены Правила учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, которые в соответствии с действующим законодательством имеют право на государственную поддержку в строительстве или приобретении жилья, пунктом 4 которых установлены основания признания граждан нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Нуждающимися в улучшении жилищных условий признаются граждане:
1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения, не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения;
2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы;
3) проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям;
4) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности, в соответствии с перечнем соответствующих заболеваний, установленным нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что при обращении в Администрацию городского округа Саранск о постановке на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, Чуваткин С.Ю. к заявлению приобщил: справку с места работы, справку с места учебы его супруги ГР.К., сведения с Управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Мордовия, выписку из единого государственного реестра прав на недвимое имущество и сделок с ним, справку ФГУП «Ростехинвентариазция» - Федеральное БТИ филиала по Республике Мордовия, адресную справку с УФМС по Республике Мордовия на супругу ГР.К., справку о месте регистрации с ООО «Саранский расчетный центр», справки об отсутствии задолженности за электроэнергию и природный газ, справку о составе семьи, выписку из домовой книги жилого помещения по месту своей регистрации, справка ФГУП «Ростехинвентариазция» - Федеральное БТИ Ичалковское отделение, свидетельство о государственной регистрации права, свидетельство о праве на наследство по закону, технический паспорт на часть домовладения.
В судебном заседании установлено, что отказ Администрации городского округа Саранск в постановке Чуваткина С.Ю. на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, связан с отсутствием выписки из домовой книги на жилое помещение, расположенное по адресу: г. Саранск, <адрес>, по месту регистрации его супруги ГР.К.
Действительно, согласно пункту первому части первой статьи 54 Жилищного кодекса Российской Федерации, отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается в случае, если не представлены предусмотренные частью 4 статьи 52 настоящего Кодекса документы, подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Согласно подпункту «1» пункта 10 Правил учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, которые в соответствии с действующим законодательством имеют право на государственную поддержку в строительстве или приобретении жилья», утвержденных Постановлением Правительства Республики Мордовия от 25 августа 2005 года № 335 отказа в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий допускается в случае, если не представлены предусмотренные пунктом 7 настоящих Правил документы.
Пунктом 7 указанных Правил предусмотрено, что для принятия на учет гражданином подается заявление. К заявлению прилагаются следующие документы:
документы о составе семьи гражданина-заявителя (справка о составе семьи с места жительства, свидетельства о рождении детей, о заключении брака, решении об усыновлении (удочерении), иные документы, подтверждающие состав семьи);
выписка из домовой книги;
копия финансового лицевого счета;
справка организации, уполномоченной в сфере технической инвентаризации, о наличии (отсутствии) жилых помещений, принадлежащих на праве собственности гражданину-заявителю и членам его семьи, содержащая также сведения о совершении гражданами сделок, приведших к уменьшению размера занимаемых жилых помещений или к их отчуждению за пять лет, непосредственно предшествующих подаче заявления о принятии на учет;
копии паспортов гражданина-заявителя и членов его семьи;
акт проверки жилищных условий по установленной форме (приложение 1);
документы, подтверждающие право на государственную поддержку в строительстве или приобретении жилья;
выписки из единого реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним об имеющихся правах гражданина и членов его семьи и сделках с недвижимым имуществом
документы, содержащие сведения о месте проживания за последние 5 лет, на всех членов семьи.
Из буквального толкования указанных норм следует, что гражданину можно отказать в принятии на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях, если им не представлены соответствующие документы.
Указанная норма не является императивной, однако и варианты исключения законом не определены.
Вместе с тем, Всеобщая декларация прав человека в статье 8 установила: «Каждый человек имеет право на восстановление в правах компетентными национальными судами в случае нарушения его основных прав, предоставленных ему конституцией или законом». С этой нормой международного права перекликается статья 46 Конституции Российской Федерации: «Каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод».
Это означает признание в России верховенства судебной власти в системе государственной защиты прав граждан, подтверждение того, что предназначение судебной власти – защита прав и свобод человека и гражданина.
Следует отметить, что Российская Федерация, как социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека призвана гарантировать реализацию прав и свобод человека и гражданина, в частности право на достойный уровень жизни, стабильность и гарантированность прав и свобод граждан, поддержание доверия граждан к закону и действиям государства.
Из материалов учетного дела Чуваткина С.Ю. следует, что ГР.К. обращалась в ООО «Саранский информационный центр» с заявлением о предоставлении выписки из домовой книги на жилое помещение по месту своей регистрации: г. Саранск, р.п. Ялга, <адрес>.
Письмом ООО «Саранский информационный центр» № 1237/10-ПС от 22 декабря 2010 года ГР.К. сообщено, что в ее регистрации отсутствует номер жилого помещения, поэтому предоставить выписку из домовой книги на жилое помещение, не имеющее нумерации, не представляется возможным.
Допрошенный в судебном заседании в качестве свидетеля сотрудник ООО «Саранский расчетный центр» ГР.Н. подтвердила указанное обстоятельство.
Учитывая нормы действующего законодательства, суд считает, что Администрацией городского округа Саранск было необоснованно отказано Чуваткину С.Ю. в постановке его на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, поскольку непредставление им требуемых ответчиком документов носит объективный характер.
Между тем, при недостаточности сведений, предоставленных Чуваткиным С.Ю. жилищная комиссия вправе проверить их достоверность и иные интересующие их сведения.
Кроме того, из пояснений представителя ответчика следует, что выписка из домовой книги на жилое помещение, расположенное по адресу: г. Саранск, р.п. Ялга, <адрес> не повлечет для истца никаких последствий, влияющих на постановку его на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий.
Более того, в судебном заседании ответчиком не оспаривался факт нуждаемости данной семьи в улучшении жилищных условий.
При таких обстоятельствах, суд считает, что Чуваткин С.Ю. имеет все законные основания для постановки его на учет в улучшении жилищных условий.
В соответствии с Правилами учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, которые в соответствии с действующим законодательством имеют право на государственную поддержку в строительстве или приобретении жилья, утвержденных постановлением Правительства Республики Мордовия от 25 августа 2005 года №335, под признанием гражданина нуждающимся в улучшении жилищных условий понимается издание главой администрации муниципального образования постановления администрации муниципального образования о постановке гражданина на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий.
На основании вышеизложенного, суд приходит к выводу, что требования Чуваткина С.Ю. к Администрации городского округа Саранск о признании незаконным Постановления Главы Администрации городского округа Саранск от 31 декабря № 3698 в части отказа в постановке на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий и понуждении поставить на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
В соответствии со статьей 67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы.
Исходя из изложенного, оценивая достаточность и взаимную связь имеющихся по делу доказательств в их совокупности, разрешая дело по представленным доказательствам, в пределах заявленных требований и по указанным заявителям основаниям, руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
исковые требования Чуваткина Сергея Юрьевича к Администрации городского округа Саранск о признании незаконным Постановления Главы Администрации городского округа Саранск от 31 декабря № 3698 в части отказа в постановке на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, и понуждении поставить на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий удовлетворить.
Признать незаконным Постановление Главы Администрации городского округа Саранск от 31 декабря № 3698 в части отказа в постановке на учет Чуваткина Сергея Юрьевича, в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий.
Обязать Администрацию городского округа Саранск поставить Чуваткина Сергея Юрьевича на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий с 23 декабря 2010 года.
На решение суда может быть подана кассационная жалоба в Верховный Суд Республики Мордовия через Ленинский районный суд г. Саранска в течение десяти дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Председательствующий
Судья Ленинского районного суда г. Саранска В.А.Ганченкова