Дело № 2-1202/2011
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ13 мая 2011 года г. Саранск
Ленинский районный суд г. Саранска Республики Мордовия в составе:
председательствующего судьи Ганченковой В.А.,
с участием секретаря судебного заседания Колчиной Н.В.,
с участием:
истца - Панькина Игоря Васильевича,
представителя ответчика: ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в городском округе Саранск Республики Мордовия Шерстобитовой Жанны Викторовны, действующей по доверенности № 192 от 16 февраля 2011 года,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Панькина Игоря Васильевича к ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в городском округе Саранск Республики Мордовия о признании незаконным и отмене решения начальника Управления Пенсионного фонда РФ в городском округе Саранск Республики Мордовия № 12349/72-301 от 23 марта 2011 года об отказе в назначении ему досрочной трудовой пенсии по старости в связи с лечебной деятельностью, включении в специальный стаж периодов работы и понуждении назначить досрочную пенсию,
установил:
Панькин И.В. обратился в суд с иском к ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в городском округе Саранск Республики Мордовия о признании незаконным и отмене решения начальника Управления Пенсионного фонда РФ в городском округе Саранск Республики Мордовия № 12349/72-301 от 23 марта 2011 года об отказе в назначении ему досрочной трудовой пенсии по старости в связи с лечебной деятельностью, включении в специальный стаж периодов работы и понуждении назначить досрочную пенсию.
В обоснование своих требований Панькин И.В. указал, что решением начальника Управления Пенсионного фонда РФ в городском округе Саранск Республики Мордовия № 12349/72-301 от 23 марта 2011 года ему отказано в досрочном назначении трудовой пенсии в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения по основанию, предусмотренному подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 ФЗ-173 «О трудовых пенсиях в РФ» от 17 декабря 2001 года из-за отсутствия необходимой продолжительности требуемого специального стажа. В специальный стаж не были включены следующие периоды работы из расчета один год за один год и шесть месяцев:
- с 4 июня 2001 года по 2 июля 2001 года, с 13 января 2002 года по 30 апреля 2022 года, с 11 января 2006 года по 7 февраля 2006 года, с 5 октября 2010 года по 16 ноября 2010 года – курсы повышения квалификации
в календарном исчислении:
- с 26 мая 1987 года по 30 мая 1989 года - период прохождения военной службы по призыву.
По данным основаниям просит суд признать незаконным решение начальника Управления Пенсионного фонда РФ в городском округе Саранск Республики Мордовия об отказе в назначении ему досрочной трудовой пенсии по старости в связи с лечебной деятельностью № 12349/72 от 23 марта 2011 года, в календарном исчислении период прохождения военной службы по призыву с 26 мая 1987 года по 30 мая 1989 года и обязать ответчика назначить ему досрочную пенсию с 22 апреля 2011 года.
В судебном заседании истец Панькин И.Ю. исковые требования поддержал по тем же основаниям, просил суд удовлетворить их в полном объеме.
Представитель ответчика Шерстобитова Ж.В. исковые требования не признала, считает решение начальника Управления Пенсионного фонда РФ в городском округе Саранск Республики Мордовия № 12349/72 от 23 марта 2011 года законным, просила отказать истцу в удовлетворении заявленных требований.
Исследовав письменные материалы дела, заслушав пояснения истицы, объяснения представителя ответчика, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Материалами дела установлено, что 4 марта 2011 года истец Панькин И.В. обратился с заявлением в ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в городском округе Саранск Республики Мордовия с заявлением о досрочном назначении трудовой пенсии по старости в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 ФЗ-173 «О трудовых пенсиях в РФ».
Решением начальника Управления Пенсионного фонда РФ в городском округе Саранск Республики Мордовия № 12349/72-301 от 23 марта 2011 года истцу отказано в досрочном назначении трудовой пенсии связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения из-за отсутствия необходимой продолжительности требуемого специального стажа по нормам подпункта 20 пункта 1 статьи 27 ФЗ-173 «О трудовых пенсиях в РФ» от 17 декабря 2001 года.
В специальный стаж не были включены следующие периоды работы из расчета один год за один год и шесть месяцев:
- с 4 июня 2011 года по 2 июля 2011 года, с 13 января 2002 года по 30 апреля 2002 года, с 11 января 2006 года по 7 февраля 2006 года, с 5 октября 2010 года по 16 ноября 2010 года - курсы повышения квалификации
В специальный стаж истца не был включен период прохождения военной службы по призыву с 26 мая 1987 года по 30 мая 1989 года, поскольку Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ», утвержденных Постановлением Правительства РФ №781 от 29 октября 2002 года, включение в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии, периода прохождения военной службы по призыву не предусмотрено. Постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года № 463, Постановлением Правительства РФ от 22 сентября 1999 года № 1067 также не предусмотрено включение в специальный стаж периода прохождения военной службы по призыву. Постановлением Совета Министров СССР от 17 октября 1959 года № 1397 был предусмотрен зачет в специальный стаж период службы в составе Вооруженных Сил СССР, однако с 1 октября 1993 года указанное постановление утратило силу в соответствии с постановлением Совета Министров Правительства РФ от 22 сентября 1993 года № 953 (л.д.5-6).
Суд считает, что указанное решение начальника Управления Пенсионного фонда РФ в городском округе Саранск Республики Мордовия является незаконным. Данный вывод суд делает исходя из следующего.
Согласно подпункту 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001года №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
В соответствии со статьями 12 – 14 «Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан» медицинские учреждения по своим организационно-правовым формам могут быть государственными, муниципальными, негосударственными (частными). Действие законодательства Российской Федерации в области здравоохранения распространяется на все медицинские учреждения на территории Российской Федерации независимо от их организационно-правовой формы.
В силу пункта 3 названных Правил, в стаж работы засчитываются в порядке, предусмотренном настоящими Правилами, периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в списке должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения в соответствии с подпунктом 11 пункта 1 статьи 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
Периоды нахождения истца на курсах повышения квалификации с 4 июня 2011 года по 2 июля 2011 года, с 13 января 2002 года по 30 апреля 2002 года, с 11 января 2006 года по 7 февраля 2006 года, с 5 октября 2010 года по 16 ноября 2010 года подтверждаются записями в его трудовой книжке о присвоении квалификационных категорий, свидетельствами о повышении квалификации, а также справкой МУЗ «Городская клиническая больница №4» от 29 апреля 2011 года № 638.
Пенсионный орган включил в специальный стаж истца указанные периоды повышения квалификации в календарном исчислении.
Между тем, в соответствии с пунктом 5 Правил исчисления периодов работы, утвержденных постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 года № 781, предусматривающим право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 11 пункта 1 статьи 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в списке, засчитывается в стаж работы в календарном исчислении, за исключением следующих случаев применения льготного порядка исчисления стажа указанной работы:
б) лицам, работавшим в структурных подразделениях учреждений здравоохранения в должностях по перечню согласно приложению, год работы засчитывается в указанный стаж работы как год и шесть месяцев. В таком же порядке в стаж работы засчитываются периоды в соответствующих должностях в отделениях (группах, палатах, выездных бригадах скорой медицинской помощи), перечисленных в пунктах 1-3 перечня в организациях (структурных подразделениях), указанных в пункте 6 настоящих Правил. В данном перечне перечислены оперирующие врачи отделений хирургического профиля стационаров государственных и муниципальных учреждений: акушерское, акушерское физиологическое, акушерское обсервационное и др.
В соответствии со статьей 187 Трудового кодекса Российской Федерации в случае направления работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняется место работы (должность) и средняя заработная плата по основному месту работы.
Таким образом, периоды нахождения истца на курсах повышения квалификации с 4 июня 2011 года по 2 июля 2011 года, с 13 января 2002 года по 30 апреля 2002 года, с 11 января 2006 года по 7 февраля 2006 года, с 5 октября 2010 года по 16 ноября 2010 года подлежит включению в специальный стаж для назначения досрочной пенсии в льготном исчислении, как один год работы за один год и шесть месяцев, поскольку он проходил их в период работы, которая включена в специальный стаж для назначения досрочной трудовой пенсии в льготном исчислении. В указанные периоды за ним сохранялась средняя заработная плата, с которой работодатель производил отчисления страховых взносов в Пенсионный фонд РФ.
Как следует из решения ответчика и объяснений представителя ответчика, отказывая во включении в специальный стаж истца периода прохождения военной службы по призыву с 26 мая 1987 года по 30 мая 1989 года ответчик исходил из того, что Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ», утвержденных Постановлением Правительства РФ №781 от 29 октября 2002 года, включение в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии, периода прохождения военной службы по призыву не предусмотрено. Постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года № 463, Постановлением Правительства РФ от 22 сентября 1999 года № 1067 также не предусмотрено включение в специальный стаж периода прохождения военной службы по призыву. Постановлением Совета Министров СССР от 17 октября 1959 года № 1397 был предусмотрен зачет в специальный стаж периода службы в составе Вооруженных Сил СССР, однако с 1 октября 1993 года указанное постановление утратило силу в соответствии с Постановлением Совета Министров Правительства РФ от 22 сентября 1993 года № 953.
Поскольку на момент обращения Панькина И.В. за назначением пенсии законодательством не было предусмотрено включение в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии в связи с лечебной деятельностью, периода прохождения военной службы по призыву в составе Вооруженных сил СССР, по мнению представителя ответчика, истцу обоснованно было отказано во включении в специальный стаж периода прохождения военной службы по призыву в составе Вооруженных сил СССР с 26 мая 1987 года по 30 мая 1989 года.
Однако с такими доводами ответчика согласиться нельзя.
Согласно пункту 1 Положения «О порядке начисления стажа для назначения пенсии за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения», утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года № 1397, учителям, врачам и другим работникам просвещения и здравоохранения в стаж работы по специальности, кроме работы в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, засчитываются служба в составе Вооруженных Сил СССР и пребывание в партизанских отрядах, служба в войсках и органах ВЧК, ОГПУ, НКВД, НКГБ, МГБ, Комитета государственной безопасности при Совете Министров СССР, Министерства внутренних дел СССР и органах милиции.
Время работы, указанной в пунктах 1, 2 и 3 настоящего Положения, засчитывается в стаж работы по специальности при условии, если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии в соответствии с настоящим Постановлением, приходится на работу в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на эту пенсию.
Суд приходит к выводу, что из указанного постановления следует, что период службы по призыву в составе Вооруженных сил СССР подлежал включению в стаж работы по специальности, при условии, что периоду прохождения службы в составе вооруженных сил СССР предшествовала работа по специальности.
Из трудовой книжки Панькина И.В. следует, что на основании приказа №32 от 18 марта 1987 года он принят на должность фельдшера Саранской городской клинической больницы скорой медицинской помощи. На основании приказа № 60 от 16 мая 1987 года он уволен в связи с призывом на военную службу, пункт 3 статьи 29 КЗоТ РСФСР (л.д.7).
Из справки МУЗ «Станция скорой медицинской помощи» от 21 февраля 2011 года следует, что Панькин И.В., действительно работал на Станции скорой медицинской помощи г. Саранска в должности фельдшера с 18 марта 1987 года (Приказ № 32 от 18 марта 1987 года), уволен 15 мая 1987 года (Приказ № 60 от 16 мая 1987 года) в связи с призывом на военную службу. За период работы на курсах повышения квалификации не находился. В отпуске по уходу за ребенком не находился. В отпуске без сохранения заработной платы не находился. Данная справка выдана на основании книги приказов, архивной справки и лицевых счетов.
Как следует их военного билета НП № 8222714 Панькин И.В. проходил военную службу с 26 мая 1987 года по 30 мая 1989 года (л.д. 11).
Также, справкой № 677 от февраля 2011 года выданной Отделом военного комиссариата РМ по г. Саранску подтверждается, что Панькин И.В. служил в рядах Российской Армии по призыву с 26 мая 1987 года по 30 мая 1989 года
Таким образом, как следует из указанных выше письменных доказательств по делу, до призыва на военную службу Панькин И.В. осуществлял медицинскую деятельность в медицинском учреждении, что также не оспаривается ответчиком, поскольку вышеуказанный период ответчиком был включены в специальный стаж истца, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной деятельности.
Согласно пункту 4 Положения «О порядке начисления стажа для назначения пенсии за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения», утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года № 1397, время работы, указанной в пунктах 1, 2 и 3 настоящего Положения, засчитывается в стаж работы по специальности при условии, если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии в соответствии с настоящим Постановлением, приходится на работу в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на эту пенсию.
Положения части 2 статьи 6, части 4 статьи 15, части 1 статьи 17, статей 18, 19 и части 1 статьи 55 Конституции Российской Федерации предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимых для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.
Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 29 января 2004 года №2-П со ссылкой на Постановление от 24 мая 2001 года №8-П и Определение от 5 ноября 2002 года №320-О указал на то, что в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, сохраняются ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права.
Отказывая во включении в специальный стаж истца периода прохождения службы в составе Вооруженных сил СССР, ответчик исходил только из того, что Постановление Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года № 1397 действовало до 1 октября 1993 года, то есть в настоящий момент оно не действует.
Действительно Постановление Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года № 1397 действовало до 1 октября 1993 года.
Между тем, Панькин И.В. проходил военную службу по призыву в составе Вооруженных сил СССР в период с 26 мая 1987 года по 30 мая 1989 года. Таким образом, в период прохождения военной службы Панькиным И.В. постановление Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года № 1397 действовало, и указанным Постановлением было предусмотрено включение в стаж работы по специальности служба в составе Вооруженных сил СССР.
Панькин И.В., проходя военную службу по призыву в составе Вооруженных сил СССР, не мог предвидеть, что в дальнейшем законодательство поменяется, и период прохождения военной службы по призыву в составе Вооруженных сил СССР не будет засчитываться в стаж работы по специальности.
Иное толкование и применение пенсионного законодательства повлекло бы ограничение конституционного права на социальное обеспечение, которое не может быть оправдано указанными в части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации целями, ради достижения которых допускается ограничение федеральным законом прав и свобод человека и гражданина.
Таким образом, учитывая, что часть вторая статьи 6, часть четвертая статьи 15, часть первая статьи 17, статьи 18, 19 и часть первая статьи 55 Конституции Российской Федерации по своему смыслу предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимые для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано, период прохождения военной службы по призыву с 26 мая 1987 года по 30 мая 1989 года подлежит включению в стаж работы истца по специальности при досрочном назначении пенсии по старости независимо от времени его обращения за назначением пенсии и времени возникновения у него права на досрочное назначение пенсии по старости.
В соответствии с частью 1 статьи 19 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия (часть трудовой пенсии) назначается со дня обращения за указанной пенсией, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.
С учетом имеющегося у истца специального стажа работы на момент отказа пенсионного органа в назначении ему досрочной пенсии, а также стажа, имеющего у Панькина И.В. после принятия такого решения на момент подачи иска в суд (исполнение обязанностей врача-хирурга хирургического отделения МУЗ «Городская клиническая больница №4), что подтверждается справкой № 638 от 29 апреля 2011 года МУЗ «Городская клиническая больница №4», а также записями в трудовой книжке истца, у последнего насчитывается 30 лет.
Согласно части 1 статьи 19 Конституции РФ все равны перед законом, отказ заявительнице в назначении пенсии по льготным основаниям ставят ее в конституционно неравное положение на получение пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения перед другими категориями граждан, имеющими право на получение данного вида пенсии и исполняющими аналогичные трудовые обязанности.
В соответствии с частью 1 статьи 19 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия (часть трудовой пенсии) назначается со дня обращения за указанной пенсией, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.
В судебном заседании установлено, что на момент подачи иска в суд у Панькина И.В. имеется достаточный 30-ти летний специальный стаж, то есть у него возникло право на назначение досрочно трудовой пенсии по нормам подпункта 11 пункта 1 статьи 28 Федерального закона от 17 декабря 2002 года «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
При таких обстоятельствах заявленные истцом требования подлежат удовлетворению в полном объеме.
Согласно статье 88 ГПК РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела.
Исковое заявление Панькиным И.В. оплачено государственной пошлиной в размере 200 рублей (л.д.1), что соответствует статье 333.19 Налогового кодекса РФ, согласно которой с исковых заявлений граждан неимущественного характера взимается государственная пошлина в размере 200 рублей.
В связи с этим истцу подлежат возмещению понесенные им расходы по оплате государственной пошлины в размере 200 рублей.
В соответствии со статьей 67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы.
Руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования Панькина Игоря Васильевича к ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в городском округе Саранск Республики Мордовия о признании незаконным и отмене решения начальника Управления Пенсионного фонда РФ в городском округе Саранск Республики Мордовия № 12349/72-301 от 23 марта 2011 года об отказе в назначении ему досрочной трудовой пенсии по старости в связи с лечебной деятельностью, включении в специальный стаж периодов работы и понуждении назначить досрочную пенсию удовлетворить.
Признать незаконным и отменить решение начальника Управления Пенсионного фонда РФ в городском округе Саранск Республики Мордовия № 12349/72-301 от 23 марта 2011 года об отказе в досрочном назначении трудовой пенсии в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения Панькину Игорю Васильевичу.
Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия включить в специальный стаж Панькину Игорю Васильевичу для назначения досрочной трудовой пенсии в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения:
- курсы повышения квалификации с 4 июня 2001 года по 2 июля 2001 года, с 13 января 2002 года по 30 апреля 2002 года, с 11 января 2006 года по 7 февраля 2006 года, с 5 октября 2010 года по 16 ноября 2010 года в льготном исчислении из расчета как один год такой работы за один год и шесть месяцев;
- период прохождения военной службы по призыву с 26 мая 1987 года по 30 мая 1989 года в календарном исчислении.
Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Саранске Республики Мордовия назначить Панькину Игорю Васильевичу с 22 апреля 2011 года досрочную трудовую пенсию в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения по нормам подпункта 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
Взыскать с Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Саранске Республики Мордовия в пользу Панькина Игоря Васильевича 200 (двести) рублей в качестве возмещения расходов, понесенных истцом по оплате государственной пошлины.
На решение суда может быть подана кассационная жалоба в Верховный Суд Республики Мордовия через Ленинский районный суд г. Саранска в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Председательствующий
Судья Ленинского районного суда г. Саранска В.А. Ганченкова