О понуждении выполнить мероприятия по обеспечению первичных мер пожарной безопасности



Дело № 2-1404/2011

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

09 июня 2011 года г. Саранск

Ленинский районный суд г. Саранска Республики Мордовия в составе:

председательствующего судьи Надёжиной С.Ю.,

при секретаре Жидкиной Н.Н.,

с участием в деле:

представителя истца старшего помощника прокурора Ленинского района г. Саранска Рындиной М.А.,

представителя ответчика Администрации городского округа Саранск Стансковой Е.В., представившей доверенность от 08.12.2010г. №261-д,

представителя третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика КУ городского округа Саранск «Дирекция коммунального хозяйства и благоустройства» Цапаевой О.В., представившей доверенность от 07.06.2011г. №01/54,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску прокурора Ленинского района г. Саранска, действующего в защиту прав и законных интересов неопределённого круга лиц, к Администрации городского округа Саранск, ГУ «Центр управления в кризисных ситуациях Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Республике Мордовия» о понуждении выполнить мероприятия по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в виде создания условий для забора воды в с. Монастырское, с. Зыково и п. Луховка городского округа Саранск,

у с т а н о в и л:

прокурор Ленинского района г. Саранска, действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к Администрации городского округа Саранск, ГУ «Центр управления в кризисных ситуациях Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Республике Мордовия» о понуждении выполнить мероприятия по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в виде создания условий для забора воды в с. Монастырское, с. Зыково и п. Луховка городского округа Саранск.

В обоснование своих исковых требований ука­зал, что прокуратурой Ленинского района г. Саранска в ходе проведения совместной с ГУ «ЦУКС МЧС России по Республике Мордовия» проверки законодательства о пожарной безопасности были выявлены нарушения в населённых пунктах городского округа Саранск.

По результатам проведённых 10.05.2011г. проверок установлено, что с разворотных площадок на территории с. Монастырское, с. Зыково, на территории Луховского пруда забор воды пожарной техникой невозможен. Причиной тому является удалённость разворотных площадок от кромки воды на расстояние более 10 метров, тогда как длина всасывающих пожарных рукавов составляет всего 8 м. согласно нормативу табельной положенности пожарно-технического вооружения и формуляру «Рукав пожарной безопасности».

Такое не обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах городского округа Саранск создаёт опасность причинения вреда здоровью граждан и уничтожения имущества, так как не позволяет провести эффективное пожаротушение, что свидетельствует об отсутствии гарантий пожарной безопасности.

Просил обязать Администрацию городского округа Саранск выполнить мероприятия по обеспечению первичных мер пожарной безопасности, а именно: в населённых пунктах городского округа Саранск: с. Монастырское, с. Зыково и п. Луховка на имеющихся водоёмах воздать условия для забора воды в любое время года, обеспечив для этого подъезд пожарной техники на расстояние не более 8 метров до кромки воды.

Установить Администрации городского округа Саранск срок для совершения указанных действий – один месяц после вступления решения в законную силу.

В судебном заседании представитель истца старший помощник прокурора Ленинского района г. Саранска Рындина М.А. исковые требования поддержала и просила их удовлетворить по основаниям, изложенным в исковом заявлении.

Представитель ответчика Администрации городского округа Саранск Станскова Е.В. исковые требования не признала, просила оставить их без удовлетворения в связи с отсутствием финансирования.

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика КУ городского округа Саранск «Дирекция коммунального хозяйства и благоустройства» Цапаева О.В. против удовлетворения исковых требований возражала, просила оставить их без удовлетворения, ссылаясь на отсутствие финансирования.

Представитель ответчика ГУ «Центр управления в кризисных ситуациях Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Республике Мордовия» в судебное заседание не явился, Арсеньев А.А. от имени Учреждения представил заявление, где указал, что исковые требования прокурора поддерживает.

Суд, заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, считает, что исковые требования подлежат удовлетворению.

При этом суд исходит из следующего.

Материалами дела установлено, что проведённой прокуратурой Ленинского района г. Саранска совместно со специалистами СПТ и ПАСР ГУ «ЦУКС МЧС России по Республике Мордовия» 10.05.2011г. проверкой в деятельности Администрации городского округа Саранск выявлены нарушения законодательства о пожарной безопасности.

Из актов проверки наружного противопожарного водоснабжения городского округа Саранск на территории разворотных площадок п. Луховка, п. Пушкино, с. Монастырское, с. Зыково от 10.05.2011г. следует, что с разворотных площадок на территории с. Монастырское, с. Зыково, на территории Луховского пруда забор воды пожарной техникой невозможен. Причиной тому является удалённость разворотных площадок от кромки воды на расстояние более 10 метров, тогда как длина всасывающих пожарных рукавов составляет всего 8 м. (л.д.4, 6).

Указанные сведения подтверждаются представленными фотографиями с мест осмотра, по которым ясно видно, что длины пожарного рукава не хватает для забора воды из водоёмов при имеющихся разворотных площадках указанных населённых пунктов (л.д.5).

Из перечня площадок для установки пожарной техники для заправки водой с открытых водоисточников, подготовленного ГУ «Центр управления в кризисных ситуациях МЧС России по Республике Мордовия) по результатам весенней проверки 10.05.2011г., в п. Пушкино забор воды из р. Инсар не представляется возможным, так как расстояние от площадки для установки пожарной техники до кромки воды более 10 м. Такая же ситуация имеется в п. Монастырское, где невозможен водозабор из р. Инсар, в с. Луховка, где невозможен водозабор из водоёма и в с. Зыково, где невозможен сам по себе проезд пожарной техники (лд.14, 15).

Из письма ГУ МЧС России по Республике Мордовия, направленного в адрес Главы Администрации городского округа Саранск 10.12.2010г. следует, что по результатам проведённой проверки технического состояния источников наружного противопожарного водоснабжения выявлены неисправности 56 пожарных гидрантов, находящихся на балансе предприятий и организаций. Из 20 водонапорных башен для забора воды пожарной техникой приспособлены 8, из 35 прудов, имеющихся на территории городского округа Саранск, только на одном имеет пирс для установки пожарной техники в любое время года. Ведётся строительство 9 разворотных площадок возле открытых водоисточников, но на данный момент ни одна из них не может быть использована для заправки, так как расстояние от разворотных площадок до водоёма превышает тактико-технические характеристики пожарных автомобилей п. Пушкино, п. Добровольный, с. Монастырское (л.д.16).

Суд считает, что исковые требования прокурора Ленинского района г. Саранска, действующего в защиту интересов неопределённого круга лиц, подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

В силу статьи 1 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» пожарная безопасность – состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров. Первичные меры пожарной безопасности – реализация принятых в установленном порядке норм и правил по предотвращению пожаров, спасению людей и имущества от пожаров.

Согласно статье 19 указанного Федерального закона к полномочиям органов местного самоуправления поселений и городских округов по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах городских населенных пунктов относятся: оснащение территорий общего пользования первичными средствами тушения пожаров и противопожарным инвентарем; создание условий для организации добровольной пожарной охраны, а также для участия граждан в обеспечении первичных мер пожарной безопасности в иных формах; включение мероприятий по обеспечению пожарной безопасности в планы, схемы и программы развития территорий поселений и городских округов; оказание содействия органам государственной власти субъектов Российской Федерации в информировании населения о мерах пожарной безопасности, в том числе посредством организации и проведения собраний населения; установление особого противопожарного режима в случае повышения пожарной опасности.

В соответствии с подпунктами 8 и 10 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относятся: участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах городского округа, в том числе обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах городского округа.

В силу статьи 1065 Гражданского кодекса Российской Федерации опасность причинения вреда в будущем является основанием для устранения данной опасности. Способы устранения как обстоятельств, послуживших основанием возникновения опасности причинения вреда, так и самой опасности в целом могут заключаться как в запрещении деятельности, создающей такую опасность (статья 1065 ГК Российской Федерации), так и в возложении обязанности совершить действия, направленные на устранение обстоятельств, создающих опасность (статья 12 ГК Российской Федерации).

Так, статьей 12 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрен такой способ защиты права, как присуждение к исполнению в натуре.

Исследовав имеющиеся доказательства, суд приходит к выводу, что меры пожарной безопасности в населённых пунктах городского округа с. Монастырское, с. Зыково и п. Луховка не соблюдены надлежащим образом. А именно, на имеющихся в данных населённых пунктах водоёмах не обеспечены условия для забора воды в любое время года.

Данное обстоятельство создает опасность причинения вреда здоровью граждан и уничтожения имущества, так как не позволяет провести эффективное пожаротушение, что свидетельствует об отсутствии гарантий пожарной безопасности.

Поскольку нарушения, указанные в актах проверки наружного противопожарного водоснабжения не устранены, то суд считает, что исковые требования прокурора Ленинского района г. Саранска, действующего в интересах неопределенного круга лиц к Администрации городского округа Саранск, ГУ «Центр управления в кризисных ситуациях Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Республике Мордовия» следует удовлетворить.

Суд считает необходимым возложить обязанность по выполнению мероприятий по пожарной безопасности, направленные на устранение обстоятельств, создающих опасность для жизни, здоровья граждан и имущества граждан и юридических лиц именно на Администрацию городского округа Саранск. При этом ответчик ГУ «Центр управления в кризисных ситуациях МЧС России по Республике Мордовия» должен оказать содействие по выполнению данных действий.

Так, к функциональным обязанностям заместителя начальника службы – начальника дежурной смены ГУ «Центр управления в кризисных ситуациях Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Республике Мордовия» относится разработка и проведение мероприятий по вопросам улучшения противопожарного водоснабжения в городах и районах республики, ведение количественного учёта источников наружного противопожарного водоснабжения на территории субъекта (л.д.23-24).

Вместе с тем, как было указано выше, участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций является вопросом местного значения, то есть такая обязанность лежит на Администрации городского округа Саранск. Суд полагает, что ответчики должны скоординировать свои действия с целью выполнения требований настоящего решения, так как спроектировать разворотные площадки для наружного противопожарного водоснабжения необходимо таким образом, чтобы они отвечали возможностям имеющейся противопожарной техники (в частности, длине противопожарного рукава, равной не более 8 м.).

Суд принимает во внимание, что Главе Администрации городского округа Саранск ещё в декабре 2010г. было направлено письмо с перечислением всех допущенных нарушений первичных мер пожарной безопасности, но данные нарушения, как это установлено судом, не устранены до настоящего времени. Между тем, наступил пожароопасный сезон. Поэтому требования прокурора Ленинского района г. Саранска подлежат скорейшему исполнению и суд устанавливает срок в один месяц для совершения указанных действий.

Исходя из изложенного, руководствуясь статьями 22, 45, 103, 194-199 ГПК Российской Федерации, суд

р е ш и л:

Исковые требования прокурора Ленинского района г. Саранска, действующего в защиту прав и законных интересов неопределённого круга лиц, к Администрации городского округа Саранск, ГУ «Центр управления в кризисных ситуациях Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Республике Мордовия» о понуждении выполнить мероприятия по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в виде создания условий для забора воды в с. Монастырское, с. Зыково и п. Луховка городского округа Саранск удовлетворить.

Обязать Администрацию городского округа Саранск выполнить мероприятия по обеспечению первичных мер пожарной безопасности, а именно: в населённых пунктах городского округа Саранск: с. Монастырское, с. Зыково и п. Луховка на имеющихся водоёмах воздать условия для забора воды в любое время года, обеспечив для этого подъезд пожарной техники на расстояние не более 8 метров до кромки воды.

Установить Администрации городского округа Саранск срок для совершения указанных действий – один месяц после вступления решения в законную силу.

На решение суда может быть подана кассационная жалоба в судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия через Ленинский районный суд г. Саранска в течение десяти дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Председательствующий

Судья Ленинского районного суда

г. Саранска С.Ю. Надёжина