О возложении обязанности поставить на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий



Дело №2-1157/2011

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

17 мая 2011 года г.Саранск

Ленинский районный суд г.Саранска Республики Мордовия в составе:

председательствующего судьи - Крысиной З.В.,

при секретаре судебного заседания – Мироновой М.Н.,

с участием представителя истицы Новиковой А.Я. – Новиковой Н.Ф., действующей по доверенности от 31 января 2008 г.,

представителя ответчика - Администрации городского округа Саранск Стансковой Е.В., действующей по доверенности №261-д от 8 декабря 2010 г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Новиковой Анны Яковлевны к Администрации городского округа Саранск о признании отказа в постановке на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, незаконным, возложении обязанности поставить истицу на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий,

установил:

Новикова А.Я. обратилась в суд с иском к Администрации городского округа Саранск о признании отказа в постановке на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, незаконным, возложении обязанности поставить истицу на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.

В обоснование своих требований указала, что она проживает и зарегистрирована с 1962 года в <адрес> с семьей в количестве трех человек.

На основании договора дарения 1/2 доли жилого дома и 1/2 доли земельного участка от 31 октября 2008 г. дом находится в долевой собственности ее снохи – Новиковой Н.Ф. и внучки – ГР.Н.

Она является участницей Великой Отечественной войны и имеет право на меры социальной поддержки, предусмотренные ФЗ «О ветеранах», то есть на получение сертификата на улучшение жилищных условий. Данный сертификат выдается только лицам, нуждающимся в улучшении жилищных условий.

11 сентября 2009 г. она обратилась с заявлением к Главе Администрации городского округа Саранск с просьбой о принятии ее на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Постановлением Главы Администрации городского округа Саранск от 14 октября 2009 г. №2359 ей отказано в постановке на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, так как не истек пятилетний срок после совершения гражданином сделки, приведший к намеренному ухудшению жилищных условий.

Считает данное постановление в части отказа в постановке на учет лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий, незаконным и необоснованным.

Она зарегистрирована и проживает в одноэтажном жилом доме (1961 года постройки) с холодной пристройкой общей площадью 66 кв.м., жилой площадью 49,4 кв.м. Актом проверки жилищных условий от 25 августа 2009 г. она признана нуждающейся в улучшении жилищных условий. Намеренно свои жилищные условия она не ухудшала, так как в силу своего преклонного возраста, по состоянию здоровья нуждается в уходе и всесторонней помощи со стороны детей. В связи с чем она и совершила договор дарения, так как в связи с плохим состоянием здоровья она при жизни решила распорядиться своим имуществом, во избежание последующих возможных разногласий между остальными наследниками.

Ни она, ни члены ее семьи безвозмездную субсидию на приобретение жилья ранее не получали.

Просила суд признать отказ Администрации городского округа Саранск в постановке Новиковой Анны Яковлевны на учет, как нуждающейся в улучшении жилищных условий на основании Постановления Главы Администрации городского округа Саранск от 14 октября 2009 г. №2359, незаконным. Обязать Администрацию городского округа Саранск поставить Новикову Анну Яковлевну на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий.

Истица Новикова А.Я. в судебное заседание не явилась, представила суду заявление с просьбой рассмотреть дело в ее отсутствие.

В судебном заседании представить истицы Новиковой А.Я. – Новикова Н.Ф. исковые требования поддержала по основаниям, изложенным в исковом заявлении, просила суд удовлетворить их в полном объеме.

Представитель ответчика Администрации городского округа Саранск Станскова Е.В. в судебном заседании исковые требования не признала, просила суд отказать в их удовлетворении.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, суд считает необходимым отказать в удовлетворении заявленных истицей требований по следующим основаниям.

В соответствии со статьями 12, 56 ГПК Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. Правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.

Руководствуясь указанными нормами, имея в виду, что судом созданы все условия для обеспечения принципов состязательности и равноправия сторон, судья разрешает дело на основании представленных и исследованных в судебном заседании доказательств, в пределах заявленных истцами требований и по указанным им основаниям.

Так, из Указа Президента РФ от 07.05.2008 г. N 714 "Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов" следует, что необходимо завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах".

В соответствии с положениями статьи 21 Федерального закона от 12.01.1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах" мерами социальной поддержки, установленными для семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий, предоставляются нетрудоспособным членам семьи погибшего (умершего), состоявшим на его иждивении и получающим пенсию по случаю потери кормильца (имеющим право на ее получение) в соответствии с пенсионным законодательством Российской Федерации. Указанным лицам предоставляются в том числе следующие меры социальной поддержки: обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем членов семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, членов семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз. Члены семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны обеспечиваются жильем независимо от их имущественного положения.

Судом установлено, что Новикова Анна Яковлевна является участницей Великой Отечественной Войны (удостоверение серии ВВ № 309293, выданное 30 января 2002 г.). Следовательно, в силу закона могла бы иметь право на получение мер социальной поддержки по обеспечению за счет средств федерального бюджета жильем в случае не совершения ею сделки, приведшей к ухудшению жилищных условий.

14 октября 2009 г. Постановлением Главы Администрации городского округа Саранск №2359 Новиковой А.Я. отказано в постановке на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, поскольку не истек пятилетний срок совершению ею сделки, приведшей к ухудшению жилищных условий.

Суд приходит к выводу, что данное постановление является законным и обоснованным.

При этом суд исходит из следующего.

В силу статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются:

не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения.

В соответствии со статьей 52 Жилищного кодекса Российской Федерации принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства.

В соответствии с Правилами учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, которые в соответствии с действующим законодательством имеют право на государственную поддержку в строительстве или приобретении жилья, утвержденными Постановлением Правительства РМ от 25.08.2005 г. N 335, нуждающимися в улучшении жилищных условий признаются граждане:

не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения.

В силу пункта 10 указанных Правил отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий допускается в случае, если:

не представлены предусмотренные пунктом 7 настоящих Правил документы;

представлены документы, которые не подтверждают право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий;

не истек пятилетний срок после совершения гражданином сделки, приведшей к намеренному ухудшению жилищных условий, за исключением случаев, если независимо от совершения указанной сделки гражданин может быть признан нуждающимся в улучшении жилищных условий;

право на улучшение жилищных условий с использованием различных форм государственной поддержки ранее реализовано.

Согласно положениям статьи 53 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.

Из материалов дела следует, что 31 октября 2008 г. Новикова А.Я. подарила ГР.Н. 1/2 долю жилого дома и 1/2 долю земельного участка, расположенные по адресу: <адрес>. (л.д. 23).

В настоящее время ГР.Н. проживает и зарегистрирована по адресу: <адрес>.

Данный дом принадлежит на праве общей долевой собственности Новиковой Н.Ф. (сноха истицы) и ГР.Н. (внучка истицы), которые также зарегистрированы и проживают в указанном доме.

Общая площадь дома составляет 49,40 кв.м.

Данные обстоятельства подтверждаются свидетельствами о государственной регистрации права серии 13 ГА №176024, серии 13 ГА №260361, выпиской из домовой книги. (л.д. 10, 20, 21).

Таким образом, пятилетний срок после совершения истицей Новиковой А.Я. сделки, приведшей к ухудшению ее жилищных условий, на момент рассмотрения настоящего гражданского дела не истек.

Доводы истицы о том, что в силу своего плохого самочувствия ей пришлось подарить внучке свою долю жилого дома, не является основанием постановки ее на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий. Доказательств того, что независимо от совершения указанной сделки истица может быть признана нуждающейся в улучшении жилищных условий, истицей и ее представителем в силу статьи 56 ГПК Российской Федерации суду не представлено.

Таким образом, истица не может быть признана нуждающейся в улучшении жилищных условий, а также не являлась таковой на 1 марта 2005 г. Соответственно, и правовых оснований для признания истицы нуждающейся в улучшении жилищных условий не имелось.

При данных обстоятельствах, суд считает необходимым отказать Новиковой Анне Яковлевне в удовлетворении ее требований к Администрации городского округа Саранск о признании отказа в постановке на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий незаконным, возложении обязанности поставить истицу на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 ГПК Российской Федерации, суд

решил:

исковые требования Новиковой Анны Яковлевны к Администрации городского округа Саранск о признании отказа в постановке на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий незаконным, возложении обязанности поставить истицу на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия в течение 10-ти дней с момента вынесения решения в окончательной форме через Ленинский районный суд г.Саранска Республики Мордовия.

Председательствующий З.В. Крысина