О возложении обязанности ликвидировать несанкционированную свалку



Дело №2-1206/2011

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

23 мая 2011 года г. Саранск

Ленинский районный суд г. Саранска Республики Мордовия в составе:

председательствующего судьи - Крысиной З.В.,

при секретаре судебного заседания – Скоробогатовой Л.В.,

с участием помощника прокурора Ленинского района г.Саранска Республики Мордовия Князькиной Т.В.,

представителя ответчика - Администрации городского округа Саранск Стансковой Е.В., действующей по доверенности №261-д от 8 декабря 2010 г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Прокурора Ленинского района г. Саранска Республики Мордовия, поданного в защиту неопределенного круга лиц, к Администрации городского округа Саранск о признании незаконным бездействия по ликвидации несанкционированной свалки бытового и строительного мусора на территории городского округа Саранск, возложении обязанности ликвидировать несанкционированную свалку,

установил:

Прокурор Ленинского района г.Саранска обратился в Ленинский районный суд г.Саранска с иском в защиту прав и интересов неопределенного круга лиц к Администрации городского округа Саранск о признании незаконным бездействия по ликвидации несанкционированной свалки бытового и строительного мусора на территории городского округа Саранск, возложении обязанности ликвидировать несанкционированную свалку.

В обоснование своих требований прокурор указал, что проведенной прокуратурой Ленинского района г. Саранска проверкой установлено, что на территории городского округа Саранск имеются несанкционированные свалки бытового, строительного мусора, отходов потребления.

При осмотре территории между ГУЗ «Республиканский противотуберкулезный диспансер» (ул. Ульянова, д. 34) и массивом гаражей, расположенным с левой стороны дороги по ул. Комарова г. Саранска (общая площадь территории примерно 1 га), обнаружена свалка бытового и строительного мусора. Со склона оврага производится выброс мусора с большегрузного транспорта. Некоторые участки свалки дымятся, от чего в районе свалки стоит неприятный запах горящих отходов. Вся осмотренная территория захламлена бытовым, строительным мусором и отходами потребления.

Вышеуказанное свидетельствует о нарушении прав и законных интересов неопределенного круга лиц.

Просил суд признать незаконным бездействие Администрации городского округа Саранск по ликвидации несанкционированной свалки бытового и строительного мусора на территории городского округа Саранск. Обязать Администрацию городского округа Саранск ликвидировать несанкционированную свалку, расположенную на территории между ГУЗ «Республиканский противотуберкулезный диспансер» (ул. Ульянова, д. 34) и массивом гаражей, расположенным с левой стороны дороги по ул. Комарова г. Саранска (общая площадь территории примерно 1 га). Установить Администрации городского округа Саранск срок для совершения указанных действий один месяц после вступления решения в законную силу.

В судебном заседании помощник прокурора Ленинского района г.Саранска Князькина Т.В. исковые требования поддержала по основаниям, изложенным в иске, просила суд их удовлетворить.

Представитель ответчика Администрации городского округа Саранск Станскова Е.В. с заявленными требованиями не согласилась, пояснив, что указанная свалка действительно имеется, однако считает, что обязанность по ее ликвидации лежит на Казенном учреждении городского округа Саранск «Дирекция коммунального хозяйства и благоустройства», которое и должно быть надлежащим ответчиком по делу. В настоящее время частично свалка ликвидирована.

Суд, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, находит исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Из материалов дела следует, что проведенной прокуратурой Ленинского района г. Саранска проверкой при осмотре территории между ГУЗ «Республиканский противотуберкулезный диспансер» (ул. Ульянова, д. 34) и массивом гаражей, расположенным с левой стороны дороги по ул. Комарова г. Саранска (общая площадь территории примерно 1 га), обнаружена свалка бытового и строительного мусора. Со склона оврага производится выброс мусора с большегрузного транспорта. Некоторые участки свалки дымятся, от чего в районе свалки стоит неприятный запах горящих отходов. Вся осмотренная территория захламлена бытовым, строительным мусором и отходами потребления.

Данные обстоятельства подтверждаются актом 25 апреля 2011 г (л.д. 4), и не оспариваются ответчиком.

В соответствии со статьей 42 Конституции Российской Федерации, Федерального закона «Об охране окружающей среды» каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам, которые являются основой устойчивого развития, жизни и деятельности народов, проживающих на территории Российской Федерации.

Согласно статье 16 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 6 октября 2003 г. №131-Ф3, к вопросам местного значения городского округа относятся организация мероприятий по охране окружающей среды, сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов, организация благоустройства и озеленения территории городского округа.

В соответствии со статьями 8, 13 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Из статьи 13 Земельного кодекса Российской Федерации следует, что собственники земельных участков обязаны проводить мероприятия по защите земель от захламления отходами производства и потребления, ликвидации последствий захламления отходами.

В силу статьи 9 Устава городского округа Саранск утвержденного решением Саранского городского округа Саранск от 23 декабря 2005 года № 177 к вопросам местного значения муниципального образования относятся организация мероприятий по охране окружающей среды в границах муниципального образования, организация сбора, вывоза, утилизация и переработка бытовых и промышленных отходов.

Согласно положений пункта 3 и пункта 5 Положения об административно-технической инспекции Администрации городского округа Саранск, утвержденного распоряжением Главы городского округа Саранск от 19 августа 2008 г. № 769-р основными функциями и обязанностями Инспекции являются обеспечение в пределах своей компетенции деятельности Администрации г.о. Саранск по реализации ее полномочий по осуществлению контроля за соблюдением Правил благоустройства, чистоты и порядка в городском округе Саранск.

В связи с изложенным, доводы представителя ответчика, что надлежащим ответчиком по делу является Казенное учреждение городского округа Саранск «Дирекция коммунального хозяйства и благоустройства» суд находит несостоятельными.

В нарушение вышеперечисленных требований законодательства на территории Ленинского района городского округа Саранск находится несанкционированная свалка между ГУЗ «Республиканский противотуберкулезный диспансер» (ул. Ульянова, д. 34) и массивом гаражей, расположенным с левой стороны дороги по ул. Комарова г. Саранска (общая площадь территории примерно 1 га).

Свои функции и обязанности Администрация городского округа Саранск надлежащим образом не выполняет, меры по ликвидации данной несанкционированной свалки не принимает.

Указанные факты являются нарушением пунктов 1.1., 1.4., 2.1.З., 2.2.2. Санитарных правил содержания территорий населенных мест (СанПиН 42-128-4690-88).

Наличие нарушений подтверждается представленным истцом актом от 25 апреля 2011 г., фотографиями, а также не оспаривается ответчиком.

Таким образом, вышеизложенное свидетельствует о нарушении прав и интересов неопределенного круга лиц, поскольку в соответствии со статьей 42 Конституции Российской Федерации, каждый гражданин имеет право на благополучную окружающую среду. Функционирование несанкционированных свалок бытовых отходов без проекта и соответствующего заключения экологической экспертизы, а также отсутствие организации планового сбора и вывоза бытовых отходов и строительного мусора нарушают права и законные интересы неопределенного круга лиц - жителей Октябрьского района городского округа Саранск, так как нарушение экологического и земельного законодательства влечет за собой создание неблагоприятной окружающей среды, биологическую скудность природных ресурсов, что в результате ущемляет потребности нынешнего и будущих поколений.

Согласно статьи 78 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и части первой статьи 45 ГПК Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

При данных обстоятельствах, суд считает необходимым удовлетворить исковые требования Прокурора Ленинского района г.Саранска, поданные в защиту прав и интересов неопределенного круга лиц.

Согласно подпункту 19 пункта 1 статьи 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, в качестве истцов или ответчиков.

В связи с чем государственная пошлина, подлежащая уплате в доход местного бюджета городского округа Саранск, не взыскивается с ответчика.

Исходя из изложенного, оценивая достаточность и взаимную связь представленных сторонами доказательств в их совокупности, разрешая дело по представленным доказательствам, в пределах заявленных истцом требований и по указанным им основаниям, руководствуясь статьями 194-199 ГПК Российской Федерации, суд

решил:

исковые требования Прокурора Ленинского района г.Саранска Республики Мордовия, поданные в защиту прав и интересов неопределенного круга лиц, удовлетворить.

Признать незаконным бездействие Администрации городского округа Саранск по ликвидации несанкционированной свалки бытового и строительного мусора на территории городского округа Саранск.

Обязать Администрацию городского округа Саранск в течение одного месяца с момента вступления настоящего решения суда в законную силу ликвидировать несанкционированную свалку, расположенную на территории между ГУЗ «Республиканский противотуберкулезный диспансер» (ул. Ульянова, д. 34) и массивом гаражей, расположенным с левой стороны дороги по ул. Комарова г. Саранска (общая площадь территории примерно 1 га).

На решение суда может быть подана кассационная жалоба в Верховный Суд Республики Мордовия через Ленинский районный суд г. Саранска в течение десяти дней со дня принятия решения судом.

Председательствующий З.В. Крысина