Дело № 2-1337/2011 РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 31 мая 2011 года г. Саранск Ленинский районный суд г. Саранска Республики Мордовия в составе: председательствующего судьи Ериной Н.П., при секретаре судебного заседания Дирменжий О.В., с участием представителей истицы Минькиной Т.П. – Болабко Л.И., действующей на основании доверенности от 10 мая 2011 года, адвоката Решетниковой Ю.К., действующей на основании ордера № 52 от 13 мая 2011 года, представителя ответчика Администрации городского округа Саранск Стансковой Е.В., действующей по доверенности № 261-д от 08 декабря 2010 года, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Минькиной Тамары Петровны к Администрации городского округа Саранск о признании незаконным постановления Главы Администрации городского округа Саранск об отказе в постановке на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и понуждении поставить на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, установил: Минькина Т.П. обратилась в суд с иском к Администрации городского округа Саранск о признании незаконным постановления Главы Администрации городского округа Саранск об отказе в постановке на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и понуждении поставить на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий. В обоснование исковых требований указала, что она является вдовой участника Великой Отечественной войны и имеет право на меры социальной поддержки, предусмотренные Указом Президента Российской Федерации № 714-ФЗ от 07 мая 2008 года «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов» и Федеральным законом «О ветеранах». Постановлением Администрации г.о. Саранск № 1068 от 29 апреля 2011 года ей отказано в постановке на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, поскольку не истек пятилетний срок после совершения действий, в результате которых были ухудшены жилищные условия. Считает данный отказ незаконным и необоснованным, так как она не имеет жилья как в собственности, так и по договору социального найма, проживает и зарегистрирована в жилом помещении, расположенном по адресу: <адрес>, принадлежащем ее дочери Болабко Л.И. на праве собственности. До 08 апреля 2011 года она была зарегистрирована в жилом помещении, расположенном по адресу: <адрес>, которое находится в общей совместной собственности Болабко Л.И. и Болабко А.В. на основании договора передачи от 09 ноября 2000 года. В связи с чем просит суд признать Постановление Администрации городского округа Саранск № 1068 от 29 апреля 2011 года в части отказа в постановке ее на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий незаконным и обязать Администрацию городского округа Саранск поставить ее на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий с 29 апреля 2011 года. В судебное заседание истица Минькина Т.П. не явилась, просила рассмотреть дело в ее отсутствие, о чем предоставила в суд заявление. Представители истицы Болабко Л.И. и адвокат Решетникова Ю.К. в судебном заседании исковые требования Минькиной Т.П. поддержали, просили их удовлетворить. Представитель ответчика Администрации городского округа Саранск Станскова Е.В. в судебном заседании исковые требования не признала, поскольку не истек пятилетний срок после совершения действий, в результате которых были намеренно ухудшены жилищные условия истицы, просила отказать в удовлетворении иска. Заслушав пояснения сторон, исследовав письменные доказательства, суд считает, что исковые требования Минькиной Т.П. подлежат удовлетворению по следующим основаниям. Из материалов дела следует, что 13 апреля 2011 года Минькина Т.П. обратилась в Администрацию городского округа Саранск с заявлением о принятии ее на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий с помощью мер государственной поддержки по категории вдова участника Великой Отечественной войны. Постановлением Администрации городского округа Саранск №1068 от 29 апреля 2011 года Минькиной Т.П. было отказано в постановке на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий по тому основанию, что не истек пятилетний срок после совершения действий, в результате которых были намеренно ухудшены жилищные условия (п. 3 ч. 1 ст. 54, ст. 53 Жилищного кодекса Российской Федерации). Данное постановление Администрации городского округа Саранск является незаконным и необоснованным по следующим основаниям. Согласно выписке из домовой книги Минькина Т.П. на момент обращения с заявлением в Администрацию городского округа Саранск проживала и была зарегистрирована в <адрес>, общей площадью 43,60 кв.м. Данное жилое помещение принадлежит на праве собственности дочери истицы Болабко Л.И., что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права 13 ГА 210608 от 03 апреля 2008 года. Как следует из Акта проверки жилищных условий от 13 апреля 2011 года, истица проживает в указанном жилом помещении одна и нуждается в улучшении жилищных условий. Согласно выписке из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 08 апреля 2011 года за №01/126/2011-089 и справке ФГУП «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ» от 07 апреля 2011 года за № 1044 Минькина Т.П. зарегистрированных прав на жилые помещения не имеет, сделок по отчуждению жилья за последние пять лет не совершала. Статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются: 1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения; 2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы; 3) проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям; 4) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Согласно статье 52 Жилищного кодекса Российской Федерации принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления (далее - орган, осуществляющий принятие на учет) на основании заявлений данных граждан (далее - заявления о принятии на учет), поданных ими в указанный орган по месту своего жительства. Решение о принятии на учет или об отказе в принятии на учет должно быть принято по результатам рассмотрения заявления о принятии на учет и иных представленных в соответствии с частью 4 настоящей статьи документов органом, осуществляющим принятие на учет, не позднее чем через тридцать рабочих дней со дня представления указанных документов в данный орган. Орган, осуществляющий принятие на учет, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия решения о принятии на учет выдает или направляет гражданину, подавшему соответствующее заявление о принятии на учет, документ, подтверждающий принятие такого решения. По правилам, установленным статьей 53 Жилищного кодекса российской Федерации, граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий. При этом в силу статьи 54 данного Кодекса отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается в случае, если: 1) не представлены предусмотренные частью 4 статьи 52 настоящего Кодекса документы; 2) представлены документы, которые не подтверждают право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях; 3) не истек предусмотренный статьей 53 настоящего Кодекса срок. В соответствии со статьей 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений. Ответчик в обоснование своих возражений ссылается на то, что не истек пятилетний срок после совершения действий, в результате которых были намеренно ухудшены жилищные условия истицы. Однако, указанные доводы не нашли своего подтверждения в судебном заседании. Так, в судебном заседании установлено и подтверждается имеющимися в деле письменными доказательствами, что за последние пять лет истица не совершала сделок по отчуждению жилья. До 30 марта 2011 года Минькина Т.П. проживала и была зарегистрирована в жилом помещении, расположенном по адресу: <адрес>, принадлежащем на праве общей совместной собственности Болабко Л.И. и Болабко А.В. С 08 апреля 2011 года истица зарегистрирована в <адрес>. Изменение места жительства и регистрации само по себе не имеет правового значения для разрешения вопроса о постановке истицы на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, как вдовы участника Великой отечественной войны, поскольку свобода передвижения и выбора места жительства является конституционным правом гражданина Российской Федерации (статья 27 Конституции Российской федерации). Наличие либо отсутствие регистрации по месту проживания не порождает каких-либо прав на данное жилье. В связи с чем, изменение места жительства истицы в данном случае не может рассматриваться как действие, в результате которого были намеренно ухудшены ее жилищные условия. Таким образом, оснований для отказа в принятии истицы на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, предусмотренных статьей 54 Жилищного кодекса Российской Федерации, не имеется. При таких обстоятельствах исковые требования Минькиной Т.И. к Администрации городского округа Саранск о признании незаконным Постановления Администрации городского округа Саранск № 1068 от 29 апреля 2011 года в части отказа в постановке ее на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий незаконным и понуждении поставить ее на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий с 29 апреля 2011 года являются обоснованными и подлежат удовлетворению. В соответствии со статьей 67 ГПК Российской Федерации суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Исходя из изложенного, оценивая достаточность и взаимную связь имеющихся по делу доказательств в их совокупности, разрешая дело по представленным доказательствам, в пределах заявленных истицей требований и по указанным ею основаниям, руководствуясь статьями 194-199 ГПК Российской Федерации, суд решил: исковые требования Минькиной Тамары Петровны удовлетворить. Признать Постановление Администрации городского округа Саранск № 1068 от 29 апреля 2011 года в части отказа в постановке Минькиной Тамары Петровны на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, незаконным. Обязать Администрацию городского округа Саранск поставить Минькину Тамару Петровну на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, с 29 апреля 2011 года. На решение суда может быть подана кассационная жалоба в Верховный Суд Республики Мордовия через Ленинский районный суд г. Саранска в течение десяти дней со дня принятия решения судом в окончательной форме. Председательствующий Н.П. Ерина