О понуждении предоставить социальную выплату на строительство или приобретение жилья



Дело № 2-1261/2011

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

31 мая 2011 года г. Саранск

Ленинский районный суд г. Саранска Республики Мордовия в составе:

председательствующего судьи Ериной Н.П.,

при секретаре судебного заседания Дирменжий О.В.,

с участием представителя истца Тарасова А.К. – Тарасова С.А., действующего на основании доверенности от 13 мая 2011 года,

представителя ответчика Министерства социальной защиты населения Республики Мордовия Шахоткина Ю.В., действующего по доверенности №07-11856 от 04 октября 2010 года,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Тарасова Алексея Кузьмича к Министерству социальной защиты населения Республики Мордовия о признании незаконным решения об отказе в предоставлении социальной выплаты на строительство или приобретение жилья и понуждении предоставить социальную выплату на строительство или приобретение жилья,

установил:

Тарасов А.К. обратился в суд с иском к Министерству социальной защиты населения Республики Мордовия о признании незаконным решения об отказе в предоставлении социальной выплаты на строительство или приобретение жилья и понуждении предоставить социальную выплату на строительство или приобретение жилья.

В обоснование исковых требований указал, что он является бывшим несовершеннолетним узником концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период второй мировой войны.

На его обращение в Министерство социальной защиты населения Республики Мордовия о предоставлении социальной выплаты на строительство или приобретение жилья как несовершеннолетнему узнику фашистских концлагерей ему было отказано.

С данным отказом он не согласен, так как считает, что бывшие несовершеннолетние узники концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период второй мировой войны, по правовому статусу и имеющимся у них льготам приравнены к инвалидам и участникам Великой Отечественной войны. Следовательно, бывшие узники концлагерей подлежат обеспечению жильем наравне с ветеранами Великой Отечественной войны.

В связи с чем просит суд признать незаконным решение Министерства социальной защиты населения Республики Мордовия об отказе в предоставлении социальной выплаты на строительство или приобретение жилья и обязать Министерство социальной защиты населения Республики Мордовия предоставить ему социальную выплату на строительство или приобретение жилья.

В судебное заседание истец Тарасов А.К. не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие, о чем предоставил суду заявление.

В судебном заседании представитель истца Тарасов С.А. исковые требования Тарасова А.К. поддержал и просил удовлетворить по основаниям, изложенным в исковом заявлении.

Представитель ответчика Министерства социальной защиты населения Республики Мордовия Шахоткин Ю.В. в судебном заседании исковые требования Тарасова А.К. не признал, просил суд отказать в их удовлетворении.

Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав имеющиеся в деле письменные доказательства, суд приходит к выводу о том, что исковые требования Тарасова А.К. являются обоснованными и подлежат удовлетворению.

Как следует из материалов дела, Тарасов А.К. является бывшим несовершеннолетним узником фашистских концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период второй мировой войны, что подтверждается удостоверением серии Р № 123871, выданным 16 июля 2010 года (л.д.5).

Постановлением Администрации Дубенского муниципального района Республики Мордовия № 97 от 10 марта 2011 года Тарасов А.К. был принят на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий с помощью мер государственной поддержки.

Тарасов А.К. обратился в Министерство социальной защиты населения Республики Мордовия с заявлением о выдаче ему свидетельства на получение социальной выплаты на приобретение жилья, приложив к нему копии документов, подтверждающих нуждаемость в улучшении жилищных условий, и принадлежность к категории несовершеннолетних узников фашистских концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период второй мировой войны.

Письмом от 12 апреля 2011 года за № 10/3197 истцу было отказано в предоставлении социальной выплаты на строительство ил приобретение жилья и разъяснено, что на основании пункта 1 Указа Президента Российской Федерации от 15 октября 1992 года № 1235 «О предоставлении льгот бывшим несовершеннолетним узникам концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период второй мировой войны», пункта 8 статьи 154 Федерального закона от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации...», данная категория лиц по правовому статусу и имеющимся у них льготам приравнена к инвалидам и участникам Великой Отечественной войны.

Вместе с тем, федеральных законов, гарантирующих указанной категории граждан право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета, нормативных правовых актов, обеспечивающих реализацию данного права, не принято. Министерство регионального развития Российской Федерации письмом от 19 марта 2010 года №10496-СК/07М разъяснило, что данные лица не подлежат обеспечению жильем в рамках Указа № 714, поскольку законодатель не идентифицирует их с ветеранами Великой Отечественной войны.

На основании вышеизложенного действие Указа Президента Российской Федерации от 07 мая 2008 года № 714, на данную категорию граждан, к которой он относится, не распространяется.

Суд полагает, что отказ Министерства социальной защиты населения Республики Мордовия в предоставлении Тарасову А.К. социальной выплаты на приобретение жилья, является незаконным по следующим мотивам.

Указом Президента Российской Федерации от 15 октября 1992 года №1235 «О предоставлении льгот бывшим несовершеннолетним узникам концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период второй мировой войны» в целях улучшения социально-экономического положения бывших несовершеннолетних узников концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период второй мировой войны, постановлено: предоставлять проживающим на территории Российской Федерации бывшим несовершеннолетним узникам концлагерей, гетто, других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период второй мировой войны (далее - бывшие несовершеннолетние узники фашизма), признанным инвалидами вследствие общего заболевания, трудового увечья и других причин (за исключением лиц, инвалидность которых наступила вследствие их противоправных действий), льготы по материально-бытовому обеспечению, установленные для инвалидов Великой Отечественной войны соответствующих групп.

Остальным бывшим несовершеннолетним узникам фашизма предоставлять аналогичные льготы, установленные для участников Великой Отечественной войны из числа военнослужащих.

Льготы, указанные в пункте 1 настоящего Указа, предоставляются за счет тех источников, за счет которых они предоставляются инвалидам и участникам Великой Отечественной войны.

В пункте 5 разъяснения «О порядке и условиях предоставления льгот бывшим несовершеннолетним узникам концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период второй мировой войны» от 7 июля 1999 года № 4, утвержденного постановлением Министерства труда Российской Федерации от 7 июля 1999 года №20 «Об утверждении разъяснения «О порядке и условиях предоставления льгот бывшим несовершеннолетним узникам концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период второй мировой войны» указано, что при решении вопросов, связанных с предоставлением льгот бывшим несовершеннолетним узникам фашизма, следует иметь в виду, что в Указе Президента Российской Федерации от 15 октября 1992 года № 1235 не определен объем предоставляемых льгот бывшим несовершеннолетним узникам фашизма, а только указана категория граждан, к которой они приравнены по материально-бытовым льготам, - инвалиды и участники Великой Отечественной войны. Поскольку с выходом Федерального закона «О ветеранах» для инвалидов и участников Великой Отечественной войны предусмотрены льготы соответственно статьями 14 и 15 названного Закона, то и бывшим несовершеннолетним узникам фашизма предоставляются аналогичные льготы.

Пунктом 8 статьи 154 Федерального закона № 122-ФЗ от 22 августа 2004 года «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» также установлено, что проживающим на территории Российской Федерации бывшим несовершеннолетним узникам концлагерей, гетто, других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период второй мировой войны, признанным инвалидами вследствие общего заболевания, трудового увечья и других причин (за исключением лиц, инвалидность которых наступила вследствие их противоправных действий), предоставляются ежемесячные денежные выплаты, меры социальной поддержки и льготы, установленные для инвалидов Великой Отечественной войны. Остальным бывшим несовершеннолетним узникам фашизма предоставляются ежемесячные денежные выплаты, меры социальной поддержки и льготы, установленные для участников Великой Отечественной войны из числа военнослужащих.

Таким образом, Тарасову А.К. как бывшему несовершеннолетнему узнику концлагерей, гетто, других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период второй мировой войны, предоставляются ежемесячные денежные выплаты, меры социальной поддержки и льготы, установленные для участников Великой Отечественной войны из числа военнослужащих.

Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2008 года №714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов» постановлено считать необходимым завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах».

Согласно пункту 3 статьи 15 Федерального закона от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» участникам Великой Отечественной войны помимо прочих предоставляется такая мера социальной поддержки, как обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и вставших на учет до 1 января 2005 года, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Участники Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз. Инвалиды Великой Отечественной войны обеспечиваются жильем независимо от их имущественного положения.

Согласно пункту 1 постановления Правительства Республики Мордовия от 24 апреля 2006 года № 155 «О порядке предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий» формой обеспечения жильем граждан, имеющих право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета в соответствии со статьей 23.2 Федерального закона «О ветеранах» является предоставление им социальных выплат на строительство или приобретение жилья.

Таким образом, Тарасов А.К. имеет право на получение социальной выплаты на строительство или приобретение жилья.

Ссылка ответчика на изложенное в письме Министерства регионального развития Российской Федерации от 19 марта 2010 года №10496-СК/07 разъяснение о том, что несовершеннолетние узники концлагерей, гетто, других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период второй мировой войны, признанные инвалидами вследствие общего заболевания, трудового увечья или других причин, обеспечению жильем в рамках реализации Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2008 года №14 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов» не подлежат, несостоятельна, поскольку указанное письмо не является официальным разъяснением норм закона, не опубликовано в установленном порядке и не является нормативно-правовым актом.

При таких обстоятельствах исковые требования Тарасова А.К. к Министерству социальной защиты населения Республики Мордовия о признании незаконным решения об отказе в предоставлении социальной выплаты на строительство или приобретение жилья и понуждении предоставить социальную выплату на строительство или приобретение жилья являются обоснованными и подлежат удовлетворению.

В соответствии со статьей 67 ГПК Российской Федерации суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы.

Исходя из изложенного, оценивая достаточность и взаимную связь представленных сторонами доказательств в их совокупности, разрешая дело по представленным доказательствам, в пределах заявленных истцом требований и по указанным им основаниям, руководствуясь статьями 194-199 ГПК Российской Федерации, суд

решил:

исковые требования Тарасова Алексея Кузьмича удовлетворить.

Признать незаконным решение Министерства социальной защиты населения Республики Мордовия об отказе в предоставлении Тарасову Алексею Кузьмичу социальной выплаты на строительство или приобретение жилья.

Обязать Министерство социальной защиты населения Республики Мордовия предоставить Тарасову Алексею Кузьмичу социальную выплату на строительство или приобретение жилья.

На решение суда может быть подана кассационная жалоба в Верховный суд Республики Мордовия через Ленинский районный суд г. Саранска Республики Мордовия в течение десяти дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Председательствующий Н.П. Ерина