О признании незаконным и отмене распоряжения Управления федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору



Дело № 2-1519/2011

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

10 июня 2011 года г. Саранск

Ленинский районный суд г. Саранска Республики Мордовия в составе:

председательствующего судьи Ериной Н.П.,

при секретаре судебного заседания Дирменжий О.В.,

с участием представителей заявителя ГБУ «Рузаевская районная станция по борьбе с болезнями животных» Жаданова А.И., Гурьянова В.М., действующего на основании доверенности № 34 от 23 мая 2011 года,

представителя заинтересованного лица Управления Россельхознадзора по Республике Мордовия Назаровой О.И., действующей на основании доверенности № 2/11 от 25 января 2011 года,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Государственного бюджетного учреждения «Рузаевская районная станция по борьбе с болезнями животных» о признании незаконным и отмене распоряжения Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору (Россельхознадзора) по Республике Мордовия №75 от 25 февраля 2011 года о проведении плановой проверки,

установил:

ГБУ «Рузаевская районная станция по борьбе с болезнями животных» обратилось в суд с заявлением о признании незаконным и отмене распоряжения Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору (Россельхознадзора) по Республике Мордовия №75 от 25 февраля 2011 года о проведении плановой проверки.

В обоснование заявления указано, что 25 февраля 2011 года Управлением Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору (Россельхознадзор) по Республике Мордовия было вынесено распоряжение о проведении плановой выездной проверки в отношении ГБУ «Рузаевская районная станция по борьбе с болезнями животных» на предмет соблюдения обязательных требований, установленных нормативными правовыми актами.

В соответствии с указанным распоряжением на ГБУ «Рузаевская РСББЖ» возлагается обязанность по предоставлению документов, указанных в п. 12 распоряжения № 75, необходимых для достижения целей и задач проведения проверки, а именно - выполнение заявителем ветеринарного законодательства. Кроме того, в п. 10 распоряжения указаны мероприятия, проведение которых также необходимо для достижения целей и задач проверки.

Считает, что проведение проверочных мероприятий и возложение обязанности на заявителя по предоставлению обозначенных в распоряжении документов является незаконным и нарушающим требования действующего законодательства, поскольку Россельхознадзор по Республике Мордовия не обладает полномочиями по проведению проверки на предмет соблюдения обязательных требований, установленных нормативными правовыми актами в области ветеринарии.

В связи с чем просит суд признать распоряжение № 75 Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору (Россельхознадзора) по Республике Мордовия от 25 февраля 2011 года о проведении плановой выездной проверки в отношении ГБУ «Рузаевская районная станция по борьбе с болезнями животных» незаконным и отменить его.

В судебном заседании начальник ГБУ «Рузаевская районная станция по борьбе с болезнями животных» Жаданов А.И. и представитель заявителя Гурьянов В.М. заявленные требования поддержали и просили суд их удовлетворить по основаниям, изложенным в заявлении.

Представитель заинтересованного лица Управления Россельхознадзора по Республике Мордовия Назарова О.И. в судебном заседании возражала против удовлетворения заявленных требований.

Исследовав письменные материалы дела, выслушав доводы сторон, суд находит заявление не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Материалами дела установлено, что 25 февраля 2011 года руководителем Управлением Россельхознадзора по Республике Мордовия было вынесено распоряжение № 75 о проведении проверки в отношении ГБУ «Рузаевская районная станция по борьбе с болезнями животных» с целью выполнения Плана проведения плановых проверок субъектов предпринимательства на предмет выполнения ветеринарного законодательства.

Указанным распоряжением установлен срок проведения проверки, необходимые мероприятия для достижения целей и задач проверки, перечень административных регламентов проведения мероприятий по контролю и перечень документов, предоставление которых юридическим лицом необходимо для достижения целей и задач проведения проверки.

Согласно п.п. «д», «з» статьи 72 Конституции Российской Федерации обеспече­ние экологической безопасности, осуществление мер по борьбе с эпидемиями и ликвидация их последствий находится в совместном ведении Российской Федера­ции и субъектов Российской Федерации.

В соответствии со статьей 3 Закона Российской федерации от 14 мая 1993 года № 4979-1 «О ветеринарии» за­конодательство Российской Федерации в области ветеринарии, а также организа­ция и обеспечение деятельности федерального органа исполнительной власти в области ветеринарии отнесены к полномочиям Российской Федерации.

Статьей 5 указанного Закона установлена система государственной ветеринарной службы Российской Федерации, которая включает в себя:

федеральный орган исполнительной власти в области нормативно-правового регулирования в ветеринарии;

федеральный орган исполнительной власти по оказанию государственных услуг в области ветеринарии и подведомственные ему организации;

федеральный орган исполнительной власти в области ветеринарного надзора и подведомственные ему территориальные органы;

ветеринарные (ветеринарно-санитарные) службы федеральных органов исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба;

в субъектах Российской Федерации - уполномоченные в области ветеринарии органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и подведомственные им учреждения.

Согласно Положению о Федеральной службе по ветеринарному и фитосанитарному надзору, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 года № 327, Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору (Россельхознадзор) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере ветеринарии, обращения лекарственных средств для ветеринарного применения, карантина и защиты растений, безопасного обращения с пестицидами и агрохимикатами, обеспечения плодородия почв, обеспечения качества и безопасности зерна, крупы, комбикормов и компонентов для их производства, побочных продуктов переработки зерна, земельных отношений (в части, касающейся земель сельскохозяйственного назначения), функции по защите населения от болезней, общих для человека и животных.

Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.

В соответствии с пунктом 5.1.1 указанного Положения Россельхознадзор осуществляет, в том числе, надзор в установленных законодательством Российской Федерации случаях за юридическими и физическими лицами, проводящими экспертизы, обследования, исследования, испытания, оценку, отбор проб, образцов, досмотр и осмотр, посещение подконтрольных субъектов и объектов, выдачу заключений, а также иные работы в установленной сфере деятельности.

Из пункта 1 Постановления Правительства РФ от 08 апреля 2004 года № 201 «Вопросы Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору» следует, что Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере ветеринарии, обращения лекарственных средств для ветеринарного применения, карантина и защиты растений, земельных отношений (в части, касающейся земель сельскохозяйственного назначения).

Согласно пунктам 2, 6 названного Постановления Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору в пределах своей компетенции контролирует и координирует деятельность органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по вопросам государственного контроля (надзора) в закрепленной сфере деятельности, а также осуществляет надзор за соблюдением органами государственной власти, органами местного самоуправления, их должностными лицами, юридическими лицами и гражданами законодательства Российской Федерации в закрепленной сфере деятельности, в том числе: надзор за выполнением ветеринарно-санитарных требований по безопасности продукции животного происхождения; надзор за соблюдением ветеринарного законодательства Российской Федерации при организации строительства (реконструкции, модернизации) объектов по производству и хранению животноводческой продукции, а также при вводе их в эксплуатацию; надзор за проведением мероприятий по карантину и защите растений, безопасным обращением с пестицидами и агрохимикатами, проведением фитосанитарного мониторинга состояния земель любого целевого назначения и складских помещений; надзор за безопасностью лекарственных средств для ветеринарного применения, кормов и кормовых добавок (в том числе изготовленных из генно-инженерно-модифицированных организмов) на всех стадиях производства и обращения и т.д.

Полномочия территориальных органов Россельхознадзора изложены в Ти­повом положении о территориальном органе Федеральной службы по ветеринар­ному и фитосанитарному надзору, утвержденном приказом Минсельхоза России от 13 июня 2006 года № 171. Согласно данному нормативному правовому акту Территориальным органом Россельхознадзора является управление Россельхознадзора, которое создается для осуществления функций по контролю и надзору в сфере ветеринарии, карантина и защиты растений, безопасного обращения с пестицидами и агрохимикатами, обеспечения плодородия почв, обеспечения качества и безопасности зерна, крупы, комбикормов и компонентов для их производства, побочных продуктов переработки зерна, земельных отношений (в части, касающейся земель сельскохозяйственного назначения), лесных отношений (за исключением лесов, расположенных на землях особо охраняемых природных территорий), охраны, воспроизводства, использования объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты, и среды их обитания, функции по защите населения от болезней, общих для человека и животных, а также для реализации отдельных установленных законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации задач и функций Россельхознадзора (пункт 2 Положения).

Управление является государственным органом, находящимся в подчинении Россельхознадзора, и осуществляет полномочия в закрепленной сфере деятельности на территории одного или нескольких субъектов Российской Федерации. Территория осуществления полномочий устанавливается в Положении об Управлении (п.п. 3-4 Положения).

Согласно пунктам 8.1.1 и 12 вышеуказанного Типового положения Управление на территории, установленной в соответствии со схемой размещения, осуществляет, в том числе, надзор в установленных законодательством Российской Федерации случаях за юридическими и физическими лицами, проводящими экспертизы, обследования, исследования, испытания, оценку, отбор проб, образцов, досмотр и осмотр, посещение подконтрольных субъектов и объектов, выдачу заключений, а также иные работы в закрепленной сфере деятельности, а также пределах своих полномочий осуществляет контроль и надзор за выполнением органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации переданных им в соответствии с федеральными законами полномочий федеральных органов исполнительной власти по предметам совместного ведения, а также за соблюдением требований к качеству и доступности государственных услуг организациями, через которые эти услуги оказываются.

В силу пунктов 9.1.-10 Типового положения государственные гражданские служащие Управления для осуществления своих полномочий имеют право в установленном порядке посещать предприятия и организации, учреждения с целью проверки соблюдения ими законодательства Российской Федерации в закрепленной сфере деятельности, составлять протоколы об административных правонарушениях, рассматривать в случаях и порядке, установленных законодательством Российской Федерации, дела об административных правонарушениях в закрепленной сфере деятельности и применять меры административного наказания или направлять в судебные органы материалы о привлечении лиц, виновных в правонарушении, к ответственности. Управление в установленном порядке осуществляет иные разрешительные, контрольно-надзорные полномочия, а также меры государственного принуждения, установленные законодательством Российской Федерации.

Аналогичные положения содержатся в Положении об Управлении Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Республике Мордовия, утвержденном приказом Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору от 09 апреля 2008 года № 90.

Таким образом, Управления Россельхознадзора в субъектах Российской Федерации, в том числе Управление Россельхознадзора по Республике Мордовия, вправе осуществлять надзор в отношении ветеринарных учреждений субъекта Федерации в рамках полномочий, предусмотренных пунктом 5.1.1 Положения о Феде­ральной службе по ветеринарному и фитосанитарному надзору, пунктов 8.1.1, 12 Ти­пового положения о территориальном органе Федеральной службы по ветеринар­ному и фитосанитарному надзору.

В силу части 5 статьи 12 Федерального закона Российской Федерации от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» руководитель юридического лица обязан предоставить должностным лицам органа государственного надзора, проводящим выездную проверку, возможность ознакомиться с документами, связанными с целями, задачами и предметом выездной проверки, а также обеспечить доступ проводящих выездную проверку должностных лиц и участвующих в выездной проверке экспертов, представителей экспертных организаций на территорию, в используемые юридическим лицом при осуществлении деятельности здания, строения, сооружения, помещения, к используемым юридическими лицами оборудованию, подобным объектам, транспортным средствам.

На основании изложенного суд приходит к выводу, что оспариваемое распоряжение Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору (Россельхознадзора) по Республике Мордовия №75 от 25 февраля 2011 года о проведении плановой выездной проверки в отношении ГБУ «Рузаевская районная станция по борьбе с болезнями животных» вынесено в пределах полномочий Управления Россельхознадзора по Республике Мордовия, оснований для его отмены не имеется.

Кроме того, в судебном заседании установлено, что 22 марта 2011 года в 09 часов 40 минут директор Государственного учреждения «Рузаевская районная станция по борьбе с болезнями животных» Жаданов А.И. совершил неповиновение законному распоряжению должностного лица органа, осуществляющего государственный надзор, выразившееся в отказе в проведении проверки соблюдения ветеринарного законодательства Российской федерации при осуществлении деятельности в сфере возложенных на государственное учреждение задач, назначенной согласно распоряжению № 75 от 25 февраля 2011 года Управления Россельхознадзора по Республике Мордовия, чем совершил административное правонарушение, предусмотренное частью 1 статьи 19.4 КоАП РФ.

Вступившим в законную силу постановлением и.о. мирового судьи судебного участка №2 Рузаевского района Республики Мордовия от 17 апреля 2011 года ЖадановА.И. признан виновным в совершении указанного правонарушения и подвергнут административному наказанию в виде штрафа в размере 2000 рублей.

При данных обстоятельствах заявленные требования Государственного бюджетного учреждения «Рузаевская районная станция по борьбе с болезнями животных» о признании незаконным и отмене распоряжения Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору (Россельхознадзора) по Республике Мордовия №75 от 25 февраля 2011 года удовлетворению не подлежат.

Исходя из изложенного, руководствуясь статьями 194-199, 258 ГПК РФ, суд

решил:

заявление Государственного бюджетного учреждения «Рузаевская районная станция по борьбе с болезнями животных» о признании незаконным и отмене распоряжения Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору (Россельхознадзора) по Республике Мордовия №75 от 25 февраля 2011 года о проведении плановой проверки оставить без удовлетворения.

На решение суда может быть подана кассационная жалоба в Верховный Суд Республики Мордовия через Ленинский районный суд г.Саранска в течение десяти дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Председательствующий Н.П. Ерина