Дело №2-1328/2011 РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 17 июня 2011 года г. Саранск Ленинский районный суд г. Саранска Республики Мордовия в составе: председательствующего судьи Надёжиной С.Ю., с участием секретаря судебного заседания Жидкиной Н.Н., с участием в деле: представителя истца Бойкова В.И. – адвоката Нелюбиной Т.К., представившей ордер №03 от 25.05.2011г. и удостоверение №454, представителя ответчика Администрации городского круга Саранск Стансковой Е.В., представившей доверенность от 08.12.2010г. №261-д, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Бойкова Вячеслава Игоревича к Администрации городского округа Саранск о признании недействительным и отмене заключения межведомственной комиссии по признанию жилых помещений жилищного фонда городского округа Саранск пригодными (непригодными) для проживания от 24.02.2011г. о признании <адрес> г. Саранска пригодным для проживания, установил: Бойков В.И. обратился в суд с иском к Администрации городского округа Саранск о признании недействительным и отмене заключения межведомственной комиссии по признанию жилых помещений жилищного фонда городского округа Саранск пригодными (непригодными) для проживания от 24.02.2011г. о признании <адрес> пригодным для проживания. Указал, что заключением межведомственной комиссии по признанию жилых помещений жилищного фонда городского округа Саранск пригодными (непригодными) для постоянного проживания от 24.02.2011г. №19/11 многоквартирный дом, расположенный по адресу: <адрес> признан пригодным для проживания. В заключении указано, что в целях приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилых помещений в надлежащем состоянии необходимо лишь провести капитальный ремонт многоквартирного дома. Заключение межведомственной комиссии №19/11 от 24.02.2011г. препятствует принятию его на учёт нуждающихся в улучшении жилищных условий, поскольку в соответствии с нормами регионального законодательства для этого он должен проживать в жилом помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям. С заключением межведомственной комиссии №19/11 от 24.02.2011г. он и все проживающие по данному адресу (всего 32 квартиры, из которых 24 находятся в муниципальной собственности) не согласны. Многоквартирный дом по адресу: <адрес> не соответствует требованиям Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утверждённого Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006г. №47. Он непригоден для проживания, не отвечает установленным для жилых помещений требованиям, так как несущие и ограждающие конструкции дома крайне изношены, фундамент дома имеет многочисленные трещины и просадки. Как следует из научно-технического отчёта исследования долговечности строительных материалов и конструкций, проведения обследования технического состояния конструкций жилого дома по адресу: <адрес>, жилой дом по указанному адресу не соответствует требованиям нормативных документов и его эксплуатация представляет угрозу для жизни и здоровья граждан, окружающей среды. Общий физический износ составляет более 70%. Здание находится в аварийном состоянии. Просил признать недействительным и отменить заключение межведомственной комиссии по признанию жилых помещений жилищного фонда городского округа Саранск пригодными (непригодными) для постоянного проживания от 24.02.2011г. №19/11 о признании многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес> пригодным для проживания. Истец Бойков В.И. в судебное заседание не явился, представил заявление, где просил рассмотреть дело в его отсутствие и указал, что исковые требования поддерживает полностью и просит их удовлетворить. Представитель истца адвокат Нелюбина Т.К. исковые требования поддержала и просила их удовлетворить по основаниям, изложенным в исковом заявлении. Кроме того, просила в случае удовлетворения исковых требований взыскать с ответчика Администрации городского округа Саранск в пользу истца расходы по оплате услуг представителя в размере 10000 рублей и расходы по оплате строительно-технической экспертизы в размере 23000 рублей. Представитель ответчика Администрации городского округа Саранск Станскова Е.В. иск не признала, просила в удовлетворении исковых требований отказать. Третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне истца Чумбаева Г.Л., Белоглазова Л.А., Бойкова В.И., Москалева Р.С., Киржайкина О.Н., Виряскина С.В., Виряскин В.Г., Вожакова Е.И., Виряскин В.Г., Келейникова Е.П., Кижваткин П.П., Юдин Н.И., Косенков В.Б., Арсланов Р.Р., Диконта Р.Х., Бабушкина О.А., Конешов Р.К., Дрыгин С.А., Дрыгина А.А., Емельянова Н.С., Белоглазов А.Ю., Перегудин В.Н. в судебное заседание не явились, представили письменные заявления, где просили рассмотреть дело в их отсутствие, а также указали, что исковые требования поддерживают и просят их удовлетворить. Заслушав объяснения сторон, исследовав письменные доказательства, суд приходит к нижеследующему. Материалами дела установлено, что Бойков В.И., а также все третьи лица по настоящему делу являются жильцами <адрес>. По коллективному обращению жильцов <адрес> прокуратурой Ленинского района г. Саранска была проведена проверка. В материалах проверки имеются коллективные письма, датированные более ранними датами, из которых следует, что жильцы <адрес> обращались неоднократно в различные инстанции с целью решения проблемы с домом, который является аварийным начиная с 90-х годов ХХ века. Однако никаких положительных результатов такие обращения не принесли. В ходе проверки установлено, что 21.11.2007г. в Администрацию городского округа Саранск поступило коллективное заявление жильцов <адрес> по вопросу признания дома аварийным, включении его в программу переселения граждан из аварийного жилищного фонда с дальнейшим его сносом и расселением. Согласно проведённому в 2008г. специализированной организацией по заказу МП городского округа Саранск «Дирекция единого заказчика ЖКХ Ленинского района» по техническому состоянию основных несущих конструкций: фундаментов, стен, перекрытий и крыши здание находится в ограниченно-работоспособном состоянии. Комиссией рекомендовано: прекратить эксплуатацию здания в течение 6 месяцев и рассмотреть вопрос о немедленном переселении жильцов дома либо провести рекомендуемые в заключении мероприятия по замене, восстановлению или усилению дефектных конструкций, защите строительных конструкций, а также грунтов оснований от увлажнения. В связи с указанными выводами МП городского округа Саранск «Дирекция единого заказчика ЖКХ Ленинского района» в Администрацию Ленинского района городского округа Саранск 15.07.2008г. направлено письмо об изыскании возможности переселения граждан в жилые помещения маневренного фонда на время проведения капитального ремонта либо предоставить благоустроенные жилые помещения для постоянного проживания. Данное обращение Администрацией района было оставлено без рассмотрения. Материалы по указанному дому были подготовлены Администрацией Ленинского района городского округа Саранск и направлены указанным органом на межведомственную комиссию только 28.12.2010г. По результатам прокурорской проверки было вынесено требование рассмотреть в порядке и сроки, установленные Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утверждённым постановление Правительства РФ от 28.01.2006г. №47, поступившие на межведомственную комиссию из Администрации Ленинского района городского округа Саранск материалы в отношении многоквартирного <адрес>. Из письма Администрации городского округа Саранск на имя заместителя прокурора Ленинского района г. Саранска от 21.01.2011г. следует, что по поступившему обращению от 18.10.2010г. разработана проектно-сметная документация на выполнение работ по исполнению рекомендаций по дальнейшей эксплуатации <адрес>, приведённых в заключении по результатам проведённого обследования <адрес> Мордовским центром технической диагностики, экспертизы и реконструкции опасных производственных объектов при ГОУ ВПО МГУ им. Н.П. Огарёва на общую сумму 2 млн. 585 тыс. руб., в связи с чем был нарушен установленный законом срок рассмотрения обращений граждан. Согласно утверждённому проекту планировки территории на земельном участке, на котором располагается обозначенный дом, предполагается строительство многоквартирного жилого дома с благоустроенной дворовой территорией. В настоящее время земельный участок под строительство объектов жилого и нежилого назначения не предоставлен. Заключением о признании жилого помещения пригодным (непригодным) для постоянного проживания от 24.02.2011г. №19/11 Межведомственной комиссии, назначенной распоряжением Главы Администрации г. Саранска от 29.08.2005г. №2031р установлено, что в <адрес> наблюдается снижение прочности раствора кладки фундаментов, имеются отдельные трещины, причиной являются неравномерные осадки фундаментов здания. Вертикальная изоляция стен снаружи здания отсутствует, горизонтальная гидроизоляция стен нарушена, вследствие чего наблюдается намокание стен квартир и помещений первого этажа. Отсутствуют продухи под полами первого этажа. В наружных стенах имеются отдельные вертикальные и наклонные сквозные трещины. Имеются местные разрушения и отслоения штукатурки в цокольной части наружных стен. Из-за дефектов кровли и примыканий наблюдается разрушение отдельных участков карнизов, выветривание и разрушение поверхностных участков кладки около слуховых окон на чердаке. Также наблюдается поражение несущих и ограждающих деревянных элементов потолков перекрытий гнилью в местах частого намокания. Имеется провисание деревянных балок и потолков чердачных и междуэтажных перекрытий до 30-50 мм. Лестничные элементы деревянные - ослабление узлов и соединений в конструкции лестницы, деформации. Гниль и прогибы в тетивах, зыбкость при ходьбе. До 30% элементов стропильной системы имеют участки загнивания древесины, растрескивание у 60% элементов стропильной системы, имеются деформации отдельных элементов системы, прогибы. Общее снижение несущей способности до 30-40%. Стропильная система не закреплена к кладке. Имеются местные участки загнивания древесины мауэрлатов. Ремонт кровли выполнен в 2005 году, однако имеются многочисленные дефекты. Кровля имеет зазоры между листами, протечки, сколы, просветы и трещины в отдельных местах из-за неровностей и деформации стропильной системы. Оконные переплеты рассохлись, покоробились и расшатаны в углах, часть приборов повреждена или отсутствует. Дверные полотна осели и имеют неплотный притвор по периметру коробки. Полы имеют прогибы и просадки, местами изломы отдельных досок, щели между досками и провисание досок. Поражение гнилью и жучком лаг и досок. Повреждение изоляции внутренних сетей электроснабжения в отдельных местах, потеря эластичности изоляции проводов. Наблюдается значительная коррозия трубопроводов системы холодного водоснабжения и канализации. Межведомственная комиссия приняла решение о необходимости и возможности проведения капитального ремонта многоквартирного дома по адресу: <адрес> с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилых помещений в соответствие с установленными требованиями (л.д.7-9). Из научно-технического отчёта исследования долговечности строительных материалов и конструкций, подготовленного ГОУ ВПО «МГУ им. Н.П. Огарёва» от 2010г. следует, что на основании анализа физического состояния строительных конструкций и физического износа жилой дом по адресу: <адрес> на момент обследования не соответствует требованиям нормативных документов и его эксплуатация представляет угрозу для жизни и здоровья граждан, окружающей среды. Общий физический износ составляет более 70%. Здание находится в аварийном состоянии (л.д.10-25). По настоящему делу судом была назначена судебно-строительная экспертиза. Согласно заключению эксперта ООО «Экспертно-оценочное бюро» №15с-2011 от 08.06.2011г. в <адрес> конструкции фундаментов, стен и перегородок, перекрытия, деревянных оконных блоков, полов, кровли, а также коммуникации находятся в неудовлетворительном состоянии и не отвечают предъявляемым к ним требованиям строительных норм и правил. Аварийное состояние здания – состояния здания, при котором более половины жилых помещений и основных несущих конструкций здания (стен, фундаментов) отнесены к категории аварийных и представляют опасность для жизни проживающих. Аварийное состояние жилого дома наступает в результате деформации, повреждения, снижения прочности и несущей способности одного или группы несущих конструктивных элементов (фундаменты, стены, несущие перегородки, перекрытия, крыши, лестницы и другие несущие конструктивные элементы), деформации основания здания. Все перечисленные признаки аварийного состояния присутствуют. В выводах экспертного заключения указано, что физический износ жилого <адрес> составляет 70%. Конструкции фундаментов находятся в неудовлетворительном состоянии и не отвечают требованиям СНиП 2.02.01-83 «Основания зданий и сооружений». Конструкции стен и перегородок находятся в неудовлетворительном состоянии и не отвечают требованиям СНиП 3.03.01-87 «Несущие и ограждающие конструкции». Конструкции перекрытия находятся в неудовлетворительном стоянии и не отвечают требованиям СНиП 3.03.01-87 «Несущие и ограждающие конструкции». Конструкции деревянных оконных блоков находятся в неудовлетворительном состоянии, не соответствуют требованиям СНиП II-3-79* «Строительная теплотехника». Конструкции полов находятся в неудовлетворительном состоянии и не соответствуют требованиям СНиП 2.03.13-88 «Полы» и СНиП 3.04.01-87 «Изоляционные и отделочные покрытия». Конструкции кровли находятся в неудовлетворительном состоянии и не отвечают требованиям СНиП II- 26-76 «Кровли». Коммуникации находятся в неудовлетворительном состоянии и не отвечают требованиям СНиП 3.05.06-85 «Электротехнические устройства», СНиП 2.04.05-91* и СНиП 41-01-2003 «Отопление, вентиляция и кондиционирование», СНиП 2.01.02-85* «Противопожарные нормы» и СНиП 21-01-97* «Пожарная безопасность зданий и сооружений». Так как стоимость ремонтных работ при износе, превышающем 60%, составляет около 90% от восстановительной стоимости строения, проведение капитального ремонта считается нецелесообразным. Ухудшения в связи с физическим износом в процессе эксплуатации здания в целом или отдельными его частями эксплуатационных характеристик, приводящего к снижению до недопустимого уровня надежности здания, прочности и устойчивости строительных конструкций и оснований, являются непригодными для проживания и не позволяют обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан. Суд удовлетворяет исковые требования на основании следующего. В соответствии с Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утверждённым Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 № 47 орган местного самоуправления создает в установленном им порядке комиссию для оценки жилых помещений муниципального жилищного фонда, в состав комиссии включаются представители этого органа местного самоуправления. Председателем комиссии назначается должностное лицо указанного органа местного самоуправления. В состав комиссии включаются также представители органов, уполномоченных на проведение государственного контроля и надзора в сферах санитарно-эпидемиологической, пожарной, промышленной, экологической и иной безопасности, защиты прав потребителей и благополучия человека, на проведение инвентаризации и регистрации объектов недвижимости, находящихся в городских и сельских поселениях, других муниципальных образованиях, в необходимых случаях органов архитектуры, градостроительства и соответствующих организаций. К работе в комиссии привлекается с правом совещательного голоса собственник жилого помещения (уполномоченное им лицо), а в необходимых случаях - квалифицированные эксперты проектно-изыскательских организаций с правом решающего голоса. Орган местного самоуправления вправе принимать решение о признании частных жилых помещений, находящихся на соответствующей территории, пригодными (непригодными) для проживания граждан и делегировать комиссии полномочия по оценке соответствия этих помещений установленным в настоящем Положении требованиям и по принятию решения о признании этих помещений пригодными (непригодными) для проживания граждан. В соответствии с п.33 Постановления Правительства РФ от 28.01.2006 N 47 основанием для признания жилого помещения непригодным для проживания является наличие выявленных вредных факторов среды обитания человека, которые не позволяют обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан вследствие: ухудшения в связи с физическим износом в процессе эксплуатации здания в целом или отдельными его частями эксплуатационных характеристик, приводящего к снижению до недопустимого уровня надежности здания, прочности и устойчивости строительных конструкций и оснований; изменения окружающей среды и параметров микроклимата жилого помещения, не позволяющих обеспечить соблюдение необходимых санитарно-эпидемиологических требований и гигиенических нормативов в части содержания потенциально опасных для человека химических и биологических веществ, качества атмосферного воздуха, уровня радиационного фона и физических факторов наличия источников шума, вибрации, электромагнитных полей. Таким образом, судом установлено, что заключение межведомственной комиссии по признанию жилых помещений жилищного фонда городского округа Саранск пригодными (непригодными) для постоянного проживания от 24.02.2011г. №19/11 о признании многоквартирного <адрес> пригодным для проживания, является необоснованным. Данное заключение нарушает интересы собственников квартир <адрес>. Более того, оно вынесено в отсутствие уполномоченного лица от собственников квартир, что подтверждается материалами дела. Судом установлено, что жители дома начиная с 90-х годов ХХ века обращаются коллективно в различные инстанции с просьбами о признании дома аварийным. Процент износа дома по данным БТИ на 1991 год, как следует из материалов прокурорской проверки, составлял 62%, в настоящее время он составляет 70%. Вывод о необходимости и возможности проведения капитального ремонта дома, изложенный в оспариваемом заключении, не соответствует действительности. Экспертным заключением ООО «Экспертно-Оценочное бюро» установлено, что так как стоимость ремонтных работ при износе, превышающем 60%, составляет около 90% от восстановительной стоимости строения, проведение капитального ремонта дома является нецелесообразным. У суда нет оснований не доверять данному экспертному заключению. В судебном заседании установлено, что конструкции стен, перегородок, фундаментов, полов, перекрытий, оконных блоков, кровли и коммуникаций дома не отвечают предъявляемым к ним требованиям, строительным нормам и правилам. Дом в таком состоянии не позволяет обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан. Одной из основ конституционного строя Российской Федерации является провозглашение человека, его прав и свобод высшей ценностью (ст.2 Конституции России). При таких обстоятельствах, учитывая, что жители дома № на протяжении длительного времени проживают в условиях, угрожающих их жизни и здоровью, действуя с целью обеспечения и защиты прав указанных граждан, суд удовлетворяет исковые требования Бойкова В.И. и отменяет заключение межведомственной комиссии от 24.02.2011г. о признании <адрес> пригодным для проживания. В соответствии с ч.1 ст.98 ГПК Российской Федерации стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи 96 настоящего Кодекса. На основании ч.1 ст.100 ГПК Российской Федерации стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах. В судебном заседании представителем истца было заявлено о взыскании с ответчика в пользу истца расходов по оплате услуг представителя на сумму 10000 рублей. Как следует из квитанции от 24.04.2011г. №05, Бойков В.И. за составление искового заявления и участие в процессе в качестве представителя уплатил адвокату Нелюбиной Т.К. 10000 рублей. Руководствуясь принципом разумности, суд полагает, что данная сумма является завышенной. Учитывая, что адвокат Нелюбина Т.К. 3 раза участвовала в суде и представляла интересы истца, суд оценивает её услуги по 1000 руб. за каждый день участия в процессе, а также в 2000 руб. за составление искового заявления. Итого расходы по оплате услуг представителя составят 5000 рублей; суд взыскивает указанные расходы с Администрации городского округа Саранск в пользу истца. В соответствии с платёжным извещением АККСБ «КС БАНК» (ОАО) Бойков В.И. уплатил за строительно-техническую экспертизу в ООО «Экспертно-оценочное бюро» 23000 рублей. В связи с чем суд считает необходимым взыскать данную сумму с ответчика в пользу истца. Исходя из изложенного, руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд решил: исковые требования Бойкова Вячеслава Игоревича к Администрации городского округа Саранск о признании недействительным и отмене заключения межведомственной комиссии по признанию жилых помещений жилищного фонда городского округа Саранск пригодными (непригодными) для проживания от 24.02.2011г. о признании <адрес> пригодным для проживания удовлетворить. Признать недействительным и отменить заключение межведомственной комиссии по признанию жилых помещений жилищного фонда городского округа Саранск пригодными (непригодными) для постоянного проживания от 24.02.2011г. №19/11 о признании многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес> пригодным для проживания. Взыскать с Администрации городского округа Саранск в пользу Бойкова Вячеслава Игоревича 5000 (пять тысяч) рублей в счёт расходов по оплате услуг представителя. Взыскать с Администрации городского округа Саранск в пользу Бойкова Вячеслава Игоревича 23000 (двадцать три тысячи) рублей в счёт расходов по оплате экспертизы. На решение суда могут быть поданы кассационная жалоба и кассационное представление прокурора в Верховный Суд Республики Мордовия через Ленинский районный суд г. Саранска Республики Мордовия в течение десяти дней со дня принятия решения судом в окончательной форме. Председательствующий Судья Ленинского районного суда С.Ю. Надёжина