О постановке на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий



Дело №2-1861/2011

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

26 июля 2011 года г. Саранск

Ленинский районный суд г. Саранска в составе: председательствующего – судьи Пахомова А.В., при секретаре судебного заседания – Жирновой С.Ю., с участием в деле: истицы – Жадаевой А.В., ее представителя – Заниной Т.Г., представившей доверенность №3-1807 от 25 июля 2011 года, ответчика – Администрации городского округа Саранск, его представителя – Стансковой Е.В., представившей доверенность №261-д от 8 декабря 2010 года, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Жадаевой Александры Васильевны к Администрации городского округа Саранск о постановке на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий,

установил:

Жадаева А.В. обратилась в суд с иском к Администрации городского округа Саранск о постановке на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.

В обоснование исковых требований указала, что она является вдовой инвалида Великой Отечественной войны и проживает в квартире, расположенной по адресу: <адрес>, на основании договора передачи от 3 апреля 1995 года №11450, заключенного между ней и Агентством по приватизации жилищного фонда в г.Саранске.

В вышеуказанной квартире помимо нее также зарегистрированы ее внучка <данные изъяты>, внучка <данные изъяты>, внучка <данные изъяты>, правнуки <данные изъяты> и <данные изъяты>

20 апреля 2010 года она обратилась в Администрацию городского округа Саранск с заявлением о постановке на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий. Письмом №Пр-3109 от 30 апреля 2010 года ей было в этом отказано по тем основаниям, что она не представила документы, подтверждающие ее право состоять на учете в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий.

6 июля 2010 года она обратилась с заявлением в Прокуратуру Ленинского района г. Саранска, на основании которого была проведена прокурорская проверка. В результате проверки было установлено, что решение об отказе в постановке на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, принято обоснованно и никаких оснований для принятия мер прокурорского реагирования не усматривается. Кроме того, Прокуратурой Ленинского района г. Саранска в адрес Главы Администрации городского округа Саранск была направлена информация, согласно которой ответчику было предложено провести обследование вышеуказанного жилого помещения для вынесения вопроса на рассмотрение межведомственной комиссии по признанию жилых домов непригодными для проживания и последующего рассмотрения вопроса о ее постановке в очередь нуждающихся в улучшении жилищных условий.

15 октября 2010 года межведомственной комиссией было составлено заключение о признании жилого помещения пригодным (непригодным) для постоянного проживания №109, согласно которому в вышеуказанном жилом помещении необходимо провести капитальный ремонт с целью приведения утраченных в процесса эксплуатации характеристик жилых помещений в соответствии с установленными требованиями и после их завершения – о продолжении, по инициативе собственника, процедуры оценки.

Прокуратурой Ленинского района города Саранска по данному факту была проведена документарная проверка правомерности отказа в постановке истицы на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий. По результатам проведенной проверки было установлено, что нарушений действующего законодательства при вынесении вышеуказанного отказа выявлено не было. В случае несогласия с решением межведомственной комиссией № 109 от 15 октября 2010 года рекомендовано было обратиться в суд.

12 ноября 2010 года Главному Федеральному инспектору по Республике Мордовия Пыкову А.М. было направлено информационное письмо № 1501-исх-ЛА/ЖУ, согласно которому она не признана нуждающейся в улучшении жилищных условий и оснований для повторного рассмотрения заявления о принятии ее на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий не усматривается.

1 апреля 2011 года ей было направлено Постановление Администрации городского округа Саранск от 31.03.2011 года № 844. Приложение № 1 к вышеуказанному Постановлению содержит список граждан по Ленинскому району городского округа Саранск, которым отказано в постановке на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, в котором за № 32 числится Жадаева Александра Васильевна.

17 мая 2011 года Центром некоммерческих судебных строительно-технических экспертиз «ЦНССТЭ» был составлен Акт экспертного исследования об определении процента износа жилого дома, расположенного по адресу: Республика Мордовия, г. Саранск, <адрес>, согласно которому техническое состояние строительных конструкций исследуемого помещения, оценивается как недопустимое, физический износ составляет 62% объемно-планировочное и конструктивное решение дома не обеспечивают соблюдение санитарно-эпидемиологических требований и гигиенических норм. Заключение эксперта: жилой дом, расположенный по адресу: г. Саранск, <адрес> имеет общий износ 62 % и относится к ветхим.

Считает отказ Администрации городского округа Саранск незаконным и необоснованным.

В связи с чем просила суд обязать Администрацию городского округа Саранск поставить ее на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий на льготную очередь.

В судебное заседание истица Жадаева А.В. не явилась, просила рассмотреть дело в ее отсутствие, о чем предоставила суду заявление.

В судебном заседании представитель истицы Занина Т.Г. исковые требования Жадаевой А.В. поддержала по основаниям, изложенным в иске, просила их удовлетворить.

В судебном заседании представитель ответчика Администрации городского округа Саранск Станскова Е.В. исковые требования не признала, просила отказать в их удовлетворении.

Заслушав пояснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные доказательства, суд считает исковые требования подлежащими удовлетворению, при этом исходя из следующего.

Из материалов дела следует, что Жадаева А.В. является вдовой инвалида <данные изъяты> группы Великой Отечественной войны, ГР.Н..

Согласно выписке из домовой книги по адресу: <адрес> зарегистрированы Жадаева А.В., ее внуки <данные изъяты>, <данные изъяты>, <данные изъяты> и правнуки <данные изъяты> и <данные изъяты>

20 апреля 2010 года Жадаева А.В. обратилась в Администрацию городского округа Саранск с заявлением о постановке ее на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, с помощью мер государственной поддержки.

Постановлением Главы Администрации городского округа Саранск №844 от 31 марта 2011 года истице было отказано в постановке на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий по тому основанию, что она нуждающейся в улучшении жилищных условий не является, обеспечена общей площадью жилого помещения на одного члена семьи более учетной нормы (подпункт 2 пункта 4 Правил учета граждан, утвержденных постановлением Правительства Республики Мордовия от 25 августа 2005 года № 335).

Данное постановление Главы Администрации городского округа Саранск является незаконным и необоснованным по следующим основаниям.

Согласно договору передачи от 3 апреля 1995 года, заключенному между Жадаевой А.В. и Агентством по приватизации жилищного фонда в г.Саранске, в собственность Жадаевой А.В. передана доля дома, состоящая из двух комнат, общей площадью 24,4 кв.м., жилой площадью 19,2 кв.м. по адресу: <адрес>.

15 октября 2010 года Межведомственной комиссией, назначенной распоряжением Главы Администрации города Саранска от 29 августа 2005 года №2031р, было принято решение о необходимости и возможности проведения капитального ремонта, реконструкции с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилого помещения по адресу: <адрес>, в соответствие с установленными требованиями и после их завершения – о продолжении, по инициативе собственника, процедуры оценки.

В соответствии с пунктом 4 Правил учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, которые в соответствии с действующим законодательством имеют право на государственную поддержку в строительстве или приобретении жилья, утвержденных постановлением Правительства Республики Мордовия от 25 августа 2005 года № 335, нуждающимися в улучшении жилищных условий признаются граждане:

1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения;

2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы;

3) проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям;

4) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности, в соответствии с перечнем соответствующих заболеваний, установленным нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Согласно пунктам 2 и 3 статьи 15 Жилищного кодекса РФ жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства (далее - требования).

Порядок признания помещения жилым помещением и требования, которым должно отвечать жилое помещение, устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами.

В соответствии с пунктами 33 и 34 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28 января 2006 года № 47, основанием для признания жилого помещения непригодным для проживания является наличие выявленных вредных факторов среды обитания человека, которые не позволяют обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан вследствие, в том числе, ухудшения в связи с физическим износом в процессе эксплуатации здания в целом или отдельными его частями эксплуатационных характеристик, приводящего к снижению до недопустимого уровня надежности здания, прочности и устойчивости строительных конструкций и оснований.

Жилые помещения, расположенные в полносборных, кирпичных и каменных домах, а также в деревянных домах и домах из местных материалов, имеющих деформации фундаментов, стен, несущих конструкций и значительную степень биологического повреждения элементов деревянных конструкций, которые свидетельствуют об исчерпании несущей способности и опасности обрушения, являются непригодными для проживания вследствие признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.

Согласно акту экспертного исследования №89/01-11 по определению процента износа жилого дома, расположенного по адресу: Республика Мордовия, г. Саранск, ул. Седова, д.10, составленному Центром некоммерческих судебных строительно-технических экспертиз 17 мая 2011 года, техническое состояние строительных конструкций исследуемого помещения, оценивается как недопустимое, физический износ составляет 62%, объемно-планировочное и конструктивное решение дома не обеспечивают соблюдение санитарно-эпидемиологических требований и гигиенических норм.

В этой связи суд приходит к выводу о том, что в существующем техническом состоянии указанное строение эксплуатироваться не может.

При этом правильность выводов экспертизы, проведенной экспертом Центра некоммерческих судебных строительно-технических экспертиз у суда не вызывает сомнений, поскольку они сделаны в результате натурного обследования технического состояния жилого дома, изучения материалов дела и работы с нормативной документацией. Экспертиза проведена экспертом, имеющим необходимое образование и стаж работы.

В свою очередь, заключение Межведомственной комиссии № 109 от 15 октября 2010 года составлено только на основании технического паспорта жилого дома, расположенного по адресу: г. Саранск, <адрес>, в связи с чем не может являться доказательством фактического технического состояния указанного жилого дома.

На основании вышеизложенного суд приходит к выводу, что принадлежащее истице строение – жилой дом, расположенный по адресу: г. Саранск, <адрес>, является непригодным для проживания ввиду физического износа (62%) ветхости.

Таким образом, в судебном заседании установлено, что истица проживает в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям, а довод Администрации городского округа Саранск об обеспеченности истицы общей площадью жилого помещения на одного члена семьи более учетной нормы является ошибочным.

В связи с чем оснований для отказа в принятии истицы Жадаевой А.В. на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, предусмотренных пунктом 10 Правил учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, которые в соответствии с действующим законодательством имеют право на государственную поддержку в строительстве или приобретении жилья, утвержденных постановлением Правительства Республики Мордовия от 25 августа 2005 года № 335, не имеется.

В соответствии с указанными Правилами под признанием гражданина нуждающимся в улучшении жилищных условий понимается издание главой администрации муниципального образования постановления администрации муниципального образования о постановке гражданина на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий.

При таких обстоятельствах, суд считает необходимым исковые требования Жадаевой А.В. удовлетворить, признать незаконным отказ в постановке на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий и обязать Администрацию городского округа Саранск поставить ее на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий.

В соответствии со статьей 67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы.

Согласно статье 88 ГПК РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела.

Исковое заявление оплачено Жадаевой А.В. государственной пошлиной в размере 200 рублей (л.д.1). При этом уплаченная истицей государственная пошлина в указанном размере соответствует размеру государственной пошлины, предусмотренному подпунктом 3 пункта 1 статьи 333.19 Налогового кодекса РФ, согласно которому с исковых заявлений граждан неимущественного характера взимается государственная пошлина в размере 200 рублей.

В этой связи, истице подлежат возмещению понесенные ею расходы по оплате государственной пошлины в размере 200 рублей.

Исходя из изложенного, оценивая достаточность и взаимную связь представленных сторонами доказательств в их совокупности, разрешая дело по представленным доказательствам, в пределах заявленных истицей требований и по указанным ею основаниям, руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

иск Жадаевой Александры Васильевны к Администрации городского округа Саранск о постановке на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий удовлетворить.

Признать незаконным отказ Администрации городского округа Саранск в постановке Жадаевой Александры Васильевны на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Обязать Администрацию городского округа Саранск поставить Жадаеву Александру Васильевну на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, как вдову инвалида Великой Отечественной войны ГР.Н. и имеющую право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах».

Взыскать с Администрации городского округа Саранск в пользу Жадаевой Александры Васильевны 200 (двести) рублей в счет возмещения расходов, понесенных истицей по оплате государственной пошлины.

На решение суда может быть подана кассационная жалоба в Верховный Суд Республики Мордовия через Ленинский районный суд г. Саранска в течение десяти дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Председательствующий

Судья Ленинского районного суда г. Саранска А.В. Пахомов