О возложении обязанности предоставить безвозмездную субсидию на приобретение жилья



Дело №2-1855/2011

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

25 июля 2011 года г. Саранск

Ленинский районный суд г. Саранска Республики Мордовия в составе:

председательствующего – судьи Крысиной З.В.,

при секретаре судебного заседания – Чеколдаевой О.А.,

с участием в судебном заседании:

представителя истицы Глагольевой В.С. – Глагольева А.В., действующего на основании доверенности от 30 августа 2010 г.,

представителя ответчика – Министерства социальной защиты населения Республики Мордовия Китаева А.А., действующего на основании доверенности №07-5153 от 6 июня 2011 г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Глагольевой Валентины Степановны к Министерству социальной защиты населения Республики Мордовия о возложении обязанности предоставить безвозмездную субсидию на приобретение жилья за счет средств федерального бюджета в сумме 1501500 рублей, взыскании судебных расходов,

установил:

Глагольева В.С. обратилась в суд с иском к Министерству социальной защиты населения Республики Мордовия о возложении обязанности предоставить безвозмездную субсидию на приобретение жилья за счет средств федерального бюджета в сумме 1501500 рублей, взыскании судебных расходов.

В обоснование своих требований Глагольева В.С. указала, что ее супруг ГР.Н. являлся участником Великой Отечественной Войны, инвалидом <данные изъяты> группы инвалидности, то есть приравнивался к инвалидам Великой Отечественной войны, умер Дата

При этом она является вдовой умершего участника и сама является ветераном Великой Отечественной войны и ветераном труда, а также инвалидом <данные изъяты> группы.

Ответом от 19 мая 2011 г. №10-4667 Министерство социальной защиты населения Республики Мордовия указало, что согласно постановлению Администрации Ромодановского муниципального района от 16 сентября 2010 г. №591 она признана нуждающейся в улучшении жилищных условий, однако уклонилось от предоставления ей безвозмездной субсидии на приобретение жилья за счет средств федерального бюджета из расчета средней рыночной стоимости 1 кв.м. общей площади в сумме 41700 рублей х 36 кв.м. = 1501500 рублей.

Просила суд обязать Министерство социальной защиты населения Республики Мордовия предоставить ей безвозмездную субсидию на приобретение жилья за счет средств федерального бюджета в сумме 1501500 рублей, судебные расходы в размере 4000 рублей.

В судебное заседание истица Глагольева В.С. не явилась, о времени и месте судебного заседания была извещена своевременно и надлежащим образом.

В судебном заседании представитель истицы Глагольевой В.С. – Глагольев А.В. исковые требования поддержал по основаниям, изложенным в исковом заявлении, просил суд удовлетворить их в полном объеме.

В судебном заседании представитель ответчика Министерства социальной защиты населения Республики Мордовия Китаев А.А. относительно исковых требований Глагольевой В.С. возразил. Просил суд отказать в удовлетворении исковых требований, указывая, что истице отказано в предоставлении социальной выплаты на приобретение жилья, поскольку она является вдовой участника Великой Отечественной войны, который не принимал участие в боевых действиях и впоследствии не выселялся из служебного жилого помещения.

Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные доказательства, суд приходит к нижеследующему.

Как следует из материалов дела, ГР.Н. являлся ветераном - участником Великой Отечественной войны, что подтверждается удостоверением серии ВВ №4052426 от 16 мая 2005 г. (л.д.6).

Дата ГР.Н. умер (свидетельство о смерти серии II-ЖК ).

Глагольева Валентина Степановна является вдовой умершего Ветерана Великой Отечественной войны ГР.Н. , что сторонами не оспаривается.

Как следует из объяснений представителя истицы Глагольевой В.С. – Глагольева А.В., его доверительница проживает одна в жилом помещении, расположенном по адресу: <адрес>.

Согласно справке Администрации Ромодановского муниципального района №1663 от 17 сентября 2010 г. Глагольева В.С. признана нуждающейся в улучшении жилищных условий и поставлена на учет в качестве нуждающихся 16 сентября 2010 г.

Письмом Министерства социальной защиты населения Республики Мордовия № 10/4667 от 19 марта 2011 г. Глагольевой В.С. сообщено, что свидетельство на получение социальной выплаты на строительство или приобретение жилья для нее будет выделено при поступлении дополнительных финансовых средств из бюджета Российской Федерации.

Между тем, в судебном заседании представитель ответчика пояснил, что истице в выдаче свидетельства о предоставлении социальной выплаты на строительство или приобретение жилья отказано по тем основаниям, что военнослужащие, проходившие военную службу в воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, не входивших в состав действующей армии, в период с 22 июня 1941 года по 3 сентября 1945 года не менее шести месяцев, подпадают под действие Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2008 года № 714 в случае выселения из служебных помещений.

Данный отказ Министерства социальной защиты населения Республики Мордовия суд считает законным и обоснованным, исходя из следующего.

В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Федерального закона «О ветеранах» ветеранами Великой Отечественной войны являются лица, принимавшие участие в боевых действиях по защите Отечества или обеспечении воинских частей действующей армии в районах боевых действий; лица, проходившие военную службу или проработавшие в тылу в период Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов (далее - период Великой Отечественной войны) не менее шести месяцев, исключая период работы на временно оккупированных территориях СССР, либо награжденные орденами или медалями СССР за службу и самоотверженный труд в период Великой Отечественной войны.

Согласно подпункту «з» пункта 1 указанного закона к ветеранам Великой Отечественной войны относятся: военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку), проходившие военную службу в воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, не входивших в состав действующей армии, в период с 22 июня 1941 года по 3 сентября 1945 года не менее шести месяцев; военнослужащие, награжденные орденами или медалями СССР за службу в указанный период.

Из справки №у73 от 19 апреля 2010 г. Отдела Военного комиссариата Республики Мордовия по Ромодановскому и Лямбирскому районам следует, что ГР.Н. , действительно, являлся ветераном-участником ВОВ 1941-1945 годов согласно ФЗ «О ветеранах» ст. 17 и проходил военную службу в воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, не входивших в состав действующей армии в период с 22 июня 1941 г. по 3 сентября 1945 г. не менее шести месяцев, или награжден орденами и медалями СССР в составе 21 отд. запасного полка связи в период с 4 августа 1944 г. по октябрь 1945 года.

В статье 17 Федерального закона от 12 января 1995 года №5-ФЗ «О ветеранах» указан перечень мер социальной поддержки военнослужащих, проходивших военную службу в воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, не входивших в состав действующей армии, в период с 22 июня 1941 года по 3 сентября 1945 года не менее шести месяцев, военнослужащих, награжденных орденами или медалями СССР за службу в указанный период.

В соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 21 Федерального закона «О ветеранах» меры социальной поддержки, установленные для семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий (далее также - погибшие (умершие)), предоставляются нетрудоспособным членам семьи погибшего (умершего), состоявшим на его иждивении и получающим пенсию по случаю потери кормильца (имеющим право на ее получение) в соответствии с пенсионным законодательством Российской Федерации. Указанным лицам предоставляются следующие меры социальной поддержки… обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем членов семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз.

Указанным в статье 21 закона лицам предоставляются меры социальной поддержки, а именно обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем членов семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, при условии, что встали они на учет до 1 января 2005 года.

В ходе судебного разбирательства установлено, что ГР.Н. признали нуждающейся в улучшении жилищных условий 16 сентября 2010г., то есть после 1 января 2005 года.

Подпункт 3 пункта 2 статьи 21 Закона указывает, что независимо от состояния трудоспособности, нахождения на иждивении, получения пенсии или заработной платы меры социальной поддержки предоставляются супруге (супругу) погибшего (умершего) участника Великой Отечественной войны, не вступившей (не вступившему) в повторный брак.

Указом Президента РФ от 7 мая 2008 г. № 714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов» постановлено считать необходимым завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов ВОВ, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников ВОВ, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону «О ветеранах».

В статье 17 Федерального закона от 12 января 1995 года №5-ФЗ «О ветеранах» приведен исчерпывающий перечень мер социальной поддержки военнослужащих, проходивших военную службу в воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, не входивших в состав действующей армии, в период с 22 июня 1941 года по 3 сентября 1945 года не менее шести месяцев, военнослужащих, награжденных орденами или медалями СССР за службу в указанный период, куда входит лишь обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем военнослужащих, проходивших военную службу в воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, не входивших в состав действующей армии, в период с 22 июня 1941 года по 3 сентября 1945 года не менее шести месяцев, военнослужащих, награжденных орденами или медалями СССР за службу в указанный период, в случае выселения из занимаемых ими служебных жилых помещений, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона.

Суду не представлено доказательств выселения ГР.Н. из занимаемых им служебных жилых помещений.

С принятием Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ (статья 44) система мер социальной защиты ветеранов была преобразована в систему социальной поддержки. Как следует из содержания статей 13, 14, 15, 17 и 23.1 Федерального закона «О ветеранах» в новой редакции, законодатель сохранил существовавшие различия в объеме мер социальной поддержки инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны, перечисленных в подпункте «з» подпункта 1 пункта 1 его статьи 2, и остальных поименованных в подпункте 1 категорий участников Великой Отечественной войны.

По смыслу статей 13, 14, 15, 17 и 23.1 Федерального закона «О ветеранах» в редакции Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ, социальная поддержка ветеранов - участников Великой Отечественной войны, по своей правовой природе направлена на восполнение потерь для граждан, ранее являвшихся получателями натуральных льгот и гарантий, и, таким образом, - на обеспечение гарантирования стабильности их юридического статуса (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 27 декабря 2005 года N 502-О).

Как указано в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 4 апреля 2006 года №89-О взаимосвязанные нормативные положения пунктов 9, 10 и 19 статьи 44 Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ, статьи 14, пункта 2 статьи 15 и статьи 23.1 Федерального закона «О ветеранах» (в редакции Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ с последующими изменениями и дополнениями) по своему конституционно-правовому смыслу, выявленному в настоящем Определении, в системе действующего законодательного регулирования не предполагают назначение участникам Великой Отечественной войны из числа военнослужащих, указанных в подпункте «з» подпункта 1 пункта 1 статьи 2 Федерального закона «О ветеранах», являющимся инвалидами вследствие общего заболевания, трудового увечья или других причин (кроме лиц, инвалидность которых наступила вследствие их противоправных действий), которым ранее предоставлялись права и льготы инвалидов войны, ежемесячной денежной выплаты в размере ниже размера ежемесячной денежной выплаты, назначаемой в соответствии с Федеральным законом «О ветеранах» иным категориям участников Великой Отечественной войны - инвалидам вследствие указанных причин и в настоящее время устанавливаемой в соответствии с подпунктом 1 пункта 4 статьи 23.1.

Выявленный в настоящем Определении конституционно-правовой смысл указанных законоположений является общеобязательным и исключает любое иное их истолкование в правоприменительной практике.

Из содержания приведенного выше Определения Конституционного Суда РФ от 4 апреля 2006 года № 89-О следует, что Федеральный закон от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ принят, согласно его преамбуле, в целях защиты прав и свобод граждан Российской Федерации, а также решения задач по обеспечению конституционного принципа равенства прав и свобод человека и гражданина, повышению материального благосостояния граждан, обеспечению экономической безопасности государства и приведению системы социальной защиты граждан, которые пользуются льготами и социальными гарантиями и которым предоставляются компенсации, в соответствии с принципами правового государства с социально ориентированной рыночной экономикой.

Таким образом, в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 2 Федерального закона «О ветеранах» законодатель разграничил меры социальной поддержки для разных категорий ветеранов - участников Великой Отечественной войны.

В этой связи довод представителя истицы, о том, что вдовы погибших (умерших) ветеранов-участников ВОВ имеют одинаковый объем мер социальной поддержки, суд считает несостоятельным.

Федеральный законодатель, реализуя вытекающую из статей 2, 7, 15 (части 1 и 2), 18, 21 (часть 1), 39 (часть 1), 59 (часть 1), 71 (пункты "а", "в", "м") и 72 (часть 1, пункты "б", "ж") Конституции Российской Федерации обязанность государства гарантировать ветеранам Великой Отечественной войны соответствующую их статусу и заслугам перед Отечеством социальную защиту, обладает определенной свободой усмотрения в выборе критериев дифференциации предоставляемых им мер социальной защиты.

Ветераны Великой Отечественной войны – это социальная категория, пользующаяся, в соответствии с законодательством, особыми правами и льготами, обусловленными позитивной сопричастностью конкретного гражданина к Победе 1945 года.

Еще до войны, постановлением ЦИК и СНК СССР от 23 апреля 1930 года был введен «Кодекс о льготах для военнослужащих и военнообязанных РККА и членов их семей», дававший законодателю отправную точку для принятия конкретизирующих этот кодекс законов и постановлений. При этом некоторые льготы предоставлялись не только самим военнослужащим, но и членам их семей. Расширение круга лиц, пользовавшихся заслуженными в военное время льготами, вызвало необходимость различать ветеранов и инвалидов войны (то есть тех, чьи права были обусловлены непосредственным участием в боях), с одной стороны, и участников войны (то есть, по большей части, гражданских лиц на период ВОВ), с другой.

Глагольева В.С. является вдовой умершего ГР.Н. - участника ВОВ, проходившего военную службу в воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, не входивших в состав действующей армии, в период с 22 июня 1941 года по 3 сентября 1945 года не менее шести месяцев, в связи с чем все социальные меры поддержки, которые может получить Глагольева В.С., производны от объема мер поддержки умершего ГР.Н.

В соответствии со статьей 2 ГПК Российской Федерации задачами гражданского судопроизводства являются правильное и своевременное рассмотрение и разрешение гражданских дел в целях защиты нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, организаций, прав и интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, других лиц, являющихся субъектами гражданских, трудовых или иных правоотношений.

При переходе к социальной защите граждан необходимо реализовывать принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства путем сохранения стабильности правового регулирования.

Судом не может быть не принят во внимание тот факт, что умерший ГР.Н. не обладал таким видом социальной поддержки, как обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем (не выселялся из служебного жилого помещения, не принимал участия в боевых действиях в воинских частях, входивших в состав действующей армии в период с 22 июня 1941г. по 9 мая 1945 г.).

В связи с чем суд приходит к выводу, что членам семей погибших (умерших) участников ВОВ определена мера государственной социальной поддержки по обеспечению жильем в форме предоставления безвозмездной субсидии на приобретение жилья, в непосредственной зависимости от мер социальной поддержки, которыми обладал бы погибший (умерший) участник ВОВ, поскольку должны быть учтены именно его статус и заслуга перед Отечеством, как непосредственного гражданина, участвовавшего в войне.

Указанные в статье 21 Федерального закона «О ветеранах» меры социальной поддержки членов семей погибших (умерших) участников Великой Отечественной войны носят персональный характер, так как обусловлены одним из конкретных обстоятельств: различием мер социальной защиты в зависимости от того, относится ли лицо к участникам ВОВ, указанным в подпунктах "а" - "ж" либо указанным в подпункта "з" пункта 1 части 2 статьи 2 Закона РФ "О ветеранах".

В данном конкретном случае Министерство социальной защиты населения Республики Мордовия, осуществляя свои непосредственные функции, не вышло за рамки предоставленных полномочий, приняв норму, ограничивающую социальные права указанных категории (вдовы умершего участника ВОВ) по сравнению с правами этих лиц, предусмотренными в законе, не содержащем таких ограничений.

На основании вышеизложенного, суд приходит к выводу, что ответчиком законно и обоснованно отказано в предоставлении ей социальной выплаты на строительство или приобретение жилья, в связи с чем исковые требования Глагольевой Валентины Степановны к Министерству социальной защиты населения Республики Мордовия о возложении обязанности предоставить безвозмездную субсидию на приобретение жилья за счет средств федерального бюджета в сумме 1501500 рублей, взыскании судебных расходов подлежат оставлению без удовлетворения.

В соответствии со статьей 67 ГПК Российской Федерации суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы.

Исходя из изложенного, оценивая достаточность и взаимную связь представленных сторонами доказательств в их совокупности, разрешая дело по представленным доказательствам, в пределах заявленных истцом требований и по указанным им основаниям, руководствуясь статьями 194-199 ГПК Российской Федерации, суд

решил:

исковые требования Глагольевой Валентины Степановны к Министерству социальной защиты населения Республики Мордовия о возложении обязанности предоставить безвозмездную субсидию на приобретение жилья за счет средств федерального бюджета в сумме 1501500 рублей, взыскании судебных расходов оставить без удовлетворения.

На решение суда может быть подана кассационная жалоба в Верховный Суд Республики Мордовия через Ленинский районный суд г. Саранска Республики Мордовия в течение десяти дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Председательствующий З.В. Крысина