О понуждении произвести государственную регистрацию перехода права на квартиру



Дело № 2-1994/2011

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

09 августа 2011 года г. Саранск

Ленинский районный суд г. Саранска Республики Мордовия в составе:

председательствующего – судьи Бурлакова И.И.,

с участием секретаря судебного заседания – Ломшиной Н.А.,

с участием в деле:

заявительницы Звычайной В.В., ее представителя Скороходовой Е.И., действующей на основании ордера № 554 от 08.08.2011 года,

лица, чьи действия обжалуются –государственного регистратора Республики Мордовия Киреевой Ю.П.,

представителя Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Мордовия Мозерова Е.В., действующего на основании доверенности № 5 от 11.01.2011г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Звычайной Валентины Васильевны о понуждении произвести государственную регистрацию договора дарения квартиры от 21 апреля 2011 года, заключенного между Мухортовой Маргаритой Павловной и Звычайной Валентиной Васильевной, понуждении произвести государственную регистрацию перехода права на квартиру,

установил:

Звычайная В.В. обратилась в суд с заявлением о понуждении произвести государственную регистрацию договора дарения квартиры от 21 апреля 2011 года, заключенного между Мухортовой Маргаритой Павловной и Звычайной Валентиной Васильевной, понуждении произвести государственную регистрацию перехода права на квартиру.

В обоснование заявленных требований указала, что 21 апреля 2011г. ею были поданы государственному регистратору Республики Мордовия Киреевой Ю.П. документы для государственной регистрации сделки договора дарения, перехода права собственности и права собственности на квартиру, расположенную по адресу: Республика Мордовия, г. Саранск, ул. Федосеенко, д. 13, кв.51. Документы были проверены и приняты государственным регистратором Республики Мордовия, о чем были выданы расписки №01/155/2011-151, № 01/155/2011-150. При подаче документов она попросила регистратора все документы направлять по месту ее фактического проживания. 4 июля 2011г. она случайно узнала от работников почтового отделения, что ей поступило письмо. В этот же день она получила письмо, в котором содержались два сообщения об отказе в государственной регистрации от 20 июня 2011г. Основанием для отказа в государственной регистрации явилась следующая причина: документы, представленные на государственную регистрацию прав, по форме или содержанию не соответствуют требованиям действующего законодательства. Также в сообщениях было указано, что 19 мая 2011г. Государственная регистрация была приостановлена в связи с тем, что в информационный раздел ЕГРП на недвижимое имущество внесена информация к сведению, содержащая просьбу о приостановлении регистрационных действий в отношении вышеуказанной квартиры в связи с обращением в судебные органы. Считает действия должностного лица - государственного регистратора Республики Мордовия незаконными и подлежащими отмене. 21 апреля 2011г. она заключила договор дарения квартиры с Мухортовой Маргаритой Павловной, за которую по доверенности действовала Сердюкова И.В. и в этот же день были сданы документы на государственную регистрацию сделки и одновременную регистрацию перехода права собственности на квартиру. Государственный регистратор Республики Мордовия выдала им расписки в получении документов и указала дату получения документов и свидетельства о праве собственности на квартиру.

Указывает, что ею и Сердюковой И.М., действующей за Мухортову М.П. по доверенности, были поданы все необходимые документы, по форме и содержанию отвечающие требованию закона.

В обоснование отказа в государственной регистрации Государственный регистратор указал, что стороной, выступающей в качестве дарителя, является Сердюкова И.М., действующая от имени собственника Мухортовой М.П. Данный довод противоречит документам, так как в договоре дарения от 21 апреля 2011г. стороной по договору является именно Мухортова М.П. Государственный регистратор в обоснование отказа в государственной регистрации также указал, что в ходе проведения правовой экспертизы было выявлено, что 01 мая 2011г. Мухортова М.П. умерла, что подтверждается свидетельством о смерти. Считает, что данный довод государственного регистратора не основан на законе. В документах, представленных на регистрацию, имеется нотариально удостоверенная доверенность от 16 апреля 2011г., согласно которой Мухортова М.П. - собственница квартиры доверяет Сердюковой И.М. подарить ей квартиру, находящуюся по адресу: Республика Мордовия, г. Саранск, ул. Федосеенко, д. 13, кв.51. Из текста доверенности усматривается определенное, не обремененное никакими условиями намерение собственника подарить конкретное имущество конкретному лицу.

Мухортова М.П. при жизни проживала одиноко и не имела никаких родственников, которые могли бы претендовать на ее имущество как наследники. По имуществу, принадлежащему Мухортовой М.П., отсутствует спор о праве, и все ее имущество после ее смерти является выморочным. Нормы ГК РФ о дарении не содержат условия, что дарение прекращается смертью дарителя.

Считает, что государственный регистратор не имела права принимать от неизвестных лиц, которые не представили никаких документов, подтверждающих их право претендовать на даримое имущество, какие-либо документы и принимать решение о приостановлении, а затем об отказе в государственной регистрации. В сообщениях об отказе в государственной регистрации Государственный регистратор незаконно не указала, какие именно документы и от кого полученные явились основаниями для приостановления и отказа в государственной регистрации.

Ссылаясь на статьи 572-581 Гражданского кодекса и статьи 254-258 Гражданского процессуального кодекса, просила обязать Государственного регистратора по Республике Мордовия произвести государственную регистрацию сделки - договора дарения квартиры от 21 апреля 2011г., заключенного между Мухортовой Маргаритой Павловной и ею о дарении квартиры, расположенной по адресу Республика Мордовия г. Саранск, ул. Федосеенко, д.13, кв.51; обязать Государственного регистратора по Республике Мордовия произвести государственную регистрацию перехода права собственности, регистрацию права собственности на квартиру, расположенную по адресу: Республика Мордовия, г. Саранск, ул. Федосеенко, д. 13, кв. 51.

В судебном заседании заявительница Звычайная В.В., ее представитель Скороходова Е.И. заявленные требования поддержали, просили удовлетворить в полном объеме.

В судебном заседании государственный регистратор Республики Мордовия Киреева Ю.П. заявленные требования не признала, просила отказать.

В судебном заседании представитель Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Мордовия Мозеров Е.В. заявленные требования не признал, суду пояснил, что статья 17 Гражданского кодекса Российской Федерации определяет, что правоспособность гражданина (т.е. способность иметь гражданские права и нести обязанности, в том числе совершать сделки и участвовать в обязательствах) прекращается смертью. Иными словами, умерший человек не может заключать гражданско-правовые сделки, поскольку с момента смерти он не обладает какими - либо правами. Совершение сделки от имени умершего также недопустимо. Для заключения договора недостаточно подписи продавца. Правоспособность продавца должна присутствовать на момент государственной регистрации сделки. До момента принятия решения о государственной регистрации у государственного регистратора имелось свидетельство о смерти Мухортовой М.П., таким образом, принятие решения о регистрации было бы незаконным, поскольку сделка не может быть заключена умершим (ст. 17 ГК РФ), а выданная продавцом доверенность прекращена (пп.6 п. 1 ст. 188 ГК РФ).

Суд, выслушав пояснения сторон, исследовав представленные материалы, приходит к выводу, что заявление Звычайной В.В. не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со статьей 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.

Согласно ст. 16 ФЗ от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" государственная регистрация прав проводится на основании заявления правообладателя, сторон договора или уполномоченного им (ими) на то лица при наличии у него нотариально удостоверенной доверенности. При уклонении одной из сторон договора от государственной регистрации прав переход права собственности регистрируется на основании решения суда, вынесенного по требованию другой стороны. К заявлению о государственной регистрации прав должны быть приложены документы, необходимые для ее проведения.

Заявление о государственной регистрации прав и иные документы, необходимые для государственной регистрации прав, представляются в соответствующий орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, заявителем лично или посредством почтового отправления с объявленной ценностью при его пересылке, описью вложения и уведомлением о вручении. Доверенность должна быть нотариально удостоверена, если подлежащая государственной регистрации сделка с объектом недвижимого имущества или сделка, на основании которой подлежит государственной регистрации право либо ограничение (обременение) права на объект недвижимости, совершена представителем, действующим на основании доверенности. К заявлению дополнительно прилагаются копия документа, удостоверяющего личность физического лица (правообладателя, стороны или сторон сделки, а также представителя данных лиц, если заявителем является представитель), выписка из единого государственного реестра юридических лиц и копия документа, удостоверяющего личность физического лица - представителя юридического лица (если правообладателем, стороной или сторонами сделки являются юридические лица).

Материалами дела установлено, что 16 апреля 2011 года Мухортовой М.П. выдана доверенность на имя Сердюковой И.В., согласно данной доверенности Мухортова М.П. уполномочивает Сердюкову И.В. подарить Звычайной В.В. принадлежащую ей квартиру, расположенную по адресу: Республика Мордовия, г. Саранск, ул. Федосеенко, д. 13, кв. 51.

21 апреля 2011г. между Мухортовой М.П., за которую по доверенности действовала Сердюкова И.В. и Звычайной В.В. заключен договор дарения квартиры, расположенной по адресу: Республика Мордовия, г. Саранск, ул. Федосеенко, д. 13, кв. 51.

21 апреля 2011г. Седюкова И.В., действующая за Мухортову М.П., обратилась в Управление Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Республике Мордовия с заявлением о переходе права на квартиру, расположенную по адресу: Республика Мордовия, г. Саранск, ул. Федосеенко, д. 13, кв. 51. Также 21.04.2011г. Звычайная В.В. обратилась в Управление Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Республике Мордовия с заявлением о регистрации права собственности и выдаче свидетельства на квартиру, расположенную по адресу: Республика Мордовия, г. Саранск, ул. Федосеенко, д. 13, кв. 51.

В соответствии со статьей 13 ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» от 21.07.1997г. № 122-ФЗ на регистрирующий орган возложена обязанность проведения правовой экспертизы представленных документов и проверки законности сделки.

В результате проведенной правовой экспертизы, проведенной в соответствии со статьей 13 ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» от 21.07.1997г. № 122-ФЗ было выявлено, что на основании заявления Асташкина Э.П. от 11.05.2011г. в информационный раздел ЕГРП на недвижимое имущество внесена информация к сведению, содержащая просьбу о приостановлении регистрационных действий в отношении квартиры, расположенной по адресу: г. Саранск, ул. Федосеенко, д. 13, кв. 51, в связи с обращением в судебные органы. В этой связи 19.05.2011г. государственная регистрация на вышеуказанную квартиру была приостановлена.

В соответствии с п.3 статьи 9 и п. 1 статьи 19 Закона о регистрации к компетенции регистрирующего органа относятся проверка действительности и юридической силы представленных заявителем документов, а также наличия соответствующих прав у подготовившего документ лица.

Сообщениями от 20.06.2011г. № №01/155/2011-151, № 01/155/2011-150 Государственный регистратор Республики Мордовия Киреева Ю.П. отказала в государственной регистрации сделки ( договора дарения) на квартиру, расположенную по адресу: г. Саранск, ул. Федосеенко, д. 13, кв. 51, государственной регистрации права собственности на вышеуказанную квартиру. Так как документы, представленные на государственную регистрацию прав, по форме или содержанию не соответствуют требованиям действующего законодательства.

Статья 17 Гражданского кодекса Российской Федерации определяет, что правоспособность гражданина (способность иметь гражданские права и нести обязанности в том числе совершать сделки и участвовать в обязательствах) прекращается смертью. Иными словами, умерший человек не может заключать гражданско-правовые сделки, поскольку с момента смерти он не обладает какими-либо правами. Совершение сделки от имени умершего также недопустимо.

Как следует из материалов дела Мухортова М.П. умерла 01 мая 2001года, о чем 04 мая 2011г. сделана запись акта о смерти № 1226.

Пункт 3 статьи 574 Гражданского кодекса Российской Федерации установил, что договор дарения недвижимого имущества подлежит государственной регистрации. Договор, подлежащий государственной регистрации, считается заключенным с момента его регистрации, если иное не установлено законом (пункт 3 статьи 433 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Согласно пункту 7 статьи 16 Закона о регистрации сделка считается зарегистрированной, а правовые последствия - наступившими со дня внесения записи о сделке или праве в ЕГРП.

Государственная регистрация договора осуществляется одномоментно с государственной регистрацией перехода права собственности, поэтому смерть гражданина-продавца после подписания договора купли-продажи жилой недвижимости, дарения недвижимости и других подобных договоров, но до момента государственной регистрации перехода права собственности одновременно означает отсутствие государственной регистрации самого договора, что в свою очередь, влечет признание его незаключенным. Незаключенный договор, равно как и ничтожный, не порождает никаких прав и обязанностей, в том числе обязанность по исполнению. Таким образом, смерть дарителя прекращает какие бы то ни было правоотношения с несостоявшимся одаряемым.

Согласно пункту 3 статьи 2 Федеральный закон от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» датой государственной регистрации является день внесения соответствующих записей о правах в Единый государственный реестр прав.

До момента принятия решения о государственной регистрации у государственного регистратора имелось свидетельство о смерти Мухортовой М.П., таким образом, принятие решения о регистрации было бы незаконным, поскольку сделка не может быть заключена умершим (ст. 17 ГК РФ), а выданная продавцом доверенность прекращена (пп.6 п. 1 ст. 188 ГК РФ).

Регистрация перехода права собственности от умершего лица невозможна и в силу того, что собственником имущества являются иные лица - наследники умершей. Согласно статьям 1113 и 1152 Гражданского кодекса РФ принятое наследство признается принадлежащим наследнику со дня открытия наследства (смерти наследодателя) независимо от времени его фактического принятия, а также независимо от момента государственной регистрации права наследника на наследственное имущество, когда такое право подлежит государственной регистрации.

Если сторонами подписан реальный договор отчуждения недвижимого имущества, но вещь не передана, смерть отчуждателя может стать препятствием к государственной регистрации перехода права собственности на недвижимое имущество. Нормативной основой для такого вывода выступает п. 2 ст. 433 Гражданского кодекса РФ, в которой устанавливается, что если в соответствии с законом для заключения договора необходима также передача имущества, договор считается заключенным с момента передачи соответствующего имущества.

Следовательно, суд делает вывод, что для заключения договора недостаточно подписи дарителя. Правоспособность должна присутствовать на момент государственной регистрации сделки.

Довод заявителя о том, что участие сторон договора, подлежащего государственной регистрации, завершается моментом представления соответствующих документов (заявления, договора, документа об уплате госпошлины и др.) в регистрирующий орган, не обоснован, поскольку Закон о регистрации придает правовое значение не моменту представления необходимых документов на регистрацию сделки, а моменту внесения записи о сделке в ЕГРП.

Следовательно государственный регистратор Республики Мордовия Киреева Ю.П. правомерно отказала в государственной регистрации сделки (договора дарения) на квартиру, расположенную по адресу: г. Саранск, ул. Федосеенко, д. 13, кв. 51 и государственной регистрации права собственности на данную квартиру, так как на момент государственной регистрации сделки отсутствовала правоспособность Мухортовой М.П. в связи с ее смертью.

В соответствии со статьей 67 ГПК Российской Федерации суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы.

Согласно части первой статьи 246 ГПК Российской Федерации дела, возникающие из публичных правоотношений, рассматриваются и разрешаются по общим правилам искового производства с особенностями, установленными настоящей главой, главами 24 - 26 настоящего Кодекса и другими федеральными законами.

Исходя из изложенного, оценивая достаточность и взаимную связь представленных сторонами доказательств в их совокупности, разрешая дело по представленным доказательствам, в пределах заявленных истцом требований и по указанным им основаниям, руководствуясь статьями 194-199 ГПК Российской Федерации, суд

решил:

Заявление Звычайной Валентины Васильевны о понуждении произвести государственную регистрацию договора дарения квартиры от 21 апреля 2011 года, заключенного между Мухортовой Маргаритой Павловной и Звычайной Валентиной Васильевной, понуждении произвести государственную регистрацию перехода права на квартиру, оставить без удовлетворения.

На решение суда может быть подана кассационная жалоба в Верховный Суд Республики Мордовия через Ленинский районный суд г. Саранска Республики Мордовия в течение десяти дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Председательствующий

Судья Ленинского районного суда г. Саранска

Республики Мордовия И.И. Бурлаков