О понуждении принять на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий



Дело №2-1605/2011

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

05 июля 2011 года г. Саранск

Ленинский районный суд г. Саранска Республики Мордовия в составе:

председательствующего – судьи Бурлакова И.И.,

с участием секретаря судебного заседания – Ломшиной Н.А.,

с участием в деле:

истца – Рузавина Л.И., его представителя Соломатина А.А., действующего на основании доверенности от 21.03.2011 года,

ответчика – Администрации городского округа Саранск,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Рузавина Лаврентия Ивановича к Администрации городского округа Саранск о признании недействительным постановления Главы Администрации городского округа Саранск от 27.05.2011г. № 1278 об отказе в принятии на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, понуждении принять на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, взыскании судебных расходов,

установил:

Рузавин Л.И. обратился в суд с иском к Администрации городского округа Саранск о признании недействительным постановления Главы Администрации городского округа Саранск от 27.05.2011г. № 1278 об отказе в принятии на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, понуждении принять на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, взыскании судебных расходов.

В обоснование исковых требований указал, что определением от 2 февраля 2006 года № 56-O Конституционный Суд Российской Федерации указал, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью, а признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанностью государства (статья 2 Конституции Российской Федерации). Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием (ст. 18 Конституции Российской Федерации). Часть 2 ст. 55 Конституции Российской Федерации устанавливает запрет на издание законов, отменяющих или умаляющих права и свободы человека и гражданина. При этом имеются в виду как закрепленные в Конституции Российской Федерации, так и другие общепризнанные права и свободы человека и гражданина. Отмена прав и свобод человека, скорее, может быть осуществлена не прямо, путем отрицания их признания и защиты, а путем их умаления, то есть принижения значения, необоснованного ограничения их объема, действия по кругу лиц, во времени и пространстве, сокращения гарантий их обеспечения и защиты либо создания таких процессуальных процедур и механизмов, которые могут свести на нет само право или свободу человека и гражданина.

На праве собственности ему принадлежит жилое помещение, расположенное по адресу: г.Саранск, <адрес> общей площадью 64,1 кв.м. Согласно выписке из домовой книги в данной квартире зарегистрировано шесть человек: он, его жена ГР.Д., дочь ГР.О., внучка ГР.Е. все с 21.01.1987г., а также ГР.Н. и ГР.К. Нарушение его прав заключается в том, что согласно ответа администрации городского округа Саранск от 27.05.2011 г. № 1235-исх-ПА/ЖУ постановлением Главы администрации городского округа Саранск от 27.05.2011г. № 1278 ему отказано в постановке на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в связи с намеренным ухудшением жилищных условий. В соответствии со ст. 15 Федерального закона "О ветеранах" участникам Великой Отечественной войны, ставшим инвалидами вследствие общего заболевания, предоставляются меры социальной поддержки инвалидов войны в соответствии с установленной группой инвалидности без дополнительного экспертного медицинского освидетельствования. В соответствии со ст. 14 данного Федерального закона инвалиды Великой Отечественной войны имеют право на улучшение жилищных условий. Однако оспариваемое постановление администрации городского округа Саранск не содержит никакие доказательства того, что он своими действиями лично прямо или косвенно ухудшил свои жилищные условия с заведомой намеренной целью состоять на учёте нуждающихся в улучшении жилищных условий. Просит признать недействительным постановление Главы Администрации городского округа Саранск от 27.05.2011 года № 1278 об отказе в принятии на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий. Обязать Администрацию городского округа Саранск принять его единолично на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий.

В судебное заседание истец Рузавин Л.И. не явился, представил заявление, в котором просит рассмотреть дело в его отсутствие.

В судебном заседании представитель истца Соломатин А.А. исковые требования поддержал в полном объеме, просил удовлетворить, просил не взыскивать судебные расходы.

В судебное заседание представитель ответчика Администрации городского округа Саранск не явилась по неизвестной суду причине, о дне и времени слушания дела извещалась своевременно надлежащим образом.

Допрошенная в судебном заседании свидетель ГР.О., являющаяся дочерью истца, пояснила, что ее дочь ГР.Е. проживает в жилом помещении, расположенном по адресу: г. Саранск, <адрес> с 1987 года, четыре года назад ГР.Е. стала проживать гражданским браком с ГР.К. , и он вселился в вышеуказанное жилое помещение. Официально брак между ними был заключен в 2010 году.

Заслушав объяснения представителя истца, исследовав имеющиеся в деле письменные доказательства, суд приходит к выводу о том, что исковые требования Рузавина Л.И. являются обоснованными и подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Указом Президента Российской Федерации «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов» в редакции от 09.01.2010 N 30, в связи с предстоящим 65-летием Победы в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 годов, отдавая дань глубокого уважения ветеранам войны, постановлено:

Считать необходимым завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах".

Статьей 21 ФЗ «О ветеранах» (в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ) предусмотрены меры социальной поддержки членов семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий.

Как следует из материалов дела, Рузавин Л.И. является ветераном Великой Отечественной войны и имеет право на льготы.

В судебном заседании установлено, что Рузавин Л.И. зарегистрирован и проживает в жилом помещении, расположенном по адресу: <адрес>. Кроме Рузавина Л.И. в данном жилом помещении зарегистрированы и проживают: жена ГР.Д. с 21.01.1987 г., зять ГР.К. с 05.03.2011г., дочь ГР.О. с 21.01.1987., внучка ГР.Е. с 21.01.1987г., правнучка ГР.Н. ( л.д.4).

Жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес> принадлежит на праве собственности Рузавину Л.И., что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права собственности № 13 ГА 006214 от 11.08.2005г.

В соответствии с частью 3 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления (далее - орган, осуществляющий принятие на учет) на основании заявлений данных граждан (далее - заявления о принятии на учет), поданных ими в указанный орган по месту своего жительства. В случаях и в порядке, которые установлены законодательством, граждане могут подать заявления о принятии на учет не по месту своего жительства. Принятие на указанный учет недееспособных граждан осуществляется на основании заявлений о принятии на учет, поданных их законными представителями.

Рузавин Л.И. обратился в Администрацию городского округа Саранск с заявлением о принятии его на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий с помощью мер государственной поддержки по категории – участник Великой Отечественной войны.

Из акта проверки жилищных условий заявителя от 25 апреля 2011 года следует, что квартира, расположенная по адресу: <адрес>, является трехкомнатной квартирой жилой площадью 45,6 кв.м. В данной квартире проживают шесть человек. Заключением комиссии установлено, что семья нуждается в улучшении жилищных условий.

Как следует из приложения №3 к постановлению Администрации городского округа Саранск от 27 мая 2011 года № 1278 Рузавину Л.И. отказано в постановке на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, так как не истек предусмотренный статьей 53 Жилищного кодекса РФ пятилетний срок со дня совершения гражданином действий с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении ( п. 3 ч. 1 ст. 54, ст. 53 Жилищного кодекса РФ).

Суд считает указанное постановление Главы Администрации городского округа Саранск от 27.05.2011 года № 1278 незаконным по следующим основаниям.

В соответствии со статьей 53 Жилищного кодекса РФ граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.

Согласно статье 54 Жилищного кодекса Российской Федерации отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается в случае, если:

1) не представлены предусмотренные частью 4 статьи 52 настоящего Кодекса документы;

2) представлены документы, которые не подтверждают право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях;

3) не истек предусмотренный статьей 53 настоящего Кодекса срок.

Решение об отказе в принятии на учет должно содержать основания такого отказа с обязательной ссылкой на нарушения, предусмотренные частью 1 настоящей статьи.

Материалами дела установлено, что в собственности Рузавина Л.И. находится квартира, расположенная по адресу: <адрес>. В указанном жилом помещении зарегистрированы и проживают: Рузавин Л.И. с 21.01.1987г., жена ГР.Д. с 21.01.1987 г., зять ГР.К. с 05.03.2011г., дочь ГР.О. с 21.01.1987., внучка ГР.Е. с 21.01.1987г., правнучка ГР.Н. ( л.д.4).

Согласно статье 31 Жилищного кодекса РФ к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи. Члены семьи собственника жилого помещения имеют право пользования данным жилым помещением наравне с его собственником, если иное не установлено соглашением между собственником и членами его семьи. Члены семьи собственника жилого помещения обязаны использовать данное жилое помещение по назначению, обеспечивать его сохранность.

Вступившим в законную силу решением Ленинского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 18.04.2011г. ГР.Е., ГР.Н., ГР.К. признаны членами семьи Рузавина Л.И., собственника жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>.

Не может расцениваться в качестве действия, в результате которого были намерено ухудшены жилищные условия истца, регистрация в принадлежащем ему жилом помещении внучки ГР.Е., зятя ГР.К., и правнучки ГР.Н.

Под семьей понимаются лица, связанные родством и (или) свойством, совместно проживающие и ведущие совместное хозяйство ( статья 1 Федерального закона от 24 октября 1997г. № 134-ФЗ «О прожиточном минимуме в РФ»).

В соответствии со статьей 6 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 года № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» гражданин Российской Федерации, изменивший место жительства, обязан не позднее семи дней со дня прибытия на новое место жительства обратиться к должностному лицу, ответственному за регистрацию, с заявлением по установленной форме. При этом орган регистрационного учета обязан зарегистрировать гражданина по месту жительства не позднее трех дней со дня предъявления им документов (подачи им заявления и документов в форме электронных документов) на регистрацию.

Согласно позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 19 апреля 2007 г. № 258-О-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Кузнецова Александра Владимировича на нарушение его конституционных прав статьей 53 Жилищного кодекса Российской Федерации», применение статьи 53 Жилищного кодекса Российской Федерации и развивающих ее подзаконных нормативных актов должно осуществляться в системе действующего правового регулирования во взаимосвязи с пунктом 3 статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которому в случаях, когда закон ставит защиту гражданских прав в зависимость от того, осуществлялись ли эти права разумно и добросовестно, разумность действий и добросовестность участников гражданских правоотношений предполагаются.

Таким образом, ограничения в постановке на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях возможны лишь при доказанности факта совершения гражданином, желающим состоять на таком учете, умышленных действий с целью создания искусственного ухудшения жилищных условий, направленных исключительно на приобретение права состоять на учете нуждающихся в жилых помещениях.

Доказательств того, что Рузавиным Л.И. были совершены такие действия, ответчиком не представлено.

На основании изложенного суд приходит к выводу, что оснований для отказа в принятии истца на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, предусмотренных статьей 54 Жилищного кодекса Российской Федерации, не имеется.

В соответствии со ст. 15 Федерального закона "О ветеранах" участникам Великой Отечественной войны, ставшим инвалидами вследствие общего заболевания, предоставляются меры социальной поддержки инвалидов войны в соответствии с установленной группой инвалидности без дополнительного экспертного медицинского освидетельствования. В соответствии со ст. 14 данного Федерального закона инвалиды Великой Отечественной войны имеют право на улучшение жилищных условий.

На основании вышеизложенного, суд приходит к выводу, что исковые требования Рузавина Лаврентия Ивановича к Администрации городского округа Саранск о признании недействительным постановления Главы Администрации городского округа Саранск от 27.05.2011г. № 1278 об отказе в принятии на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, понуждении принять на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, взыскании судебных расходов, подлежат удовлетворению.

В соответствии со статьей 67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы.

Исходя из изложенного, оценивая достаточность и взаимную связь представленных сторонами доказательств в их совокупности, разрешая дело по представленным доказательствам, в пределах заявленных истицей требований и по указанным ею основаниям, руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

исковые требования Рузавина Лаврентия Ивановича к Администрации городского округа Саранск о признании недействительным постановления Главы Администрации городского округа Саранск от 27.05.2011г. № 1278 об отказе в принятии на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, понуждении принять на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, взыскании судебных расходов удовлетворить.

Признать Постановление Главы Администрации городского округа Саранск от 27.05.2011 года № 1278 об отказе в постановке на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в части отказа Рузавину Лаврентию Ивановичу в постановке на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий недействительным.

Обязать Администрацию городского округа Саранск поставить Рузавина Лаврентия Ивановича на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий.

На решение суда может быть подана кассационная жалоба в Верховный Суд Республики Мордовия через Ленинский районный суд г. Саранска Республики Мордовия в течение десяти дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Председательствующий

Судья Ленинского районного суда

г. Саранска Республики Мордовия И.И. Бурлаков