О признании решения Совета депутатов городского округа Саранск недействующим



Дело №2-1872/2011

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

2 августа 2011 года г. Саранск

Ленинский районный суд г. Саранска в составе:

председательствующего – судьи Ганченковой В.А.,

с участием секретаря судебного заседания – Колчиной Н.В.,

с участием в деле:

заявителя – прокурора Ленинского района г. Саранска, старшего помощника прокурора Ленинского района г. Саранска Мещеряковой Инны Михайловны,

заинтересованного лица – Совета депутатов городского округа Саранск, его представителя Киреевой Натальи Владимировны, действующей по доверенности № 116-тс от 16 июня 2011 года,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Ленинского района г. Саранска о признании решения Совета депутатов городского округа Саранск от 28 апреля 2010 года № 529 «О предоставлении земельных участков на торгах» недействующим,

установил:

Прокурор Ленинского района г. Саранска обратился в суд с заявлением о признании решения Совета депутатов городского округа Саранск от 28 апреля 2010 года № 529 «О предоставлении земельных участков на торгах» недействующим.

В обоснование заявленных требований указал следующее. Прокуратурой Ленинского района г. Саранска проведена проверка соответствия федеральному законодательству решения Совета депутатов городского округа Саранск от 28 апреля 2010 года №529 «О предоставлении земельных участков на торгах», в ходе которой установлено, что данный муниципальный нормативный правовой акт противоречит указанному законодательству. Пунктом 1 указанного решения установлено, что предоставление в аренду или в собственность для целей строительства, находящихся в муниципальной собственности городского округа Саранск земельных участков, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и которыми в соответствии с земельным законодательством органы местного самоуправления городского округа Саранск имеют право распоряжаться, осуществляется исключительно на торгах во всех случаях, за исключением: предоставления земельных участков в аренду для строительства объектов, финансирование строительства которых (полностью или частично) осуществляется за счет средств федерального, республиканского бюджета Республики Мордовия и бюджета городского округа Саранск; предоставление земельных участков для строительства объектов, предназначенных для обеспечения деятельности органов государственной власти или органов местного самоуправления, учреждений или унитарных предприятий, учредителями которых является Российская Федерация, Республика Мордовия или муниципальное образование; предоставление земельных участков для строительства (при условии, что цель и вид разрешенного использования земельного участка и объекта капитального строительства не будут изменяться): объектов, предназначенных для предупреждения чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий, а также для ликвидации их последствий; кладбищ и других видов захоронений; объектов транспортной и инженерной инфраструктуры, объектов размещения, утилизации, переработки отходов; объектов коммунального хозяйства (сооружений очистки производственных и бытовых сточных вод); многоярусных автостоянок (паркингов) и многоярусных гаражей с учетом предоставления застройщиком машино-мест собственникам демонтируемых гаражей в возведенном им объекте; предоставление земельного участка взамен изымаемого земельного участка для государственных или муниципальных нужд. Согласно пункту 1 статьи 30 Земельного кодекса РФ предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию: без предварительного согласования мест размещения объектов и с предварительным согласованием мест размещения объектов. Предоставление земельных участков для строительства в собственность без предварительного согласования мест размещения объектов осуществляется исключительно на торгах в соответствии со статьей 38 настоящего Кодекса (пункт 2 статьи 30 Земельного кодекса РФ). Таким образом, решение не устанавливает конкретного перечня случаев предоставления земельных участков исключительно на торгах, который органы местного самоуправления вправе устанавливать в соответствии с пунктом 1.1. статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации, в связи с чем, его содержание является неопределенным.

По данным основаниям просит суд признать недействующим решение Совета депутатов городского округа Саранск от 28 апреля 2010 года № 529 «О предоставлении земельных участков на торгах».

В судебном заседании старший помощник прокурора Ленинского района г. Саранска Мещерякова И.М. заявление поддержала по изложенным в нем основаниям, просила суд удовлетворить.

Представитель заинтересованного лица – Совета депутатов городского округа Саранск Киреева Н.В. требования прокурора просила оставить без удовлетворения. Суду пояснила, что оспариваемое решение Совета депутатов городского округа Саранск не является противоречащим законодательству, поскольку установление конкретного перечня случаев предоставления земельных участков исключительно на торгах является правом органа местного самоуправления, а не обязанностью, что следует из употребления термина «вправе» в тексте частей 1,2 статьи 30 Земельного кодекса российской Федерации.

Заслушав пояснения лиц, участвующих деле, исследовав письменные материалы дела, суд находит требования прокурора не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Из материалов дела следует, что 30 апреля 2010 года в выпуске газеты «Вечерний Саранск» №30 было опубликовано решение Совета депутатов городского округа Саранск от 28 апреля 2010 года № 529 «О предоставлении земельных участков на торгах».

Согласно пункту 1 статьи 251 ГПК Российской Федерации гражданин, организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными актами, а также прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.

Решение Совета депутатов городского округа Саранск от 28 апреля 2010 года № 529 «О предоставлении земельных участков на торгах» суд считает незаконным и противоречащим федеральному законодательству, руководствуясь следующим.

Пунктом 1 решения Совета депутатов городского округа Саранск от 28 апреля 2010 года № 529 «О предоставлении земельных участков на торгах» установлено, что предоставление в аренду или в собственность для целей строительства находящихся в муниципальной собственности городского округа Саранск земельных участков, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и которыми в соответствии с земельным законодательством органы местного самоуправления городского округа Саранск имеют право распоряжаться, осуществляется исключительно на торгах во всех случаях, за исключением:

1) предоставление земельных участков в аренду для строительства объектов, финансирование строительства которых (полностью или частично) осуществляется за счет средств федерального, республиканского бюджета Республики Мордовия и бюджета городского округа Саранск;

2) предоставление земельных участков для строительства объектов, предназначенных для обеспечения деятельности органов государственной власти или органов местного самоуправления, учреждений или унитарных предприятий, учредителями которых является Российская Федерация, Республика Мордовия или муниципальное образование;

3) предоставление земельных участков для строительства (при условии, что цель и вид разрешенного использования земельного участка и объекта капитального строительства не будут изменяться):

объектов, предназначенных для предупреждения чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий, а также для ликвидации их последствий;

кладбищ и других видов захоронений;

объектов транспортной и инженерной инфраструктуры, объектов размещения, утилизации, переработки отходов;

объектов коммунального хозяйства (сооружений очистки производственных и бытовых сточных вод);

многоярусных автостоянок (паркингов) и многоярусных гаражей с учетом предоставления застройщиком машино-мест собственникам демонтируемых гаражей в возведенном им объекте.

4) предоставление земельного участка взамен изымаемого земельного участка для государственных или муниципальных нужд.

Обосновывая заявленные требования, прокурор Ленинского района г. Саранска указывает, что предоставление земельных участков для строительства в собственность без предварительного согласования мест размещения объектов осуществляется исключительно на торгах. Данные положения содержатся в Земельном кодексе Российской Федерации.

Действительно, согласно пункту 1 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию: без предварительного согласования мест размещения объектов и с предварительным согласованием мест размещения объектов.

Предоставление земельных участков для строительства в собственность без предварительного согласования мест размещения объектов осуществляется исключительно на торгах в соответствии со статьей 38 настоящего Кодекса (пункт 2 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации).

В соответствии с пунктом 1.1 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе устанавливать перечень случаев, когда предоставление находящихся в собственности субъектов Российской Федерации земельных участков, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и которыми в соответствии с земельным законодательством они вправе распоряжаться, осуществляется исключительно на торгах.

С учетом приведенных положений закона и анализа оспариваемого решения суд приходит к выводу о том, что оно не устанавливает конкретного перечня случаев предоставления земельных участков исключительно на торгах, который органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе устанавливать в соответствии с пунктом 1.1 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации, в связи с чем, его содержание является неопределенным.

Таким образом, содержащееся в оспариваемом решении указание на предоставление земельных участков исключительно на торгах, кроме случаев, определенных федеральным законодательством, не позволяет признать решение соответствующим пункту 1.1 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации.

Решением предусматривается, что предоставление земельных участков, находящихся в государственной собственности, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, для строительства осуществляется исключительно на торгах, кроме случаев, предусмотренных подпунктами 1 - 4 пункта 1 решения.

Между тем, в соответствии с нормами Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельных участков для строительства без предварительного согласования мест размещения объектов осуществляется на торгах. Указанное свидетельствует о том, что оспариваемым решением фактически исключается процедура предоставления земельных участков в собственность с предварительным согласованием мест размещения объектов (т.е. без проведения торгов) и нарушается право заинтересованных лиц на предоставление земельных участков с предварительным согласованием мест размещения объектов.

В соответствии с пунктом 11 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации предварительное согласование места размещения объекта не проводится в случае предоставления земельного участка гражданину для индивидуального жилищного строительства.

В связи с этим, суд считает, что в нарушение приведенного положения федерального законодательства оспариваемым решением (подпунктом 1 пункта 1) установлена возможность предоставления земельных участков без проведения торгов по продаже таких участков или по предоставлению права аренды земельных участков.

Таким образом, оспариваемое решение противоречит пункту 1.2 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации.

При таких обстоятельствах, суд считает необходимым заявленные требования прокурора Ленинского района г. Саранска о признании решения Совета депутатов городского округа Саранск от 28 апреля 2010 года № 529 «О предоставлении земельных участков на торгах» недействующим удовлетворить.

Согласно части 2 статьи 253 ГПК Российской Федерации установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.

Учитывая требования прокурора, суд считает, что решение Совета депутатов городского округа Саранск от 28 апреля 2010 года № 529 «О предоставлении земельных участков на торгах» подлежит признанию недействующим полностью со дня принятия решения суда

В соответствии со статьей 67 ГПК Российской Федерации суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы.

Согласно подпункту 19 пункта 1 статьи 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, в качестве истцов или ответчиков.

На основании изложенного, оценивая достаточность и взаимную связь представленных сторонами доказательств в их совокупности, разрешая дело по представленным доказательствам, в пределах заявленных истцом требований и по указанным им основаниям, руководствуясь статьями 251 ГПК Российской Федерации, суд

решил:

Требования прокурора Ленинского района г. Саранска о признании решения Совета депутатов городского округа Саранск от 28 апреля 2010 года № 529 «О предоставлении земельных участков на торгах» недействующим удовлетворить.

Решение Совета депутатов городского округа Саранск от 28 апреля 2010 года № 529 «О предоставлении земельных участков на торгах» признать недействующим полностью со дня принятия решения суда.

На решение суда может быть подана кассационная жалоба и кассационное представление прокурора в Верховный Суд Республики Мордовия через Ленинский районный суд г. Саранска в течение десяти дней после вынесения судом решения в окончательной форме.

Председательствующий

Судья Ленинского районного суда г. Саранска В.А.Ганченкова