РЕШЕНИЕ 23 августа 2011 года г. Саранск Ленинский районный суд г. Саранска Республики Мордовия в составе: председательствующего судьи – Бурлакова И.И., с участием секретаря судебного заседания – Ломшиной Н.А., с участием в деле: истца – Прокурора Ленинского района г. Саранска, старшего помощника прокурора Мещеряковой И.М., ответчицы Ефремовой Л.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Ленинского района г.Саранска, действующего в защиту интересов неопределенного круга лиц, о понуждении индивидуального предпринимателя Ефремовой Ларисы Алексеевны прекратить деятельность по эксплуатации станции технического обслуживания легковых автомобилей, расположенной по адресу: <адрес>, у с т а н о в и л: прокурор Ленинского района г. Саранска, действующий в защиту прав и интересов неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском о понуждении индивидуального предпринимателя Ефремовой Ларисы Алексеевны прекратить деятельность по эксплуатации станции технического обслуживания легковых автомобилей, расположенной по адресу: <адрес>. В обоснование своих исковых требований указал, что в соответствии со свидетельством о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя (№), выпиской государственного реестра индивидуальных предпринимателей (№) Ефремова Л.А. является индивидуальным предпринимателем, осуществляющим деятельность по техническому обслуживанию и ремонту автотранспортных средств. Ефремова Л.А. осуществляет предпринимательскую деятельность по техническому обслуживанию и ремонту транспортных средств в помещении металлического гаража по адресу: <адрес>, на территории участка с кадастровым номером №. Согласно плану земельного участка по <адрес> назначение (разрешенное использование) указанного земельного участка - для размещения дома индивидуальной жилой застройки. Сооружение находится в секторе плотной индивидуальной застройки, кроме того, индивидуальным предпринимателем Ефремовой Л.А. производится эксплуатация земельного участка с нарушением его целевого назначения, что противоречит ст.ст. 1, 3,34 Федерального закона «Об охране окружающей природной среды», ст.ст. 11, 39 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», САНПИН 2.2.1/1.1.1200-03 3 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений иных объектов». По состоянию на 08.07.2011г. у ответчика соответствующего санитарно-эпидемиологического заключения на отвод земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, для размещения станции технического обслуживания легковых автомобилей до 5 постов (без малярно-жестяных работ) не имелось. Отсутствовал также проект санитарно-защитной зоны. В санитарно-защитной зоне не допускается размещать: жилую застройку, включая отдельные жилые дома, ландшафтно-рекреационные зоны, зоны отдыха, территории курортов, санаториев и домов отдыха, территории садоводческих товариществ и коттеджной застройки, коллективных или индивидуальных дачных и садово-огородных участков, а также другие территории с нормируемыми показателями качества среды обитания; спортивные сооружения, детские площадки, образовательные и детские учреждения, лечебно-профилактические и оздоровительные учреждения общего пользования (пункт 5.1 Правил). В нарушение указанных положений закона индивидуальным предпринимателем Ефремовой Л.А. размер санитарно-защитной зоны в 50 метров при эксплуатации станции технического обслуживания легковых автомобилей до 5 постов не соблюдается. Согласно справке специалиста Управления Роспотребнадзора по Республике Мордовия, расстояние с северной стороны от станции технического обслуживания, расположенной на земельном участке с кадастровым номером № до индивидуального жилого дома № по <адрес> составляет около 32 метра, с южной до жилого дома № по <адрес> около 1,2 метра. Индивидуальным предпринимателем Ефремовой Л.А. при эксплуатации станции технического обслуживания автомобилей до 5 постов, расположенной по адресу: <адрес>, требования законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения не соблюдаются. Просит обязать ИП Ефремову Л.А. прекратить деятельность по эксплуатации станции технического обслуживания легковых автомобилей до 5 постов В судебном заседании помощник прокурора Мещерякова И.М. исковые требования поддержала, просила удовлетворить в полном объеме. В судебном заседании ответчица Ефремова Л.А. исковые требования не признала, просила в иске отказать. Также пояснила, что у нее сложились неприязненные отношения с соседями, и поводом для подачи данного иска послужило письмо ее соседа в Прокуратуру Ленинского района г. Саранска. Кроме того указала, что она несколько раз осуществляла деятельность по шиномонтажу, замене колес своим знакомым за плату, в настоящее время никаких работ не ведется. В гараже работают рабочие, которые его утепляют. Представитель третьего лица Территориального Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Мордовия Елаев Н.А. просил иск прокурора Ленинского района г. Саранска удовлетворить. Суд, заслушав объяснения сторон, исследовав материалы дела, считает, что исковые требования подлежат удовлетворению. При этом суд исходит из следующего. В соответствии со статьями 12, 56 ГПК Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. Правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон. Руководствуясь указанными нормами, имея в виду, что судом созданы все условия для обеспечения принципов состязательности и равноправия сторон, судья разрешает дело на основании представленных и исследованных в судебном заседании доказательств, в пределах заявленных истцом требований и по указанным им основаниям. В силу статьи 45 ГПК Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Материалами дела установлено, что Ефремова Л.А. является индивидуальным предпринимателем, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя № ( л.д.13) и выпиской из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей № ( л.д.7). Согласно выписки из единого государственного реестра основной вид экономической деятельности Ефремовой Л.А.-техническое обслуживание и ремонт автотранспортных средств. Ефремова Л.А. является собственницей земельного участка и жилого дома, расположенных по адресу: <адрес> (доля в праве <данные изъяты>), что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права ( л.д. 11). Земельный участок площадью <данные изъяты> кв.м. с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес>, имеет вид разрешенного использования - для размещения дома индивидуальной жилой застройки ( л.д. 12). 08.07.2011 года ведущим специалистом - экспертом Управления Роспотребнадзора по Республике Мордовия ГР.К.., совместно с помощником прокурора Ленинского района г. Саранска ГР.О. проведена проверка исполнения индивидуальным предпринимателем Ефремовой Л.А. требований законодательства о санитарно - эпидемиологическом благополучии населения. В ходе проверки установлено следующее. Индивидуальный предприниматель Ефремова Л.А. осуществляет предпринимательскую деятельность по адресу: <адрес>, на территории земельного участка с кадастровым номером №. В металлическом гараже, возведенном на данном земельном участке, индивидуальным предпринимателем Ефремовой Л.А. организована деятельность по техническому обслуживанию и ремонту автотранспортных средств. Индивидуальным предпринимателем Ефремовой Л.А. размер санитарно-защитной зоны в 50 метров при эксплуатации станции технического обслуживания легковых автомобилей до 5 постов (без малярно-жестяных работ) не соблюдается, так, расстояние с северной стороны от станции технического обслуживания, расположенной на земельном участке с кадастровым номером № до индивидуального жилого дома № по <адрес> составляет около 32 метров, с южной до жилого дома № по <адрес> около 1,2 метров. Соответствующее санитарно - эпидемиологическое заключение у индивидуального предпринимателя Ефремовой Л.А. на отвод земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, для размещения станции технического обслуживания легковых автомобилей до 5 постов (без малярно-жестяных работ) отсутствует. В соответствии со ст. 1065 ГК РФ опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность. В силу ст. 3 ФЗ "Об охране окружающей среды" хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципов соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду, обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека, обязательности оценки воздействия на окружающую среду при принятии решений об осуществлении хозяйственной и иной деятельности, запрещение хозяйственной и иной деятельности, последствия воздействия которой непредсказуемы для окружающей среды. В соответствии со ст. 11 ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" от 30.03.1999 года N 52-ФЗ индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний и санитарно-эпидемиологических заключений осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг. Соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц (ст. 39 указанного Закона). Федеральный закон от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» направлен на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду. Согласно части 1 статьи 39 Федерального закона на территории Российской Федерации действуют федеральные санитарные правила, утвержденные и введенные в действие федеральным органом исполнительной власти уполномоченным осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. В силу пункта 3 Положения об осуществлении государственного санитарно-эпидемиологического надзора в РФ, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 15.09.2005 № 569, федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор в Российской Федерации, является Федеральная служба по надзору в сфере зашиты прав потребителей и благополучия человека и ее территориальные органы, созданные в установленном законодательством Российской Федерации порядке для осуществления государственного санитарно-эпидемиологического надзора в субъектах Российской Федерации, муниципальных образованиях и на транспорте. Государственное санитарно-эпидемиологическое нормирование осуществляется федеральными органами исполнительной власти и федеральными государственными учреждениями государственного санитарно эпидемиологического надзора в Российской Федерации и включает в себя разработку (пересмотр), экспертизу, утверждение, введение в действие и опубликование санитарных правил (пункт 5 Положения о Государственной санитарно - эпидемиологической службе РФ и Положения о государственном санитарно - эпидемиологическом нормировании, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 24.07.2000 № 554). Санитарные правила и нормы - СанПиИ 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов», утвержденные Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 25.09.2007 № 74 распространяются на размещение, проектирование, строительство и эксплуатацию вновь строящихся, реконструируемых промышленных объектов и производств, объектов транспорта, связи, сельского хозяйства, энергетики, опытно-экспериментальных производств, объектов коммунального назначения, спорта, торговли, общественного питания и др. являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека (пункт 1.2 Правил) Пунктом 2.1. Правил установлено, что по своему функциональному назначению санитарно-защитная зона является защитным барьером, обеспечивающим уровень безопасности населения при эксплуатации объекта в штатном режиме. Размер санитарно-защитной зоны и рекомендуемые минимальные разрывы устанавливаются в соответствии с главой VII Правил и приложениями 1 - 6 к указанным санитарным правилам. В соответствии с санитарной классификацией промышленных объектов и производств, определенной пунктом 7.1.12. Правил, станции технического обслуживания легковых автомобилей до 5 постов (без малярно-жестяных работ) относятся к промышленным объектам и производствам пятого класса опасности с ориентировочным размером санитарно-защитной зоны в 50 метров. В санитарно-защитной зоне не допускается размещать: жилую застройку, включая отдельные жилые дома, ландшафтно-рекреационные зоны, зоны отдыха, территории курортов, санаториев и домов отдыха, территории садоводческих товариществ и коттеджной застройки, коллективных или индивидуальных дачных и садово-огородных участков, а также другие территории с нормируемыми показателями качества среды обитания; спортивные сооружения, детские площадки, образовательные и детские учреждения, лечебно-профилактические и оздоровительные учреждения общего пользования (пункт 5.1 Правил). Как установлено в судебном заседании, в нарушение указанных положений закона индивидуальным предпринимателем Ефремовой Л.А. размер санитарно-защитной зоны в 50 метров при эксплуатации станции технического обслуживания легковых автомобилей до 5 постов не соблюдается. Также индивидуальным предпринимателем Ефремовой Л.А. при эксплуатации станции технического обслуживания автомобилей до 5 постов, расположенной по адресу: <адрес>, требования законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения не соблюдаются. В связи с этим, эксплуатация индивидуальным предпринимателем Ефремовой Л.А. станции технического обслуживания до 5 постов, относящейся к объектам пятого класса опасности, по адресу: <адрес>, может свидетельствовать о нарушении в результате хозяйственной деятельности прав граждан Российской Федерации на благоприятную окружающую среду и условия жизнедеятельности. В силу ст. 3 ФЗ «Об охране окружающей среды» одним из принципов осуществления хозяйственной деятельности является презумпция экологической опасности планируемой хозяйственной деятельности. Презумпция экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности означает, что закон рассматривает всякую планируемую деятельность как потенциально опасную. Следовательно обязанность доказать экологическую безопасность возлагается на лицо, заинтересованное в реализации своих планов. Доказательств того, что по адресу: <адрес> не осуществляется деятельность по эксплуатации станции технического обслуживания легковых автомобилей до 5 постов (без малярно-жестяных работ), истицей не представлено. Напротив, из пояснений ответчицы видно, что она оказывает услуги по шиномонтажу за плату. Довод истицы о том, что данный иск подан прокурором Ленинского района г. Саранска на основании заявления ее соседа, с которым у нее сложились неприязненные отношения, суд не принимает во внимание. Как следует из материалов дела (л.д.14), заявление ГР.Б. прокурору Ленинского района г. Саранска поступило 26.05.2011 г., в данном заявлении указан вымышленный адрес заявителя: <адрес>. В суд не представлено доказательств сложившихся неприязненных отношений между Ефремовой Л.А. и ее соседями. Также истицей не представлено доказательств того, что техническое обслуживание и ремонт автотранспортных средств в помещении металлического гаража по адресу: <адрес> проводилось несколько раз и то, что данные услуги были предоставлены ее знакомым. Казенное учреждение городского округа Саранск «Дирекция коммунального хозяйства и благоустройства» оказывает ИП Ефремовой Л.А. платные услуги по вывозу ТБО и размещению их на городском полигоне в соответствии с договором от 16.06.2011г. ИП Ефремова Л.А. приняла на себя обязанности по безвозмездной организации ежедневной уборки и санитарной очистке закрепленной территории в соответствии с договором от 16.06.2011г. ( л.д.17,18). Данные договоры также подтверждают осуществление деятельности по эксплуатации станции технического обслуживания легковых автомобилей. Вышеуказанные нарушения действующего законодательства являются недопустимыми. Требование прокурора Ленинского района г.Саранска, действующего в защиту интересов неопределенного круга лиц о понуждении Ефремовой Ларисы Алексеевны прекратить деятельность по эксплуатации станции технического обслуживания легковых автомобилей, расположенной по адресу: <адрес>, подлежит удовлетворению. В соответствии со статьей 67 ГПК Российской Федерации суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. На основании изложенного суд считает, необходимым обязать Ефремову Ларису Алексеевну прекратить деятельность по эксплуатации станции технического обслуживания легковых автомобилей до 5 постов (без малярно-жестяных работ), расположенной по адресу: <адрес>. В соответствии со статьей 103 ГПК Российской Федерации издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации. С учетом требований статьи 103 ГПК Российской Федерации и статьи 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации с общества с ИП Ефремовой Л.А. в бюджет городского округа Саранск подлежит взысканию государственная пошлина в размере 4 000 рублей. Исходя из изложенного, оценивая достаточность и взаимную связь представленных сторонами доказательств в их совокупности, разрешая дело по представленным доказательствам, в пределах заявленных истцом требований и по указанным ими основаниям, руководствуясь статьями 45, 103, 194-199 ГПК Российской Федерации, суд р е ш и л: исковые требования прокурора Ленинского района г.Саранска, действующего в защиту интересов неопределенного круга лиц, о понуждении индивидуального предпринимателя Ефремовой Ларисы Алексеевны прекратить деятельность по эксплуатации станции технического обслуживания легковых автомобилей, расположенной по адресу: <адрес>, удовлетворить. Обязать индивидуального предпринимателя Ефремову Ларису Алексеевну прекратить деятельность по эксплуатации станции технического обслуживания легковых автомобилей до 5 постов (без малярно-жестяных работ), расположенной по адресу: <адрес>. Взыскать с индивидуального предпринимателя Ефремовой Ларисы Алексеевны в бюджет городского округа Саранск государственную пошлину в размере 4000(четыре тысячи) рублей. На решение суда может быть подана кассационная жалоба в Верховный Суд Республики Мордовия через Ленинский районный суд г. Саранска Республики Мордовия в течение десяти дней со дня принятия решения судом в окончательной форме. Председательствующий Судья Ленинского районного суда г. Саранска Республики Мордовия И.И. Бурлаков
(без малярно-жестяных работ), расположенной по адресу: <адрес>. Взыскать с Ефремовой Л.А. государственную пошлину.