О назначении досрочной трудовой пенсии



Дело №2-1938/2011

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

4 августа 2011 года г. Саранск

Ленинский районный суд г. Саранска Республики Мордовия в составе:

председательствующего – судьи Крысиной З.В.,

при секретаре судебного заседания – Чеколдаевой О.А.,

с участием истицы – Крутиковой Л.И., ее представителя Шукшиной И.А.,

представителя ответчика – ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в городском округе Саранск Республики Мордовия Шерстобитовой Ж.В., действующей по доверенности №192 от 16 февраля 2011 г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Крутиковой Людмилы Ивановны к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда РФ в городском округе Саранск Республики Мордовия о досрочном назначении трудовой пенсии по старости,

установил:

Крутикова Л.И. обратилась в суд с иском к ГУ – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия о досрочном назначении трудовой пенсии по старости.

В обоснование своих требований Крутикова Л.И. указала, что решением начальника ГУ – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия №32430/131-765 от 8 июля 2011 г. ей отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения из-за отсутствия требуемого специального стажа.

В специальный стаж истицы ответчиком не были засчитаны в льготном исчислении следующие периоды: с 11 января 1990 г. по 2 мая 1991 г. – период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет, с 3 мая 1991 г. по 2 ноября 1992 г. – период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет, так как в данные периоды сохраняются только трудовые отношения, но лечебная деятельность в отделении хирургического профиля не осуществляется.

Истица считает данный отказ незаконным и необоснованным.

Просила суд решение начальника ГУ – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия №32430/131-765 от 8 июля 2011 г. признать незаконным и отменить, обязать ответчика включить спорные периоды в специальный трудовой стаж работы для досрочного назначения трудовой пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения в льготном исчислении один год работы за один год и шесть месяцев и назначить ей досрочную трудовую пенсию по старости с 17 июня 2011 г.

В судебном заседании 4 августа 2011 г. истица Крутикова Л.И. и ее представитель Шукшина И.А. исковые требования поддержали по основаниям, изложенным в исковом заявлении, просили суд удовлетворить их в полном объеме.

Представитель ответчика ГУ – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия Шерстобитова Ж.В. иск не признала, считает решение начальника ГУ – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия №32430/131-765 от 8 июля 2011 г. законным, просила отказать истице в удовлетворении заявленных тре­бований.

Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные доказательства по делу, суд находит исковые требования Крутиковой Л.И. подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Материалами дела установлено, что 17 июня 2011 г. истица Крутикова Людмила Ивановна обратилась с заявлением в ГУ – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия с заявлением о досрочном назначении трудовой пенсии по старости в связи с лечебной деятельностью по п.п. 20 п. 1 ст. 27 ФЗ-173 от 17 декабря 2001 г. «О трудовых пенсиях в РФ».

Решением начальника ГУ – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия №32430/131-765 от 8 июля 2011 г. истице отказано в досрочном назначении трудо­вой пенсии в связи с лечебной деятельностью из-за отсутствия необходимой продолжительности требуемого специального стажа по нормам подпункта 20 пункта 1 статьи 27 ФЗ-173 «О трудовых пенсиях в РФ» от 17 декабря 2001 г. Требуется 30 лет, имеется 29 лет 0 месяцев 19 дней.

В специальный стаж в льготном исчислении не были включены следующие периоды ра­боты, оспариваемые истицей:

-с 11 января 1990 г. по 2 мая 1991 г. – период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет, с 3 мая 1991 г. по 2 ноября 1992 г. – период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет, поскольку в данные периоды сохраняются только трудовые отношения, но лечебная деятельность в отделении хирургического профиля не осуществляется.

Суд считает, что указанное решение начальника ГУ – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия №32430/131-765 от 8 июля 2011 г. в части не включения в специальный стаж истицы, оспариваемых периодов ее работы в льготном исчислении, является незаконным.

При этом суд исходит из следующего.

Согласно подпункту 20 пункта 1 статья 27 Федерального закона от 17 де­кабря 2001 г. №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.

В соответствии с записями в трудовой книжке истицы она с 1 августа 1986 г. по 12 ноября 1992 г. работала в должности медсестры второго хирургического отделения в Саранской городской клинической больнице №4.

Лечебная деятельность по охране здоровья населения Крутиковой Л.И. в оспариваемые периоды с 11 января 1990 г. по 2 мая 1991 г., с 3 мая 1991 г. по 2 ноября 1992 г. – в должности в должности медсестры второго хирургического отделения в Саранской городской клинической больнице №4, подтверждается за­писями в трудовой книжке и не оспаривается ответчиком.

Между тем, доводы ответчика о невключении в специальный стаж указанных периодов работы истицы в льготном исчислении – в должности медсестры второго хирургического отделения в Саранской городской клинической больнице №4, по тем основаниям, что в данные периоды сохраняются только трудовые отношения, но лечебная деятельность в отделении хирургического профиля не осуществляется, нельзя признать обоснованными.

Так, в соответствии со статьями 12 – 14 «Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан» медицинские учреждения по своим организационно-правовым формам могут быть государственными, муниципальными, негосударственными (частными). Действие законодательства Российской Федерации в области здравоохранения рас­пространяется на все медицинские учреждения на территории Российской Федера­ции независимо от их организационно-правовой формы.

Указанные периоды приходятся на время работы истицы Крутиковой Л.И. в должности медсестры второго хирургического отделения в Саранской городской клинической больнице №4.

Данный период работы истицы должен быть засчитан в специальный стаж ее работы в льготном исчислении как один год работы за 1 год и 6 месяцев, как работа в отделении хирургического профиля в соответствии с пунктом «б» пункта 5 Правил исчисления периодов работы, лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденным Постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 года № 781.

В соответствии с пунктом 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 11 июля 2002 года №516 в стаж работы, дающей право на досрочное назначение по трудовой пенсии по старости, включаются периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности. В этой связи период нахождения женщины в отпуске по беременности и родам рассматривается как период получения пособия по временной нетрудоспособности и включается в стаж работы, дающей право на досрочную трудовую пенсию по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения.

Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 22 января 1981 г. "О мерах по усилению государственной помощи семьям, имеющим детей" были установлены частично оплачиваемый отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста одного года и дополнительный отпуск без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет.

До введения в действие Закона РФ от 25 сентября 1992 г. N 3543-I "О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР" статья 167 КЗоТ РСФСР предусматривала включение указанного периода в специальный стаж работы, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости.

С принятием названного Закона РФ, вступившего в силу 6 октября 1992 г., период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком перестал включаться в стаж работы по специальности в случае назначения пенсии на льготных условиях (ст. 167 КЗоТ РФ).

Исходя из смысла приведенных законодательных актов, а также редакции ст. 167 КЗоТ РСФСР (в ред. Закона РСФСР от 9 декабря 1971 г.), период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет подлежал зачету в общий и непрерывный стаж, а также в специальный стаж работы по специальности.

Учитывая, что ч. 2 ст. 6, ч. 4 ст. 15, ч. 1 ст. 17, ст. ст. 18, 19 и ч. 1 ст. 55 Конституции Российской Федерации по своему смыслу предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимые для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано, период нахождения Крутиковой Л.И. в отпуске по уходу за ребенком до достижения ребенком трехлетнего возраста во время действия приведенных выше Законов также подлежит включению в стаж, дающий право на досрочную пенсию независимо от времени ее обращения за назначением пенсии и времени возникновения у нее права на досрочное назначение пенсии по старости.

Названные периоды были включены пенсионным органом в специальный стаж истицы в календарном порядке.

Между тем, суд считает, что доводы ответчика об отсутствии оснований для зачета периода временной нетрудоспособности по беременности и родам; периодов нахождения истицы в отпуске по уходу за ребенком в льготном исчислении из расчета 1 год работы за 1 год и 6 месяцев являются неосновательными, поскольку основаны на ошибочном толковании норм материального права.

В соответствии с разъяснениями, содержащимися в пункте 15 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 25 от 20 декабря 2005 г. "О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии" при разрешении споров, возникших в связи с невключением женщинам в стаж работы по специальности периода нахождения в отпуске по уходу за ребенком при досрочном назначении пенсии по старости (ст. ст. 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации"), следует исходить из того, что если указанный период имел место до 6 октября 1992 г. (времени вступления в силу Закона РФ от 25 сентября 1992 г. N 3543-I "О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде Российской Федерации", с принятием которого названный период перестал включаться в специальный стаж работы в случае назначения пенсии на льготных условиях), то он подлежит включению в стаж работы по специальности независимо от времени обращения женщины за назначением пенсии и времени возникновения права на досрочное назначение пенсии по старости.

Согласно пункту 7 совместного постановления Госкомитета СССР по труду и социальным вопросам и Секретариата ВЦСПС от 29 ноября 1989 г. N 375/24-11, действовавшего в период нахождения истицы в отпуске по уходу за ребенком, время частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет засчитывается как в общий, так и в непрерывный стаж работы и в стаж работы по специальности. Время отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет засчитывается также в стаж, дающий право на пенсию на льготных условиях и в льготных размерах. Во всех случаях исчисления общего, непрерывного стажа работы и стажа работы по специальности время частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет учитывается в том же порядке, как работа или соответственно учеба, в период которой предоставлены указанные отпуска.

При таких обстоятельствах, исходя из приведенных правовых норм период отпуска по беременности и родам с 11 января 1990 г. по 2 мая 1991 г. – период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет, с 3 мая 1991 г. по 2 ноября 1992 г. – период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет, также подлежат включению в специальный стаж истицы на льготных условиях и в льготном исчислении как один год за 1 год и 6 месяцев.

Согласно части 1 статьи 19 Конституции Российской Федерации все равны перед законом.

Отказ истице в назначении пенсии по льготным основаниям ставит ее в конституционно неравное положение на получение пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения перед другими категориями граждан, имеющими право на получение данного вида пенсии.

В соответствии с частью 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

В соответствии с частью 1 статьи 19 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия (часть трудовой пенсии) назначается со дня обращения за указанной пенсией, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.

На момент обращения в пенсионный орган с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии 17 июня 2011 г. Крутикова Л.И., с учетом зачтенных ГУ – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия периодов работы, а также признанных судом и подлежащих зачету в льготном исчислении оспариваемых периодов нахождения в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора и трех лет, имела специальный стаж – более 30 лет, что подтверждается материалами пенсионного дела истицы, при требуемом тридцатилетнем стаже работы, необходимом для назначения досрочной трудовой пенсии в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения.

Таким образом, у Крутиковой Л.И. возникло право на назначение досрочной трудовой пенсии по нормам подпункта 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2002 года «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» с 17 июня 2011 г.

В соответствии со статьей 67 ГПК Российской Федерации суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы.

При таких обстоятельствах заявленные истицей требования являются обоснованными и подлежат удовлетворению.

Согласно статье 88 ГПК Российской Федерации судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела.

Исковое заявление оплачено Крутиковой Л.И. государственной пошлиной в размере 200 рублей. При этом уплаченная истицей государственная пошлина в указанном размере соответствует размеру государственной пошлины, предусмотренному подпунктом 3 пункта 1 статьи 333.19 Налогового кодекса РФ, согласно которому с исковых заявлений граждан неимущественного характера взимается государственная пошлина в размере 200 рублей.

В этой связи истице подлежат возмещению понесенные ею расходы по оплате государственной пошлины в размере 200 рублей.

Исходя из изложенного, оценивая достаточность и взаимную связь представленных сторонами доказательств в их совокупности, разрешая дело по представленным доказательствам, в пределах заявленных истицей требований и по указанным ею основаниям, руководствуясь статьями 194-199 ГПК Российской Федерации, суд

решил:

иск Крутиковой Людмилы Ивановны к ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в городском округе Саранск Республики Мордовия удовлетворить.

Признать незаконным и отменить в части решение начальника Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда РФ в городском округе Саранск Республики Мордовия №32430/131-765 от 8 июля 2011 года.

Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия зачесть Крутиковой Людмиле Ивановне в специальный стаж, необходимый для назначения досрочной трудовой пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения в льготном исчислении из расчета один год работы за один год и шесть месяцев периоды ее работы с 11 января 1990 г. по 2 мая 1991 г. – период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет, с 3 мая 1991 г. по 2 ноября 1992 г. – период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет.

Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия назначить Крутиковой Людмиле Ивановне с 17 июня 2011 г. досрочную трудовую пенсию по старости по нормам подпункта 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

Взыскать с Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия в пользу Крутиковой Людмилы Ивановны 200 (двести) рублей в качестве возмещения расходов, понесенных истицей по оплате государственной пошлины.

На решение суда может быть подана кассационная жалоба в Верховный Суд Республики Мордовия через Ленинский районный суд г. Саранска в течение десяти дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Председательствующий З.В. Крысина