Дело №2-1886/2011 РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 23 августа 2011 года г. Саранск Ленинский районный суд г. Саранска Республики Мордовия в составе: председательствующего – судьи Крысиной З.В., при секретаре судебного заседания – Чеколдаевой О.А., с участием в судебном заседании: истицы – Трофимовой Т.А., ее представителя – адвоката Амелиной О.И., действующей по ордеру № 655 от 10 августа 2011 г., представителя ответчика – Администрации городского округа Саранск Стансковой Е.В., действующей по доверенности № 261-д от 8 декабря 2010 г., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Трофимовой Татьяны Александровны к Администрации городского округа Саранск о признании незаконным отказа в предоставлении субсидий на строительство или приобретение жилья и о возложении обязанности предоставить субсидию на строительство или приобретение жилья на состав семьи из четырех человек в размере 907 996 рублей, установил: Трофимова Т.А. обратилась в суд с иском к Администрации городского округа Саранск о признании незаконным отказа в предоставлении субсидий на строительство или приобретение жилья и о возложении обязанности в установленном законом порядке выдать сертификат на получение безвозмездной субсидии в размере 909480 рублей. В обоснование своих требований указала, что с 16 января 1994 г. по 31 марта 2009 г. находилась на муниципальной службе. 31 марта 2009 г. уволена с муниципальной службы в связи с сокращением штатной численности Администрации городского округа Саранск. На момент включения в списки очереди на улучшение жилищных условий и на момент предъявления настоящего иска, ее семья состоит из четырех человек: она, ее муж – ГР.А., сын – ГР.Б., сын – ГР.О. Им на праве собственности принадлежит по 1/5 доли в праве на квартиру, расположенную по адресу: <адрес> общей площадью 55,6 кв.м. В связи с тем, что на каждого члена ее семьи приходится по 11,1 кв.м. общей площади в занимаемой ими квартире, они нуждаются в улучшении жилищных условий. 13 января 2010 г. она обратилась в Администрацию городского округа Саранск с заявлением о выделении ей и ее семье безвозмездной субсидии на приобретение жилья, как муниципальному служащему, имеющему стаж муниципальной службы 15 лет 2 месяца и 15 дней. Письмом Жилищного управления Администрации городского округа Саранск от 19 января 2010 г. №17-ЖУ ей сообщено о том, что ее просьба о предоставлении ей безвозмездной субсидии в соответствии с положением о предоставлении субсидий муниципальным служащим на строительство или приобретение жилья поставлена на контроль управления. Письмом начальника жилищного управления Администрации городского округа Саранск ГР.С. от 3 июня 2010 г. №638 ЖУ ей сообщено, что в связи с изменениями в Положение о предоставлении безвозмездной субсидии муниципальным служащим городского округа Саранск от 28 апреля 2010 г. №530 она не имеет право на предоставление безвозмездной субсидии. Считает данный отказ незаконным, необоснованным и подлежащим отмене. Просила суд признать незаконным отказ в предоставлении субсидий на строительство или приобретение жилья, обязать Администрацию городского округа Саранск в установленном законом порядке выдать сертификат на получение безвозмездной субсидии в размере 909480 рублей. 11 августа 2011 г. истица Трофимова Т.А. уточнила исковые требования и просила суд признать незаконным отказ Администрации городского округа Саранск в предоставлении субсидии на приобретение жилья, обязать Администрацию городского округа Саранск предоставить ей субсидию на строительство или приобретение жилья на состав семьи из четырех человек на сумму 909 480 рублей. В судебном заседании 23 августа 2011 г. истица Трофимова Т.А. и ее представитель – адвокат Амелина О.И. исковые требования поддержали по тем же самым основаниям, просили суд удовлетворить их в полном объеме, уточнив их, просили суд признать незаконным отказ Администрации городского округа Саранск в предоставлении субсидии на приобретение жилья, обязать Администрацию городского округа Саранск предоставить ей субсидию на строительство или приобретение жилья на состав семьи из четырех человек на сумму 907996 рублей. В судебном заседании представитель ответчика Администрации городского округа Саранск Станскова Е.В. относительно иска возразила, просила суд оставить исковые требования без удовлетворения. Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к нижеследующему. Из материалов дела следует, что семья Трофимовой Татьяны Александровны состоит из четырех человек: истица, ее супруг – ГР.А., сын – ГР.О., сын – ГР.Б. (справка о составе семьи от 6 июля 2011 г.). Все они зарегистрированы и проживают по адресу: <адрес> (выписка из домовой книги от 6 июля 2011 г.). 12 января 2005 г. за Трофимовой Т.А., ГР.А., ГР.О. и ГР.Б. зарегистрировано право общей долевой собственности по 1/5 доли на квартиру, расположенную по адресу: <адрес>. (свидетельства о государственной регистрации права серии №, серии №, серии №, серии № от 12 января 2005 г.). Трофимова Т.А. в период с 16 января 1994 г. по 31 марта 2009 г. находилась на муниципальной службе, уволена в связи с сокращением штатной численности Администрации городского округа Саранск в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации, что подтверждается записями в трудовой книжки истицы (л.д. 19-22) и не оспаривается сторонами. Таким образом, на день увольнения общий стаж муниципальной службы истицы составил 15 лет 2 месяца 15 дней (справка №уд-1453 от 24 мая 2011 г., выданная Администрацией Ленинского района городского округа Саранск). Согласно сообщению №1333-ЛА/ЖУ начальника жилищного управления Администрации городского округа Саранск ГР.С., Трофимова Т.А. с семьей из четырех человек состоит на учете на улучшение жилищных условий по месту жительства по Ленинскому району г. Саранска с 22 декабря 2003 г., номер общей очереди – 2410. (л.д. 23). 13 января 2010 г. Трофимова Т.А. обратилась в Администрацию городского округа Саранск с заявлением о выделении безвозмездной субсидии на приобретение жилья, как муниципальному служащему, на основании Решения Совета депутатов городского округа Саранск №184 от 28 октября 2008 г. (л.д.15). 14 января 2010 г. письмом №17-ЖУ начальника Жилищного управления Администрации городского округа Саранск ГР.С. истице сообщено, что ее просьба о предоставлении безвозмездной субсидии поставлена на контроль управления. (л.д. 16). 3 июня 2010 г. письмом №638-ЖУ начальника Жилищного управления Администрации городского округа Саранск ГР.С. истице сообщено, что в связи с внесенными изменениями в Положение о предоставлении безвозмездных субсидий муниципальным служащим городского округа Саранск от 28 октября 2008 г. №184 она не имеет право на предоставление безвозмездной субсидии. С данными выводами согласиться нельзя по следующим основаниям. В соответствии с пунктом 1 Положения о предоставлении субсидий муниципальным служащим городского округа Саранск на строительство или приобретение жилья, утвержденного Решением Совета депутатов городского округа Саранск от 28 октября 2008 г. № 184, муниципальные служащие, признанные в установленном порядке нуждающимися в улучшении жилищных условий, имеют право на получение безвозмездных субсидий на строительство или приобретение вновь построенного жилья на территории городского округа Саранск (далее - субсидий) в порядке, предусмотренном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами Республики Мордовия, правовыми актами органов местного самоуправления. В случае отсутствия предложений на первичном рынке жилья муниципальному служащему по решению Главы Администрации городского округа Саранск может быть предоставлено право на приобретение жилого помещения, отвечающего установленным санитарным и техническим требованиям, на вторичном рынке жилья. На муниципальных служащих распространяется общий порядок признания граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий, постановки на учет и предоставления субсидий на строительство или приобретение жилья, установленный федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами Республики Мордовия, правовыми актами органов местного самоуправления с учетом особенностей, предусмотренных настоящим Положением. Помимо оснований, предусмотренных федеральным законодательством, законодательством Республики Мордовия и правовыми актами органов местного самоуправления городского округа Саранск для определения нуждаемости в улучшении жилищных условий, нуждающимися в улучшении жилищных условий признаются муниципальные служащие, имеющие обеспеченность общей площадью жилья на одного члена семьи менее 14 квадратных метров. В ходе судебного разбирательства установлено, что семья Трофимовой Т.А. постановлена на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий с 2003 года. На момент обращения Трофимовой Т.А. в Администрацию городского округа Саранск с заявлением о предоставлении ей безвозмездной субсидии и в настоящее время ее семья, состоящая из четырех человек, проживает в жилом помещении, общей площадью 55,6 кв.м. На каждого члена семьи приходится 11,1 кв.м. Пункт 1 Постановления Правительства Республики Мордовия от 25 августа 2005 года № 334 «О региональных стандартах нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в Республике Мордовия» устанавливает в Республике Мордовия региональные стандарты нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в размере 18 кв.м. общей площадью жилого помещения на одного члена семьи, состоящей из трех и более человек. Субсидии на строительство или приобретение жилья, предусмотренные настоящим Положением, предоставляются муниципальным служащим, имеющим стаж муниципальной службы не менее 10 лет. Решение о предоставлении субсидии на строительство или приобретение жилья принимается Главой Администрации городского округа Саранск. Субсидия предоставляется по заявлениям муниципальных служащих, признанных в установленном порядке нуждающимися в улучшении жилищных условий и состоящих на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий в Администрации городского округа Саранск. К заявлению о предоставлении субсидии прилагаются надлежащим образом оформленные документы: выписка из домовой книги; справка о составе семьи и занимаемой общей площади жилья; справка с бюро технической инвентаризации о наличии в собственности недвижимого имущества; справка с Федеральной регистрационной службы по Республике Мордовия; справка о стаже муниципальной службы с указанием категории муниципальной должности; справка о величине доходов членов семьи за последние шесть месяцев с места работы или налогового органа (для лиц, имеющих доходы кроме основного места работы); копия договора на строительство или приобретение жилья; справка о внесении собственных или заемных средств на строительство или приобретение жилья; сведения о начисленной заработной плате помесячно - для работающих; сведения о стипендии - для студентов; сведения о суммах начисленных пенсий и пособий - для пенсионеров; копии свидетельств о рождении на детей дошкольного возраста; справка службы занятости населения - для безработных неработающих совершеннолетних членов семьи; при наличии внеочередного либо первоочередного права на улучшение жилищных условий - иные документы, подтверждающие данное право; справка о постановке на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий. В качестве основания для отказа Трофимовой Т.А. в предоставлении безвозмездной субсидии на строительство или приобретение жилья Администрация городского округа Саранск, указывает на то, что она не имеет права на ее предоставление в связи с внесенными изменениями в Положение, утвержденное Решением Совета депутатов городского округа Саранск от 28 октября 2008 г. № 184. Между тем, согласно пункту 23 данного положения муниципальным служащим может быть отказано в предоставлении субсидии в случае: выявления в представленных документах не соответствующих действительности сведений о нуждаемости в улучшении жилищных условий; неправомерных действий муниципальных служащих при решении вопроса о принятии на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий; умышленного ухудшения жилищных условий; увольнения с муниципальной службы, за исключением случаев ликвидации органа местного самоуправления, сокращения численности или штата, а также выхода на пенсию. увольнения с муниципальной службы. Решением Совета депутатов городского округа Саранск от 28 апреля 2010 г. № 530 «О внесении изменений в решение Совета депутатов городского округа Саранск от 28 октября 2008 г. № 184» в абзац 5 пункта 23 Положения слова «за исключением случаев ликвидации органа местного самоуправления, сокращения численности или штата, а также выхода на пенсию» исключены. Суд находит доводы истицы о том, что принятое Решение Совета депутатов городского округа Саранск от 28 апреля 2010 г. № 530 «О внесении изменений в решение Совета депутатов городского округа Саранск от 28 октября 2008 г. № 184» не подлежит применению к правоотношениям, возникшим до введения его в действие, являются обоснованными. При этом суд исходит из следующего. Пункт 2 статьи 55 Конституции Российской Федерации содержит запрет на принятие нормативно-правовых актов, законов, отменяющих или умаляющих права и свободы человека и гражданина. Нормативно-правовые акты, законы не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие. Действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом. Истица Трофимова Т.А. обратилась с заявлением в Администрацию городского округа Саранск о предоставлении безвозмездной субсидии на строительство или приобретение жилья 13 января 2010 г. На тот момент законную силу имело Решение Совета депутатов городского округа Саранск от 28 октября 2008 года № 184, в котором было указано, что муниципальным служащим может быть отказано в предоставлении субсидии в случае увольнения с муниципальной службы, за исключением случаев ликвидации органа местного самоуправления, сокращения численности или штата, а также выхода на пенсию. Таким образом, при рассмотрении заявления истицы о предоставлении безвозмездной субсидии как муниципальной служащей, должны были быть применены нормы вышеуказанного Положения, имеющие законную силу по состоянию на 13 января 2010 года, то есть на момент подачи указанного заявления. Более того, пунктом 21 Положения предусмотрено, что заявления и документы, указанные в пункте 20 настоящего Положения, а также материалы проверки жилищных условий муниципальных служащих рассматриваются Жилищным управлением Администрации городского округа Саранск в течение месяца. После предоставления Управлением муниципальной службы Администрации городского округа Саранск сведений о стаже работы муниципальных служащих и Финансовым управлением Администрации городского округа Саранск предварительного расчета безвозмездных субсидий материалы с проектом постановления направляются Главе Администрации городского округа Саранск для принятия решения о предоставлении субсидии либо об отказе в предоставлении субсидии. Однако, в нарушение вышеуказанного положения, вопрос о предоставлении Трофимовой Т.А. безвозмездной субсидии на строительство или приобретение жилья находился на рассмотрении в Администрации городского округа Саранск около полугода и рассмотрен после внесения соответствующих изменений в Положение, что повлекло за собой отказ в удовлетворении ее заявления. Данное обстоятельство, по мнению суда, также является основанием для признания решения Администрации городского округа Саранск об отказе Трофимовой Т.А. в предоставлении безвозмездной субсидии незаконным. Кроме того, отказ Администрации городского округа Саранск в предоставлении Трофимовой Т.А. безвозмездной субсидии на строительство или приобретение жилья ставит ее в неравное положение с другими муниципальными служащими, получившими безвозмездную субсидию на приобретение или строительство жилья на основании постановлений Главы Администрации городского округа Саранск от 20 мая 2010 года. Так, анализируя имеющиеся в материалах дела доказательства, а именно постановления Главы Администрации городского округа Саранск от 20 апреля 2011 г. № 1006, от 5 мая 2011 г. №1116 и от 15 июня 2011 г. №1476 о предоставлении безвозмездных субсидий муниципальным служащим Администрации городского округа Саранск на строительство или приобретение жилья, суд находит нарушение прав истицы по отношению к другим муниципальным служащим, являющимся нуждающимися в улучшении жилищных условий. В данных постановлениях Главы Администрации городского округа Саранск указано, что таким муниципальным служащим, как ГР.Я., ГР.Р., ГР.И., ГР.П., поставленных на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий позже Трофимовой Т.А., предоставлены безвозмездные субсидии на строительство или приобретение жилья, что подтверждается Списком муниципальных служащих, изъявивших желание получить социальную выплату согласно Положению о предоставлении субсидий муниципальным служащим на строительство или приобретение жилья в 2010 – 2011 годах, предоставленному по запросу суда Администрацией городского округа Саранск. Таким образом, суд приходит к выводу, что истица, имеющая необходимый стаж муниципальной службы, уволенная с муниципальной службы в связи сокращением численности работников и признанная в установленном законом порядке нуждающейся в улучшении жилищных условий, имеет право на получение безвозмездной субсидии на строительство или приобретение жилья наравне с другими муниципальными служащими. Пунктом 11 Положения предусмотрено, что размер субсидии на строительство или приобретение жилья для муниципальных служащих определяется в процентном отношении к средней рыночной стоимости строительства или приобретения жилья с учетом норматива стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по городскому округу Саранск в зависимости от соотношения месячного дохода на одного члена семьи к ставке в размере 4330 рублей лица, получающего субсидию, и стажа муниципальной службы согласно приложению 2 к настоящему Положению. Средняя рыночная стоимость строительства или приобретения жилья считается равнозначной нормативу стоимости 1 кв.м. общей площади жилья по городскому округу Саранск для расчета размера социальных выплат молодым семья при применении настоящего Положения. Согласно пункту 14 Положения субсидия на строительство или приобретение жилья предоставляется с учетом положений пункта 11 настоящего Положения для приобретения или строительства жилья, площадь которого не достигает до нормы предоставления площади жилья (18 кв. метров общей площади на одного члена семьи, состоящей из трех и более человек. Согласно предварительному расчету размера субсидий муниципальным служащим, подготовленному по запросу суда заместителем начальником Финансового управления Администрации городского округа Саранск ГР.З. размер субсидии Трофимовой Т.А. на состав семьи из четырех человек составляет 907 996 рублей. Данный расчет и размер субсидиисторонами не оспаривается. Таким образом, суд считает необходимым возложить на Администрацию городского округа Саранск обязанность по предоставлению Трофимовой Т.А. безвозмездной субсидии на строительство или приобретение жилья в размере 907 996 рублей. При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что исковые требования Трофимовой Татьяны Александровны к Администрации городского округа Саранск о признании незаконным отказа в предоставлении субсидий на строительство или приобретение жилья и о возложении обязанности предоставить субсидию на строительство или приобретение жилья на состав семьи из четырех человек в размере 907 996 рублей являются обоснованными и подлежат удовлетворению в полном объеме. В соответствии со статьей 67 ГПК Российской Федерации суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. В соответствии со статьей 98 ГПК Российской Федерации стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи 96 указанного кодекса. Согласно статье 88 ГПК Российской Федерации судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела. Исковое заявление оплачено Трофимовой Т.А. государственной пошлиной в размере 200 рублей, что соответствует подпункту 3 пункта 1 статьи 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации, согласно которому с исковых заявлений граждан неимущественного характера взимается государственная пошлина в размере 200 рублей. В этой связи Трофимовой Т.А. подлежат возмещению понесенные ею расходы по оплате государственной пошлины в размере 200 рублей. Исходя из изложенного, оценивая достаточность и взаимную связь представленных сторонами доказательств в их совокупности, разрешая дело по представленным доказательствам, в пределах заявленных истцами требований и по указанным им основаниям, руководствуясь статьями 194-199 ГПК Российской Федерации, суд решил: исковые требования Трофимовой Татьяны Александровны удовлетворить. Признать незаконным отказ Администрации городского округа Саранск от 3 июня 2010 г. № 638-ЖУ в предоставлении безвозмездной субсидии на строительство или приобретение жилья. Обязать Администрацию городского округа Саранск в установленном законом порядке предоставить Трофимовой Татьяне Александровне безвозмездную субсидию на строительство или приобретение на состав семьи из четырех человек в размере 907996 (девятьсот семь тысяч девятьсот девяносто шесть) рублей. Взыскать с Администрации городского округа Саранск в пользу Трофимовой Татьяны Александровны 200 (двести) рублей в счет возмещения расходов по оплате государственной пошлины. На решение суда может быть подана кассационная жалоба в Верховный Суд Республики Мордовия через Ленинский районный суд г. Саранска в течение десяти дней со дня принятия решения судом в окончательной форме. Председательствующий З.В. Крысина