О признании незаконным бездействие



Дело № 2-2064/2011

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

31 августа 2011 года г. Саранск

Ленинский районный суд г. Саранска Республики Мордовия в составе:

председательствующего судьи – Бурлакова И.И.,

с участием секретаря судебного заседания – Ломшиной Н.А.,

с участием в деле:

истца – прокурора Октябрьского района г.Саранска, обратившегося с исковым заявлением в интересах неопределенного круга лиц, его представителя помощника прокурора Кадакина Д.В.

ответчика – Администрации городского округа Саранск, его представителя Токарева С.А., действующего на основании доверенности от 22.07.2011 года,

третьего лица – Казенного учреждения городского округа Саранск «Дирекция коммунального хозяйства» его представителя Милешина В.И., действующего на основании доверенности от 27.01.2011 года № 01/09,

третьего лица - ГУ «Центр управления в кризисных ситуациях Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Республике Мордовия»,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Октябрьского района г.Саранска, действующего в интересах неопределенного круга лиц, о признании незаконным бездействие Администрации городского округа Саранск по обеспечению мер пожарной безопасности населения городского округа Саранск и понуждении устранить нарушения требований пожарной безопасности,

установил:

Прокурор Октябрьского района г. Саранска, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском о признании незаконным бездействие Администрации городского округа Саранск по обеспечению мер пожарной безопасности населения городского округа Саранск и понуждении устранить нарушения требований пожарной безопасности.

В обоснование своих требований указал, что прокуратурой Октябрьского района г. Саранска в период с 05.05.2011г. по 06.05.2011г. совместно со специалистами ОНД городского округа Саранск УНД ГУ МЧС РФ по Республики Мордовия, в присутствии представителя Администрации Октябрьского района г. Саранска, осуществлен осмотр территории Октябрьского района г.Саранска на предмет наличия, состояния и готовности наружного противопожарного водоснабжения, а также проведения других противопожарных мероприятий в весенне-летний пожароопасный период, по результатам которого выявлены нарушения действующего законодательства в населенных пунктах: с. Напольная Тавла, д. Ивановка, с. Горяйновка городского округа Саранск.

Данной проверкой установлено, что в с. Напольная Тавла подъезд к площадке открытого водоёма в районе МТФ-2 ФГУП «ОПХ 1 Мая» и новостроящегося здания лыжной базы не имеет твёрдого покрытия. Напротив МТФ-1 ФГУП «ОПХ 1 Мая» на открытом водоёме рядом с трассой Саранск - Кочкурово подъезд также не имеет твердого покрытия. В с. Горяйновка имеющиеся водонапорные башни не оборудованы устройствами для забора воды пожарной техникой. В д. Ивановка наружное водоснабжение отсутствует.

Статьей 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» предусмотрено, что к вопросам местного значения городского округа относится обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах городского округа. Согласно статье 19 Закона № 69-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления городского округа по обеспечению первичных мер пожарной безопасности относится создание в целях пожаротушения условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях. В соответствии со ст.9 Устава городского округа Саранск, утвержденного решением Саранского городского совета депутатов от 23.12.2005 № 177 (в ред. от 03.02.2011), к вопросам местного значения муниципального образования относятся, в том числе, участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах муниципального образования (п. 8 ч.1); обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах муниципального образования (п. 10 ч.1); организация и осуществление мероприятий по гражданской обороне, защите населения и территории муниципального образования от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, включая поддержку в состоянии постоянной готовности к использованию систем оповещения населения об опасности, объектов гражданской обороны, создание и содержание в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств (п.28 ч.1). Согласно ст.4 данного Устава в состав территории муниципального образования городской округа Саранск входят, в том числе населенные пункты: село Горяйновка, село Напольная Тавла, деревня Ивановка.

По результатам выявленных нарушений действующего законодательства прокуратурой района 12.05.2011г. в адрес главы Администрации городского округа Саранск Сушкова В.Ф. внесено представление об устранении нарушений законодательства о пожарной безопасности.

Однако, несмотря на вышеизложенные обстоятельства, требования прокурора района по вышеуказанному представлению от 12.05.2011г. за № 7-2-11/2154 до настоящего времени не выполнены, что подтверждается ответом Администрации городского округа Саранск от 29.07.2011г. за № 4925.

Данное необеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах городского округа Саранск создаёт опасность причинения вреда здоровью граждан и уничтожения имущества, так как не позволяет провести эффективное пожаротушение, что свидетельствует об отсутствии гарантий пожарной безопасности.

Просит обязать Администрацию городского округа Саранск устранить нарушения требований пожарной безопасности, а именно: в с. Напольная Тавла подъезд к площадке открытого водоёма в районе МТФ-2 ФГУП «ОПХ 1 Мая» и новостроящегося здания лыжной базы, а также напротив МТФ-1 ФГУП «ОПХ 1 Мая» на открытом водоёме рядом с трассой Саранск - Кочкурово оборудовать твёрдым покрытием; в с. Горяйновка имеющиеся водонапорные башни оборудовать устройствами для забора воды пожарной техникой; в д. Ивановка оборудовать наружное водоснабжение в соответствии с требованиями законодательства о пожарной безопасности. Взыскать с Администрации городского округа Саранск в доход бюджета городского округа Саранск государственную пошлину.

В судебном заседании помощник прокурора Октябрьского района г. Саранска Кадакин Д.В. представил заявление об уточнении исковых требований, в котором указано, что на момент рассмотрения дела в суде установлено, что ранее Ленинским районным судом г. Саранска принято решение об обязании Администрации городского округа Саранск выполнить мероприятия по обеспечению мер пожарной безопасности, в том числе обеспечить наружным противопожарным водопроводом д. Ивановка; в с. Горяйновка приспособить водонапорные башни для забора воды пожарными автомобилями с помощью присоединения пожарных рукавов к пожарным автомобилям. Просит признать незаконным бездействие Администрации городского округа Саранск по обеспечению мер пожарной безопасности населения городского округа Саранск. Обязать Администрацию городского округа Саранск устранить нарушения требований пожарной безопасности, а именно: в с. Напольная Тавла подъезд к площадке открытого водоема в районе МТФ - 2 ФГУП «ОПХ 1 МАЯ» и новостроящегося здания лыжной базы, а также напротив МТФ - 1 ФГУП «ОПХ 1 МАЯ» на открытом водоеме рядом с трассой Саранск Кочкурово оборудовать твердым покрытием.

В судебном заседании представитель ответчика Администрации городского округа Саранск Токарев С.А. исковые требования не признал, просил в иске отказать. Пояснил, что в п. 94 Правил пожарной безопасности не указано о необходимости оборудования подъездов и площадок для забора воды.

В судебном заседании представитель третьего лица Казенного учреждения городского округа Саранск «Дирекция коммунального хозяйства» Милешин В.И. просил в иске отказать.

Представитель третьего лица ГУ «Центр управления в кризисных ситуациях Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Республике Мордовия» в судебное заседание не явился по неизвестной суду причине, о дне и времени слушания дела извещался своевременно надлежащем образом.

Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, находит исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со статьей 11 Федерального закона от 21.12.1994г. № 68-ФЗ «О защите населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» предусмотрено, что органы местного самоуправления осуществляют подготовку и содержание в готовности необходимых сил и средств для защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. В соответствии со статьей 1 Закона предупреждение чрезвычайных ситуаций включает в себя комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей природной среде и материальных потерь в случае их возникновения.

Материалами дела установлено, что в период с 05.05.2011г. по 06.05.2011г. прокуратурой Октябрьского района г. Саранска совместно со специалистами ОНД городского округа Саранск УНД ГУ МЧС РФ по Республике Мордовия, в присутствии представителя Администрации Октябрьского района г.Саранска, осуществлен осмотр территории Октябрьского района г. Саранска на предмет наличия, состояния и готовности наружного противопожарного водоснабжения, а также проведения других противопожарных мероприятий в весенне-летний пожароопасный период, по результатам которого выявлены нарушения действующего законодательства в населенных пунктах с. Напольная Тавла, д. Ивановка, с. Горяйновка городского округа Саранск.

В ходе проведения указанной проверки установлено, что в с. Напольная Тавла подъезд к площадке открытого водоёма в районе МТФ-2 ФГУП «ОПХ 1 Мая» и новостроящегося здания лыжной базы не имеет твёрдого покрытия. Напротив МТФ-1 ФГУП «ОПХ 1 Мая» на открытом водоёме рядом с трассой Саранск - Кочкурово подъезд также не имеет твердого покрытия. В с. Горяйновка имеющиеся водонапорные башни не оборудованы устройствами для забора воды пожарной техникой. В д. Ивановка наружное водоснабжение отсутствует.

По результатам выявленных нарушений действующего законодательства прокуратурой октябрьского района 12.05.2011г. в адрес главы Администрации городского округа Саранск Сушкова В.Ф. внесено представление об устранении нарушений законодательства о пожарной безопасности ( л.д.9-10).

Требования прокурора Октябрьского района по данному представлению не выполнены, что подтверждается ответом Администрации городского округа Саранск от 29.07.2011г. за № 4925 ( л.д.11-12).

Согласно статье 45 ГПК Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Характер использования данных объектов свидетельствует о невозможности индивидуализировать весь круг лиц, жизни и здоровью которых создана опасность, и привлечь их в процесс в качестве истцов и разрешить вопрос о правах каждого из них.

В соответствии со статьей 20 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» нормативное правовое регулирование в области пожарной безопасности представляет собой принятие органами государственной власти нормативных правовых актов по пожарной безопасности. К нормативным документам по пожарной безопасности относятся стандарты, нормы и правила пожарной безопасности, инструкции и иные документы, содержащие требования пожарной безопасности. Правила пожарной безопасности, утвержденные Приказом МЧС России от 18.06.2003 года № 313, устанавливают требования пожарной безопасности в целях защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, охраны окружающей среды (пункт 1).

Согласно пункту 94 Правил пожарной безопасности при наличии на территории объекта или вблизи его (в радиусе 200 м) естественных или искусственных водоисточников (реки, озера, бассейны, градирни и т.п.) к ним должны быть устроены подъезды с площадками (пирсами) с твердым покрытием размерами не менее 12 х 12 м для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года. Поддержание в постоянной готовности искусственных водоемов, подъездов к водоисточникам и водозаборных устройств возлагается на соответствующие организации (в населенных пунктах - на органы местного самоуправления).

Согласно пункту 95 Правил водонапорные башни должны быть приспособлены для отбора воды пожарной техникой в любое время года.

Статьей 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» предусмотрено, что к вопросам местного значения городского округа относится обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах городского округа.

Согласно статье 19 Закона № 69-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления городского округа по обеспечению первичных мер пожарной безопасности относится создание в целях пожаротушения условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях.

В соответствии со ст.9 Устава городского округа Саранск, утвержденного решением Саранского городского совета депутатов от 23.12.2005 № 177 (в ред. от 03.02.2011), к вопросам местного значения муниципального образования

относятся, в том числе участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах муниципального образования (п. 8 ч.1); обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах муниципального образования (п. 10 ч.1); организация и осуществление мероприятий по гражданской обороне, защите населения и территории муниципального образования от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, включая поддержку в состоянии постоянной готовности к использованию систем оповещения населения об опасности, объектов гражданской обороны, создание и содержание в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств (п.28 ч.1).

Согласно ст.4 данного Устава в состав территории муниципального образования городского округа Саранск входят, в том числе населенные пункты - село Горяйновка, село Напольная Тавла, деревня Ивановка.

В силу ст. 1065 Гражданского кодекса РФ опасность причинения вреда в будущем является основанием для устранения данной опасности. Способы устранения как обстоятельств, послуживших основанием возникновения опасности причинения вреда, так и самой опасности в целом могут заключаться как в запрещении деятельности, создающей такаю опасность (ст. 1065 Гражданского кодекса РФ), так и в возложении обязанности совершить действия, направленные на устранение обстоятельств, создающих опасность (ст. 12 Гражданского кодекса РФ).

Таким образом, наличие вышеуказанных нарушений требований пожарной безопасности создает реальную опасность возможного причинения вреда здоровью населения городского округа Саранск в будущем.

При изложенных обстоятельствах, требования прокурора Октябрьского района г. Саранска о признании незаконным бездействие Администрации городского округа Саранск по обеспечению мер пожарной безопасности населения городского округа Саранск и понуждении устранить нарушения требований пожарной безопасности являются законными и обоснованными.

Исходя из изложенного, руководствуясь статьями 194-199 ГПК Российской Федерации, суд

решил:

исковые требования прокурора Октябрьского района г.Саранска, действующего в интересах неопределенного круга лиц, о признании незаконным бездействие Администрации городского округа Саранск по обеспечению мер пожарной безопасности населения городского округа Саранск и понуждении устранить нарушения требований пожарной безопасности удовлетворить.

Признать незаконным бездействие Администрации городского округа Саранск по обеспечению мер пожарной безопасности населения городского округа Саранск и обязать Администрацию городского округа Саранск устранить нарушения требований пожарной безопасности, а именно: в с. Напольная Тавла подъезд к площадке открытого водоема в районе МТФ-2 ФГУП «ОПХ-1 Мая» и новостроящегося здания лыжной базы, а также напротив МТФ-1 ФГУП «ОПХ-1 Мая» на открытом водоеме рядом с трассой Саранск – Кочкурово оборудовать твердым покрытием.

На решение суда может быть подана кассационная жалоба в Верховный Суд Республики Мордовия через Ленинский районный суд г. Саранска Республики Мордовия в течение десяти дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Председательствующий

Судья Ленинского районного суда

г. Саранска Республики Мордовия И.И. Бурлаков