О признании незаконными заключения межведомственной комиссии и отказа Администрации



Дело №2-1624/2011

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

5 августа 2011 года г. Саранск

Ленинский районный суд г. Саранска в составе:

председательствующего – судьи Ганченковой В.А.,

при секретаре судебного заседания – Колчиной Н.В.,

с участием в деле:

истца – Стеняева Александра Андреевича, его представителей Любишкиной Нины Петровны, действующей на основании ордера № 35 от 28 июня 2011 года и Кургановой Валентины Александровны, действующей по доверенности от 09 февраля 2011 года,

ответчика – Администрации городского округа Саранск, его представителя Стансковой Елены Викторовны, действующей по доверенности от № 261-д, от 08 декабря 2010 года,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Стеняева Александра Андреевича о признании незаконными заключения межведомственной комиссии и отказа Администрации городского округа Саранск в постановке на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, признании его нуждающимся и понуждении постановки на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий,

установил:

Стеняев А.А. обратился в суд с иском к Администрации городского округа Саранск о признании незаконным заключения межведомственной комиссии о признании жилого помещения пригодным (непригодным) для постоянного проживания, понуждении признания его нуждающимся в улучшении жилищных условий и постановки на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.

В обоснование иска он указал, что является участником ВОВ, инвалидом <данные изъяты> группы. Зарегистрирован и проживает в доме <адрес>, принадлежащем ему на праве собственности. Жилой дом одноэтажный, бревенчатый, 1952 года постройки, без удобств, общей площадью 41,2 кв.м., в том числе жилой площадью 22,5 кв.м. Согласно акту проверки жилищных условий от 06 мая 2011 года дом, в котором он проживает, не отвечает установленным для жилых помещений требованиям, не оборудован водопроводом, канализацией. 27 января 2011 года межведомственная комиссия, назначенная распоряжением Главы Администрации г. Саранска от 29 августа 2005 года, приняла решение о необходимости и возможности проведения капитального ремонта дома истца. 07 мая 2011 года он обратился к ответчику с заявлением, содержащим просьбу о его постановке на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий. Постановлением Администрации городского округа Саранска от 27 мая 2011 года в постановке на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий ему было отказано в связи с тем, что не было представлено документов, подтверждающих право состоять на учете в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий. Считает отказ незаконным, поскольку жилое помещение, в котором он проживает, межведомственной комиссией не было надлежащим образом оценено. Жилой дом является непригодным для проживания, поскольку он не отвечает требованиям, предъявляемым к жилым помещениям.

По данным основаниям просит суд признать незаконным заключение межведомственной комиссии о признании жилого помещения пригодным (непригодным) для постоянного проживания № 15/11 от 27 января 2011 года, обязать ответчика признать его нуждающимся в улучшении жилищных условий и поставить его на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.

05 августа 2011 года истец представил в суд заявление о дополнении исковых требований, просил суд признать незаконным отказ Администрации городского округа Саранск в постановке его на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий от 27 мая 2011 года.

В судебное заседание истец Стеняев А.А. не явился, о времени и месте судебного заседания извещен своевременно и надлежаще, о причинах неявки суд не известил, при этом представил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие.

Представитель истицы Курганова В.А. в судебное заседание не явилась, о времени и месте судебного заседания извещена своевременно и надлежаще, о причинах неявки суд не известила.

Представитель истца Любишкина Н.П. исковые требования поддержала по тем же самым основаниям, просила суд их удовлетворить.

Представитель ответчика Администрации городского округа Саранск Станскова Е.В. исковые требования не признала, считает заключение межведомственной комиссии и отказа Администрации городского округа Саранск в постановке Стеняева А.А. на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий законными.

Заслушав объяснения участников процесса, исследовав письменные доказательства, суд считает, что исковые требования Стеняева А.А. подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Как это следует из материалов дела, Стеняев А.А. является ветераном Великой Отечественной войны, инвалидом <данные изъяты> группы и имеет право на льготы и преимущества, установленные действующим законодательством для ветеранов Великой Отечественной войны, что подтверждается удостоверением и справкой .

07 мая 2011 года Стеняев А.А. обратился в Администрацию городского округа Саранск с заявлением о принятии его на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий с помощью мер государственной поддержки.

Письмом за № 1687-исх-ОА/ЖУ от 30 мая 2011 года Администрация городского округа Саранск отказала ему в постановке на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий на основании постановления Администрации городского округа Саранск от 27 мая 2011 года № 1278, поскольку представлены документы, которые не подтверждают право состоять на учете в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий: Стеняев А.А. обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи более учетной нормы – 12,5 кв.м. (п.п. 2 п. 10, п.п. 2 п. 4 Правил учета граждан, утвержденных постановлением Правительства РМ от 25 августа 2005 года № 335).

Постановлением Администрации городского округа Саранск от 27 мая 2011 года № 1278 Стеняеву А.А. отказано в постановке на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий согласно пункту 4 приложения № 2 к постановлению.

Суд считает, что Администрацией городского округа Саранск было неправомерно отказано Стеняеву А.А. в постановке на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, исходя из следующего.

В соответствии со статьей 21 Федерального закона от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» (в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ) члены семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий имеют право на предоставление мер социальной поддержки, в том числе обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Правительством Республики Мордовия от 25 августа 2005 года № 335 утверждены Правила учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, которые в соответствии с действующим законодательством имеют право на государственную поддержку в строительстве или приобретении жилья, пунктом 4 которых установлены основания признания граждан нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Нуждающимися в улучшении жилищных условий признаются граждане:

1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения, не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения;

2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы;

3) проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям;

4) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности, в соответствии с перечнем соответствующих заболеваний, установленным нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Согласно подпункту 1 пункта 4 Постановления Правительства Республики Мордовия от 21 декабря 2009 г. N 56 "О внесении изменений в Правила учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, которые в соответствии с действующим законодательством имеют право на государственную поддержку в строительстве или приобретении жилья" нуждающимися в улучшении жилищных условий признаются граждане, не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения.

В соответствии с пунктом 2 пункта 10 Правил учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, которые в соответствии с действующим законодательством имеют право на государственную поддержку в строительстве или приобретении жилья», утвержденных Постановлением Правительства Республики Мордовия от 25 августа 2005 года № 335, отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий допускается в случае, если представлены документы, которые не подтверждают право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Как следует из материалов дела, истец Стеняев А.А. на момент обращения с заявлением в Администрацию городского округа Саранск о постановке на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий проживал и зарегистрирован с 02 марта 1984 года в жилом помещении, расположенном по адресу: <адрес>, что подтверждается выпиской из домовой книги.

По данному адресу вместе с истцом зарегистрированы супруга ГР.С. и внук ГР.В. Данное жилое помещение имеет общую площадь – 41,2 кв.м., жилую площадь – 22,5 кв.м.

Данное жилое помещение принадлежит на праве собственность Стеняеву А.А., что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 03 марта 2011 года.

Согласно подпункту 4 пункта 4 Правил учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, которые в соответствии с действующим законодательством имеют право на государственную поддержку в строительстве или приобретении жилья, нуждающимися в улучшении жилищных условий признаются граждане, проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям;

Отказывая Стеняеву А.А. в постановке на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, Администрация городского округа Саранск указала, что Стеняев А.А. не является нуждающимся в улучшении жилищных условий, поскольку на него приходится более 12,5 кв.м.

Указанный вывод Администрация городского округа Саранск был сделан на основании проверки жилищных условий заявителя и анализа представленных им документов.

Так, согласно Акту проверки жилищных условий Стеняева А.А. от 06 мая 2011 года, он проживает в доме <адрес>. Указанное жилое помещение состоит из одной комнаты, жилой площадью 22,5 кв.м. Дом деревянный, комнаты сухие, светлые. В пункте 2 Акта, в графе «Благоустройство дома» указано: газовое отопление, канализация и вода в доме отсутствуют, вода в колодце на улице.

Согласно заключению Межведомственной комиссии, назначенной распоряжением Главы Администрации города Саранска от 29 августа 2005 года № 2031р о признании жилого помещения пригодным (непригодным) для постоянного проживания № 15/11 от 27 января 2011 года, составленного по результатам рассмотренных документов (письмо Администрации Октябрьского района № 4519 –и от 29 декабря 2010 года, заключение Мордовского центра технической диагностики, экспертизы и реконструкции опасных производственных объектов при МГУ им Н.П. Огарева, технический паспорт инв. № 89:40:002:000197090 от 29 декабря 2010 года), межведомственная комиссия приняла решение о необходимости и возможности проведения капитального ремонта, реконструкции жилого помещения по адресу: <адрес> с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилого помещения в соответствие с установленными требованиями и после их завершения – о продолжении, по инициативе собственника, процедуры оценки.

Таким образом, межведомственная комиссия признала жилое помещение, принадлежащего истцу, пригодным для постоянного проживания.

Однако, обосновывая исковые требования, истец и его представители указывают, что жилое помещение, в котором проживает Стеняев А.А., межведомственной комиссией не было надлежащим образом оценено. Жилой дом является непригодным для проживания, поскольку он не отвечает требованиям, предъявляемым к жилым помещениям.

Указанный довод истца суд принимает во внимание и считает его правильным, исходя из следующего.

В пункте 2 заключения межведомственной комиссии указано, что произошло деформирование бревенчатых стен жилого дома, имеются вертикальные смещения и просадки до 7 см из-за неравномерных деформаций фундаментов и гниения нижних венцов, имеются искривления балок. Перекосы потолков до 100мм. Повышенная зыбкость деревянных перекрытий. Конструкция и техническое состояние стропильной системы крыши ограниченно-работоспособное. Кровля из кровельного железа в отдельных местах протекает, имеет ржавчину следы ремонта некоторых участков. Требуется замена кровли. Большинство несущих конструкций, инженерных коммуникаций: двери, полы, электропроводка имеют большой физический износ, находятся в неудовлетворительном состоянии.

Вместе с тем согласно выводам, содержащимся в Акте обследования технического состояния одноэтажного жилого дома <адрес> от 30 декабря 2010 года, дом для проживания пригоден ограниченно вследствие нарушения многих функциональных и эксплуатационных характеристик несущих и ограждающих конструкций, а также неудовлетворительного состояния большинства несущих элементов и инженерных коммуникаций.

Согласно выводам заключения строительно-технической экспертизы, назначенной по ходатайству представителя истца в рамках данного дела и проведенной экспертом ГУ «Мордовская лаборатория судебной экспертизы» № 1194/06-02 от 22 июля 2011 года, техническое состояние жилого дома лит. А классифицируется как ветхое. Общий процент износа составляет – 65 %. Техническое состояние пристроя лит. А классифицируется как ветхое. Общий процент износа составляет 62 %. Жилой дом является непригодным для проживания в соответствии с «Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу». Устранение путем проведения капитального ремонта конструктивных элементов данного строения невозможно (нецелесообразно), так как требуют полной смены конструктивных элементов.

В соответствии с пунктом 10 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года № 47, несущие и ограждающие конструкции жилого помещения, в том числе входящие в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, должны находится в работоспособном состоянии, при котором возникшие в ходе эксплуатации нарушения в части деформативности (а в железобетонных конструкциях – в части трещинстойкости) не приводят к нарушению работоспособности и несущей способности конструкций, надежности жилого дома и обеспечивают безопасное пребывание граждан и сохранность инженерного оборудования.

В Положении указано, что основания и несущие конструкции жилого дома, а также основания и несущие конструкции, входящие в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, не должны иметь разрушения и повреждения, приводящие к их деформации или образованию трещин, снижающие их несущую способность и ухудшающие эксплуатационные свойства конструкций иди жилого дома в целом.

Жилое помещение должно быть обеспечено инженерными системами (электроосвещение, хозяйственно-питьевое и горячее водоснабжение, водоотведение, отопление и вентиляция, а в газифицированных районах также и газоснабжение (пункт 12 Положения).

Таким образом, исходя из вышеизложенного, суд приходит к выводу, что заключение межведомственной комиссии № 15/11 от 27 января 2011 года является незаконным, поскольку опровергается заключением эксперта и установленными в судебном заседании обстоятельствами.

При этом суд считает, что при выдаче заключения членами комиссии недостаточно точно и не со всей ответственностью был исследован вопрос о пригодности жилого дома, принадлежащего истцу, для постоянного проживания в нем.

В связи с этим суд приходит к выводу, что в настоящее время истец нуждается в улучшении жилищных условий, поскольку другого жилья ни он, ни члены его семьи не имеют, о чем свидетельствуют представленные в суд документы.

Более того, очевидно, что истец, в силу своего преклонного возраста нуждается в благоустроенном жилом помещении, обеспеченном инженерными системами и отвечающем требованиям, предъявляемым к жилым помещениям.

При таких обстоятельствах суд считает, что истец Стеняев А.А. как ветеран Великой Отечественной войны инвалид <данные изъяты> группы имеет все законные основания для постановки его на учет в улучшении жилищных условий, поскольку в жилом помещении, принадлежащем ему на праве собственности, он проживать не может в силу ветхости и непригодности жилого дома.

В связи с этим отказ Администрации городского округа Саранск в постановке Стеняева А.А. на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, является незаконным.

В соответствии с Правилами учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, которые в соответствии с действующим законодательством имеют право на государственную поддержку в строительстве или приобретении жилья, утвержденных постановлением Правительства Республики Мордовия от 25 августа 2005 года № 335, под признанием гражданина нуждающимся в улучшении жилищных условий понимается издание главой администрации муниципального образования постановления администрации муниципального образования о постановке гражданина на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий.

На основании вышеизложенного, суд приходит к выводу, что требования Стеняева Александра Андреевича о признании незаконными заключения межведомственной комиссии и отказа Администрации городского округа Саранск в постановке на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, признании его нуждающимся и понуждении постановки на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий являются законными, обоснованными и подлежат удовлетворению.

В соответствии со статьей 67 ГПК Российской Федерации суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы.

Исходя из изложенного, оценивая достаточность и взаимную связь имеющихся по делу доказательств в их совокупности, разрешая дело по представленным доказательствам, в пределах заявленных требований и по указанным заявителям основаниям, руководствуясь статьями 194-199 ГПК Российской Федерации, суд

решил:

исковые требования Стеняева Александра Андреевича о признании незаконными заключения межведомственной комиссии и отказа Администрации городского округа Саранск в постановке на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, признании его нуждающимся и понуждении постановки на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, удовлетворить.

Признать незаконным заключение межведомственной комиссии о признании жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, пригодным для постоянного проживания № 15/11 от 27 января 2011 года.

Признать незаконным отказ Администрации городского округа Саранск от 27 мая 2011 года № 1278 в постановке Стеняева Александра Андреевича на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Обязать Администрацию городского округа Саранск признать Стеняева Александра Андреевича нуждающимся в улучшении жилищных условий и поставить его на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, с 07 мая 2011 года.

На решение суда может быть подана кассационная жалоба в Верховный Суд Республики Мордовия через Ленинский районный суд г. Саранска в течение десяти дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Председательствующий

Судья Ленинского районного суда г. Саранска В.А.Ганченкова