Дело №2-2318/2011 РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 17 октября 2011 года г. Саранск Ленинский районный суд г. Саранска Республики Мордовия в составе: председательствующего – судьи Ремнёвой И.П., с участием секретаря судебного заседания – Овчинниковой О.Д., с участием в деле: истца – Борисовой Марины Михайловны, ее представителя Нужина Константина Викторовича, действующего по доверенности от 23 июня 2011 года, третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне истца – Потребительского кооператива Гаражного общества «Заря», ответчика – Администрации городского округа Саранск, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Борисовой Марины Михайловны к Администрации городского округа Саранск о возложении на Администрацию городского округа Саранск обязанности утвердить и выдать Борисовой Марине Михайловне схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории площадью 26 кв.м для размещения бокса гаража № в ГК «Заря» по автодороге Саранск-Кочкурово города Саранска для постановки на кадастровый учет, установил: Борисова М.М. обратилась в суд с иском к Администрации городского округа Саранск о возложении на Администрацию городского округа Саранск обязанности утвердить и выдать Борисовой М.М. схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории площадью 26 кв.м для размещения бокса гаража № в ГК «Заря» по автодороге Саранск-Кочкурово города Саранска для постановки на кадастровый учет. В обоснование исковых требований указала, что является собственницей бокса гаража № в ГК «Заря», расположенного по адресу: г.Саранск, автодорога Саранск-Кочкурово. Истицей подготовлена схема расположения земельного участка для размещения указанного бокса гаража и в установленном порядке согласована с Управлением архитектуры и градостроительства и Комитетом по земельным отношениям г.Саранска. 04 августа 2011 года представитель истицы обратился в Администрацию городского округа Саранск с заявлением об утверждение схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории площадью 26 кв.м. для размещения бокса гаража № в ГК «Заря» по автодороге Саранск-Кочкурово г.Саранска для постановки на кадастровый учет. 26 августа 2011 года Администрация городского округа Саранск отказала Борисовой М.М. в утверждение схемы расположения земельного участка по тем основаниям, что данный земельный участок определен под размещение технопарка в сфере высоких технологий со сносом всех строений и сооружений, в том числе гаражей. Истица считает, что данный отказ является незаконным, ссылаясь на статью 36 Земельного кодекса Российской Федерации, просила суд обязать Администрацию городского округа Саранск утвердить и выдать ей схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории площадью 26 кв.м для размещения бокса гаража № в ГК «Заря» по автодороге Саранск-Кочкурово города Саранска для постановки на кадастровый учет. В судебное заседание истица Борисова М.М. не явилась, о времени и месте судебного заседания была извещена своевременно и надлежаще. Просила о рассмотрении дела в ее отсутствие. В судебном заседании представитель истицы Нужин К.В. исковые требования поддержал по тем же основаниям, просил суд удовлетворить иск в полном объеме. В судебное заседание представитель ответчика Администрации городского округа Саранск не явился, о времени и месте судебного заседания указанное лицо было извещено своевременно и надлежаще, о причинах неявки своего представителя указанное лицо суд не известило. При этом ФИО4 от имени указанного лица просила суд о рассмотрении дела в отсутствие его представителя. В поданных 06 октября 2011 года в суд возражениях на иск Администрация городского округа Саранск указала, что согласно проекту планировки территории, ограниченной р. Инсар и автодорогой Саранск-Кочкурово, утвержденному постановлением Главы Администрации городского округа Саранск от 20 марта 2009 года № 540 «Об утверждении документации по проекту планировки территории, ограниченной р. Инсар и автодорогой Саранск-Кочкурово», спорный бокс гаража расположен в научно-производственной зоне. В соответствии с пунктом 3.2.49 постановления Правительства Республики Мордовия от 29 декабря 2008 года № 612 «Об утверждении региональных нормативов градостроительного проектирования Республики Мордовия» на территории научно-производственной зоны следует размещать учреждения науки и научного обслуживания, их опытные производства и связанные с ними высшие и средние учебные заведения, учреждения и предприятия обслуживания, а также инженерные и транспортные коммуникации и сооружения. Таким образом, по мнению ответчика, на территории научно-производственной зоны строительство и размещение гаражей градостроительной документацией не предусмотрено. В судебное заседание представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне истца – Потребительского кооператива Гаражного общества «Заря» не явился, времени и месте судебного заседания указанное лицо было извещено своевременно и надлежаще, о причинах неявки своего представителя указанное лицо суд не известило. Заслушав объяснение представителя истца, исследовав письменные доказательства, суд находит иск Борисовой М.М. подлежащим удовлетворению. Как следует из материалов дела и объяснений представителя истицы, Борисова М.М. является собственницей бокса гаража, общей площадью 22,4 кв.м., расположенного по адресу: Республика Мордовия, г.Саранск, Октябрьский район, автодорога Саранск-Кочкурово, гаражный кооператив «Заря», бокс гаража №, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права, выданным 28 ноября 2008 года Управлением Федеральной регистрационной службы по Республике Мордовия. Согласно техническому паспорту бокса гаража № ГК «Заря», расположенного по адресу: Республика Мордовия, г.Саранск, Октябрьский район, автодорога Саранск-Кочкурово, гараж расположен на земельном участке площадью 25,9 кв.м. 04 августа 2011 года Нужин К.В., действующий в интересах истицы Борисовой М.М., обратился в Администрацию городского округа Саранск с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории площадью 26 кв.м. для размещения бокса гаража № в ГК «Заря» по автодороге Саранск-Кочкурово г.Саранска для постановки на кадастровый учет, приложив к нему копию схемы расположения земельного участка в ГК «Заря», сводный каталог координат объекта землеустройства, копию свидетельства о государственной регистрации права собственности, копию технического паспорта на бокс гаража №, копию доверенности. Письмом и.о. заместителя Главы Администрации городского округа Саранск - директора Департамента перспективного развития ФИО5 от 26 августа 2011 года Борисовой М.М. отказано в утверждение схемы расположения земельного участка для размещения бокса гаража № в ГК «Заря» по автодороге Саранск-Кочкурово г.Саранска по тем основаниям, что в соответствии с утвержденной градостроительной документацией, а именно Генеральным планом г.Саранска, р.п. Николаевка и Ялга, как части городского округа Саранск, Правилами землепользования и застройки г.Саранска р.п. Николаевка и Ялга, как части городского округа Саранск, и проектом планировки территории, ограниченной автодорогой Саранск-Кочкурово и р.Инсар, данный земельный участок определен под размещение технопарка в сфере высоких технологий со сносом всех строений и сооружений, в том числе и гаражей. Отказ Администрации городского округа Саранск в утверждении схемы расположения земельного участка для размещения бокса гаража № в ГК «Заря» по автодороге Саранск-Кочкурово г.Саранска является незаконным и необоснованным. Согласно пункту 2 статьи 15 Земельного кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с настоящим Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности. Согласно пункту 1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса. Граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом. Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами. Таким образом, право на приобретение в собственность земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, имеют все собственники объектов недвижимости, которые расположены на таких земельных участках, за исключением случаев, установленных Земельным кодексом Российской Федерации и федеральными законами. В Постановлении от 24 марта 2005 года № 11 «О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства» Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации подчеркнул, что право собственника здания, строения, сооружения на выкуп земельного участка является исключительным, то есть никто, кроме собственника здания, строения, сооружения, не имеет права на приватизацию земельного участка, занятого соответствующим зданием, строением, сооружением. В названном постановлении также указано, что установленная Законом о введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации норма о приватизации зданий, строений, сооружений одновременно с приватизацией земельного участка не лишает лицо, ставшее собственником недвижимости вследствие его приватизации до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации, права приобрести земельный участок в собственность, за исключением случаев, когда приватизация земельного участка запрещена. Право на приватизацию, обусловленную переходом к многообразию форм собственности, которые признаются и защищаются в Российской Федерации равным образом (статья 8 Конституции Российской Федерации), не относится к числу конституционных, - оно регламентируется федеральным законодательством. Вместе с тем, закрепляя это право в федеральном законе, государство обязано обеспечить возможность его реализации таким образом, чтобы при передаче имущества в собственность субъектов частного права соблюдались соответствующие гарантии, предусмотренные Конституцией Российской Федерации. Таким образом, в силу статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации истица вправе приобрести в собственность земельный участок, на котором расположен принадлежащей ей на праве собственности бокс гаража. Пункт 5 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации устанавливает, что для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в настоящей статье, совместно обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок. Перечень документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений. Исполнительные органы государственной власти и органы местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, не вправе требовать от заявителя представления дополнительных документов, за исключением документов, предусмотренных указанным перечнем. Исполнительные органы государственной власти и органы местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, не вправе требовать от заявителя представления документов, которые находятся в их распоряжении, распоряжении иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами, за исключением случаев, если такие документы включены в определенный Федеральным законом от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" перечень документов. Пунктом 6 Перечня документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок, утвержденного приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 13 сентября 20011 года № 475 «Об утверждение перечня документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок», предусмотрен кадастровый паспорт земельного участка, либо кадастровая выписка о земельном участке в случае, если заявление о приобретении прав на данный земельный участок подано с целью переоформления прав на него. Согласно пункту 2 части 1 статьи статье 22 Федерального закона от 24 июля 2007 года № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» если иное не следует из настоящего Федерального закона, необходимые для кадастрового учета документы представляются заявителем вместе с заявлением. Необходимыми для кадастрового учета документами являются межевой план (при постановке на учет земельного участка, учете части земельного участка или кадастровом учете в связи с изменением уникальных характеристик земельного участка), а также копия документа, подтверждающего разрешение земельного спора о согласовании местоположения границ земельного участка в установленном земельным законодательством порядке (если в соответствии со статьей 38 настоящего Федерального закона местоположение таких границ подлежит обязательному согласованию и представленный с учетом настоящего пункта межевой план не содержит сведений о состоявшемся согласовании местоположения таких границ). Таким образом, для приобретения в собственность земельного участка истице Борисовой М.М. необходимо представить кадастровый паспорт земельного участка. Согласно пункту 7 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации в случае, если не осуществлен государственный кадастровый учет земельного участка или в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о земельном участке, необходимые для выдачи кадастрового паспорта земельного участка, орган местного самоуправления на основании заявления гражданина или юридического лица либо обращения, предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса, исполнительный орган государственной власти в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Лицо, которое обратилось с заявлением о предоставлении земельного участка, обеспечивает за свой счет выполнение в отношении этого земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости". В связи с тем, что земельный участок, на котором расположен бокс гаража № в ГК «Заря», принадлежащей истице Борисовой М.М. на праве собственности, не прошел государственный кадастровый учет, истица в соответствии с пунктом 9 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации обратилась в городскую администрацию с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории площадью 26 кв.м. для размещения бокса гаража № в ГК «Заря» по автодороге Саранск-Кочкурово г.Саранска для постановки на кадастровый учет. Городская администрация отказала истице в утверждение схемы расположения земельного участка для размещения бокса гаража № в ГК «Заря» по автодороге Саранск-Кочкурово г.Саранска по тем основаниям, что в соответствии с утвержденной градостроительной документацией данный земельный участок определен под размещение технопарка в сфере высоких технологий со сносом всех строений и сооружений, в том числе и гаражей. В возражениях на исковое заявление истицы Борисовой М.М., представленных в суд, Администрация городского округа Саранск указала о том, что согласно проекту планировки территории, ограниченной р.Инсар и автодорогой Саранск – Кочкурово, утвержденному постановлением Главы Администрации городского округа Саранск от 20 марта 2009 года № 540 «Об утверждение документации по проекту планировки территории, ограниченной р.Инсар и автодорогой Саранск-Кочкурово», спорный бокс гаража расположен в научно-производственной зоне. В соответствии с пунктом 3.2.49. постановления Правительства Республики Мордовия от 29 декабря 2008 года № 612 «Об утверждении региональных нормативов градостроительного проектирования Республики Мордовия» на территории научно- производственной зоны следует размещать учреждения науки и научного обслуживания, их опытные производства и связанные с ними высшие и средние учебные заведения, учреждения и предприятия обслуживания, а также инженерные и транспортные коммуникации и сооружения. Таким образом, на территории научно- производственной зоны строительство и размещение гаражей градостроительной документацией не предусмотрено. Между тем с указанными доводами ответчика согласиться нельзя. Нормами пунктов 2, 3 статьи 15, пунктов 2, 4, 5 статьи 27, пункта 4 статьи 28 и пункта 1 статьи 37 Земельного кодекса Российской Федерации, пункта 8 статьи 28 Федерального закона «О приватизации государственного и муниципального имущества» предусмотрены основания, препятствующие отчуждению земельных участков в частную собственность, а нормами пунктов 2, 3, 5 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации установлены дополнительные условия, выполнение которых необходимо для выкупа земельного участка. В соответствии с пунктом 3 статьи 28 Федерального закона от 21 декабря 2001 года № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» отказ в выкупе земельного участка не допускается за исключением случаев, предусмотренных законом. Согласно пункту 4 статьи 28 Земельного кодекса Российской Федерации не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев: изъятия земельных участков из оборота; установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков; резервирования земель для государственных или муниципальных нужд. Не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, ограниченных в обороте и находящихся в государственной или муниципальной собственности, если федеральным законом разрешено предоставлять их в собственность граждан и юридических лиц. Пунктом 4 статьи 28 ЗК Российской Федерации установлен исчерпывающий перечень оснований возможного отказа в предоставлении земельного участка гражданам или юридическим лицам. Ответчиком не представлено в суд доказательства в подтверждение того, что имеются предусмотренные законом основания для отказа в предоставлении истице в собственность земельного участка, на котором расположен принадлежащей ей на праве собственности бокс гаража, и, как следствие этого - для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории площадью 26 кв.м для размещения бокса гаража № в ГК «Заря» по автодороге Саранск-Кочкурово города Саранска для постановки на кадастровый учет, а именно, что в настоящее время спорный земельный участок изъят из оборота, либо на него федеральным законом установлен запрет на приватизацию, либо спорный участок зарезервирован для государственных и муниципальных нужд. Согласно статье 70.1 Земельного кодекса Российской Федерации резервирование земель для государственных или муниципальных нужд осуществляется в случаях, предусмотренных статьей 49 настоящего Кодекса, а земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности и не предоставленных гражданам и юридическим лицам, также в случаях, связанных с размещением объектов инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, объектов обороны и безопасности, созданием особо охраняемых природных территорий, строительством водохранилищ и иных искусственных водных объектов. Резервирование земель допускается в установленных документацией по планировке территории зонах планируемого размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения, а также в пределах иных необходимых в соответствии с федеральными законами для обеспечения государственных или муниципальных нужд территорий. Земли для государственных или муниципальных нужд могут резервироваться на срок не более чем семь лет. Допускается резервирование земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности и не предоставленных гражданам и юридическим лицам, для строительства автомобильных дорог, железных дорог и других линейных объектов на срок до двадцати лет. Порядок резервирования земель для государственных или муниципальных нужд определяется Правительством Российской Федерации. Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 июля 2008 года № 561 утверждено Положение о резервировании земель для государственных или муниципальных нужд, которым определен порядок резервирования земель для государственных или муниципальных нужд, в том числе принятие решения о резервировании земель для муниципальных нужд, подготовка указанного решения, его опубликование. Однако Администрация городского округа Саранск не представила в суд доказательства в подтверждение того, что в отношении земельного участка, в состав которого входит испрашиваемый истицей земельный участок, принято решение о резервировании спорного земельного участка для муниципальных нужд в соответствии со статьей 70.1 Земельного кодекса Российской Федерации и Положением о резервировании земель для государственных или муниципальных нужд, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 22 июля 2008 года № 561. При таких обстоятельствах, суд считает, что условий, препятствующих утверждению схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории площадью 26 кв.м для размещения бокса гаража № в ГК «Заря» по автодороге Саранск-Кочкурово города Саранска, не имеется, следовательно, исковые требования Борисовой М.М. к Администрации городского округа Саранск о возложении на Администрацию городского округа Саранск обязанности утвердить и выдать ей схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории площадью 26 кв.м для размещения бокса гаража № в ГК «Заря» по автодороге Саранск-Кочкурово города Саранска для постановки на кадастровый учет являются обоснованными и подлежат удовлетворению. В соответствии со статьей 67 ГПК Российской Федерации суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Исходя из изложенного, оценивая достаточность и взаимную связь представленных сторонами доказательств в их совокупности, разрешая дело по представленным доказательствам, в пределах заявленных истицей требований и по указанным ею основаниям, руководствуясь статьями 194-199 ГПК Российской Федерации, суд решил: иск Борисовой Марины Михайловны к Администрации городского округа Саранск о возложении на Администрацию городского округа Саранск обязанности утвердить и выдать Борисовой Марине Михайловне схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории площадью 26 кв.м для размещения бокса гаража № в ГК «Заря» по автодороге Саранск-Кочкурово города Саранска для постановки на кадастровый учет удовлетворить. Обязать Администрацию городского округа Саранск утвердить и выдать Борисовой Марине Михайловне схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории площадью 26 кв.м для размещения бокса гаража № в ГК «Заря» по автодороге Саранск-Кочкурово города Саранска для постановки на кадастровый учет. На решение суда может быть подана кассационная жалоба в Верховный суд Республики Мордовия через Ленинский районный суд г. Саранска Республики Мордовия в течение десяти дней со дня принятия решения судом в окончательной форме. Председательствующий Судья Ленинского районного суда г. Саранска Республики Мордовия И.П. Ремнёва