Дело №2-2319/2011 РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 11 октября 2011 года г. Саранск Ленинский районный суд г. Саранска Республики Мордовия в составе: председательствующего – судьи Ремнёвой И.П., с участием секретаря судебного заседания – Овчинниковой О.Д., с участием в деле: истца – Миронова Юрия Александровича, его представителя Емельяновой Светланы Валентиновны, адвоката, действующей по ордеру № 202 от 11 октября 2011 года, ответчика – Военного комиссариата Республики Мордовия, его представителя Афониной Юлии Викторовны, действующей по доверенности от 04 августа 2011 года, прокурора – помощника прокурора Ленинского района г. Саранска Республики Мордовия Меркушкиной Натальи Николаевны, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Миронова Юрия Александровича к Военному комиссариату Республики Мордовия о взыскании с Военного комиссариата Республики Мордовия неполученных сумм возмещения вреда, причиненного здоровью вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, за период со 02 июня 1998 года по 31 августа 2011 года включительно в размере 787 602 рублей 46 копеек, возложении обязанности на Военный комиссариат Республики Мордовия, начиная с 01 сентября 2011 года, ежемесячно выплачивать ему в возмещение вреда, причиненного здоровью вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, 12 625 рублей 57 копеек с последующей индексацией в установленном законом порядке, установил: Миронов Ю.А. обратился в суд с иском к Военному комиссариату Республики Мордовия о взыскании неполученных сумм возмещения вреда, причиненного здоровью вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, за период со 02 июня 1998 года по 31 августа 2011 года включительно в размере 787 602 руб. 46 коп., возложении обязанности на Военный комиссариат Республики Мордовия, начиная с 01 сентября 2011 года, ежемесячно выплачивать ему в возмещение вреда, причиненного здоровью вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, 12 625 руб. 57 коп. с последующей индексацией в установленном законом порядке. В обоснование иска указал, что он пенсионер Министерства обороны Российской Федерации, принимал участие в ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в период с 01 декабря 1989 года по 10 января 1990 года, вследствие чего стал инвалидом. Как инвалиду вследствие чернобыльской катастрофы 15 февраля 2001 года, Военным комиссариатом Республики Мордовия ему была назначена и выплачивается денежная компенсация в возмещение вреда здоровью, размер которой на дату предъявления иска с учетом индексации составляет 2637 руб. 75 коп. Однако с размером вышеуказанной компенсации Миронов Ю.А. не согласен. В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 08 июня 2001 года № 455 «Об утверждении порядка и условий возврата недополученных денежных компенсаций гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие Чернобыльской катастрофы» за период со 02 июня 1998 года по 14 февраля 2001 года истцу была выплачена компенсация в сумме 93 865 руб. 73 коп. В силу пункта 3 Порядка и условий возврата недополученных денежных компенсаций гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие Чернобыльской катастрофы, утвержденного указанным Постановлением, гражданам, ставшим инвалидам вследствие чернобыльской катастрофы, из числа военнослужащих и приравненных к ним по пенсионному обеспечению лиц, лицам начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, органов государственной безопасности, органов гражданской обороны, получающим пенсию в соответствии с Законом Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей», выплата неполученной денежной компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, производится за период со 02 июня 1998 года по 15 февраля 2001 года органами, осуществляющими пенсионное обеспечение указанных граждан, исходя из денежного довольствия в зависимости от степени утраты трудоспособности. При этом размер денежной компенсации, исчисленной Миронову Ю.А., исходя из денежного довольствия в зависимости от степени утраты трудоспособности по состоянию на 01 января 2001 года, составлял 3491 руб. 55 коп. Назначив истцу ежемесячную денежную компенсацию в твердой сумме в соответствии с Федеральным законом от 12 февраля 2001 года № 5-ФЗ с 15 февраля 2001 года, ответчик занизил размер указанной выплаты, что привело к ухудшению материального положения Миронова Ю.А., поскольку размер возмещения вреда, исчисленный исходя из денежного довольствия в зависимости от степени утраты трудоспособности и подлежащий выплате с 01 января 2001 года, составлял 3491 руб. 55 коп., что значительно превышает размер ежемесячной денежной компенсации, которая была назначена ему, как инвалиду – 1000 руб. Истец полагал, что после вступления в силу Федерального закона от 12 февраля 2001 года № 5-ФЗ ответчик должен был производить выплату ранее установленной денежной суммы в возмещение вреда, причиненного здоровью, с учетом индексации, при которой базовый размер указанной выплаты, начиная с 01 января 2002 года, будет повышаться на ежегодные индексы роста величины прожиточного минимума, поскольку эти индексы по своей величине превышают ежегодные индексы инфляции за тот же период времени, а, начиная с 01 января 2005 года, повышаться на ежегодные индексы уровня инфляции. По данным основаниям просил суд взыскать с Военного комиссариата Республики Мордовия в его пользу неполученные им суммы возмещения вреда, причиненного здоровью вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, за период со 02 июня 1998 года по 31 августа 2011 года включительно в размере 787 602 руб. 46 коп., возложить обязанность на Военный комиссариат Республики Мордовия, начиная с 01 сентября 2011 года, ежемесячно выплачивать ему в возмещение вреда, причиненного здоровью вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, 12 625 руб. 57 коп. с последующей индексацией в установленном законом порядке, а также взыскать с ответчика понесенные им расходы на оплату услуг представителя в сумме 5000 рублей. 11 октября 2011 года Миронов Ю.А. обратился в суд с заявлением, в котором уточнил основания иска, указав, что размер ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда здоровью должен быть исчислен, исходя из его заработка (денежного довольствия) за период, предшествующий увечью. Поскольку с 01 января 1990 года в его заработке произошли устойчивые изменения, улучшающие его имущественное положение, денежное довольствие с 560 руб. было повышено до 660 руб., то при подсчете среднего месячного заработка должен учитываться только заработок, который он получил или должен был получить после соответствующего изменения. В судебное заседание истец Миронов Ю.А. не явился, о времени и месте судебного заседания был извещен своевременно и надлежаще, о причинах своей неявки не известил, просил суд о рассмотрении дела в его отсутствие. В судебном заседании представитель истца Емельянова С.В. исковые требования Миронова Ю.А. поддержала по тем же основаниям, просила суд удовлетворить их в полном объеме. В судебном заседании представитель ответчика Военного комиссариата Республики Мордовия Афонина Ю.В. исковые требования Миронова Ю.А. не признала, просила суд отказать в их удовлетворении, ссылаясь на то, что денежная компенсация в возмещение вреда здоровью исчислена и выплачивается истцу в установленном законодательством порядке и размере. Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные доказательства, выслушав заключение прокурора, полагавшего, что исковые требования Миронова Ю.А. подлежат удовлетворению, суд приходит к выводу о том, что исковые требования Миронова Ю.А. подлежат удовлетворению. Из материалов дела следует, что истец принимал участие в ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в период с 09 октября 1989 года по 10 января 1990 года, вследствие чего 26 января 1995 года ему была установлена инвалидность <данные изъяты> группы с причинной связью «заболевание, полученное при исполнении иных обязанностей военной службы, связано с аварией на Чернобыльской АЭС», с 20 марта 2000 года по 24 ноября 2004 года, а затем с 29 ноября 2004 года бессрочно ему была установлена инвалидность <данные изъяты> группы с причинной связью «заболевание, полученное при исполнении обязанностей военной службы, связано с аварией на Чернобыльской АЭС», что подтверждается военным билетом Миронова Ю.А., справками об инвалидности и справкой Военного комиссариата Республики Мордовия от 20 мая 2011 года № 150 (л.д.4, 5, 6, 7, 9). Как военному пенсионеру и инвалиду вследствие чернобыльской катастрофы, Военный комиссариат Республики Мордовия с 15 февраля 2001 года производит истцу выплату ежемесячной денежной компенсации возмещения вреда здоровью в твердой денежной сумме, размер которой по состоянию на январь 2011 года составляет 2637 руб. 75 коп., что подтверждается справкой Военного комиссариата Республики Мордовия от 20 мая 2011 года № 145 (л.д. 10-11). Однако истец с размером вышеуказанной компенсации не согласен, поскольку полагает, что размер ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда здоровью должен быть исчислен, исходя из его заработка (денежного довольствия) за период, предшествующий увечью, указанного в справке войсковой части № 24537. Поскольку с 01 января 1990 года в его заработке произошли устойчивые изменения, улучшающие его имущественное положение, денежное довольствие с 560 руб. было повышено до 660 руб., то при подсчете среднего месячного заработка должен учитываться только заработок, который он получил или должен был получить после соответствующего изменения. При этом сумма возмещения вреда подлежит индексации с учетом повышающих коэффициентов сводного общего индекса увеличения пенсий, с применением коэффициентов роста минимального размера оплаты труда, с 01 января 2002 года - пропорционально росту величины прожиточного минимума, а с 01 января 2005 года - исходя из уровня инфляции. Суд находит доводы истца обоснованными. 18 июня 1992 года был принят специальный (базовый) Закон Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», направленный, как указано в его статье 1, на защиту прав и интересов граждан Российской Федерации, которые оказались в зоне влияния неблагоприятных факторов, возникших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, либо принимали участие в ликвидации ее последствий. В соответствии с пунктом 25 части первой статьи 14 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» в редакции от 12 июля 1995 года, действовавшей до 15 февраля 2001 года, гражданам, указанным в пунктах 1 и 2 части первой статьи 13 настоящего Закона, гарантируется возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием вследствие Чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, выплатой денежных сумм в размере заработка (или соответствующей его части) в зависимости от степени утраты трудоспособности (с установлением инвалидности), определяемом в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации для случаев возмещения вреда, связанного с исполнением работниками трудовых обязанностей. Согласно статье 2 Федерального закона от 12 февраля 2001 года № 5-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» гражданам, получавшим до вступления в силу настоящего Федерального закона возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием вследствие Чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, по их выбору выплачивается либо ежемесячная денежная компенсация, предусмотренная пунктом 25 части первой статьи 14 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», либо ранее установленная ежемесячная денежная сумма, определенная в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации для случаев возмещения вреда, связанного с исполнением работниками трудовых обязанностей. Между тем статьей 3 Федерального закона от 12 февраля 2001 года № 5-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» было установлено, что исчисление недополученных гражданами за период со 02 июня 1998 года (дня, когда признанные неконституционными нормы Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 179-ФЗ утратили силу) по 15 февраля 2001 года (дата вступления в силу Федерального закона от 12 февраля 2001 года № 5-ФЗ) денежных компенсаций должно осуществляться в соответствии с пунктом 3 резолютивной части Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 01 декабря 1997 года № 18-П, а порядок и условия их возврата в течение 2001-2003 годов – определяться Правительством Российской Федерации. Во исполнение этого предписания постановлением Правительства Российской Федерации от 08 июня 2001 года № 455 были утверждены Порядок и условия возврата недополученных денежных компенсаций гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие чернобыльской катастрофы, согласно которым инвалидам-чернобыльцам из числа военнослужащих выплата неполученной денежной компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, производится за период со 02 июня 1998 года по 15 февраля 2001 года органами, осуществляющими их пенсионное обеспечение, исходя из денежного довольствия в размере, действующем на день выплаты, в зависимости от степени утраты трудоспособности. Данный нормативный акт, как следует из его содержания, не обусловливает выплату инвалидам-чернобыльцам из числа военнослужащих неполученной денежной компенсации, исчисленной исходя из денежного довольствия, фактом подачи в течение указанного периода заявления в уполномоченные органы о выплате денежных сумм в возмещение вреда здоровью – в отличие от общеустановленной процедуры, которая предполагает назначение ежемесячных денежных выплат в возмещение вреда здоровью со дня подачи соответствующего заявления со всеми необходимыми документами, как это предусмотрено пунктом 7 Порядка выплаты ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью граждан в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на чернобыльской АЭС (утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 21 августа 2001 года № 607). Тем самым в правовом регулировании было не только подтверждено право инвалидов-чернобыльцев из числа военнослужащих, получающих пенсию за выслугу лет, увеличенную на сумму минимального размера пенсии по инвалидности, на возмещение вреда выплатой соответствующих денежных сумм, но и признано право на получение после 15 февраля 2001 года недополученных денежных сумм за предшествующий период, начиная со 2 июня 1998 года, исчисленных исходя из денежного довольствия. По своей природе такое правовое регулирование направлено, как следует из Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 19 июня 2002 года № 11-П, на восстановление нарушенного права граждан на возмещение вреда, причиненного их здоровью чернобыльской катастрофой, и, по сути, означает признание государством своего долга и лишь отсрочку исполнения обязательств. Кроме того, оно призвано восполнить для данной категории граждан потери от действий публичной власти, своевременно не обеспечившей им это право, и, таким образом, реализует вытекающий из Конституции Российской Федерации (преамбула, статья 1, часть 1; статья 2, статья 18, статья 21, часть 1) принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства путем восстановления их нарушенных прав. Как разъяснил Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 20 декабря 2010 года № 21-П «По делу о проверке конституционности части первой статьи 2 Федерального закона от 12 февраля 2001 года № 5-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» в связи с жалобой гражданина ФИО5», часть первая статьи 2 Федерального закона от 15 февраля 2001 года № 5-ФЗ в системе действующего правового регулирования, в том числе во взаимосвязи со статьей 3 того же Федерального закона, не может рассматриваться как препятствующая удовлетворению заявлению инвалидов вследствие чернобыльской катастрофы из числа военнослужащих, получающих пенсию за выслугу лет, увеличенную на сумму минимального размера пенсии по инвалидности, право которых на возмещение вреда здоровью было признано Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлении от 01 декабря 1997 года № 18-П, но которые не обращались за установлением соответствующих выплат до вступления данного Федерального закона в силу, о назначении ежемесячных денежных компенсаций в том же размере, в каком им были исчислены неполученные суммы возмещения вреда здоровью (исходя из денежного довольствия с учетом степени профессиональной трудоспособности). В противном случае указанным лицам не обеспечивались бы условия предоставления выплат в возмещение вреда, причиненного здоровью воздействием радиации, равные с предусмотренными для инвалидов-чернобыльцев, получавших возмещение вреда до 15 февраля 2001 года. Военным комиссариатом Республики Мордовия пенсионеру Министерства обороны Российской Федерации Миронову Ю.А. в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 08 июня 2001 года № 455 выплачена денежная компенсация в возмещение вреда здоровью за период со 02 июня 1998 года по 31 декабря 2000 года в размере 93 865 руб. 73 коп. Как инвалиду третьей группы вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, ответчик с 15 февраля 2001 года по настоящее время ежемесячно выплачивает Миронову Ю.А. денежную компенсацию в возмещение вреда здоровью, причиненного вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, исчисленную из твердой денежной суммы – 1000 руб., размер которой с учетом произведенной ответчиком за указанный период индексации с 01 января 2011 года составляет 2637 руб. 75 коп. Правоотношения по возмещению вреда, причиненного здоровью граждан вследствие чернобыльской катастрофы, до 15 февраля 2001 года определялись пунктом 25 статьи 14 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (в редакции Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 179-ФЗ). Вышеуказанная норма материального права гарантировала инвалидам вследствие чернобыльской катастрофы возмещение вреда выплатой денежных сумм в размере заработка (или соответствующей его части) в зависимости от степени утраты трудоспособности (с установлением инвалидности), определяемом в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации для случаев возмещения вреда, связанного с исполнением работниками трудовых обязанностей. Порядок возмещения вреда, связанного с исполнением работниками трудовых обязанностей, до 06 января 2000 года определялся Правилами возмещения работодателями вреда, причиненного работникам увечьем, профессиональным заболеванием либо иным повреждением здоровья, связанным с исполнением ими трудовых обязанностей, утвержденными постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 24 декабря 1992 года, а с 06 января 2000 года – Федеральным законом от 24 июля 1998 года № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний». Согласно статье 14 Правил среднемесячный заработок определяется за 12 последних месяцев работы (службы, кроме срочной военной службы), предшествующих трудовому увечью или утрате либо снижению трудоспособности в связи с трудовым увечьем (по выбору гражданина). Статьей 15 Правил предусмотрено, что среднемесячный заработок за указанный в статье 14 Правил период подсчитывается путем деления общей суммы заработка за 12 месяцев работы (службы) на 12. Аналогичная норма предусмотрена статьей 12 Федерального закона «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний». По выбору истца для расчета среднемесячного заработка, из которого должен исчисляться размер возмещения вреда здоровью, должен учитываться заработок Миронова Ю.А. за январь 1990 года, поскольку с 01 января 1990 года в его заработке произошли устойчивые изменения, улучшающие его имущественное положение, денежное довольствие с 560 руб. было повышено до 660 руб. Таким образом, среднемесячный заработок, из которого должен исчисляться размер возмещения вреда здоровью, составляет 21 780 руб. согласно следующему расчету: (660 руб. х 5,5 х 6), где: 660 руб. – денежное довольствие за январь 1990 года. В силу части 3 статьи 11 Правил при определении общей суммы заработка для исчисления впервые сумм возмещения вреда суммы, учитываемые в составе заработка, индексируются в порядке, установленном действующим законодательством, при исчислении заработка для назначения пенсии. Согласно статье 2 Федерального закона от 01 ноября 1995 г. № 160-ФЗ «О повышении минимального размера пенсии, порядке индексации и перерасчета государственных пенсий в Российской Федерации» при назначении пенсий или их перерасчете после 01 ноября 1995 года суммы заработка, полученные до 01 ноября 1995 года, индексируются с применением коэффициентов, установленных для соответствующих периодов, включая коэффициент, предусмотренный статьей 1 настоящего Федерального закона. Следовательно, сумма среднемесячного заработка, из которого исчисляется возмещение вреда, увеличивается: с 01 ноября 1992 г. — в 2,5 раза; с 01 февраля 1993 г. - в 1,9 раза; с 01 мая 1993 г. - в 1,9 раза; с 01 августа 1993 г. - в 1,8 раза; с 01 мая 1994 г. - в 1,3 раза; с 01 апреля 1994 г. - в 1,8 раза; с 01 октября 1994 г. - в 1,51 раза; с 01 ноября 1994 г. - в 1,2 раза; с 01 мая 1995 г. - в 1,27 раза; с 01 июня 1995 г. - в 1,2 раза; с 01 августа 1995 г. - в 1,05 раза; с 01 января 1996 г. - в 1,15 раза; с 01 мая 1996 года - в 1,1 раза (Закон РФ от 21 октября 1992 г. № 3697-1; Постановление ВС РФ от 15 января 1993 г. № 4296-1; Постановление ВС РФ от 15 апреля 1993 г. № 4810-1; Постановление ВС РФ от 14 июля 1993 г. № 5436-1; Федеральный закон от 05 мая 1994 г. № 2-ФЗ; Указ Президента РФ от 10 декабря 1993 г. № 2121; Федеральный закон от 31 октября 1994 г. № 30-ФЗ; Федеральный закон от 31 октября 1994 г. № 31-ФЗ; Федеральный закон от 20 апреля 1995 г. № 44-ФЗ; Федеральный закон от 28 июня 1995 г. № 99-ФЗ; Федеральный закон от 27 июля 1995 г. № 117-ФЗ; Федеральный закон от 01 ноября 1995 г. № 160-ФЗ; Федеральный закон от 27 мая 1996 г. № 55-ФЗ). Применение указанных индексов подтверждается письмом Пенсионного Фонда РФ от 27 июня 1996 г. № 06-12/4408-ИН «О сводной таблице коэффициентов для исчисления заработка, минимальных и максимальных пенсий». С учетом изложенного сумма заработка, из которого исчисляется размер возмещения вреда, с учетом индексации составляет 2 760 832 руб. 80 коп. согласно следующему расчету: 21 780 руб. х 2,5 х 1,9 х 1,9 х 1,8 х 1,3 х 1,8 х 1,51 х 1,2 х 1,27 х 1,2 х 1,05 х 1,15. В соответствии с частью третьей статьи 5 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (в редакции Федерального закона от 24 ноября 1995 г. № 179-ФЗ), статьей 1 Закона РСФСР от 24 октября 1991 г. № 1799-1 «Об индексации денежных доходов и сбережений граждан в РСФСР» (в редакции Указа Президента Российской Федерации от 24 декабря 1993 г. № 2288), статьей 318 ГК РФ (в редакции, действовавшей с 01 января 1995 г. до 29 ноября 2002 г.) ежемесячные денежные выплаты в возмещение вреда, причиненного здоровью, подлежали индексации с учетом повышения минимального размера оплаты труда. Следовательно, размер возмещения вреда подлежал индексации: - с 01 апреля 1996 года в 1, 2 раза (статья 1 Федерального закона от 02 апреля 1996 года № 40-ФЗ «О повышении минимального размера оплаты труда»); - с 01 января 1997 года – в 1,1 раза (статья 1 Федерального закона от 09 января 1997 года № 6-ФЗ «О повышении минимального размера оплаты труда»); Следовательно, размер компенсации возмещения вреда, подлежащей назначению истцу на 02 июня 1998 года в связи с установлением ему <данные изъяты> группы инвалидности и с учетом степени утраты трудоспособности <данные изъяты>, должен был составлять 2551 руб. 1 коп. согласно следующему расчету: 2 760 832 руб. 80 коп. (неденоминированных) х <данные изъяты>. х 1.2 х 1,1 х 0,001. С учетом того, что 20 марта 2000 года истцу установлена инвалидность <данные изъяты> группы и <данные изъяты> утраты трудоспособности, размер возмещения вреда с 20 марта 2000 года должен был составлять 1457 руб. 72 коп. согласно следующему расчету: (2 760 832 руб. 80 коп. (неденоминированных) х <данные изъяты>. х 1,2 х 1,1 х 0,001). В соответствии с частью третьей статьи 5 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (в редакции Федерального закона от 24 ноября 1995 г. № 179-ФЗ), статьей 1 Закона РСФСР от 24 октября 1991 г. № 1799-1 «Об индексации денежных доходов и сбережений граждан в РСФСР» (в редакции Указа Президента Российской Федерации от 24 декабря 1993 г. № 2288), статьей 318 ГК РФ (в редакции, действовавшей с 01 января 1995 г. до 29 ноября 2002 г.) ежемесячные денежные выплаты в возмещение вреда, причиненного здоровью, подлежали индексации с учетом повышения минимального размера оплаты труда. Следовательно, размер возмещения вреда подлежал индексации: - с 01 апреля 1996 года в 1, 2 раза (статья 1 Федерального закона от 02 апреля 1996 года № 40-ФЗ «О повышении минимального размера оплаты труда»); - с 01 января 1997 года – в 1,1 раза (статья 1 Федерального закона от 09 января 1997 года № 6-ФЗ «О повышении минимального размера оплаты труда»); - с 01 июля 2000 г. - в 1,581 раза (статья 1 Федерального закона от 19 июня 2000 г. № 82-ФЗ «О повышении минимального размера оплаты труда»); - с 01 января 2001 г. - в 1,515 раза (статья 1 Федерального закона от 19 июня 2000 г. № 82-ФЗ «О повышении минимального размера оплаты труда»). Следовательно, размер возмещения вреда, подлежащего выплате истцу, подлежал индексации: - с 01 июля 2000 г. - в 1,581 раза (статья 1 Федерального закона от 19 июня 2000 г. № 82-ФЗ «О повышении минимального размера оплаты труда») и составлял 2304 руб. 65 коп. (1457 руб. 72 коп. х 1,581); - с 01 января 2001 г. - в 1,515 раза (статья 1 Федерального закона от 19 июня 2000 г. № 82-ФЗ «О повышении минимального размера оплаты труда») и составлял 3491 руб. 55 коп.. (2304 руб. 65 коп. х 1,515). Таким образом, по состоянию на 15 февраля 2001 года ответчик обязан был производить Миронову Ю.А. выплату возмещения вреда, причиненного здоровью вследствие чернобыльской катастрофы, в размере 3491 руб. 55 коп. С 15 февраля 2001 г. ответчик назначил Миронову Ю.А. ежемесячную денежную компенсацию в твердой сумме в размере 1000 руб. в соответствии с Федеральным законом от 12 февраля 2001 г. № 5-ФЗ, ошибочно посчитав, что выплата ежемесячной денежной компенсации в твердой сумме улучшает его материальное положение. Однако, учитывая то, что размер возмещения вреда, исчисленный из денежного довольствия истца, по состоянию на 15 февраля 2001 года составляет 3491 руб. 55 коп. и превышает размер ежемесячной денежной компенсации, которая была назначена истцу как инвалиду второй группы (1000 руб.), ответчик не имел права назначить Миронову Ю.А. ежемесячную денежную компенсацию в твердой сумме, поскольку назначение компенсационной выплаты в твердом размере привело к нарушению его права на полное возмещение вреда, причиненного здоровью в результате техногенной катастрофы, гарантированного Конституцией РФ, и к ухудшению материального положения, что недопустимо. Следовательно, после вступления в силу Федерального закона от 12 февраля 2001 г. № 5-Ф3 ответчик должен был производить Миронову Ю.А. выплату возмещения вреда, причиненного здоровью, исчисленного из заработка (денежного довольствия) истца. Часть третья статьи 2 Федерального закона от 12 февраля 2001 года № 5-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (в редакции Федерального закона от 26 апреля 2004 года № 31-ФЗ) предусматривает ежегодную индексацию размера ежемесячной денежной компенсации (выплаты в возмещение вреда здоровью), исходя из уровня инфляции, устанавливаемого федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год, в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. При этом в силу статьи 3 Федерального закона от 26 апреля 2004 года № 31-ФЗ, придавшей обратную силу нормам о ежегодной индексации ежемесячных денежных сумм исходя из уровня инфляции, размер такой компенсации индексируется с 19 июня 2002 года исходя из уровня инфляции, установленного Федеральным законом от 30 декабря 2001 года № 194-ФЗ «О федеральном бюджете на 2002 год» и Федеральным законом от 24 декабря 2002 года № 176-ФЗ «О федеральном бюджете на 2003 год». Между тем Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 04 октября 2005 г. № 364-0 указал, что, решая вопрос о возможности применения нового порядка индексации компенсационных выплат за период с 19 июня 2002 г. по 29 мая 2004 г., суды должны исходить из правовых позиций Конституционного Суда РФ о недопустимости придания закону, ухудшающему правовое положение граждан, обратной силы. Кроме того, Конституционный Суд Российской Федерации указал, что в тех случаях, когда судами общей юрисдикции при рассмотрении конкретных дел будет установлено, что применение введенного оспариваемыми нормами порядка индексации компенсационных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС приводит к уменьшению размера выплат, рассчитанных в соответствии с ранее действовавшим критерием индексации (на основе роста величины прожиточного минимума в субъекте Российской Федерации), им надлежит исходить из необходимости применения за период с 19 июня 2002 г. по 29 мая 2004 г. благоприятного для получателей указанных выплат критерия индексации. До 29 мая 2004 года предусматривалась ежегодная индексация возмещения вреда здоровью, исходя из роста величины прожиточного минимума в целом по Российской Федерации (часть третья статьи 2 Федерального закона от 12 февраля 2001 года № 5-ФЗ в прежней редакции). При этом до внесения соответствующих изменений в действующее законодательство суды общей юрисдикции при рассмотрении конкретных дел вправе были принимать решения о выплате гражданам, пострадавшим вследствие чернобыльской катастрофы, соответствующих сумм возмещения вреда с учетом их ежегодной индексации, исходя из роста величины прожиточного минимума в субъекте Российской Федерации (постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 19 июня 2002 года № 11-П). Следовательно, при исчислении возмещения вреда здоровью базовый размер указанной компенсационной выплаты, мог быть увеличен на ежегодные индексы роста величины прожиточного минимума в Республике Мордовия с 01 января 2002 года - в 1,297 раза, с 01 января 2003 года - в 1,275 раза, с 01 января 2004 года - в 1,144 раза. После 29 мая 2004 года законодателем был введен иной критерий индексации ежемесячной денежной компенсации, в соответствии с которым указанная компенсационная выплата должна ежегодно индексироваться исходя из уровня инфляции, устанавливаемого федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год (Федеральный закон от 26 апреля 2004 года №31-ФЗ). В соответствии с новым порядком индексации указанная компенсационная выплата должна повышаться на ежегодные индексы уровня инфляции с 19 июня 2002 года - в 1,12 раза, с 01 января 2003 года - в 1,12 раза, с 01 января 2004 года - в 1,1 раза, с 01 января 2005 года - в 1,11 раза, с 01 января 2006 года - в 1,09 раза, с 01 января 2007 г. - в 1,08 раза, с 01 января 2008 года - в 1,085 раза, с 01 января 2009 года – в 1,13, с 01 января 2010 года – в 1,1, с 01 января 2011 года - в 1,065 (постановление Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2004 года № 847, постановление Правительства Российской Федерации от 07 мая № 292, постановление Правительства Российской Федерации от 24 марта 2006 года № 163, постановление Правительства Российской Федерации от 25 апреля 2006 года № 246, постановление Правительства Российской Федерации от 03 марта 2007 года № 143, постановление Правительства Российской Федерации от 21 марта 2007 года № 171, постановление Правительства Российской Федерации от 21 декабря 2007 года № 914, постановление Правительства Российской Федерации от 17 марта 2008 года № 181, постановление Правительства Российской Федерации от 03 сентября 2008 года № 655, постановление Правительства Российской Федерации от 07 июля 2009 года № 545, постановление Правительства Российской Федерации от 16 декабря 2009 года № 1024, постановление Правительства Российской Федерации от 21 декабря 2010 года № 1079). Вместе с тем применение нового порядка индексации возмещения вреда здоровью не должно приводить к уменьшению размера выплат, рассчитанных в соответствии с ранее действовавшим критерием индексации (на основе роста величины прожиточного минимума в субъекте Российской Федерации), и, следовательно, при рассмотрении данного дела надлежит исходить из необходимости применения за период с 19 июня 2002 года по 29 мая 2004 года наиболее благоприятного для истца критерия индексации указанной компенсационной выплаты (определение Конституционного Суда Российской Федерации от 04 октября 2005 года № 364- О. Очевидно, что для Миронова Ю.А. наиболее благоприятным будет такой критерий индексации возмещения вреда здоровью, при котором базовый размер указанной компенсационной выплаты, начиная с 01 января 2002 года, будет повышаться на ежегодные индексы роста величины прожиточного минимума, поскольку эти индексы по своей величине превышают ежегодные индексы уровня инфляции за тот же период времени, а, начиная с 01 января 2005 года, повышаться на ежегодные индексы уровня инфляции. Следовательно, размер возмещения вреда, подлежащего выплате истцу: - с 01 января 2002 года составляет 4528 руб. 54 коп. (3491руб. 54 коп. х 1,297); - с 01 января 2003 года составляет 5773 руб. 89 коп. (4528 руб. 54 коп. х 1,275); - с 01 января 2004 года составляет 6605 руб. 33 коп. (5773 руб. 89 коп. х 1,144); - с 01 января 2005 составляет 7331 руб. 92 коп. (6605 руб. 33 коп. х 1,11); - с 01 января 2006 года составляет 7991 руб. 79 коп. (7331 руб. 92 коп. х 1,09); - с 01 января 2007 года составляет 8631 руб. 14 коп. (7991 руб. 79 коп. х 1,08); - с 01 января 2008 года составляет 9537 руб. 41 коп. (8631 руб. 14 коп. х 1,105); - с 01 января 2009 года составляет 10777 руб. 27 коп. (9537 руб. 41 коп. х 1,13); - с 01 января 2010 года составляет 11 854 руб. 29 коп. (10 777 руб. 27 коп. х 1,1); - с 01 января 2011 года составляет 12 625 руб. 57 коп. (11 854 руб. 29 коп. х 1,065). Таким образом, исходя из наиболее благоприятного для истца критерия индексации возмещения вреда здоровью, размер указанной компенсационной выплаты, подлежащей назначению истцу с 01 января 2011 года, должен составлять 12625 руб. 57 коп., тогда как фактически Военный комиссариат Республики Мордовия с 01 января 2011 года выплачивает истцу компенсационную выплату в размере 2637 руб. 75 коп. Из чего следует, что Военный комиссариат Республики Мордовия неправильно исчислил размер возмещения вреда, подлежащего выплате истцу с 15 февраля 2001 года по настоящее время, необоснованно назначил истцу с 15 февраля 2001 года ежемесячную денежную компенсацию в твердой сумме, ошибочно посчитав, что такая выплата улучшает его материальное положение, и производит Миронову Ю.А. выплату возмещения вреда, причиненного здоровью вследствие чернобыльской катастрофы, не в полном объеме. В соответствии с абзацем четвертым статьи 208 Гражданского кодекса Российской Федерации исковая давность не распространяется на требования о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью гражданина. Однако требования, предъявленные по истечении трех лет с момента возникновения права на возмещение такого вреда, удовлетворяются за прошлое время не более чем за три года, предшествовавшие предъявлению иска. Вред, причиненный здоровью граждан, оказавшихся в зоне влияния радиационного излучения в момент катастрофы на Чернобыльской АЭС, относится к вреду, реально невосполнимому и неисчисляемому, что обязывает государство стремиться к его возможно полному по объему возмещению. Возмещение указанного вреда с учетом специфики обстоятельств его причинения осуществляется в соответствии с Законом Российской Федерации от 15 мая 1991 года «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС». Данный Закон не содержит положений, препятствующих взысканию за прошлое время своевременно не полученных пострадавшими лицами сумм возмещения вреда, причиненного их здоровью вследствие аварии на Чернобыльской АЭС, когда задолженность образовалась по вине органов, обязанных осуществлять такие выплаты. Исходя из изложенного абзац четвертый статьи 208 Гражданского кодекса Российской Федерации к требованиям граждан о взыскании недополученных сумм возмещения вреда, причиненного здоровью вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, применению не подлежит. Данная правовая позиция изложена в определении Конституционного Суда РФ от 03 ноября 2006 года № 445-О и Обзоре законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за первый квартал 2007 года (ответ на вопрос № 17). Следовательно, с ответчика в пользу истца подлежат взысканию неполученные Мироновым Ю.А. суммы возмещения вреда, причиненного здоровью вследствие чернобыльской катастрофы, за период со 02 июня 1998 года по 30 августа 2011 года в размере 787 602 руб. 46 коп. согласно следующему расчету: 1 093 140 руб. 91 коп. – 305 538 руб. 45 коп., где - 305 538 руб. 45 коп. – сумма фактически произведенных выплат истцу за период со 02 июня 1998 года по 30 августа 2011 года, что подтверждается представленными истцом справками Военного комиссариата Республики Мордовия от 20 мая 2011 года № 150 и № 145. - 1 093 140 руб. 91 коп. – общая сумма выплат, которую ответчик должен был произвести за период со 02 июня 1998 года по 30 августа 2011 года согласно следующему расчету: со 02 июня 1998 года по 31 декабря 1998 года – 17 772 руб. 09 коп. согласно следующему расчету: (2551 руб 01 коп. : 30 дней х 29 дней + 2551 руб. 01 коп. х 6 месяцев); за 1999 год – 30 612 руб. 11 коп. согласно следующему расчету: 2551 руб. 01 коп. х 12 месяцев; с 01 января 2000 года по 20 марта 2000 года – 6747 руб. 83 коп. согласно следующему расчету: 2551 руб. 01 коп. :31 день х 20 дней + 2551 руб. 01 коп. х 2 месяца; с 21 марта 2000 года 30 июня 2000 года – 4890 руб. 41 коп. согласно следующему расчету: 1457 руб. 72 коп. : 31 день х 11 дней + 1457 руб. 72 коп. х 3 месяца; с 01 июля 2000 года по 31 декабря 2000 года – 13 827 руб. 93 коп. согласно следующему расчету: 2304 руб. 65 коп. х 6 месяцев; за 2001 год – 41 898 руб. 63 коп. согласно следующему расчету: 3491 руб. 55 коп. х 12 месяцев; за 2002 год – 54 342 руб. 52 коп. согласно следующему расчету: 4528 руб. 54 коп. х 12 месяцев; за 2003 год – 69 286 руб. 71 коп. согласно следующему расчету: 5773 руб. 89 коп. х 12 месяцев; за 2004 год – 79 264 руб. согласно следующему расчету: 6605 руб. 33 коп. х 12 месяцев; за 2005 год – 87 983 руб. 04 коп. согласно следующему расчету: 7331 руб. 92 коп. х 12 месяцев; за 2006 год – 95 901 руб. 51 коп. согласно следующему расчету: 7991 руб. 79 коп. х 12 месяцев; за 2007 год – 103 573 руб. 63 коп. согласно следующему расчету: 8631 руб. 14 коп. х 12 месяцев; за 2008 год – 114 448 руб. 86 коп. согласно следующему расчету: 9537 руб. 41 коп. х 12 месяцев; за 2009 год – 129 327 руб. 21 коп. согласно следующему расчету: 10 777 руб. 27 коп. х 12 месяцев; за 2010 год – 142 259 руб. 93 коп. (11 854 руб. 29 коп. х 12 месяцев); за период с 01 января 2011 года по 31 августа 2011 года – 101 004 руб. 55 коп. (12 625 руб. 57 коп. х 8 месяцев). В силу части первой статьи 5 базового Закона предусмотренные настоящим Законом возмещение вреда и меры социальной поддержки граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, являются расходными обязательствами Российской Федерации. Следовательно, надлежащим ответчиком по данному делу является Российская Федерация. Исходя из этого, и поскольку финансирование расходных обязательств Российской Федерации является обязанностью государства, присужденные суммы ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью вследствие чернобыльской катастрофы, подлежат взысканию за счет средств федерального бюджета, направленных на финансирование Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС». В соответствии с Правилами финансирования расходных обязательств Российской Федерации по возмещению вреда и предоставлению гражданам мер социальной поддержки, предусмотренных законом Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» и Федеральным законом «О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30 августа 2005 года № 542 (пункт 6), финансирование расходных обязательств Российской Федерации по возмещению вреда и предоставлению мер социальной поддержки военнослужащим, сотрудникам органов внутренних дел, учреждений и органов уголовно-исполнительно системы, Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, таможенных органов и федеральных органов налоговой полиции, а также пенсионерам из их числа, в том числе ныне работающим (независимо от места работы), подвергшимся радиационному воздействию, осуществляется в пределах средств, предусмотренных на эти цели в федеральном бюджете на соответствующий год федеральным органам исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная и приравненная к ней служба. Поскольку выплаты ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью вследствие чернобыльской катастрофы, производятся Миронову Ю.А. Военным комиссариатом Республики Мордовия, следовательно, представителем надлежащего ответчика по данному делу является Военный комиссариат Республики Мордовия. В соответствии со статьей 67 ГПК Российской Федерации суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. В соответствии со статьей 98 ГПК Российской Федерации стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи 96 указанного кодекса. В соответствии с частью первой статьи 100 ГПК Российской Федерации стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах. Истцом заявлено письменное ходатайство о возмещении ему расходов на оплату услуг представителя Емельяновой С.В. В подтверждение понесенных расходов им представлена квитанция об оплате услуг адвоката Емельяновой С.В. от 01 августа 2011 года на сумму 5000 руб. Представитель истца Емельянова С.В. составила исковое заявление по данному гражданскому делу, расчет взыскиваемых денежных сумм, заявление об уточнении исковых требований, а также участвовала в судебном заседании по данному гражданскому делу. Размер расходов на оплату услуг представителя в сумме 5000 руб. с учетом сложности данного гражданского дела и продолжительности его рассмотрения отвечает требованиям разумности и справедливости, в связи с чем указанные расходы также подлежат взысканию с ответчика в пользу истца. Исходя из изложенного, оценивая достаточность и взаимную связь представленных сторонами доказательств в их совокупности, разрешая дело по представленным доказательствам, в пределах заявленных истцом требований и по указанным им основаниям, руководствуясь статьями 194-199 ГПК Российской Федерации, суд решил: исковые требования Миронова Юрия Александровича к Военному комиссариату Республики Мордовия о взыскании с Военного комиссариата Республики Мордовия неполученных сумм возмещения вреда, причиненного здоровью вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, за период со 02 июня 1998 года по 31 августа 2011 года включительно в размере 787 602 рублей 46 копеек, возложении обязанности на Военный комиссариат Республики Мордовия, начиная с 01 сентября 2011 года, ежемесячно выплачивать ему в возмещение вреда, причиненного здоровью вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, 12 625 рублей 57 копеек с последующей индексацией в установленном законом порядке удовлетворить. Обязать Военный комиссариата Республики Мордовия, начиная с 01 сентября 2011 года, ежемесячно выплачивать Миронову Юрию Александровичу в возмещение вреда, причиненного здоровью вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, 12 625 (двенадцать тысяч шестьсот двадцать пять) рублей 57 (пятьдесят семь) копеек с последующей индексацией в установленном законом порядке. Взыскать с Военного комиссариата Республики Мордовия в пользу Миронова Юрия Александровича неполученные суммы возмещения вреда, причиненного здоровью вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, за период со 02 июня 1998 года по 31 августа 2011 года включительно в размере 787 602 (семисот восьмидесяти семи тысяч шестисот двух) рублей 46 (сорока шести) копеек. Взыскать с Военного комиссариата Республики Мордовия в пользу Миронова Юрия Александровича 5000 (пять тысяч) рублей в возмещение понесенных истцом по делу судебных расходов. На решение суда могут быть поданы кассационная жалоба и кассационное представление прокурора в Верховный суд Республики Мордовия через Ленинский районный суд г. Саранска Республики Мордовия в течение десяти дней со дня принятия решения судом в окончательной форме. Председательствующий Судья Ленинского районного суда г. Саранска Республики Мордовия И.П. Ремнёва