О признании незаконным отказа в праве на обеспечение жильем



Дело №2-2341/2011

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

07 октября 2011 года г. Саранск

Ленинский районный суд г. Саранска Республики Мордовия в составе:

председательствующего – судьи Ремнёвой И.П.,

с участием секретаря судебного заседания – Овчинниковой О.Д.,

с участием в деле:

истца – Веденяпиной Софьи Ивановны, ее представителя адвоката Кониной Валентины Александровны, действующей по ордеру № 17 от 07 октября 2011 года и доверенности от 09 сентября 2011 года,

ответчика – Министерства социальной защиты населения Республики Мордовия, его представителя Китаева Анатолия Александровича, действующего по доверенности от 31 августа 2011 года,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Веденяпиной Софьи Ивановны к Министерству социальной защиты населения Республики Мордовия о признании незаконным отказа Министерства социальной защиты населения Республики Мордовия от 25 июля 2011 года № 10/6698 Веденяпиной Софье Ивановне в праве на обеспечение жильем путем получения социальной выплаты на строительство или приобретение жилья и возложении обязанности на Министерство социальной защиты населения Республики Мордовия выплатить ей субсидию – социальную выплату на строительство или приобретение жилья,

установил:

Веденяпина С.И. обратилась в суд с иском к Министерству социальной защиты населения Республики Мордовия о признании незаконным отказа Министерства социальной защиты населения Республики Мордовия от 25 июля 2011 года № 10/6698 ей в праве на обеспечение жильем путем получения социальной выплаты на строительство или приобретение жилья и возложении обязанности на Министерство социальной защиты населения Республики Мордовия выплатить ей субсидию – социальную выплату на строительство или приобретение жилья.

В обоснование иска указала, что она является вдовой участника Великой Отечественной войны ФИО6.

На основании постановления Главы Администрации городского округа Саранск от 24 марта 2010 года № 488 она признана нуждающейся в улучшении жилищных условий с помощью мер государственной поддержки.

В феврале 2011 года истица обратилась к ответчику с заявлением о постановке ее, как вдовы участника ВОВ, на учет на льготную очередь на получение жилья и предоставила все необходимые документы.

Письмом от 27 июля 2011 года № 10/6698 Министерство социальной защиты населения Республики Мордовия отказало ей в предоставлении социальной выплаты на строительство или приобретение жилья за счет средств федерального бюджета по тем основаниям, что действие Указа Президента Российской Федерации от 07 мая 2008 года № 714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов» на нее не распространяется.

Истица с данным отказом Министерства социальной защиты населения Республики Мордовия не согласна, поскольку она полагает, что данный отказ противоречит действующему законодательству. В соответствии с пунктом «з» статьи 2 Федерального закона «О ветеранах» ее муж ФИО6 считается участником - ветераном Великой Отечественной войны. Статья 21 Федерального закона «О ветеранах» предусматривает меры социальной поддержки членов семьи погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий.

По данным основаниям просила суд признать незаконным отказ Министерства социальной защиты населения Республики Мордовия от 25 июля 2011 года № 10/6698 ей в праве на обеспечение жильем путем получения социальной выплаты на строительство или приобретение жилья и обязать Министерство социальной защиты населения Республики Мордовия выплатить ей субсидию – социальную выплату на строительство или приобретение жилья.

В судебном заседании истица Веденяпина С.И. и ее представитель Конина В.А. иск поддержали по тем же основаниям.

В судебном заседании представитель ответчика Министерства социальной защиты населения Республики Мордовия Китаев А.А. исковые требования Веденяпиной С.И. не признал, просил суд отказать в их удовлетворении. Суду объяснил, истице на ее обращение направлено 25 июля 2011 года письмо о том, что социальная выплата на строительство или приобретение жилья за счет средств федерального бюджета ей предоставлена быть не может по тем основаниям, что в рамках Указа Президента Российской Федерации от 07 мая 2008 года № 714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов» право на обеспечение жильем путем получения социальной выплаты на строительство или приобретение жилья имеют инвалиды и участники Великой Отечественной войны, принимавшие непосредственное участие в боевых действиях в воинских частях, входящих в состав действующей армии в период с 22 июня 1941 года по 03 сентября 1945 года. Военнослужащие, проходившие военную службу в воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, не входивших в состав действующей армии, в период с 22 июня 1941 года по 03 сентября 1945 года не менее шести месяцев, подпадают под действие Указа Президента Российской Федерации от 07 мая 2008 года № 714 в случае выселения из занимаемых ими служебных жилых помещений.

Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав имеющиеся в деле письменные доказательства, суд приходит к выводу о том, что исковые требования Веденяпиной С.И. не подлежат удовлетворению.

Как следует из материалов дела, Веденяпина С.И. является супругой ФИО6, умершего Дата, что подтверждается свидетельством о браке (л.д.6) и свидетельством о смерти (л.д.10).

Веденяпина С.И. является инвалидом <данные изъяты> группы по общему заболеванию. Инвалидность установлена бессрочно, что подтверждается справкой .

Согласно справке № 132 ГУ «Социальная защита населения Республики Мордовия» от 08 апреля 2010 года Веденяпина С.И. является вдовой инвалида Великой Отечественной войны, проходившего военную службу в составе Качинского авиационного училища в период с 25 декабря 1944 года по 30 апреля 1947 года, по статье 17 Федерального закона «О ветеранах».

Согласно справке Военного комиссариата Республики Мордовия от заведениях, апреля 2010 года № 1018, выданной Веденяпиной С.И. Дата рождения, ФИО6 Дата рождения действительно являлся ветераном - участником ВОВ 1941-1945 г. согласно ФЗ «О ветеранах» статья 17 и проходил военную службу в воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях не входящих в состав действующей армии, в период с 22.06.1941 – 03.09.1945 не менее шести месяцев, или награжденных орденами и медалями в составе Качинского авиационного училища в период с 25 декабря 1944 года по 30 апреля 1947 года. Умер Дата. Основание: военный билет .

Постановлением Администрации городского округа Саранск от 03 марта 2011 года № 488 Веденяпина С.И. с составом семьи из одного человека принята на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий с помощью мер государственной поддержки, что подтверждается сообщением жилищного управления Администрации городского округа Саранск от 04 марта 2011 года № 225-исх-ЛА/ЖУ.

29 марта 2011 года Веденяпина С.И. подала в Министерство социальной защиты населения Республики Мордовия заявление о выдаче ей свидетельства на получение социальной выплаты на строительство или приобретение жилья, приложив к нему копии документов, подтверждающих нуждаемость в улучшении жилищных условий.

Письмом Министерства социальной защиты населения Республики Мордовия от 25 июля 2011 года № 10/6698 Веденяпиной С.И. дан ответ на ее заявление, адресованное в Министерство социальной защиты населения Республики Мордовия, из содержания которого следует, что, по мнению Министерства социальной защиты населения Республики Мордовия, Веденяпина С.И. не имеет права на предоставление социальной выплаты на строительство или приобретение жилья за счет средств федерального бюджета, поскольку в рамках Указа Президента Российской Федерации от 07 мая 2008 года № 714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов» право на обеспечение жильем путем получения социальной выплаты на строительство или приобретение жилья имеют инвалиды и участники Великой Отечественной войны, принимавшие непосредственное участие в боевых действиях в воинских частях, входящих в состав действующей армии в период с 22 июня 1941 года по 03 сентября 1945 года. Военнослужащие, проходившие военную службу в воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, не входивших в состав действующей армии, в период с 22 июня 1941 года по 03 сентября 1945 года не менее шести месяцев, подпадают под действие Указа Президента Российской Федерации от 07 мая 2008 года № 714 в случае выселения из занимаемых ими служебных жилых помещений. В соответствии со справкой Военного Комиссариата Республики Мордовия от 01 апреля 2010 года № 1018 ФИО6, умерший Дата, при жизни проходил военную службу в составе Качинского авиационного училища в период с 25 декабря 1944 года по 30 апреля 1947 года. Таким образом, Веденяпина С.И. как супруга ветерана Великой Отечественной войны их числа проходивших военную службу в воинских частях, учреждениях, военно-учебных заседаниях, не входящих в состав действующей армии, в период с 11 июня 1941 года по 03 сентября 1945 года не менее шести месяцев, подпадает под действие Указа Президента Российской Федерации от 07 мая 2008 года № 714 в случае выселения из служебных помещений.

Суд полагает, что отказ Министерства социальной защиты населения Республики Мордовия в выдаче Веденяпиной С.И. свидетельства на получение социальной выплаты на строительство или приобретение жилья является законным по следующим мотивам.

Указом Президента Российской от 07 мая 2008 г. № 714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов» постановлено считать необходимым завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов ВОВ, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников ВОВ, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону «О ветеранах».

Правовые гарантии социальной защиты ветеранов в Российской Федерации в целях создания условий, обеспечивающих им достойную жизнь, активную деятельность, почет и уважение в обществе, устанавливает Федеральный закон от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах».

Согласно статье 1 Федерального закона «О ветеранах» от 12 января 1995 года № 5-ФЗ с учетом заслуг по защите Отечества, безупречной военной службы, иной государственной службы и продолжительного добросовестного труда устанавливаются следующие категории ветеранов: ветераны Великой Отечественной войны, ветераны боевых действий на территории СССР, на территории Российской Федерации и территориях других государств (далее - ветераны боевых действий), ветераны военной службы, ветераны государственной службы, ветераны труда.

Классификация ветеранов имеет своей целью дальнейшую дифференциацию всего комплекса льгот и гарантий в зависимости от нужд, наиболее присущих каждой из обозначенных категорий лиц.

Возможность приобретения гражданами прав и льгот, предусмотренных Федеральным законом «О ветеранах», поставлена в зависимость от того, обладают ли эти лица признаками, необходимыми для их отнесения к соответствующей категории ветеранов. Признаки эти прямо поименованы в статьях 2-7 указанного Федерального закона, применительно к каждой категории ветеранов.

Так подпунктом «з» подпункта 1 пункта статьи 2 Федерального закона «О ветеранах» предусмотрено, что к ветеранам Великой Отечественной войны относятся военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку), проходившие военную службу в воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, не входивших в состав действующей армии, в период с 22 июня 1941 года по 03 сентября 1945 года не менее шести месяцев; военнослужащие, награжденные орденами или медалями СССР за службу в указанный период.

Как следует из материалов дела, ФИО6, умерший Дата, проходил воинскую службу в военно-учебном заведении, не входящим в состав действующей армии, в Качинском авиационном училище в период с 25 декабря 1944 года по 30 апреля 1947 года.

Таким образом ФИО6, умерший Дата, относится к числу ветеранов Великой Отечественной войны, указанных в подпункте «з» подпункта 1 пункта 1 статьи 2 Федерального закона «О ветеранах».

Меры социальной поддержки данной категории ветеранов поименованы в статье 17 Федерального закона «О ветеранах», в том числе пунктом 4 данной статьи предусмотрено обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем военнослужащих, проходивших военную службу в воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, не входивших в состав действующей армии, в период с 22 июня 1941 года по 03 сентября 1945 года не менее шести месяцев, военнослужащих, награжденных орденами или медалями СССР за службу в указанный период, в случае выселения из занимаемых ими служебных жилых помещений, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Указанные лица имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз, при этом обеспечение жильем осуществляется независимо от их имущественного положения.

Таким образом, из смысла пункта 4 статьи 17 вышеуказанного Федерального закона следует, что обязательным условием для обеспечения за счет средств федерального бюджета жильем военнослужащих, проходивших военную службу в воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, не входивших в состав действующей армии, в период с 22 июня 1941 года по 03 сентября 1945 года не менее шести месяцев, военнослужащих, награжденных орденами или медалями СССР за службу в указанный период, является выселение из занимаемых ими служебных жилых помещений.

Однако из материалов дела и объяснений истицы следует, что ФИО6 и его супруга Веденяпина С.И. из служебного жилого помещения не выселялись.

Согласно подпункту 4 пункта 1 статьи 21 вышеуказанного Федерального закона меры социальной поддержки, установленные для семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий (далее также - погибшие (умершие)), предоставляются нетрудоспособным членам семьи погибшего (умершего), состоявшим на его иждивении и получающим пенсию по случаю потери кормильца (имеющим право на ее получение) в соответствии с пенсионным законодательством Российской Федерации. Указанным лицам предоставляются следующие меры социальной поддержки: обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем членов семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, членов семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 01 января 2005 года, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз. Члены семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, вставшие на учет после 01 января 2005 года, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны обеспечиваются жильем независимо от их имущественного положения.

Как следует из материалов дела, Веденяпина С.И. с составом семьи из одного человека принята на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий с помощью мер государственной поддержки, на основании постановления Администрации городского округа Саранск от 03 марта 2011 года № 488.

В статье 17 Федерального закона от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» приведен исчерпывающий перечень мер социальной поддержки военнослужащих, проходивших военную службу в воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, не входивших в состав действующей армии, в период с 22 июня 1941 года по 03 сентября 1945 года не менее шести месяцев, военнослужащих, награжденных орденами или медалями СССР за службу в указанный период, куда входит лишь обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем военнослужащих, проходивших военную службу в воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, не входивших в состав действующей армии, в период с 22 июня 1941 года по 03 сентября 1945 года не менее шести месяцев, военнослужащих, награжденных орденами или медалями СССР за службу в указанный период, в случае выселения из занимаемых ими служебных жилых помещений, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона.

С принятием Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ (статья 44) система мер социальной защиты ветеранов была преобразована в систему социальной поддержки. Как следует из содержания статей 13, 14, 15, 17 и 23.1 Федерального закона «О ветеранах» в новой редакции, законодатель сохранил существовавшие различия в объеме мер социальной поддержки инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны, перечисленных в подпункте «з» подпункта 1 пункта 1 его статьи 2, и остальных поименованных в подпункте 1 категорий участников Великой Отечественной войны.

По смыслу статей 13, 14, 15, 17 и 23.1 Федерального закона «О ветеранах» в редакции Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ, социальная поддержка ветеранов - участников Великой Отечественной войны, по своей правовой природе направлена на восполнение потерь для граждан, ранее являвшихся получателями натуральных льгот и гарантий, и, таким образом, - на обеспечение гарантирования стабильности их юридического статуса (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 27 декабря 2005 года N 502-О).

Как указано в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 04 апреля 2006 года № 89-О взаимосвязанные нормативные положения пунктов 9, 10 и 19 статьи 44 Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ, статьи 14, пункта 2 статьи 15 и статьи 23.1 Федерального закона «О ветеранах» (в редакции Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ с последующими изменениями и дополнениями) по своему конституционно-правовому смыслу, выявленному в настоящем Определении, в системе действующего законодательного регулирования не предполагают назначение участникам Великой Отечественной войны из числа военнослужащих, указанных в подпункте «з» подпункта 1 пункта 1 статьи 2 Федерального закона «О ветеранах», являющимся инвалидами вследствие общего заболевания, трудового увечья или других причин (кроме лиц, инвалидность которых наступила вследствие их противоправных действий), которым ранее предоставлялись права и льготы инвалидов войны, ежемесячной денежной выплаты в размере ниже размера ежемесячной денежной выплаты, назначаемой в соответствии с Федеральным законом «О ветеранах» иным категориям участников Великой Отечественной войны - инвалидам вследствие указанных причин и в настоящее время устанавливаемой в соответствии с подпунктом 1 пункта 4 статьи 23.1.

Выявленный в настоящем Определении конституционно-правовой смысл указанных законоположений является общеобязательным и исключает любое иное их истолкование в правоприменительной практике.

Из содержания приведенного выше Определения Конституционного Суда РФ от ФИО67 апреля 2006 года № 89-О следует, что Федеральный закон от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ принят согласно его преамбуле в целях защиты прав и свобод граждан Российской Федерации, а также решения задач по обеспечению конституционного принципа равенства прав и свобод человека и гражданина, повышению материального благосостояния граждан, обеспечению экономической безопасности государства и приведению системы социальной защиты граждан, которые пользуются льготами и социальными гарантиями и которым предоставляются компенсации, в соответствии с принципами правового государства с социально ориентированной рыночной экономикой.

Таким образом, в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 2 Федерального закона «О ветеранах» законодатель разграничил меры социальной поддержки для разных категорий ветеранов - участников Великой Отечественной войны.

Федеральный законодатель, реализуя вытекающую из статей 2, 7, 15 (части 1 и 2), 18, 21 (часть 1), 39 (часть 1), 59 (часть 1), 71 (пункты "а", "в", "м") и 72 (часть 1, пункты "б", "ж") Конституции Российской Федерации обязанность государства гарантировать ветеранам Великой Отечественной войны соответствующую их статусу и заслугам перед Отечеством социальную защиту, обладает определенной свободой усмотрения в выборе критериев дифференциации предоставляемых им мер социальной защиты.

Ветераны Великой Отечественной войны – это социальная категория, пользующаяся в соответствии с законодательством особыми правами и льготами, обусловленными позитивной сопричастностью конкретного гражданина к Победе 1945 года.

Еще до Великой Отечественной войны постановлением ЦИК и СНК СССР от 23 апреля 1930 года был введен «Кодекс о льготах для военнослужащих и военнообязанных РККА и членов их семей», дававший законодателю отправную точку для принятия конкретизирующих этот кодекс законов и постановлений. При этом некоторые льготы предоставлялись не только самим военнослужащим, но и членам их семей. Расширение круга лиц, пользовавшихся заслуженными в военное время льготами, вызвало необходимость различать ветеранов и инвалидов войны (то есть тех, чьи права были обусловлены непосредственным участием в боях), с одной стороны, и участников войны (то есть, по большей части, гражданских лиц на период ВОВ), с другой.

Веденяпина С.И. является вдовой умершего ФИО6 - участника ВОВ, проходившего военную службу в военно-учебном заведении, не входившим в состав действующей армии, в период с 25 декабря 1944 года по 30 апреля 1947 года не менее шести месяцев, в связи с чем все социальные меры поддержки, которые может получить Веденяпина С.И., производны от объема мер социальной поддержки умершего ФИО6.

Судом не может быть не принят во внимание тот факт, что умерший ФИО6 не обладал таким видом социальной поддержки, как обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем (не выселялся из служебного жилого помещения, не принимал участия в боевых действиях в воинских частях, входивших в состав действующей армии в период с 22 июня 1941г. по 09 мая 1945 г.).

В связи с чем суд приходит к выводу, что членам семей погибших (умерших) участников ВОВ определена мера государственной социальной поддержки по обеспечению жильем в форме предоставления безвозмездной субсидии на приобретение жилья, в непосредственной зависимости от мер социальной поддержки, которыми обладал бы погибший (умерший) участник ВОВ, поскольку должны быть учтены именно его статус и заслуга перед Отечеством, как непосредственного гражданина, участвовавшего в войне.

Указанные в статье 21 Федерального закона «О ветеранах» меры социальной поддержки членов семей погибших (умерших) участников Великой Отечественной войны носят персональный характер, так как обусловлены одним из конкретных обстоятельств: различием мер социальной защиты в зависимости от того, относится ли лицо к участникам ВОВ, указанным в подпунктах "а" - "ж" либо указанным в подпункта "з" пункта 1 части 2 статьи 2 Федерального закона "О ветеранах".

Следовательно, согласно системному толкованию норм Федерального закона «О ветеранах» Веденяпина С.И. не имеет права на предоставление безвозмездной субсидии на приобретение жилья за счет средств федерального бюджета.

В связи с чем в данном случае Министерство социальной защиты населения Республики Мордовия, осуществляя свои непосредственные функции, не вышло за рамки предоставленных полномочий, приняв норму, ограничивающую социальные права указанных категории (вдовы умершего участника ВОВ) по сравнению с правами этих лиц, предусмотренными в законе, не содержащем таких ограничений.

При таких обстоятельствах исковые требования Веденяпиной С.И. к Министерству социальной защиты населения Республики Мордовия о признании незаконным отказа Министерства социальной защиты населения Республики Мордовия от 25 июля 2011 года № 10/6698 Веденяпиной С.И. в праве на обеспечение жильем путем получения социальной выплаты на строительство или приобретение жилья и возложении обязанности на Министерство социальной защиты населения Республики Мордовия выплатить ей субсидию – социальную выплату на строительство или приобретение жилья являются необоснованными и не подлежат удовлетворению.

В соответствии со статьей 67 ГПК Российской Федерации суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы.

Исходя из изложенного, оценивая достаточность и взаимную связь представленных сторонами доказательств в их совокупности, разрешая дело по представленным доказательствам, в пределах заявленных истицей требований и по указанным ею основаниям, руководствуясь статьями 194-199 ГПК Российской Федерации, суд

решил:

отказать в удовлетворении исковых требований Веденяпиной Софье Ивановне к Министерству социальной защиты населения Республики Мордовия о признании незаконным отказа Министерства социальной защиты населения Республики Мордовия от 25 июля 2011 года № 10/6698 Веденяпиной Софье Ивановне в праве на обеспечение жильем путем получения социальной выплаты на строительство или приобретение жилья и возложении обязанности на Министерство социальной защиты населения Республики Мордовия выплатить ей субсидию – социальную выплату на строительство или приобретение жилья.

На решение суда может быть подана кассационная жалоба в Верховный суд Республики Мордовия через Ленинский районный суд г. Саранска Республики Мордовия в течение десяти дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Председательствующий

Судья Ленинского районного суда

г. Саранска Республики Мордовия И.П. Ремнёва