О признании незаконным заключения о признании жилого помещения пригодным для постоянного проживания



Дело № 2-2290/2011

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

20 сентября 2011 года г. Саранск

Ленинский районный суд г. Саранска Республики Мордовия в составе:

председательствующего - судьи Ериной Н.П.,

при секретаре судебного заседания - Дирменжий О.В.,

с участием заявительницы - Ганиной Е.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Ганиной Елены Николаевны о признании незаконным заключения межведомственной комиссии Администрации городского округа Саранск № 53/11 от 28 июня 2011 года о признании жилого помещения пригодным для постоянного проживания,

установил:

Ганина Елена Николаевна обратилась в суд с заявлением о признании незаконным заключения межведомственной комиссии Администрации городского округа Саранск № 53/11 от 28 июня 2011 года о признании жилого помещения пригодным для постоянного проживания.

В обоснование заявленных требований указала, что она является собственницей жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>. Часть дома под литерой А1 была построена в 1958 году, а под литерами А2, а1, а2 – в 1969 году. Помещение квартиры не оборудовано водоснабжением, канализацией и газоснабжением. Часть дома под литерами А2, а1,а2 обрушилась весной 2010 года. В настоящее время она проживает в квартире дочери, так как проживание в спорном помещении не представляется возможным.

23 мая 2011 года она обратилась в Администрацию городского округа Саранск с заявлением о создании межведомственной комиссии по признанию принадлежащего ей жилого помещения непригодным для проживания.

Письмом от 14 июля 2011 года за № Пр-4313 ответчик ей сообщил, что согласно заключению комиссии № 53/11 от 28 июня 2011 года вышеуказанное жилое помещение признано пригодным для постоянного проживания. Межведомственная комиссия приняла решение о необходимости и возможности проведения капитального ремонта, реконструкции или перепланировки жилого помещения по адресу: <адрес>, с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилого помещения в соответствие с установленными требованиями и после их завершения – о продолжении процедуры оценки.

С указанным решением она не согласна, так как физический износ принадлежащей ей части жилого дома составляет 96,29 %, дом находится в аварийном состоянии и непригоден для проживания.

В связи с чем просит суд признать незаконным заключение межведомственной комиссии Администрации городского округа Саранск № 53/11 от 28 июня 2011 года о признании жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, пригодным для постоянного проживания, обязать межведомственную комиссию Администрации городского округа Саранск принять решение о признании жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, непригодным для проживания, аварийным и подлежащим сносу и взыскать с Администрации городского округа Саранск судебные расходы в размере 10 632 рубля.

В судебном заседании заявительница Ганина Е.Н. заявленные требования поддержала и просила суд их удовлетворить по основаниям, изложенным в заявлении.

Представитель заинтересованного лица Администрации городского округа Саранск в судебное заседание не явился, о дне и времени слушания дела был извещен своевременно и надлежащим образом, о причинах неявки суд не известил.

Исследовав письменные материалы дела, выслушав доводы сторон, суд находит заявление подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Из материалов дела следует, что Ганина Е.Н. является собственником 1/2 доли в праве общей долевой собственности на жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, в котором зарегистрирована по месту жительства.

23 мая 2011 года заявительница обратилась в Администрацию городского округа Саранск с заявлением о признании принадлежащего ей жилого помещения непригодным для проживания.

28 июня 2011 года межведомственной комиссией, назначенной распоряжением Главы Администрации города Саранска от 29 августа 2005 года № 2031р, вынесено заключение № 53/11, согласно которому в жилом помещении по адресу: <адрес>, необходимо и возможно проведение капитального ремонта, реконструкции или перепланировки (при необходимости с технико-экономическим обоснованием) с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилого помещения в соответствие с установленными требованиями и после их завершения – о продолжении процедуры оценки.

Данное заключение, по мнению суда, является незаконным по следующим основаниям.

Согласно пунктам 2 и 3 статьи 15 Жилищного кодекса Российской Федерации жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства (далее - требования)).

Порядок признания помещения жилым помещением и требования, которым должно отвечать жилое помещение, устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами.

Требования к жилому помещению, порядок признания жилого помещения пригодным для проживания и основания, по которым жилое помещение признается непригодным для проживания, установлены в Положении о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года № 47.

Согласно пунктам 7 и 8 указанного Положения признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляется межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях (далее - комиссия), на основании оценки соответствия указанных помещения и дома установленным в настоящем Положении требованиям.

Орган местного самоуправления создает в установленном им порядке комиссию для оценки жилых помещений муниципального жилищного фонда. В состав комиссии включаются представители этого органа местного самоуправления. Председателем комиссии назначается должностное лицо указанного органа местного самоуправления.

В состав комиссии включаются также представители органов, уполномоченных на проведение государственного контроля и надзора в сферах санитарно-эпидемиологической, пожарной, промышленной, экологической и иной безопасности, защиты прав потребителей и благополучия человека, на проведение инвентаризации и регистрации объектов недвижимости, находящихся в городских и сельских поселениях, других муниципальных образованиях, в необходимых случаях органов архитектуры, градостроительства и соответствующих организаций.

К работе в комиссии привлекается с правом совещательного голоса собственник жилого помещения (уполномоченное им лицо), а в необходимых случаях - квалифицированные эксперты проектно-изыскательских организаций с правом решающего голоса.

Как следует из пунктов 42, 43 и 48 Положения комиссия на основании заявления собственника помещения или заявления гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов, уполномоченных на проведение государственного контроля и надзора, по вопросам, отнесенным к их компетенции, проводит оценку соответствия помещения установленным в настоящем Положении требованиям и признает жилое помещение пригодным (непригодным) для проживания, а также признает многоквартирный дом аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.

При оценке соответствия находящегося в эксплуатации помещения установленным в настоящем Положении требованиям проверяется его фактическое состояние. При этом проводится оценка степени и категории технического состояния строительных конструкций и жилого дома в целом, степени его огнестойкости, условий обеспечения эвакуации проживающих граждан в случае пожара, санитарно-эпидемиологических требований и гигиенических нормативов, содержания потенциально опасных для человека химических и биологических веществ, качества атмосферного воздуха, уровня радиационного фона и физических факторов источников шума, вибрации, наличия электромагнитных полей, параметров микроклимата помещения, а также месторасположения жилого помещения.

По окончании работы комиссия составляет в 3 экземплярах заключение о признании помещения пригодным (непригодным) для постоянного проживания.

Пунктами 10, 12, 15, 16, 33 Положения установлены следующие требования, которым должно отвечать жилое помещение.

Несущие и ограждающие конструкции жилого помещения, в том числе входящие в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, должны находиться в работоспособном состоянии, при котором возникшие в ходе эксплуатации нарушения в части деформативности (а в железобетонных конструкциях - в части трещиностойкости) не приводят к нарушению работоспособности и несущей способности конструкций, надежности жилого дома и обеспечивают безопасное пребывание граждан и сохранность инженерного оборудования.

Основания и несущие конструкции жилого дома, а также основания и несущие конструкции, входящие в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, не должны иметь разрушения и повреждения, приводящие к их деформации или образованию трещин, снижающие их несущую способность и ухудшающие эксплуатационные свойства конструкций или жилого дома в целом.

Жилое помещение должно быть обеспечено инженерными системами (электроосвещение, хозяйственно-питьевое и горячее водоснабжение, водоотведение, отопление и вентиляция, а в газифицированных районах также и газоснабжение). В поселениях без централизованных инженерных сетей в одно- и двухэтажных зданиях допускается отсутствие водопровода и канализированных уборных.

Наружные ограждающие конструкции жилого помещения, входящие в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, должны иметь теплоизоляцию, обеспечивающую в холодный период года относительную влажность в межквартирном коридоре и жилых комнатах не более 60 процентов, температуру отапливаемых помещений не менее +18 градусов по Цельсию, а также изоляцию от проникновения наружного холодного воздуха, пароизоляцию от диффузии водяного пара из помещения, обеспечивающие отсутствие конденсации влаги на внутренних поверхностях несветопрозрачных ограждающих конструкций и препятствующие накоплению излишней влаги в конструкциях жилого дома.

Жилые помещения, а также помещения, входящие в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, должны быть защищены от проникновения дождевой, талой и грунтовой воды и возможных бытовых утечек воды из инженерных систем при помощи конструктивных средств и технических устройств.

Основанием для признания жилого помещения непригодным для проживания является наличие выявленных вредных факторов среды обитания человека, которые не позволяют обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан вследствие:

ухудшения в связи с физическим износом в процессе эксплуатации здания в целом или отдельными его частями эксплуатационных характеристик, приводящего к снижению до недопустимого уровня надежности здания, прочности и устойчивости строительных конструкций и оснований;

изменения окружающей среды и параметров микроклимата жилого помещения, не позволяющих обеспечить соблюдение необходимых санитарно-эпидемиологических требований и гигиенических нормативов в части содержания потенциально опасных для человека химических и биологических веществ, качества атмосферного воздуха, уровня радиационного фона и физических факторов наличия источников шума, вибрации, электромагнитных полей.

Жилые помещения, расположенные в полносборных, кирпичных и каменных домах, а также в деревянных домах и домах из местных материалов, имеющих деформации фундаментов, стен, несущих конструкций и значительную степень биологического повреждения элементов деревянных конструкций, которые свидетельствуют об исчерпании несущей способности и опасности обрушения, являются непригодными для проживания вследствие признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.

Согласно Заключению о техническом состоянии квартиры в жилом доме <адрес>, составленному руководителем технического центра по обследованию и контролю качества строительных материалов и конструкций при МГУ им. Н.П. Огарева, кирпичный цоколь рассматриваемой части здания разрушился, превратившись в смесь из щебня и песка (литера А). Часть здания под литерой А2 обвалилась и на момент обследования отсутствует как таковая.

Деревянные наружные рубленые бревенчатые стены выполнены из нестроевого леса (в основном осина из бревен 14-16 мм меньше рекомендуемого 20-22 мм) и имеют перекос до 10°, имеется поражение гнилью бревен. На внутренней поверхности стен штукатурка по дранке имеет дефект в виде трещин и отслоения.

Деревянные перегородки и внутренние бревенчатые стены частично разрушены, частично имеют в зонах сопряжения их с перекрытием и полом зазоры до 65 мм.

Конструкции деревянного чердачного перекрытия - балки и щиты наката - частично разрушены, частично поражены гнилью из-за увлажнения их во время дождей. Балки имеют повышенную зыбкость и значения прогибов, превышающие 1/80 их длины.

Чердачная крыша находится в неудовлетворительном состоянии. Древесина мауэрлатов, стропильных ног и обрешетки частично разрушена, частично поражена гнилью.

Кровля из асбоцементных листов покрыта лишайником и имеет протечки. Функциональные назначения кровли на оставшейся части здания (литера А1) нарушены.

Полы деревянные - дощатые в оставшейся части здания - находятся в неудовлетворительном состоянии. Наблюдается повсеместное истирание досок настила. Сами полы имеют прогибы и просадки. Древесина полов поражена гнилью.

Окна и двери в оставшейся части здания находятся в неудовлетворительном состоянии. Оконные переплеты покоробились, створки окон не открываются. В отдельных окнах нарушилось сопряжение элементов. Переплеты расшатаны. Фурнитура частично отсутствует. Дверные коробки перекосились. Дверные полотна отсутствуют.

Электрооборудование находится в неудовлетворительном состоянии. Электропроводка открытого типа практически полностью потеряла эластичность. Провода открытой проводки провисают на фарфоровых изоляторах.

Водоснабжение, канализация, газоснабжение – отсутствуют.

Физический износ части здания дома под квартирой составляет 96,29 %. Техническое состояние части дома под квартирой характеризуется как непригодное для проживания, так как часть дома под литерой А2 обрушилась и ее не существует как таковой. Оставшаяся часть жилого дома под квартирой не отвечает или не удовлетворяет требованиям СНиП II-3-79* по тепловой защите наружных стен и оконных проемов; СНиП 2.08.01-89*.

На основании изложенного экспертом сделан вывод о том, что часть дома <адрес> под квартирой для проживания непригодна и подлежит сносу.

Согласно Экспертному заключению по протоколам лабораторных исследований аккредитованного лабораторного центра ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в РМ» параметры микроклимата (температура, отн. влажность) в жилой комнате по адресу: <адрес>, не соответствуют требованиям СанПиН 2.1.2645-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях» (температура воздуха ниже нормативной на 2,6 °С, относительная влажность выше нормативной на 5,2 %), скорость движения воздуха отвечает гигиеническим нормативам. Уровень естественного освещения не соответствует требованиям СанПиН «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях».

На основании вышеизложенного суд приходит к выводу о том, что часть жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, под квартирой в результате значительного физического износа имеет недопустимый уровень надежности здания, прочности и устойчивости строительных конструкций и оснований, не отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, вследствие чего подлежит признанию непригодным для проживания.

Таким образом, заключение межведомственной комиссии № 53/11 от 28 июня 2011 года о необходимости и возможности проведения капитального ремонта жилого помещения по адресу: <адрес>, является незаконным и необоснованным.

При данных обстоятельствах суд считает необходимым заявленные требования Ганиной Е.Н. удовлетворить, признать незаконным заключение межведомственной комиссии Администрации городского округа Саранск № 53/11 от 28 июня 2011 года о признании жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, пригодным для постоянного проживания и обязать межведомственную комиссию Администрации городского округа Саранск принять решение о признании жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, непригодным для проживания, аварийным и подлежащим сносу.

В соответствии со статьей 67 ГПК Российской Федерации суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы.

В соответствии с частью 1 статьи 98 ГПК Российской Федерации стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.

В силу части 1 статьи 88 ГПК Российской Федерации судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела.

Согласно предоставленным квитанциям истицей понесены расходы на оплату государственной пошлины в размере 400 рублей, расходы на оплату экспертизы в размере 9600 рублей и лабораторных исследований в размере 632 рубля, а всего 10 632 рубля.

В связи с чем с Администрации городского округа Саранск в пользу Ганиной Е.Н. подлежат взысканию судебные расходы в размере 10 632 рублей.

Исходя из изложенного, руководствуясь статьями 194-199, 258 ГПК Российской Федерации, суд

решил:

заявление Ганиной Елены Николаевны удовлетворить.

Признать незаконным заключение межведомственной комиссии Администрации городского округа Саранск № 53/11 от 28 июня 2011 года о признании жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, пригодным для постоянного проживания.

Обязать межведомственную комиссию Администрации городского округа Саранск принять решение о признании жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, непригодным для проживания, аварийным и подлежащим сносу.

Взыскать с Администрации городского округа Саранск в пользу Ганиной Елены Николаевны судебные расходы в размере 10 632 (десяти тысяч шестисот тридцати двух) рублей.

На решение суда может быть подана кассационная жалоба в Верховный Суд Республики Мордовия через Ленинский районный суд г.Саранска в течение десяти дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Председательствующий Н.П. Ерина