Дело №2-2380/2011 РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 06 октября 2011 года г. Саранск Ленинский районный суд г. Саранска Республики Мордовия в составе: председательствующего – судьи Кечкиной Н.В., с участием секретаря судебного заседания – Бакаевой О.В., с участием в деле: истицы – Красниковой М.С., ее представителей Чернышовой Т.Г., представившей доверенность № 5-3558 от 23 сентября 2011 года, и адвоката Адвокатской конторы Б. Мурашкинского района Нижегорожской области Мартьяновой Ж.В., представившей ордер № 59610 от 06 октября 2011 года и удостоверение № 1923 от 07 сентября 2011 года, ответчика – Министерства социальной защиты населения Республики Мордовия, его представителя Китаева А.А., ведущего специалиста отдела по правовой работе и организации торгов, представившего доверенность от 31 августа 2011 года № 07-7865, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Красниковой Марии Степановны к Министерству социальной защиты населения Республики Мордовия о признании незаконным отказа Министерства социальной защиты населения Республики Мордовия в предоставлении социальной выплаты на приобретение жилья и понуждении предоставить ей социальную выплату на приобретение жилья, установил: Красникова М.С. обратилась в суд с иском к Министерству социальной защиты населения Республики Мордовия о признании незаконным отказа Министерства социальной защиты населения Республики Мордовия в предоставлении социальной выплаты на приобретение жилья и понуждении предоставить ей социальную выплату на приобретение жилья. В обоснование своих требований Красникова М.С. указала, что является вдовой участника Великой Отечественной войны ФИО2, который умер Дата. ФИО2 действительно являлся ветераном - участником Великой Отечественной войны, который принимал участие в боевых операциях в период с 1949 года по 1951 года по ликвидации националистического подполья на территории Прибалтики. У ФИО2 имеются награды за службу в указанный период ВОВ. Кроме того, на нее, как на вдову участника ВОВ, распространяются меры социальной поддержки, предусмотренные статьей 21 ФЗ «О Ветеранах». 15 сентября 2011 года Министерство социальной защиты РМ отказало ей в выдаче свидетельства о предоставлении социальной выплаты на приобретение жилья отдельным категориям граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, мотивируя тем, что ее муж принимал участие в боевых операциях в период с 1949 года по 1951 года по ликвидации националистического подполья на территории Прибалтики, в связи с этим Указ Президента на нее не распространяется. Тем самым Министерство социальной защиты РМ нарушило ее права как вдовы участника ВОВ, на которую распространяются меры социальной поддержки, предусмотренные статьей 21 ФЗ «О Ветеранах». Таким образом, считает, что имеет право на получение жилищной субсидии согласно законодательству РФ. В силу Указа Президента РФ от 07 мая 2008 г. № 714 "Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов" необходимо завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах". Согласно ФЗ от 12.01.95 N 5-ФЗ "О ветеранах" ветеранами Великой Отечественной войны являются лица, принимавшие участие в боевых действиях по защите Отечества или обеспечении воинских частей действующей армии в районах боевых действий; лица, проходившие военную службу или проработавшие в тылу в период Великой Отечественной войны 1941-1945 годов не менее шести месяцев, исключая период работы на временно оккупированных территориях СССР, либо награжденные орденами или медалями СССР за службу и самоотверженный труд в период Великой Отечественной войны. К ветеранам Великой Отечественной войны относятся: участники Великой Отечественной войны: е) военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку), лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел и органов государственной безопасности, бойцы и командный состав истребительных, батальонов, взводов и отрядов защиты народа, принимавшие участие в боевых операциях по борьбе с десантами противника и боевых действиях совместно с воинскими частями, входившими в состав действующей армии, в период Великой Отечественной войны, а также принимавшие участие в боевых операциях по ликвидации националистического подполья на территориях Украины, Белоруссии, Литвы, Латвии и Эстонии в период с 01 января 1944 года по 31 декабря 1951 года. На основании изложенного просила суд признать незаконным отказ Министерства социальной защиты Республики Мордовия от 15 сентября 2011 года в предоставление социальной выплаты для приобретения жилья ей, вдове участника Великой Отечественной Войны, и обязать Министерство социальной защиты Республики Мордовия предоставить социальною выплату на приобретение жилья как вдове участника Великой Отечественной. В судебном заседании представитель истицы Чернышова Т.Г. представила заявление об уточнении исковых требований, в соответствии с которым просила суд признать незаконным отказ Министерства социальной защиты населения Республики Мордовия от 15 сентября 2011 года № 10/8314 Красниковой Марии Степановне в предоставлении социальной выплаты на строительство или приобретение жилья и обязать Министерство социальной защиты населения Республики Мордовия выдать Красниковой Марии Степановне свидетельство на получение единовременной социальной выплаты на строительство или приобретение жилья. В судебное заседание истица Красникова М.С. не явилась, о времени и месте судебного заседания была извещена своевременно и надлежащим образом, о причинах неявки суд не известила. В судебном заседании представители истицы Чернышова Т.Г. и Мартьянова Ж.В. исковые требования поддержали по основаниям, изложенным в исковом заявлении, просили суд их удовлетворить в полном объеме. В судебном заседании представитель ответчика Министерства социальной защиты населения Республики Мордовия Китаев А.А. исковые требования Красниковой М.С. не признал, просил исковые требования оставить без удовлетворения. Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав имеющиеся в деле письменные доказательства, суд приходит к выводу о том, что исковые требования Красниковой М.С. являются обоснованными и подлежат удовлетворению. Как следует из материалов дела и объяснений истицы, Красникова Мария Степановна является супругой ФИО2, умершего Дата, что подтверждается свидетельством о заключении брака и свидетельством о смерти № (л.д.5,12). Согласно справке Центрального архива внутренних войск от 30 октября 1995 года № 4/А/К-4543 специальной комиссией Главного управления командующего внутренними войсками МВД РФ (приказ от 24 октября 1995 года № 308) на основании архивных документов ФИО2, Дата рождения, подтверждено непосредственное участие в боевых операциях в составе военной части 3179 (1 МПС ОМС ДОИ) в 1949-1951 г.г. (Прибалтика, Украина) и установлен стаж для зачисления в выслугу лет в льготном исчислении (1 : 3) 1949 г.– 24 суток, 1951 г. – 45 суток. В связи с этим имеет право на льготы, установленные действующим законодательством (л.д.11). Справкой № 1405 от 16 марта 1998 года, выданной на имя Красниковой Марии Степановны начальником отдела социальной защиты Инсарского района РМ, подтверждается, что истица является супругой умершего участника Великой Отечественной войны ФИО2, являвшегося инвалидом вследствие общего заболевания, и имеет право на сохранение льгот предусмотренных статьей 21 ФЗ «О ветеранах» (л.д.10). 25 апреля 2011 года Красникова М.С. обратилась к Главе администрации Инсарского муниципального района Республики Мордовия с заявлением о рассмотрении вопроса о принятии ее на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий с помощью государственной поддержки. Заключением межведомственной комиссии жилое помещение, в котором проживает Крансикова М.С., расположенное по адресу: <адрес>, признано непригодным для нормальной эксплуатации. Согласно постановлению Главы администрации Инсарского муниципального района № 323 от 13 мая 2011 года Красникова М.С. как вдова участника Великой Отечественной войны принята на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, которые в соответствии с действующим законодательством имеют право на государственную поддержку в строительстве или приобретении жилья. Как это следует из пояснений представителей истицы, Красникова М.С. обратилась с заявлением в Министерство социальной защиты населения РМ по вопросу улучшения жилищных условий и предоставлении социальной выплаты. Ответом заместителя Министра социальной защиты населения РМ ФИО11 от 15 сентября 2011 года № 10/8314 было доведено до сведения Красниковой М.С., что Министерство регионального развития Российской Федерации письмом от 20 мая 2010 года № 20847-ВТ/07 разъяснило, что в рамках реализации Указа Президента РФ от 07 мая 2008 года № 714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов» право на обеспечение жильем имеют инвалиды и участники Великой Отечественной войны, принимавшие участие в боевых действиях по защите Отечества в составе действующей армии в период с 22 июня 1941 года по 03 сентября 1945 года. Согласно справке Центрального архива внутренних войск МВД РФ, ФИО2 принимал участие в боевых операциях в период с 1949 года по 1951 год по ликвидации националистического подполья на территории Прибалтики. В связи с этим Указ Президента на него не распространяется (л.д.8-9). Суд считает отказ незаконным по следующим основаниям. Указом Президента Российской Федерации от 07 мая 2008 года № 714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов» постановлено считать необходимым завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах». В силу пункта 1 и подпункта 2 пункта 3 статьи 23.2 Федерального закона от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг, установленных статьями 14 - 19 и 21 настоящего Федерального закона, полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 16 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 01 января 2005 года, и полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 15, 17 - 19 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий. Объем средств, предусмотренный в Федеральном фонде компенсаций бюджетам субъектов Российской Федерации, определяется по обеспечению жильем исходя из числа лиц, имеющих право на указанные меры социальной поддержки; общей площади жилья 36 квадратных метров и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъекту Российской Федерации, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации, определенных категорий граждан. В силу подпункта «е» подпункта 1 пункта 1 статьи 2 Федерального закона от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» к ветеранам Великой Отечественной войны относятся участники Великой Отечественной войны, военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку), лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел и органов государственной безопасности, бойцы и командный состав истребительных батальонов, взводов и отрядов защиты народа, принимавшие участие в боевых операциях по борьбе с десантами противника и боевых действиях совместно с воинскими частями, входившими в состав действующей армии, в период Великой Отечественной войны, а также принимавшие участие в боевых операциях по ликвидации националистического подполья на территориях Украины, Белоруссии, Литвы, Латвии и Эстонии в период с 01 января 1944 года по 31 декабря 1951 года. ФИО2 принимал участие в боевых действиях в составе военной части 3179 в 1949-1951 г.г. (Прибалтика, Украина), входившей в состав действующей армии, и являлся участником Великой Отечественной войны, на которого распространяется действие статей 2 и 4 Федерального закона «О ветеранах». Таким образом, ФИО2 в силу подпункта «е» подпункта 1 пункта 1 статьи 2 Федерального закона от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» являлся участником Великой Отечественной войны, согласно которому к ветеранам Великой Отечественной войны относятся военнослужащие, в том числе принимавшие участие в боевых операциях по ликвидации националистического подполья на территориях Украины, Белоруссии, Литвы, Латвии и Эстонии в период с 01 января 1944 года по 31 декабря 1951 года. В соответствии с пунктом 6 статьи 23.2 Федерального закона от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» форма предоставления мер социальной поддержки определяется нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации. Постановлением Правительства Республики Мордовия от 24 апреля 2006 года № 155 «О порядке предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий» установлено, что формой обеспечения жильем граждан, имеющих право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета в соответствии со статьей 23.2 Федерального закона «О ветеранах» и статьей 28.2 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», является предоставление им социальных выплат на строительство или приобретение жилья. В соответствии с пунктами 3, 4 и 5 Порядка предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, утвержденного Постановлением Правительства Республики Мордовия от 24 апреля 2006 года № 155, функции, связанные с проведением мероприятий по предоставлению социальных выплат, осуществляются Министерством социальной защиты населения Республики Мордовия. Правом на получение социальной выплаты обладают участники Великой Отечественной войны, признанные нуждающимися в улучшении жилищных условий. Социальная выплата предоставляется гражданину за счет средств, поступивших в республиканский бюджет Республики Мордовия в виде субвенции из федерального бюджета, путем выдачи свидетельства на получение социальных выплат. Анализируя все представленные по делу доказательства, суд приходит к выводу, что ФИО2 относился к военнослужащим, проходившим военную службу в составе действующей армии в период боевых операций по защите Отечества, следовательно, в силу подпункта «е» подпункта 1 пункта 1 статьи 2 Федерального закона от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» являлся ветераном и участником Великой Отечественной войны. В связи с этим довод ответчика о том, что Указ Президента Российской Федерации от ФИО69 мая 2008 года № 714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов» на ФИО2 не распространяется, является несостоятельным. Согласно статье 21 Федерального закона «О ветеранах» меры социальной поддержки, установленные для семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий (далее - погибшие (умершие)), предоставляются нетрудоспособным членам семьи погибшего (умершего), состоявшим на его иждивении и получающим пенсию по случаю потери кормильца (имеющим право на ее получение) в соответствии с пенсионным законодательством Российской Федерации. Указанным лицам предоставляется и такая мера социальной поддержки как обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем членов семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 01 января 2005 года, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Независимо от нахождения на иждивении и получения любого вида пенсии и заработка меры социальной поддержки предоставляются супруге (супругу) умершего участника Великой Отечественной войны или ветерана боевых действий, не вступившей (не вступившему) в повторный брак и проживающей (проживающему) одиноко. Красникова М.С. повторно в брак не вступала, что также не оспаривается стороной ответчика. Таким образом, меры социальной поддержки предоставляются супруге умершего участника Великой Отечественной войны, состоящей на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, не вступившей в повторный брак. При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что истица является членом семьи ФИО2 - участника Великой Отечественной войны, умершего Дата, и как член его семьи имеет право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета в соответствии со статьями 21 и 23. 2 Федерального закона от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» и в рамках Указа Президента Российской Федерации № 714 от 07 мая 2008 года «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 – 1945 г.г.», в связи с чем ее исковые требования являются обоснованными и подлежат удовлетворению. В соответствии со статьей 67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Исходя из изложенного, оценивая достаточность и взаимную связь представленных сторонами доказательств в их совокупности, разрешая дело по представленным доказательствам, в пределах заявленных истицей требований и по указанным ею основаниям, руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд решил: исковые требования Красниковой Марии Степановны к Министерству социальной защиты населения Республики Мордовия о признании незаконным отказа Министерства социальной защиты населения Республики Мордовия в предоставлении социальной выплаты на приобретение жилья и понуждении предоставить ей социальную выплату на приобретение жилья удовлетворить. Признать незаконным отказ Министерства социальной защиты населения Республики Мордовия от 15 сентября 2011 года № 10/8314 Красниковой Марии Степановне в предоставлении социальной выплаты на строительство или приобретение жилья. Обязать Министерство социальной защиты населения Республики Мордовия выдать Красниковой Марии Степановне свидетельство на получение единовременной социальной выплаты на строительство или приобретение жилья. На решение суда может быть подана кассационная жалоба в Верховный Суд Республики Мордовия через Ленинский районный суд г. Саранска Республики Мордовия в течение десяти дней со дня принятия решения судом в окончательной форме. Председательствующий Судья Ленинского районного суда г. Саранска Республики Мордовия Н.В. Кечкина