Дело № 2-2417/2011 РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 14 октября 2011 года г. Саранск Ленинский районный суд г. Саранска Республики Мордовия в составе: председательствующего – судьи О.В. Селезневой, с участием секретаря судебного заседания – А.А. Пучковой, с участием в деле: истицы – Тамары Ивановны Осиповой, ее представителя Татьяны Николаевны Дудко, представившей доверенность серии 13 АА № 0152678 от 02 марта 2011 года, ответчика - Администрации городского округа Саранск, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Тамары Ивановны Осиповой к Администрации городского округа Саранск о понуждении утвердить и выдать ей схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории площадью 25 кв.м. для размещения бокса гаража по адресу: <адрес>, для постановки на кадастровый учет, установил: 23 сентября 2011 года Т.Н. Дудко, действующая от имени Т.И. Осиповой, обратилась в суд с иском к Администрации городского округа Саранск о понуждении утвердить и выдать ей схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории площадью 25 кв.м. для размещения бокса гаража по адресу: <адрес>, для постановки на кадастровый учет. В обоснование требований указала, что Т.И. Осипова является собственницей бокса гаража, расположенного по адресу: <адрес>. Ею была подготовлена схема расположения земельного участка для размещения указанного бокса гаража и в установленном порядке согласована с Управлением градостроительства и архитектуры и Комитетом земельных отношений городского округа Саранск. 25 июля 2011 года Т.И. Осипова обратилась к ответчику с заявлением, в котором просила утвердить схему расположения на кадастровом плане территории земельного участка площадью 25 кв.м для размещения бокса гаража по адресу: <адрес>, с целью дальнейшей постановки на кадастровый учет, однако до настоящего времени обращение Т.И. Осиповой ответчиком не рассмотрено. Для подготовки межевого плана и постановки земельного участка на кадастровый учет требуется согласование границ земельного участка (схемы расположения) с собственником (ответчиком). Бездействие ответчика считает незаконным, несоответствующим действующему законодательству, поскольку тем самым Т.И. Осиповой создано препятствие в осуществлении возможности приобрести в собственность земельный участок для размещения бокса гаража. Просила обязать Администрацию городского округа Саранск утвердить и выдать Т.И. Осиповой схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории площадью 25 кв.м. для размещения бокса гаража по адресу: <адрес>, для постановки на кадастровый учет. В судебное заседание истица Т.И. Осипова не явилась, о времени и месте судебного заседания была извещена своевременно и надлежащим образом, представила суду заявление о рассмотрении дела в ее отсутствие. В судебном заседании представитель истицы Т.И. Осиповой – Т.Н. Дудко иск поддержала по тем же основаниям, просила суд удовлетворить его в полном объеме, кроме того, объяснила, что Администрацией городского округа Саранск 05 октября 2011 года дан ответ Т.И. Осиповой на ее заявление от 25 июля 2011 года об утверждении схемы расположения земельного участка для размещения бокса гаража по <адрес>, из которого следует, что в связи со строительством стадиона водных видов спорта и благоустройством прилегающей территории (в том числе с обустройством парковки транспорта) удовлетворить ее просьбу не представляется возможным. В судебное заседание представитель ответчика Администрации городского округа Саранск не явился, о времени и месте судебного заседания указанное лицо было извещено своевременно и надлежащим образом, о причинах неявки своего представителя суд не известило. Заслушав объяснения представителя истицы, исследовав письменные доказательства, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленного иска по следующим мотивам. Как это следует из материалов дела, Т.И. Осиповой принадлежит на праве собственности бокс гаража общей площадью 23,1 кв.м., этаж 1, расположенный по адресу: <адрес> (л.д.7). Согласно ситуационному плану участка с Управлением градостроительства и архитектуры и Комитетом земельных отношений городского округа Саранск согласована схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории для размещения бокса гаража, расположенного по адресу: <адрес> (л.д.4-5). 25 июля 2011 года Т.И. Осипова обратилась в Администрацию городского округа Саранск с заявлением об утверждении схемы земельного участка для размещения бокса гаража, расположенного по адресу: <адрес>, принадлежащего ей на праве собственности, приложив к нему документы, необходимые для принятия решения (л.д.25-35). 05 октября 2011 года Администрацией городского округа Саранск дан ответ Т.И. Осиповой на ее заявление от 25 июля 2011 года, из которого следует, что в связи со строительством стадиона водных видов спорта и благоустройством прилегающей территории (в том числе с обустройством парковки транспорта) удовлетворить ее просьбу не представляется возможным (л.д.36). Суд считает вышеуказанный ответ Администрации городского округа Саранска необоснованным, незаконным и нарушающим гарантированное статьей 35 Конституции Российской Федерации право истицы иметь имущество в собственности. В соответствии со статьей 2 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Согласно статье 18 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием. Согласно статьям 29 и 36 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса. Граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом. Согласно статье 34 Земельного кодекса Российской Федерации органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков. Граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, осуществляющие предоставление земельных участков. В указанном заявлении должны быть определены цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на землю. Орган местного самоуправления на основании указанного заявления с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости". Право на приватизацию, обусловленную переходом к многообразию форм собственности, которые признаются и защищаются в Российской Федерации равным образом (статья 8 Конституции Российской Федерации), не относится к числу конституционных, - оно регламентируется федеральным законодательством. Вместе с тем, закрепляя это право в федеральном законе, государство обязано обеспечить возможность его реализации таким образом, чтобы при передаче имущества в собственность субъектов частного права соблюдались соответствующие гарантии, предусмотренные Конституцией Российской Федерации. В соответствии с пунктом 3 статьи 28 Федерального закона от 21 декабря 2001 года № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» отказ в выкупе земельного участка не допускается за исключением случаев, предусмотренных законом. Нормами пунктов 2, 3 статьи 15, пунктов 2, 4, 5 статьи 27, пункта 4 статьи 28 и пункта 1 статьи 37 Земельного кодекса Российской Федерации, пункта 8 статьи 28 Федерального закона «О приватизации государственного и муниципального имущества» предусмотрены основания, препятствующие отчуждению земельных участков в частную собственность, а нормами пунктов 2, 3, 5 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации установлены дополнительные условия, выполнение которых необходимо для выкупа земельного участка. Кроме того, в статье 17 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» указан необходимый перечень документов, которые являются основаниями для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Обязательным приложением к документам, необходимым для осуществляемой по установленным настоящим пунктом основаниям государственной регистрации прав на объект недвижимого имущества, является кадастровый паспорт данного объекта недвижимого имущества. Представление кадастрового паспорта данного объекта недвижимого имущества не требуется, если кадастровый паспорт, план данного объекта недвижимого имущества или иной документ, предусмотренный настоящим Федеральным законом и содержащий описание данного объекта недвижимого имущества, либо в случае государственной регистрации прав на земельный участок - кадастровый паспорт или кадастровый план такого земельного участка ранее уже представлялся и был помещен в соответствующее дело правоустанавливающих документов. Пункт 7 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации указывает, что в случае, если не осуществлен государственный кадастровый учет земельного участка или в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о земельном участке, необходимые для выдачи кадастрового паспорта земельного участка, орган местного самоуправления на основании заявления гражданина или юридического лица, либо обращения предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса исполнительного органа государственной власти в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Новый этап в приватизации земельного участка – «утверждение схемы расположения земельного участка на кадастровом плане». В соответствии все с тем же пунктом 7 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом «О государственном кадастре недвижимости». Таким образом, утверждение схемы расположения земельного участка на кадастровом плане является необходимым условием последующей постановки участка на кадастровый учет. Последний, в свою очередь, является, необходим условием для приватизации земельного участка. В связи с этим суд считает, что Администрация городского округа Саранск, отказывая истице в утверждении схемы расположения земельного участка, нарушает ее права на оформление земельного участка. Согласно статье 3, пункту третьему статьи 9, пункту четвертому статьи 35 и статье 31 Устава городского округа Саранск, утвержденного решением Саранского городского Совета депутатов от 23 декабря 2005 года № 177, к вопросам местного значения муниципального образования относится владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности. Для решения вопросов местного значения Администрация городского округа Саранск управляет муниципальной собственностью в порядке, установленном Советом депутатов. Исполнительно-распорядительным органом муниципального образования городского округа Саранск является Администрация городского округа Саранск, которая в соответствии со статьей 53 Устава вправе передавать имущество, находящееся в муниципальной собственности, во временное или постоянное пользование физическим и юридическим лицам, органам государственной власти Российской Федерации (органам государственной власти Республики Мордовия) и органам местного самоуправления иных муниципальных образований, отчуждать, перепрофилировать, совершать иные сделки в соответствии с федеральным законодательством и в порядке, определяемом Советом депутатов. При таких обстоятельствах обязанность утвердить схему расположения земельного участка должна быть возложена на Администрацию городского округа Саранск, которая является надлежащим ответчиком по заявленным истицей исковым требованиям. Доказательств того, что спорный земельный участок определен под строительство стадиона водных видов спорта и благоустройство прилегающей территории (в том числе обустройство парковки автотранспорта) со сносом всех строений, в том числе принадлежащего истице гаража, ответчиком не представлено. Таким образом, суд считает, что исковые требования Т.И. Осиповой к Администрации городского округа Саранск подлежат удовлетворению. В соответствии со статьей 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. В соответствии со статьей 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи 96 указанного кодекса. Согласно статье 88 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела. Исковое заявление Т.И. Осиповой оплачено государственной пошлиной в размере 200 рублей (л.д.1). При этом уплаченная истицей государственная пошлина в указанном размере соответствует размеру государственной пошлины, предусмотренному подпунктом 3 пункта 1 статьи 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации, согласно которому с исковых заявлений граждан неимущественного характера взимается государственная пошлина в размере 200 рублей. В этой связи истице подлежат возмещению понесенные ею расходы по оплате государственной пошлины в размере 200 рублей. Исходя из изложенного, оценивая достаточность и взаимную связь представленных сторонами доказательств в их совокупности, разрешая дело по представленным доказательствам, в пределах заявленных истицей требований и по указанным ею основаниям, руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд решил: иск Тамары Ивановны Осиповой к Администрации городского округа Саранск о понуждении утвердить и выдать ей схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории площадью 25 кв.м. для размещения бокса гаража по адресу: <адрес>, для постановки на кадастровый учет удовлетворить. Обязать Администрацию городского округа Саранск утвердить схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории площадью 25 кв.м. для размещения бокса гаража по адресу: <адрес>, для постановки на кадастровый учет и выдать ее Тамаре Ивановне Осиповой. Взыскать с Администрации городского округа Саранск в пользу Тамары Ивановны Осиповой 200 (двести) рублей в качестве возмещения расходов, понесенных истицей по оплате государственной пошлины. На решение суда может быть подана кассационная жалоба в Верховный суд Республики Мордовия через Ленинский районный суд г. Саранска Республики Мордовия в течение десяти дней со дня принятия решения судом в окончательной форме. Председательствующий Судья Ленинского районного суда г. Саранска Республики Мордовия О.В. Селезнева