О признании незаконным постановления



Дело № 2-1131/2011

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

06 июня 2011 года г. Саранск

Ленинский районный суд г. Саранска Республики Мордовия в составе:

председательствующего – судьи Ремнёвой И.П.,

с участием секретаря судебного заседания – Лещевой Е.П.,

с участием в деле:

истца – Резепова Виктора Ивановича, его представителя - адвоката Фадеевой Надежды Николаевны, действующей по ордеру № 372 от 5 мая 2011 года,

ответчика – Администрации городского округа Саранск, ее представителя - Стансковой Елены Викторовны, действующей по доверенности от 8 декабря 2010 года,

третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика – Правительства Республики Мордовия, его представителя - Лычевой Галины Григорьевны, действующей по доверенности от 29 декабря 2010 года,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Резепова Виктора Ивановича к Администрации городского округа Саранск о признании незаконным постановления Главы Администрации городского округа Саранск от 20 августа 2010 года № 2142 в части снятия Резепова Виктора Ивановича с учета нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий и возложении на Администрацию городского округа Саранск обязанности включить Резепова Виктора Ивановича в список граждан, уволенных с военной службы, на обеспечение жилыми помещениями в форме предоставления единовременной денежной выплаты на приобретение жилого помещения в соответствии со статьей 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» и пунктом 24 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 – 2010 годы, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 года № 153,

установил:

Резепов В.И. обратился в суд с иском к Администрации городского округа Саранск о признании незаконным решения о снятии его с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий и возложении обязанности на Администрацию городского округа Саранск включить его в список обеспечения жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы, за счет средств федерального бюджета в форме предоставления единовременной денежной выплаты на приобретение жилого помещения.

В обоснование иска указал, что он служил в органах внутренних дел более 18 лет, в том числе в Кежемском районе Красноярского края, приравненном к районам Крайнего Севера, 9 лет 11 месяцев и 25 дней. После увольнения из органов внутренних дел Резепов В.И. сдал служебное жилье и вернулся с семьей в Мордовию, где его с семьей из 4 –х человек признали нуждающимся в улучшении жилищных условий и поставили на очередь на получение государственного жилищного сертификата.

Ежегодно в течение 12 лет истец представлял в жилищный отдел Администрации городского округа Саранск документы для перерегистрации, в том числе писал заявления-рапорты о включении его в состав участников подпрограммы «Государственные жилищные сертификаты на 2004-2010 годы».

Письмом от 24 марта 2011 года № Пр-1253 городская администрация уведомила истца о том, что он снят с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий, так как уволен со службы по основанию, не дающему право на улучшение жилищных условий.

Истец с данным решением Администрации городского округа Саранск не согласен, поскольку с момента постановки его на очередь городская администрация никогда не высказывала сомнений в том, что Резепов В.И. не имеет права на получение жилья. По этой причине истец не воспользовался иными возможностями для улучшения своих жилищных условий и считает, что тем самым ответчик нарушил его право на улучшение жилищных условий.

По данным основаниям, ссылаясь на пункт 2 статьи 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих», пункт 24 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации, просил суд признать незаконным решение о его снятии с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий и обязать Администрацию городского округа Саранск включить его в список обеспечения жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы, за счет средств федерального бюджета в форме предоставления единовременной денежной выплаты на приобретение жилого помещения.

23 мая 2011 года Резепов В.И. обратился в суд с заявлением, в котором уточнил исковые требования. Просил суд признать незаконным постановление Главы Администрации городского округа Саранск от 20 августа 2010 года № 2142 в части снятия Резепова В.И. с учета нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий и обязать Администрацию городского округа Саранск включить его в список граждан, уволенных с военной службы, на обеспечение жилыми помещениями в форме предоставления единовременной денежной выплаты на приобретение жилого помещения в соответствии со статьей 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» и пунктом 24 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 – 2010 годы, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 года № 153.

В судебном заседании Резепов В.И. исковые требования поддержал по тем же основаниям, просил суд их удовлетворить. Суду объяснил, что о том, что постановлением Главы Администрации городского округа Саранск от 20 августа 2010 года № 2142 он снят с учета нуждающихся в получении жилых помещений, ему стало известно в ноябре 2010 года. В суд с заявлением об оспаривании указанного постановления он не обращался ранее, поскольку у него не было на это времени, так как он работал в г. Сочи.

В судебном заседании представитель истца Фадеева Н.Н. исковые требования Резепова В.И. поддержала, просила суд их удовлетворить. Суду объяснила, что на тот момент, когда истец был поставлен городской администрацией в льготную очередь на жилье, действовало постановление Правительства Российской Федерации № 26 от 13 января 1996 года «О дополнительных мерах по обеспечению жильем военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы в запас или отставку, сотрудников органов внутренних дел, а также членов их семей и о программе строительства жилья для этой категории граждан на 1996-1997 годы», которое не предусматривало, что военнослужащие обеспечиваются жильем в зависимости от оснований увольнения со службы.

Истец снят с очереди нуждающихся в улучшении жилищных условий в нарушение статьи 6 Федерального закона от 29 декабря 2004 года № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации», статьи 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» и пункта 24 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 – 2010 годы, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 года № 153.

В судебном заседании представитель ответчика Администрации городского округа Саранск Станскова Е.В. исковые требования Резепова В.И. не признала. Суду объяснила, что постановлением Администрации г. Саранска № 1686 от 31 декабря 1997 года Резепов В.И. с составом семьи из 4-х человек включен в списки очередности офицеров запаса на получение жилой площади под № 558.

1 июля 1998 года Резепов В.И. обратился с заявлением о включении его в состав кандидатов на участие в президентской программе «Государственные жилищные сертификаты».

Из материалов учетного дела следует, что 10 июля 1998 года начальником жилищного отдела ФИО9 Резепову В.И. было направлено извещение о том, что по результатам рассмотрения данного заявления на заседании комиссии по формированию списков очередности граждан, уволенных с военной службы и нуждающихся в улучшении жилищных условий, Резепов В.И. включен в вышеуказанный список под номером 100.

Однако предоставить суду копию постановления о включении Резепова В.И. с составом семьи из 4-х человек в список-заявку на 1998 год получателей государственного жилищного сертификата не представляется возможным, поскольку данное постановление в нормативно-правовых документах Администрации городского округа Саранск не обнаружено.

Резепов В.И. был включен в льготную очередь офицеров запаса на получение жилой площади на основании постановления Совета Министров ССР от 7 сентября 1989 года № 734, Закона Российской Федерации «О статусе военнослужащих» от 22 января 1993 года № 4338-1.

В общей очереди нуждающихся в улучшении жилищных условий Резепов В.И. не состоял.

В списках очереди граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, которые на основании действующего законодательства имеют право на государственную поддержку в строительстве или приобретении жилья, или очереди граждан, нуждающихся в жилом помещении, после вступления в силу Жилищного кодекса Российской Федерации не состоит.

По заявлениям (рапортам) Резепова В.И. от 17 марта 2006 года о включении в состав участников подпрограммы «Государственные жилищные сертификаты на 2004-2010 годы» и от 30 мая 2006 года о включении в состав участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» городская администрация не принимала решений о признании истца участником подпрограмм «Государственные жилищные сертификаты» на 2004-2010 годы и «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством», так как к заявлениям не были приложены необходимые документы.

Кроме этого, согласно подпункту «ж» пункта 44 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации № 153 от 21 марта 2006 года, в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» одним из документов, предъявляемых участником подпрограммы для получения сертификата, является обязательство о сдаче или безвозмездном отчуждении жилого помещения, за исключением случаев, когда гражданин предъявит документ, подтверждающий отсутствие у него жилого помещения для постоянного проживания. Жена и дочь Резепова В.И. имели в долевой собственности квартиру. Согласие о сдаче жилого помещения Резеповым В.И. не дано.

В ходе проведенной проверки по имеющимся в учетном деле Резепова В.И. документам установлено, что Резепов В.И. не имеет право на получение жилой площади, так как уволен со службы по основанию, не дающему право на улучшение жилищных условий в льготном порядке.

Резепов В.И. уволен со службы по выслуге срока службы, дающего право на пенсию. Тогда как в соответствии с подпунктом «а» пункта 6 постановления Правительства Российской Федерации от 6 сентября 1998 года № 1054 «О порядке учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или отставку и службы в органах внутренних дел, а также военнослужащих и сотрудников Государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства» нуждающимися в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства за счет средств федерального бюджета признаются граждане, проходившие военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, федеральных органах исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, вооруженных силах и других воинских формированиях государств-участников СНГ, с которыми заключены соответствующие договоры, и уволенные с военной службы в запас или в отставку, прибывшие и вставшие на воинский учет по избранному постоянному месту жительства либо оставшиеся проживать по прежнему месту службы до получения жилья в избранном постоянном месте жительства, имеющие общую продолжительность военной службы 10 лет и более в календарном исчислении, уволенные по следующим основаниям:

по достижении предельного возраста пребывания на военной службе;

по состоянию здоровья;

в связи с организационно-штатными мероприятиями.

В связи с выявлением допущенного нарушения Постановлением Главы Администрации городского округа Саранск от 20 августа 2010 года № 2142 Резепов В.И. исключен из списка очередности на получение жилой площади в соответствии с Правилами учета военнослужащих, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 1998 года № 1054, так как уволен по основанию, не дающему право на улучшение жилищных условий в льготном порядке.

В судебном заседании представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика Правительства Республики Мордовия относительно исковых требований Резепова В.И. возразила, просила суд отказать в их удовлетворении.

Суду объяснила, что Резепов В.И. состоял в сводном списке (заявке) на 1998 год получателей государственных жилищных сертификатов, граждан, уволенных с военной службы.

В последующие 1999-2011 годы Администрация городского округа Саранск в Сводные списки граждан-участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» по Республике Мордовия Резепова В.И. не включала.

В соответствии с письмом Министерства регионального развития Российской Федерации от 19 июля 2010 года № 27511-кк/07 Администрацией городского округа Саранск проведена проверка списков очередности военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы, нуждающихся в получении жилья или улучшении жилищных условий, вставших на учет в органах местного самоуправления до 1 января 2005 года.

Постановление Главы Администрации городского округа Саранск от 20 августа 2010 года № 2142 об исключении Резепова В.И. из списка очередности военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы, нуждающихся в получении жилья или улучшении жилищных условий, является законным, так как в 1997 году истец был включен в данный список очередности безосновательно в нарушение действующего законодательства.

Истец не может быть включен в список граждан, уволенных с военной службы, на обеспечение жилыми помещениями в форме предоставления единовременной денежной выплаты на приобретение жилого помещения, поскольку не является участником подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 – 2010 годы, и не может быть им признан, так как уволен из органов внутренних дел по основанию «по выслуге срока службы, дающего право на пенсию», не дающему право на улучшение жилищных условий в льготном порядке и получение государственного жилищного сертификата.

Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные доказательства, суд приходит к выводу о том, что исковые требования Резепова В.И. не подлежат удовлетворению.

Как следует из материалов дела, приказом начальника ОИТУ УИН УВД Красноярского края № 12 л/с от 27 марта 1997 года майор внутренней службы оперативный дежурный ИТК-29 ОИТК -6 с 15 апреля 1997 года Резепов В.И. уволен по пункту «в» части первой статьи 58 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации по выслуге срока службы, дающего право на пенсию, срок службы в органах внутренних дел в календарном исчислении составляет 18 лет 3 месяца 19 дней.

14 апреля 1997 года Резепову В.И. и.о. начальника учреждения К-100 (фамилия неразборчиво) выдано удостоверение о том, что Резепов В.И. уволен со службы в органах внутренних дел по выслуге лет. В соответствии со статьей 35 закона Российской Федерации от 21 июля 1993 года № 5473-1 часть 4 имеет право на льготы в обеспечении жилыми помещениями.

19 декабря 1997 года Резепов В.И. подал на имя Главы г. Саранска заявление, в котором просил поставить его на льготную очередь для получения квартиры, поскольку он проходил службу в органах МВД в районе, приравненному к Крайнему Северу, в настоящее время прибыл в г. Саранск и временно проживает вместе с семьей в квартире отца жены, своей жилплощади не имеет.

Постановлением Главы г.Саранска от 31 декабря 1997 года № 1686 «Об утверждении протокола городской жилищной комиссии» Резепов В.И. с семьей из 4-х человек с 19 декабря 1997 года как офицер запаса включен в льготную очередь на жилье под № 558.

Как следует из информации, представленной по запросу суда начальником жилищного управления Администрации городского округа Саранск ФИО8 16 мая 2011 года и 24 мая 2011 года, Резепов В.И. был включен в льготную очередь офицеров запаса на получение жилой площади на основании постановления Совета Министров СССР от 7 сентября 1989 года № 734, Закона Российской Федерации «О статусе военнослужащих» от 22 января 1993 года № 4338-1. В общей очереди нуждающихся в улучшении жилищных условий Резепов В.И. не стоял.

1 июня 1998 года Резепов В.И. подал на имя Главы г. Саранска заявление о включении его в состав кандидатов на участие в президентской программе «Государственные жилищные сертификаты» и выдаче ему государственного жилищного сертификата для приобретения жилья.

10 июля 1998 года Резепову В.И. направлено уведомление за подписью начальника жилищного отдела Администрации г. Саранска ФИО9, из которого следует, что заявление Резепова В.И. о выдаче государственного жилищного сертификата рассмотрено на заседании комиссии по формированию списков очередности граждан, уволенных с военной службы и нуждающихся в улучшении жилищных условий, комиссия решила включить семью Резепова В.И., состоящую из 4-х человек, под номером 100.

Однако документ, на основании которого истцу направлено указанное уведомление, в материалах учетного дела истца отсутствует.

Как следует из ответа начальника жилищного управления Администрации городского округа Саранск ФИО8 от 24 мая 2011 года на запрос суда о предоставлении данного документа, Администрация городского округа Саранск не имеет возможности предоставить суду копию постановления о включении Резепова В.И. с составом семьи из 4-х человек в список-заявку на 1998 год получателей государственного жилищного сертификата, поскольку данное постановление в нормативно-правовых документах Администрации городского округа Саранск не обнаружено.

В учетном деле Резепова В.И. имеются заявление (рапорт) истца о включении его в состав участников подпрограммы «Государственные жилищные сертификаты» на 2004-2010 годы от 17 марта 2005 года, заявление (рапорт) о включении его в состав участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» от 30 мая 2006 года без указания наименования органа, которому адресованы эти заявления.

Как следует из объяснений представителя ответчика Стансковой Е.В. и информации, представленной по запросу суда жилищным управлением Администрации городского округа Саранск 16 мая 2011 года по заявлениям (рапортам) Резепова В.И. о включении в состав участников подпрограммы «Государственные жилищные сертификаты на 2004-2010 годы» и о включении в состав участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» городская администрация не принимала решений о признании истца участником подпрограмм «государственные жилищные сертификаты» на 2004-2010 годы и «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством», так как к заявлениям не были приложены необходимые документы.

Постановлением Главы Администрации городского округа Саранск от 20 августа 2010 года № 2142 Резепов В.И. снят с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий, исключен из списка очередности, так как уволен по основанию, не дающему право на улучшение жилищных условий (подпункт «а» пункта 6 Правил учета военнослужащих, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 1998 года № 1054).

Как следует из объяснений истца, об указанном постановлении городской администрации ему стало известно в ноябре 2010 года. В суд с настоящим исковым заявлением он обратился 21 апреля 2011 года по той причине, что работал за пределами Республики Мордовия в г. Сочи.

Суд считает, что оспариваемое истцом постановление Главы Администрации городского округа Саранск от 20 августа 2010 года № 2142 в той его части, в которой Резепов В.И. снят с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий, исключен из списка очередности, является законным.

На момент увольнения Резепова В.И. со службы в органах внутренних дел - 27 марта 1997 года, подачи им заявления в городскую администрацию с просьбой поставить его на льготную очередь для получения квартиры – 19 декабря 1997 года и вынесения постановления Главы г.Саранска от 31 декабря 1997 года № 1686 о включении истца с семьей из 4-х человек с 19 декабря 1997 года как офицера запаса в льготную очередь на жилье под № 558 порядок льготного предоставления жилья военнослужащим, уволенным с военной службы, регулировался Законом Российской Федерации от 22.01.1993 N 4338-1 «О статусе военнослужащих» и Положением о льготах военнослужащих, военнообязанных лиц, уволенных с воинской службы в отставку, и их семей, утвержденным Постановлением Совета Министров СССР от 17 февраля 1981 года № 193.

В соответствии с пунктом 19 Положения о льготах для военнослужащих, военнообязанных лиц, уволенных с воинской службы в отставку, и их семей, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от ДД.ММ.ГГГГ , право на постановку на учет граждан, уволенных с военной службы в запас или отставку, нуждающихся в улучшении жилищных условий, для получения жилой площади за счет средств федерального бюджета на льготных основаниях предусматривается только за лицами, уволенными с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья и в связи с организационно-штатными мероприятиями.

Пунктом 3 Постановления Совета Министров СССР от 7 сентября 1989 года № 734 было установлено, что на учет для обеспечения жилой площадью исполнительными комитетами местных Советов народных депутатов без предоставления документов о выписке с прежнего места жительства и сдаче занимаемого жилого помещения принимаются лица офицерского состава, прапорщики, мичманы и военнослужащие сверхсрочной службы, уволенные из Вооруженных Сил СССР, пограничных, внутренних и железнодорожных войск в запас или отставку по состоянию здоровья, возрасту или сокращению штатов.

Часть шестая статьи 15 Закона Российской Федерации от 22 января 1993 года № 4338-1 «О статусе военнослужащих» также предусматривала, что органами местного самоуправления жилыми помещениями по установленным нормам не позднее чем в трехмесячный срок со дня подачи заявления для включения в списки нуждающихся в улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства обеспечиваются только граждане, уволенные с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более, и члены их семей обеспечиваются.

Часть четвертая статьи 35 Закона Российской Федерации от 21 июля 1993 года № 5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы», в редакции, действовавшей на даты увольнения истца со службы из органов внутренних дел и включении его городской администрацией как офицера запаса в льготную очередь на жилье, также предусматривала, что органами местного самоуправления жилыми помещениями по установленным нормам не позднее чем в трехмесячный срок со дня подачи заявления для постановки на квартирный учет в избранном постоянном месте жительства обеспечиваются сотрудники уголовно-исполнительной системы, прослужившие в учреждениях с особыми условиями хозяйственной деятельности не менее 10 лет и уволенные из органов внутренних дел Российской Федерации по достижении предельного возраста пребывания на службе, состоянию здоровья или сокращению штатов, а также члены их семей.

Поскольку истец был уволен со службы по иному основанию - по выслуге срока службы, дающего право на пенсию, выданное ему 14 апреля 1997 года и.о. начальника учреждения К-100 (фамилия неразборчиво) удостоверение о том, что Резепов В.И. уволен со службы в органах внутренних дел по выслуге лет и в соответствии со статьей 35 Закона Российской Федерации от 21 июля 1993 года № 5473-1 часть 4 имеет право на льготы в обеспечении жилыми помещениями, не соответствует действительности, так как противоречит вышеприведенной норме.

Пункт 14 статьи 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» в первоначальной редакции (№ 1 от 27 мая 1998 года) предусматривал, что военнослужащие, имеющие общую продолжительность военной службы 10 лет и более, при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и члены их семей при перемене места жительства не позднее, чем в трехмесячный срок со дня прибытия на избранное место жительство обеспечиваются органами местного самоуправления жилыми помещениями по установленным нормам, в том числе за счет государственных жилищных сертификатов на приобретение и строительство жилья, обеспечиваемых средствами из федерального бюджета, а также внебюджетных источников финансирования. Право на обеспечение жилой площадью на данных условиях предоставляется указанным гражданам один раз.

Согласно пунктам 1, 2.1, 14 статьи 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» в редакции, действующей на момент рассмотрения данного гражданского дела, военнослужащим - гражданам, обеспечиваемым на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями и признанным нуждающимися в жилых помещениях в соответствии со статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, по достижении общей продолжительности военной службы 20 лет и более, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более предоставляются жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно на основании решения федерального органа исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба, или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти по избранному постоянному месту жительства и в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными статьей 15.1 настоящего Федерального закона. Порядок признания указанных лиц нуждающимися в жилых помещениях и порядок предоставления им жилых помещений в собственность бесплатно определяются Правительством Российской Федерации.

Обеспечение жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более и которые до 1 января 2005 года были приняты органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, и совместно проживающих с ними членов их семей осуществляется за счет средств федерального бюджета по выбору гражданина, уволенного с военной службы, в форме предоставления:

жилого помещения в собственность бесплатно;

жилого помещения по договору социального найма;

единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения.

Обеспечение жилым помещением военнослужащих-граждан, имеющих общую продолжительность военной службы 10 лет и более, при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и членов их семей при перемене места жительства осуществляется федеральными органами исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, за счет средств федерального бюджета на строительство и приобретение жилого помещения, в том числе путем выдачи государственных жилищных сертификатов. Право на обеспечение жилым помещением на данных условиях предоставляется указанным гражданам один раз.

Порядок признания указанных в статье 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» лиц нуждающимися в жилых помещениях установлен постановлением Правительства Российской Федерации от 06.09.1998 N 1054 «О порядке учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, а также военнослужащих и сотрудников Государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства».

Согласно пунктам 6, 23, 24 и 26 указанного постановления Правительства Российской Федерации от 06.09.1998 N 1054 нуждающимися в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства за счет средств федерального бюджета признаются:

а) граждане, проходившие военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, федеральных органах исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, вооруженных силах и других воинских формированиях государств - участников СНГ, с которыми заключены соответствующие договоры, и уволенные с военной службы в запас или в отставку, прибывшие и вставшие на воинский учет по избранному постоянному месту жительства либо оставшиеся проживать по прежнему месту службы до получения жилья в избранном постоянном месте жительства, имеющие общую продолжительность военной службы 10 лет и более в календарном исчислении, а также сотрудники уголовно-исполнительной системы, прослужившие в учреждениях с особыми условиями хозяйственной деятельности Министерства внутренних дел Российской Федерации или Министерства юстиции Российской Федерации 10 лет и более в календарном исчислении, уволенные по следующим основаниям:

по достижении предельного возраста пребывания на военной службе;

по состоянию здоровья;

в связи с организационно-штатными мероприятиями;

б) семьи военнослужащих, погибших (умерших) в период прохождения военной службы, и семьи граждан, проходивших военную службу по контракту и погибших (умерших) после увольнения с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, имевших общую продолжительность военной службы 20 лет и более в календарном исчислении;

в) члены семей военнослужащих, погибших при выполнении задач в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах;

г) лица среднего, старшего и высшего начальствующего состава органов Министерства внутренних дел Российской Федерации, прослужившие в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях 15 лет и более в календарном исчислении, при увольнении со службы из указанных районов и местностей с назначением пенсии.

Поставленные на очередь военнослужащие и граждане, уволенные с военной службы, регистрируются в журнале учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий, который ведется органом местного самоуправления.

Из поставленных на очередь военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы, органом местного самоуправления составляется единый список очередников на получение (приобретение) жилья.

Снятие с очереди на получение жилых помещений или улучшение жилищных условий осуществляется по решению органов местного самоуправления, которыми военнослужащие и граждане, уволенные с военной службы, были поставлены на очередь по предложению общественной комиссии по жилищным вопросам. О принятом решении военнослужащим и гражданам, уволенным с военной службы, должно быть сообщено в письменной форме с указанием причин снятия с очереди в 3-месячный срок со дня принятия такого решения.

Анализируя вышеприведенные нормы, суд приходит к выводу о том, что постановлением Главы г.Саранска от 31 декабря 1997 года № 1686 «Об утверждении протокола городской жилищной комиссии» Резепов В.И. с семьей из 4-х человек с 19 декабря 1997 года как офицер запаса включен в льготную очередь на жилье под № 558 с нарушением ранее действовавшего и действующего в настоящее время законодательства, поскольку истец не мог быть признан нуждающимся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства, так как был уволен со службы в органах внутренних дел по основанию, не дающему ему право на обеспечение жилым помещением.

То есть при включении истца в льготную очередь на получение жилья имели место неправомерные действия должностных лиц.

Ссылка представителя истца Фадеевой Н.Н. на постановление Правительства Российской Федерации от 13 января 1996 года № 26 «О дополнительных мерах по обеспечению жильем военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы в запас или отставку, сотрудников органов внутренних дел, а также членов их семей и о программе строительства жилья для этой категории граждан на 1996-1997 годы» несостоятельна, поскольку указанным нормативным актом утверждена лишь Государственная целевая программа обеспечения в 1996-1997 годах жильем военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы в запас или отставку, сотрудников органов внутренних дел.

Данное постановление Правительства Российской Федерации от 13 января 1996 года № 26 не устанавливает категории военнослужащих, имеющих право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета, и порядок признания военнослужащих нуждающимися в улучшении жилищных условий.

Пункт 26 постановления Правительства Российской Федерации от 06.09.1998 N 1054 «О порядке учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, а также военнослужащих и сотрудников Государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства» не предусматривает такого основания для снятия с очереди на получение жилых помещений или улучшение жилищных условий за счет средств федерального бюджета, как неправомерные действия должностных лиц при постановке на очередь военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы, в органе местного самоуправления.

Согласно подпункту «е» пункта 26 указанного Постановления военнослужащие и граждане, уволенные с военной службы, снимаются с очереди на получение жилых помещений или улучшение жилищных условий за счет средств федерального бюджета в случае выявления в представленных документах, являющихся основанием для постановки на очередь, не соответствующих действительности сведений.

Документы, представленные Резеповым В.И. для постановки на очередь, за исключением выданного ему 14 апреля 1997 года и.о. начальника учреждения К-100 (фамилия неразборчиво) удостоверения о том, что Резепов В.И. в соответствии со статьей 35 Закона Российской Федерации от 21 июля 1993 года № 5473-1 часть 4 имеет право на льготы в обеспечении жилыми помещениями, соответствуют действительности.

Однако то обстоятельство, что истец был включен в льготную очередь военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы, ошибочно, вследствие неправомерных действий должностных лиц, само по себе не дает ему право состоять в этой очереди в дальнейшем.

Иное означало бы, что поставленный необоснованно в нарушение закона на льготную очередь военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы, гражданин не может быть снят с этой очереди, и получает возможность реализовать право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета, которого по закону не имеет, что недопустимо, так как противоречит требованиям добросовестности и справедливости.

Согласно статье 7 Жилищного кодекса Российской Федерации в случаях, если жилищные отношения не урегулированы жилищным законодательством или соглашением участников таких отношений, и при отсутствии норм гражданского или иного законодательства, прямо регулирующих такие отношения, к ним, если это не противоречит их существу, применяется жилищное законодательство, регулирующее сходные отношения (аналогия закона).

При невозможности использования аналогии закона права и обязанности участников жилищных отношений определяются, исходя из общих начал и смысла жилищного законодательства (аналогия права) и требований добросовестности, гуманности, разумности и справедливости.

В данном случае по аналогии закона может быть применен пункт 6 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, который предусматривает, что граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае выявления в представленных ими документах в орган, осуществляющий принятие на учет, сведений, не соответствующих действительности и послуживших основанием принятия на учет, а также неправомерных действий должностных лиц органа, осуществляющего принятие на учет, при решении вопроса о принятии на учет.

Доводы представителя истца Фадеевой Н.Н. о том, что истец снят с очереди нуждающихся в улучшении жилищных условий в нарушение статьи 6 Федерального закона от 29 декабря 2004 года № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации», статьи 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» и пункта 24 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 – 2010 годы, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 года № 153, не могут быть приняты судом во внимание по следующим мотивам.

Согласно статье 6 Федерального закона от 29 декабря 2004 года № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» граждане, принятые на учет до 1 марта 2005 года в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанные граждане снимаются с данного учета по основаниям, предусмотренным пунктами 1,3-6 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также в случае утраты ими оснований, которые до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма.

Как следует из материалов дела, информации, представленной по запросу суда начальником жилищного управления Администрации городского округа Саранск ФИО8 16 мая 2011 года и 24 мая 2011 года, Резепов В.И. был включен в льготную очередь офицеров запаса на получение жилой площади на основании постановления Совета Министров СССР от 7 сентября 1989 года № 734, Закона Российской Федерации «О статусе военнослужащих» от 22 января 1993 года № 4338-1. В общей очереди нуждающихся в улучшении жилищных условий Резепов В.И. не стоял.

Постановлением Главы Администрации городского округа Саранск от 20 августа 2010 года № 2142 Резепов В.И. исключен из списка очередности военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы, нуждающихся в получении жилья или улучшении жилищных условий, так как в 1997 году истец был включен в данный список очередности безосновательно в нарушение действующего законодательства. То есть фактически Резепов В.И. снят с учета по основанию, предусмотренному пунктом 6 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, что согласуется со статьей 6 Федерального закона от 29 декабря 2004 года № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации».

С доводом истца о том, что Администрация городского округа Саранск нарушила право истца на улучшение жилищных условий, так как с момента постановки его на очередь городская администрация никогда не высказывала сомнений в том, что Резепов В.И. не имеет права на получение жилья, вследствие чего истец не мог воспользоваться иными возможностями для улучшения своих жилищных условий, согласиться нельзя.

Само по себе нахождение истца длительное время в списке очередности военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы, нуждающихся в получении жилья или улучшении жилищных условий, не препятствовало ему улучшить свои жилищные условия каким-либо иным образом.

Исковое требование Резепова В.И. о возложении на Администрацию городского округа Саранск обязанности включить его в список граждан, уволенных с военной службы, на обеспечение жилыми помещениями в форме предоставления единовременной денежной выплаты на приобретение жилого помещения в соответствии со статьей 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» и пунктом 24 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 – 2010 годы, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 года № 153, не подлежит удовлетворению по следующим мотивам.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 г. N 153 утверждены Правила выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы (далее - Правила).

В силу абзаца 3 подпункта "г" пункта 5 Правил право на участие в названной подпрограмме (далее - Подпрограмма) имеют граждане, уволенные со службы из органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, содержащихся за счет средств федерального бюджета, по достижении ими предельного возраста пребывания на службе, или по состоянию здоровья, или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность службы которых в календарном исчислении составляет 10 лет и более, вставшие в органах местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий (получении жилых помещений) до 1 января 2005 г.

Как следует из названия и содержания Подпрограммы, она имеет своей целью обеспечение жилыми помещениями граждан Российской Федерации, перед которыми государство имеет такие обязательства в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Правила устанавливают порядок выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации Подпрограммы.

Государственный жилищный сертификат является именным свидетельством, удостоверяющим право гражданина на получение за счет средств федерального бюджета социальной выплаты (жилищной субсидии, субсидии) для приобретения жилого помещения (пункты 1 и 2 Правил).

Таким образом, лица, указанные в пункте 5 Правил (в том числе в абзаце 3 подпункта "г"), имеют право на получение государственного жилищного сертификата, подтверждающего право на получение социальной выплаты для приобретения жилого помещения.

В пункте 5 Правил не названы сотрудники органов внутренних дел Российской Федерации, уволенные из органов внутренних дел по выслуге срока службы, дающего право на пенсию, то есть на основании пункта "в" части первой статьи 58 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, и имеющие выслугу 20 лет и более (в календарном исчислении).

Законодательством Российской Федерации данные сотрудники не наделены правом на обеспечение жилой площадью посредством выдачи государственных жилищных сертификатов.

Положение Правил в части, ограничивающей участие в Подпрограмме граждан, уволенных со службы в органах внутренних дел Российской Федерации по выслуге срока службы, дающего право на пенсию, общая продолжительность службы которых в органах внутренних дел в календарном исчислении составляет более 20 лет, признано решением Верховного Суда Российской Федерации от 24 июня 2008 года № ГКПИ08-265 не противоречащим федеральному закону или другому нормативному правовому акту.

Согласно пунктам 21-22 Правил органы исполнительной власти организуют работу по проверке органами местного самоуправления или подразделениями документов, представленных в соответствии с пунктом 19 настоящих Правил.

По результатам проверки принимается решение о признании либо об отказе в признании гражданина участником подпрограммы.

Одним из оснований для отказа в признании гражданина участником подпрограммы является несоответствие гражданина требованиям, указанным в соответствующем подпункте пункта 5 настоящих Правил.

В целях предварительного распределения средств федерального бюджета на соответствующий год формируются списки граждан, изъявивших желание получить сертификат в планируемом году.

Для включения в такой список гражданин - участник подпрограммы в период с 1 января по 1 июля года, предшествующего планируемому, представляет в орган местного самоуправления, в котором находится его учетное дело, заявление о выделении сертификата в планируемом году.

Принятие органом местного самоуправления указанного заявления после 1 июля года, предшествующего планируемому, не допускается.

Орган местного самоуправления до 1 августа года, предшествующего планируемому, формирует список граждан, изъявивших желание получить сертификат в планируемом году, с разбивкой по категориям граждан, предусмотренным в пункте 5 настоящих Правил, и представляет его в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

(в ред. Постановления Правительства РФ от 08.05.2009 N 408)

Список формируется по каждой категории граждан в той же хронологической последовательности, в какой граждане - участники подпрограммы были поставлены на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий (получении жилых помещений).

Как установлено судом, Администрацией городского округа Саранск решение о признании Резепова В.И. участником подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 – 2010 годы не принималось.

Резепов В.И. не соответствует требованиям, указанным в пункте 5 настоящих Правил, вследствие чего на Администрацию городского округа Саранск не может быть возложена обязанность включить Резепова В.И. в список граждан, уволенных с военной службы, на обеспечение жилыми помещениями в форме предоставления единовременной денежной выплаты на приобретение жилого помещения в соответствии со статьей 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» и пунктом 24 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 – 2010 годы, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 года № 153.

То обстоятельство, что Резепов В.И. был указан в Сводном списке (заявке) на 1998 год получателей государственных жилищных сертификатов, граждан, уволенных с военной службы, само по себе правовым основанием для признания истца участником подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 – 2010 годы, и включения его в список граждан, уволенных с военной службы, на обеспечение жилыми помещениями в форме предоставления единовременной денежной выплаты на приобретение жилого помещения, не является.

В последующие 1999-2011 годы Администрация городского округа Саранск в Сводные списки граждан-участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» по Республике Мордовия Резепова В.И. не включала.

При таких обстоятельствах исковые требования Резепова В.И. к Администрации городского округа Саранск о признании незаконным постановления Главы Администрации городского округа Саранск от 20 августа 2010 года № 2142 в части снятия Резепова В.И. с учета нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий и возложении на Администрацию городского округа Саранск обязанности включить Резепова В.И. в список граждан, уволенных с военной службы, на обеспечение жилыми помещениями в форме предоставления единовременной денежной выплаты на приобретение жилого помещения в соответствии со статьей 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» и пунктом 24 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 – 2010 годы, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 года № 153, являются необоснованными и не подлежат удовлетворению.

Исходя из изложенного, оценивая достаточность и взаимную связь представленных сторонами доказательств в их совокупности, разрешая дело по представленным доказательствам, в пределах заявленных истцом требований и по указанным им основаниям, руководствуясь статьями 194-199 ГПК Российской Федерации, суд

решил:

отказать в удовлетворении исковых требований Резепову Виктору Ивановичу к Администрации городского округа Саранск о признании незаконным постановления Главы Администрации городского округа Саранск от 20 августа 2010 года № 2142 в части снятия Резепова Виктора Ивановича с учета нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий и возложении на Администрацию городского округа Саранск обязанности включить Резепова Виктора Ивановича в список граждан, уволенных с военной службы, на обеспечение жилыми помещениями в форме предоставления единовременной денежной выплаты на приобретение жилого помещения в соответствии со статьей 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» и пунктом 24 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 – 2010 годы, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 года № 153.

На решение суда может быть подана кассационная жалоба в Верховный Суд Республики Мордовия через Ленинский районный суд г. Саранска Республики Мордовия в течение десяти дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Председательствующий

Судья Ленинского районного суда

г. Саранска Республики Мордовия И.П. Ремнёва